Jtcase - портал о строительстве

При эксплуатации автомобиля возможна такая неприятность, как прокол шины. От этого никто не застрахован, так как наши дороги щедро посыпаны гвоздями и арматурой в самых неожиданных местах. Процедура замены колеса предполагает наличие нескольких важных деталей: баллонного ключа для откручивания гаек и шпилек, крепящих колесо к ступице, пары перчаток для работы, запасного колеса на замену и, конечно же, домкрата. Домкрат может использоваться для разных нужд, поэтому модельный ряд домкратов разнообразен и требуется грамотный подход к выбору этого устройства. Рядовой автолюбитель непременно задумается о том, какой автомобильный домкрат выбрать. Для начала нужно определить, для каких целей он нужен? Что конкретно вы будете им делать? Решить для себя, какой домкрат лучше, необходимо сразу, потому что есть риск выбрать самый лучший по всем параметрам домкрат, но он не будет подходить к вашему автомобилю.

На прилавках автомобильных магазинов есть разные виды домкратов. Необходимо разобраться в том, какие домкраты предназначены именно для вас и для постоянного присутствия в багажнике вашего автомобиля.

Специального назначения

Один из тех домкратов, которые не нужны обычному водителю – это подкатной домкрат. Конечно, у него есть свои преимущества. Один из них – это большая мощность и, соответственно, грузоподъемность. Такой домкрат способен поднять очень тяжелую машину. Еще один плюс – это то, что его не нужно таскать на руках, а достаточно подкатить под машину, это является большим плюсом, потому что катать легче, чем таскать, да и такие инструменты редко бывают чистыми. Подкатной домкрат удобен в использовании, ведь он требует всего пару взмахов рычагом для подъема автомобиля на нужную высоту. Спускать автомобиль на землю также удобно, потому что это действие, вообще, не требует усилий.

Однако у такого домкрата есть несколько больших минусов. Во-первых, подкатной домкрат очень тяжелый. Возить в багажнике, да и таскать в руках, если возникнет в этом необходимость, домкрат весом в 10 килограмм довольной проблематично. Во-вторых, такой домкрат очень неудобен в силу того, что он габаритный. Размеры его даже в сложенном состоянии довольно большие и займут приличную часть полезного объема багажника вашего автомобиля. В-третьих, для работы такого домкрата обязательно нужна ровная поверхность.

Обычно такие домкраты используют на СТО и в шиномонтажной мастерской, где его большие габариты не играют роли и есть ровная площадка.

В категорию ненужных простому автовладельцу домкратов относятся реечные домкраты. Реечные домкраты используются в основном для легковых вездеходов при проезде по песчаным грунтам. Плюс такого домкрата в том, что им можно поднимать автомобиль, зацепив за силовой бампер. Это очень удобно, когда автомобиль застрял в грязи по кромку дверей, и нет возможности установить домкрат под днище.

Такой домкрат можно использовать как лебедку для вытаскивания автомобиля из грязи, при наличии необходимых инструментов, точки опоры и навыков. Реечный домкрат обладает большой грузоподъемностью, которая напрямую зависит от высоты домкрата, плюс такой домкрат имеет всего одну точку опоры, что опять же удобно на бездорожье, где нет возможности найти ровную площадку. Но этот вид домкрата неудобен для обычного водителя, который не ищет приключений там, где нет ровного, прочного покрытия. Такой домкрат очень громоздкий и тяжелый, он будет занимать много места в багажнике автомобиля.

Гидравлический. Существует такой вид домкрата, который предназначен только для грузовых автомобилей. Это гидравлический домкрат. Плюс такого домкрата в том, что, обладая небольшими размерами, он способен поднять очень большую машину. Мощности такого домкрата хватит, чтобы поднять грузовую машину весом в 20 тонн, например, такую как КамАЗ. Понятно, что он даже не почувствует нагрузки от поднятия легковых автомобилей. Но понятно и то, что обычному человеку такой домкрат просто не нужен. Рядовому автолюбителю он просто не нужен. К тому же стоит такой домкрат очень дорого. А зачем переплачивать 2–3 цены за ненужные функции.

Винтовой. В магазине автозапчастей неопытному покупателю могут предложить купить винтовой домкрат. Он, несомненно, лучше и практичнее чем другие виды домкратов и к его плюсам можно отнести подъем автомобиля на большую высоту. Такой простой по конструкции домкрат использовался еще в Советском Союзе и им комплектовали автомобили ВАЗ. Но, увы, время этого домкрата уже давно прошло, из-за несовершенной конструкции и недолговечности он ушел с прилавков автомагазинов. Поэтому, если вы не разбираетесь в данном вопросе, попросите осведомленных в этом вопросе знакомых сходить с вами в магазин. Велик риск купить расхваленную продавцом продукцию, конструкция которой давно устарела.

Есть узкоспециальные домкраты, которым нет равных в своем сегменте. Например, телескопический домкрат. Плюсы этого домкрата – это способность поднять автомобиль на большую высоту. Этот домкрат нужен тем, кто обладает автомобилем с большим клиренсом. Обычный домкрат просто не дотянется до порога такого автомобиля, не говоря о том, чтобы поднять его на нужную высоту. Такой домкрат обладает большим запасом мощности, но довольно дорогой и тяжелый. Соответственно, не очень удобен в пользовании. К тому же громоздкая конструкция будет занимать много места в багажнике вашего автомобиля.

Удобные домкраты

Первый удобный для использования механический домкрат – это бутылочный домкрат . Удобство этого домкрата в том, что он обладает скромными размерами, большой грузоподъемностью и прост в обращении. Именно такой вид домкрата пользуется популярностью среди простых водителей. Механизм простой и надежный. В бутылочном домкрате использована система давления масла, благодаря которой он и работает. Скромные размеры и небольшой вес практически выводят бутылочный домкрат в лидеры по удобству. Большое пятно контакта позволяет быстро найти удобное положение под днищем автомобиля. Цена невелика относительно других видов домкратов, примерно 1500 рублей.

Самым лучшим домкратом по соотношению цена-качество является ромбический домкрат . Домкрат прост и состоит всего из нескольких деталей. Именно ромбический домкрат до сих пор удерживает лидерские позиции на рынке. Цена домкрата примерно 600-1500 рублей. За эти деньги вы получаете простой домкрат. Настолько простой, что ломаться в этой системе просто нечему. Домкрат обладает самыми скромными размерами и в сложенном состоянии занимает насколько мало места, что его можно положить в нишу запасного колеса. Вес крайне мал и составляет около 1 килограмма. Такой домкрат будет служить вам долго, и вспоминать вы о нем будете только в моменты необходимости. Мощность домкрата позволяет поднять автомобиль весом до 2 тонн. Несомненно, ромбический домкрат является самым правильным выбором среди всех претендентов. Удобный и простой в использовании домкрат – это лучший вариант среди всех предложений на рынке.

Какой домкрат нужен вам

Как выбрать домкрат именно для вашей машины? Если домкрат нужен для сезонной замены колес и замены спустившего колеса, то главным критерием здесь будет грузоподъемность домкрата. Для того чтобы выбрать домкрат по этому параметру для начала узнайте снаряженную массу вашего автомобиля. Сделать это просто, нужно только заглянуть в технический паспорт вашего автомобиля. Выбирать домкрат нужно с запасом мощности. Это необходимо для того, чтобы не перегружать домкрат и не оставался большой запас мощности. К тому же, чем меньше напрягается домкрат, тем больше он вам прослужит.

Не стоит выбирать дорогие домкраты громких иностранных брендов. Самый простой отечественный домкрат будет служить вам долгие годы, радуя безотказной работой. Случаи выхода из строя домкратов очень редки. Чем проще конструкция, тем меньше вероятность поломки.

Теперь загляните под днище автомобиля и посмотрите на гнездо под домкрат. Какая форма этого гнезда? Этот вопрос будет решающим при выборе домкрата. Опорное пятно контакта должно быть подходящим по форме иначе велик риск замять гнездо для подъема машины или днище автомобиля.

Выбрать домкрат не так то и просто. Предложений на рынке очень много и сделать правильный выбор очень важно. Ведь если вы купите громоздкий и тяжелый домкрат, который будет неудобен в использовании, то вы просто не будете им пользоваться. А занимать место в багажнике он будет очень долгое время.

Видео

Подробнее о видах домкратов, их преимуществах и недостатках в видеоматериале:

Слово домкрат голландского происхождения, как, кстати, и многие такелажные термины
в русском языке. Не возьмемся утверждать однозначно, но очень похоже, что их вхождение в русский язык произошло при Петре Первом. Слишком уж много заимствований из голландского и немецкого языков в одно и тоже время: от слова «анкер» (крепежная деталь или сходная по форме часть механизма часов - по-немецки Anker, буквальный перевод - якорь) до стропа (по-голландски «петля»). Устройство домкрата (от голландского dommekracht) достаточно старого происхождения и известно с древности.

Существуют 2 популярные легенды связанных с эти механизмом.
Первая гласит, что в древности (правда, мы не нашил упоминания в серьезных источниках и не готовы определить, что это за «древность») домкратом ломали городские ворота при штурме. Технически это в принципе возможно, а многие популярные устройства имеют военное происхождение. Далее легенда гласит, что конструкция устройства была украдена и продана, став едва ли не первым случаем промышленного шпионажа.
Другая легенда связана с происхождением автомобильного домкрата. Его изобретателем принято считать Питера Лунати (Peter Lunati). Он занимался ремонтом машин в 20-х годах 20-го столетия в США. А идея создания автомобильного подъемника с центральной гидравлической стойкой запитанной от ручного (в первых версиях) гидроагрегата, посетила его в парикмахерской. Там мастер, подстригая его маленького сына, легко поднял кресло на нужную высоту с помощью простого гидравлического устройства с ручным (вернее ножным) приводом-насосом. В 1925 году наблюдательный американец построил первый в мире автомобильный гидравлический подъемник.

Немного из нашего прошлого. *

На заре отечественной автопромышленности, первыми, стали винтовые домкраты без редуктора. Довольно увесистая и очень прочная штуковина, оснащенная простейшим механизмом для фиксированного подъема и опускания, в случае необходимости нередко использовался в пути в качестве наковальни, когда возникала потребность что-либо расклепать или выпрессовать. Многие старые водители до сих пор вспоминают о нем с теплотой. Но для установки его требовалось по-пластунски подползать под машину и в таком положении производить подъем, что вызывало немало неудобств. К тому же для его производства расходовалось много металла, с экономической точки зрения - это роскошь.

Прогресс автомобильной промышленности подвигнул конструкторскую мысль к изобретению новых типов конструкций домкратов. Появились серийные реечные домкраты отечественного производства. Надежность, которых зависела от пружины и состояния зубчиков фиксатора подъемного механизма. Надо признать, что качество их было не на высоте и после уже не продолжительной эксплуатации домкрата, случаи падения возникали все чаще. С покупкой "Фиата" и строительством автозавода в Тольятти начался выпуск "Жигулей" которые комплектовались рычажным реечным домкратом с редуктором. Приспособление получилось весьма надежным для легковых автомобилей, но уключину для личинки домкрата на коробах "Жигулей" быстро съедала коррозия. И уже "восьмерки" стали комплектоваться рычажно-винтовым ромбовидным домкратом, который не так требователен к месту его установки. Качество подобного устройства вызывает до сих пор массу нареканий из-за низкого качества металла, применяемого при его изготовлении.

Грузовой транспорт требовал надежных, мощных и компактных домкратов. На смену винтовым пришли гидравлические домкраты. Сначала пятитонные - "ГАЗоновские" надежные, эксплуатировавшиеся с успехом по много лет. Ими комплектовались и автомобили "ЗИЛ". Но уже для автомобиля "МАЗ" подобное устройство оказалось непригодным из-за малой грузоподъемности. Непригодным домкрат оказался и для автомобиля "УРАЛ", в связи с малым ходом штока, чтобы поднять мост требовалось под опору домкрата подкладывать объемную подложку. Для "УРАЛов" специально разработали домкрат гидравлический двухштоковый, который избавил водителей возить с собой отрезки железнодорожных шпал.

Лежа под машиной
С появлением на родных просторах автомобилей "КАМАЗ" водители получили один из лучших домкратов советского прошлого. Его грузоподъемность 10 тонн. Бутылочного типа, обладающих комфортной массой для устройств подобного рода. Безупречная надежность и удобство в работе сделали "камазовский" домкрат любимым приспособлением всех водителей и особенно дальнобойщиков. Даже водители, работающие на грузовиках импортного производства, прилагали все усилия для получения в свое распоряжение штатного "камазовского" домкрата. Чехословацкие, например, идущие в комплектации автомобиля "Шкода", не шли ни в какое сравнение по надежности с отечественным устройством. Большинство водителей занятых в перевозках грузов на дальние расстояния, и все "колдуны" (была и такая категория водителей, которая занималась перевозками частных грузов, запрещенных законодательством того времени) поголовно, непременно возили с собой по два домкрата. В случаях, когда взрывались оба колеса на одной ступице, благодаря максимальной загрузке, что часто происходило в летний зной, поднять мост автомобиля одним домкратом - невозможно. Для этого не хватает длины хода штока и требуется подставить другой домкрат для подъема машины на требуемую высоту. Можете представить всю "комфортность" подобной работы? А если такую работу еще и надо выполнить в условиях осенней распутицы?
Когда домкрат как в масло уходит в мягкий грунт. Тут потребуется и незаурядная смекалка и предусмотрительность, если водитель не имеет в своем арсенале деревянных подложек, то смена пробитого колеса на запасное становится сущим адом.

Несмотря на все вышеперечисленные неудобства, возникающие при работе с домкратами, они значительно облегчили и без того нелегкий труд водителей-профессионалов. Ведь использование домкрата не ограничивается только заменой пробитого колеса. Их применяют для выполнения различных работ. Предположим, опорная "лапа" полуприцепа пришла в негодность, для ее замены потребуется автокран или как минимум кран-балка, но небольшой домкрат сводит на нет участие в ремонте этот вид подъемных устройств. Или рассмотрим более трагическую ситуацию, после ДТП требуется освободить водителя, зажатого искореженным металлом кабины и тем самым спасти человеку жизнь - без домкрата не обойтись. Именно таким образом, гениальность изобретения, на наш взгляд, во многом определяется расширением сфер его применения.

* Этот обзор недавнего прошлого и современности применения домкратов принадлежит авторству профессионального водителя дальнобойщика, который совсем недавно покинул кабину уйдя на пенсию. Даже для нас в нем было немало нового.

Copyright Liftcenter полное или частичное копирование без письменного разрешения запрещено.

Гидравлические домкраты от своих механических собратьев в первую очередь отличаются величиной физических усилий, прилагаемых человеком, для выполнения одинаковой работы. Так вот, при работе с гидравликой, эти усилия в разы меньше, даже если их привод работает от мускульной силы человека.

Возможности гидравлических домкратов разительно отличаются от возможностей, как механических, так и пневматических собратьев. Основные особенности:

  • грузоподъемность от 1,5 до 200 тонн (в отдельных случаях – до 1000 тонн);
  • высокий КПД – приближается к 80%;
  • небольшое рабочее усилие;
  • плавность хода;
  • высокая жесткость конструкции.

К недостаткам большинства гидродомкратов можно отнести изначально большую высоту большинства приборов и необходимость технического обслуживания в процессе эксплуатации.

Устройство и принцип работы гидравлического домкрата мы рассмотрим на примере самого распространенного их типа – бутылочного плунжерного гидравлического домкрата. Они бывают на разную подъемную мощность -3 т, 5т, 10т и.т.д.

Все достаточно просто: в цилиндре находится поршень и либо в отдельном резервуаре, либо в том же цилиндре над поршнем находится гидравлическое масло – рабочая жидкость домкрата.

В действие гидродомкрат приводит плунжер – маленький насос, нагнетающий через перепускной клапан масло в полость под поршнем. За счет разницы диаметров плунжера и цилиндра домкрата минимизируется прилагаемое усилие. Закачанная под поршень жидкость выталкивает его, производя подъем находящегося над ним груза.

Опускание домкрата выполняется путем медленного стравливания гидравлического масла из-под поршня в верхнюю часть цилиндра или в резервуар.

В этом и заключается принцип действия всех гидравлических домкратов.

Другое дело, что не все они снабжены плунжерным насосом, и в роли плунжера может выступать как отдельный ручной прибор, подключаемый к домкрату, так и гидростанция

И теперь самое время более детально рассмотреть разновидности гидродомкратов, места и способы их применения.

Разновидности гидродомкратов, их достоинства и недостатки

Первые из упомянутых, наиболее распространенные и известные – домкраты бутылочного типа, их часто (по наиболее классическому применению) называют автомобильными гидродомкратами.

Их линейка у большинства производителей начинается от полуторатонных и достигает 15 – 20-тонных модификаций. Они просты по конструкции, компактны в укладке и неприхотливы в обслуживании, они способны долгие годы верой и правдой прослужить рачительному автовладельцу.

Собственно, техническое обслуживание, в большинстве случаев, сводится к проверке уровня масла, его доливке при необходимости, и периодической холостой прогонке домкрата, чтобы во время работы могли смазаться все его детали, сработать пружинки и провернуться шарики перепускного клапана, что предупредит их залипание из-за редкой эксплуатации и не приведет к неработоспособности устройства в критической ситуации.

Как раз из-за возможности утечки масла, хранить бутылочные гидродомкраты лучше все же в вертикальном положении.

Ремонт таких домкратов производится крайне редко, но если домкрат работает на износ – к примеру, на станции техобслуживания или на другом производстве, то он чаще всего сводится к замене манжет поршня и плунжера, резиновых уплотнителей, реже – пружин и шариков перепускного клапана.

Достоинства бутылочного гидравлического домкрата:

  • компактность;
  • устойчивость;
  • долговечность;
  • малое прилагаемое усилие;
  • универсальность использования – кроме автотранспорта такие домкраты используются в строительстве, на жд транспорте, в качестве силового узла для трубогибов и труборезов;
  • простота ремонта.

Именно такие домкраты являются основными и практически безальтернативными на грузовом автотранспорте.

К их недостаткам относят:

  • большую начальную высоту;
  • незначительную высоту подъема;
  • невозможность работы в невертикальном положении.

Сейчас автомобильные гидродомкраты выпускаются в удобной компактной упаковке, делающей их укладку и хранение в автомобиле, особенно при дальних поездках, весьма удобной и аккуратной, предотвращающей порчу вещей, перевозимых в багажном отделении возможным попаданием масла.

Кстати, форма ящичков и расположение ручек прозрачно намекает на вертикальное хранение домкратов бутылочного типа. А вот подкатной гидравлический домкрат лишен этих недостатков, правда он и подороже, и менее компактен, но в качестве именно автомобильного домкрата не уступает бутылочному, а в некоторых случаях и превосходит его, в частности:

  • при работе на площадках, имеющих уклон;
  • имеет значительно меньшую высоту подхвата;
  • проще передвигается и устанавливается под автомобилем благодаря колесам;
  • обладает большей высотой подъема (от 300 до 400 мм).

Еще одна, на наш взгляд, интересная модель автомобильного домкрата создана на соединении двух видов этого устройства: ромбического винтового и гидравлического. Это, безусловно, домкрат гидравлический, но его усилие при помощи рычагов передается на ромбическое подъемное устройство, обладающее неоспоримыми преимуществами:

  • низкой высотой подхвата;
  • отсутствием отклонений в вертикальной плоскости при подъеме;
  • большой высотой подъема.

Мы будем не правы, если не упомянем о некоторых менее известных, но от этого не менее полезных представителях гидродомкратов.

Выбор гидравлического домкрата для своих целей

Кроме чисто автомобильных, или вернее будет сказать: преимущественно автомобильных, существуют другие гидравлические домкраты, которые не только выталкивают поршень, но и втягивают его.

Причем, могут это делать как с одной стороны, так и с двух. Эти, и подобные им, домкраты наиболее активно используются при кузовном ремонте автомобилей или на подобных производствах.

Они, как правило, не имеют своего плунжера и используются с внешним маслонагнетающим устройством: либо ручным, либо электрическим.

То же внешнее устройство нужно и гидравлическим домкратам со ступенчатой высотой подъема или же с фиксацией гайкой.

Это специфические домкраты, чаще используемые на производстве, но в условиях автомастерской, занятой в т.ч. ремонтом грузовой техники, они могут стать незаменимыми помощниками, учитывая их:

  • исключительную надежность и долговечность;
  • высокую (значительно большую, чем у бутылочных гидродомкратов) грузоподъемность;
  • отсутствие необходимости дополнительной фиксации груза;
  • отсутствие необходимости в приложении человеческих усилий при подъеме вообще.

Остается в этом разделе упомянуть еще об одном несколько специфическом и не особо знакомом большинству пользователей, виде гидродомкрата – гидропневматическом домкрате.

Собственно, зачастую он имеет и плунжер для чисто механической работы, но снабжен еще и пневматическим приводом для перекачивания масла. Использовать его удобно либо в гараже, снабженном компрессором, либо на автомобиле, оборудованном этим же устройством.

Кроме того, наши китайские друзья уже предлагают приставку к обычному бутылочному гидродомкрату, превращающую его в гидропневматический.

Как вы видите, и сферы применения гидравлических домкратов и выбор вариантов их исполнения более чем широки. Поэтому напоследок об одной из наиболее часто встречающихся самоделок с использованием гидродомкрата – прессе.

Несложные в техническом плане и простые для самостоятельного изготовления приспособления помогут превратить ваш гидравлический домкрат в очень полезную в домашнем хозяйстве установку. В гараже она поможет вам запрессовать и выпрессовать подшипники и сайлент-блоки, в домашней мастерской – склеить деревянные бруски в прочное полотно и переплести старую, но очень ценную книгу.

Ей под силу даже выдавить сок из фруктов из вашего сада при наличии соответствующих емкостей.

Могут быть и другие конструктивные решения вашего домашнего пресса, но главным движителем выступает гидравлический домкрат. А еще нам кажется, что конструкция такого простенького трубогиба, может натолкнуть на очень продуктивные мысли вдумчивого читателя с инженерным складом ума.

А если такое произойдет, мы надеемся, вы поделитесь этим с подписчиками нашего сайта.

Уважаемые читатели, если у вас остались вопросы, задавайте их, используя форму ниже. Мы будем рады общению с вами;)

Для поднятия кабельных барабанов на небольшую высоту, используется в качестве отдающего устройства при перемотке и прокладке кабеля .
Основной принцип действия кабельных домкратов : через центральное отверстие кабельного барабана продевается ось домкрата, на ось устанавливаются центрирующие конусы или втулки , поджимные башмаки продвигаются по оси до щеки барабана и фиксируются зажимом. Стойки кабельного домкрата устанавливаются по обе стороны барабана, обеспечивая рабочий зазор между щекой барабана и конструкцией стойки, (обычно 100 мм), значительное увеличение этого зазора повлечет за собой увеличение изгибающего момента на оси, а как следствие - возможную поломку. Далее совмещаются ложементы с осью и задействуется механизм подъема, будь то винтовая пара, гидравлика или рычажная система. Подъем осуществляется на высоту, обеспечивающую компенсацию неровностей щек барабана плюс гарантированный зазор между щекой и поверхностью, на которой стоят стойки, обычно это порядка 50 - 100 мм
Основные узлы кабельного домкрата :

  • подъемный механизм,
  • ложемент,

Кабельные домкраты классифицируются :
1. По принципу действия :

  • Винтовые кабельные домкраты - это домкраты, работающие по типу винтовой пары (винт-гайка) при этом, как правило, в процессе подъема кабельного барабана гайка имеет вращательное движение, а винт - поступательное. Винтовые кабельные домкраты, в свою очередь, подразделяются на:
  • толкающие
  • тянущие.
  • Гидравлические кабельные домкраты - это домкраты, в которых в качестве подъемного механизма используется гидравлический цилиндр или гидравлический домкрат. Подъем кабельного барабана осуществляется путём возвратно-поступательных движений ручки гидростанции или гидравлического домкрата.
  • Рычажные кабельные домкраты - это домкраты, в которых подъем кабельного барабана осуществляется с помощью рычага , требуемое усилие развивается за счет разницы плеч рукоятки и ложемента относительно точки опоры.

2. По конструкции ложемента :

  • с подвижными элементами - это кабельные домкраты, обеспечивающие облегчённое вращение установленной на них оси, применяются при необходимости обеспечить малое сопротивление при размотке кабеля, к недостаткам такого ложемента можно отнести инерционность системы, то есть при размотке барабан, приняв некоторую частоту вращения, в силу большой массы обладает приличной инерцией и, как следствие, долго останавливается после снятия тянущего усилия;
  • c неподвижным местом установки оси.

3. По конструкции оси

  • кабельные домкраты с подшипниками
  • кабельные домкраты без подшипников.

Аксессуарами кабельных барабанов являются:

  • Поджимные башмаки на ось - для исключения перемещения барабана по оси во время перемотки кабеля
  • Центрирующие конусы - для плавного и безопасного разматывания кабеля и центрирования кабельного барабана относительно оси, на которой барабан установлен
  • Колесные опоры - для удобства перемещения

Кабельные домкраты обеспечивают возможность размотки кабеля с кабельных барабанов различных типоразмеров.

Люди издревле сталкивались с проблемами подъема большого груза на высоту, для этого обычно привлекалось много людей, и возводились громоздкие конструкции, которые не всегда обладали сверхпрочностью, а потому зачастую ломались, провоцируя человеческие жертвы. Выход из положения появился с изобретением такого станка, как гидравлический домкрат, что широко используется и сегодня. Подобная установка в отличие от лебедок имеет большую надежность и способна поднимать большие грузы при меньших затратах.

Предназначение гидравлического домкрата

Сегодня нельзя представить проведение ремонтных работ на автомобиле, будь то ремонт подвески или смена колеса, без применения домкратов - специальных механизмов, что предназначены для подъема тяжелого груза и фиксации его на требуемой высоте. Наиболее эффективными являются гидравлические домкраты, где рабочее усилие создается при помощи гидравлического масла и поршня.

Первые механические домкраты появились ещё в древности. А идеи создания схемы гидравлического домкрата специально для автомобиля, возникла непреднамеренно. Ремонтник Питер Лунати данную идею подсмотрел в парикмахерской, удивившись, как просто мастер стрижки фиксирует на определенной высоте гидравлическое кресло. В 1925 году был сделан сложный платформенный подъёмник с гидравлической стойкой для автомобиля.

Гидравлические домкраты отличаются грузоподъемностью, что составляет от одной до нескольких сотен тонн, что позволяет их применять при ремонте грузовых машин и другой тяжелой техники.
В качестве грузов используются корпуса машин или настила полов, плиты фундамента и колонны. Зависимо от целей применения, такое оборудование имеет различные габариты и конструкцию.

Гидравлический домкрат используется для перемещения, поднятия и фиксации грузов. Устройство используется в сфере общеслесарных и шиномонтажных работ, а также незаменимо при проведении подготовки машины к долгой поездке для создания балансировки: колесо с помощью домкрата снимается и на специальном оборудовании балансируется.

Современные гидравлические домкраты нашли широкое применение не только на СТО и в автосервисах. Они успешно используются на нефтеперерабатывающих предприятиях, электростанциях и других промышленных комплексах. Высочайший уровень производительности и легкость работы позволили эту технологию внедрить в бытовую среду, поэтому у многих хозяев в гараже имеется гидравлический домкрат.

Данное оборудование способно работать в горизонтальных и вертикальных плоскостях, поэтому оно широко используется на строительно-монтажном полигоне и для натяжения арматурных конструкций из напряженного железобетона.

Конструкция гидравлического домкрата

Основными несущими элементами гидравлического домкрата являются корпус, рабочая жидкость, как правило, масло и выдвигаемый поршень. Гидравлический домкрат имеет удлиненный или короткий корпус, что изготавливается из закаленной стали. Корпус выполняет такие функции: выступает для поршня направляющим цилиндром и является резервуаром для рабочего масла.

Винт с подъемной пятой вворачивается в плунжер, выворачивая винт, поэтому при надобности получается увеличивать максимальную высоту подъема. Домкрат данного вида оснащен гидравлическим насосом с ручным, ножным или воздушным приводом. В устройстве гидравлического домкрата предусмотрены клапаны безопасности и прочие устройства для создания долгой безаварийной работы.

Подъемный механизм и выдвижной гидравлический цилиндр, поднимаемый специальную площадку вверх, находятся в отверстиях корпуса. Спуск происходит при помощи поворота Т-образной ручки. Оборудование имеет полиамидные колеса, обеспечивающие домкрату маневренность. Корпус удлиненного тира используется, в основном, для работы с автобусами и большегрузными машинами.

Принцип работы гидравлического домкрата

Работает любой гидравлический домкрат по принципам сообщающихся сосудов с использованием жидкости. Перед работой необходимо расположить домкрат на ровной твердой поверхности под автомобилем и нажимать при закрытом клапане на рычаг, пока машина не поднимется на требуемую высоту. Спуск автомобиля осуществляется при помощи плавного открытия клапана аппарата против часовой стрелки.

Перекачивается рабочее гидравлическое масло приводным насосом с помощью рычага. Жидкость попадает в цилиндр через клапан и выдавливает его. Обратному перетеканию жидкости будут препятствовать клапана - нагнетательный и всасывающий. Чтобы обратно опустить домкрат, необходимо на насосе открыть клапан, тогда из цилиндра масло перетечет назад в насос.

Наличие на корпусе домкрата резьбы, которая защищена грязезащитным кожухом, резьбы на штоке и резьбовых отверстий в основании гарантирует неограниченные возможности использования и работы гидравлических домкратов для опрессовки, зажима и гибки. Высокопрочная опора, что изготовляется из закаленной стали и устанавливается на шток, способна предохранить гидравлический домкрат от повреждений. Рифленая поверхность опоры предотвращает скольжение грузов. Усилие гидравлических домкратов регулируют встроенным манометром.

Достоинства и недостатки гидравлических домкратов

Гидравлические домкраты являются одними из наиболее неприхотливых при всей своей мощности. Важной особенностью гидравлики является несжимаемый рабочий материал. Отсюда - плавность опускания и подъема, фиксация груза на нужной высоте и точность торможения. Гидравлические домкраты демонстрируют высокий уровень КПД - до 80% и значительную грузоподъемность - до 200 тонн при небольшом усилии за счет большого передаточного отношения между поверхностями поперечного сечения плунжера насоса и цилиндра.

Но у гидравлических домкратов начальная высота подъема намного выше, чем у механических моделей. Еще одна трудность - невозможность точного регулирования высоты опускания. Для поддержания в рабочем состоянии домкрата необходимо постоянно следить за уровнем масла, контролировать герметичность клапанов и сальников. Транспортировать и хранить такие домкраты можно исключительно в вертикальном положении, так как в противном случае жидкость может из резервуара вытечь.

Недостатки гидравлических домкратов вытекают из достоинств. Они являются относительно медлительными - один цикл работы насоса соответствует не слишком большой высоте подъема. К недостаткам относят большую массу и размеры, высокую цену гидравлического домкрата, а также небольшой ход для одноплунжерных моделей. Кроме того, зачастую у названных инструментов происходят более серьезные поломки и неисправности, чем у механических устройств.

Классификация гидравлических домкратов

Выделяют несколько разновидностей гидравлических домкратов.

Бутылочные гидравлические домкраты

Конструкция бутылочного (вертикального) гидравлического домкрата является самой простой. Сфера использования таких домкратов является достаточно широкой в силу большого диапазона поднимаемого веса - от 2 до 100 тонн. «Бутылки» применяют в грузовом автотранспорте. Помимо главных достоинств гидравлического домкрата, вертикальные модели обладают еще несколькими - это универсальность использования, компактность и большая площадь опоры.

Бывают бутылочные домкраты одноштоковыми и двуштоковыми. Гидравлический одноштоковый аппарат отличается простотой конструкции и удобством эксплуатации, что расширяет области его использования и позволяет выполнять работу любой сложности: монтаж и демонтаж в машиностроении, строительстве, ремонт автомобилей, колес железнодорожных вагонов, применение в качестве силового узла пресса, трубогиба, трубореза и подобного инструмента.

Телескопический двуштоковый домкрат имеет схожую конструкцию с бутылочным аппаратом, принцип работы гидравлического домкрата бутылочного типа базируется на использовании нескольких рабочих штоков. Поршень находиться в основе телескопического домкрата. Его можно применять в горизонтальной и вертикальной позиции. Он компактный и подходит большинству машин. Подьем происходит с помощью подьемного рычага, приводящегося в действие гидравлическим цилиндром.

Подкатные домкраты

Работает подкатный домкрат по аналогичному принципу, что и бутылочный, но с отличием, что ось рабочего цилиндра располагается не в вертикальной оси, к тому же поршень не совмещается напрямую с подхватом и подъемный рычаг приводит в действие. Подкатным данный аппарат назван потому, что из себя представляет тележку на колесах, который может катиться по ровной поверхности. Домкрат при подъеме подхвата и рычага «подкатывается» или смещается под груз.

Такой домкрат приводиться в движение таким же качанием рычага, как и бутылочные модели, опускается аналогично - поворотом клапанного винта. При необходимости опускания груза вниз необходимо насадить трубчатую рукоятку на клапанный винт, после чего перегородка войдет в паз этого винта. Вращая рукоятку вокруг своей оси, пользователь вращает и винт соответственно, сбрасывая в рабочем цилиндре давление и опуская на необходимую высоту груз.

Чаще всего подкатный домкрат можно встретить на станции шиномонтажа, потому что он подходит идеально для подъема одной стороны машины, достаточно быстрый в работе и монтаже. Недостатки у подобной конструкции вытекают из названия - подкатному домкрату для работы нужна ровная твердая поверхность, бетон или асфальт. Кроме того, существенный размер и вес затрудняют перевозку агрегата в автомобиле.

Подкатные домкраты классифицируются по назначению, как на фото гидравлических домкратов:

  • Для личного использования автомобилистой, грузоподъемностью до 3 тонн;
  • Для автосервисов и шиномонтажных мастерских, грузоподъемностью до 4 тонн и с наличием педалей предварительного подъема для моментального достижения требуемой высоты подхвата;
  • Для обслуживания тяжелых машин и специальной автотехники (автопогрузчиков), грузоподъемностью до 20 тонн и с наличием педалей предварительного подъема и раздвижной траверсы, что предназначена для поднятия одной стороны машины.

Трансмиссонные подкатные домкраты оснащены специальной поворотной рамой. Здесь проявляется во всей красе плавность и точность хода гидравлических домкратов. Коробка передач автомобиля, что монтируется или демонтируется, может точно фиксироваться в горизонтальной или вертикальной плоскости в нужном положении.

Гидравлические гибриды

Домкраты двухуровневые нужны преимущественно в автосервисах, где работают с разными автомобилями. К особенностям данного приспособления относят две подъемные площадки. Чертеж гидравлического домкрата двухуровневого в целом представляет из себя гибрид подкатного и бутылочного домкрата. А если быть точнее - двухуровневое домкрат используют в на высоте 65 - 375 миллиметров от земли в качестве подкатного и на высоте 375 - 687 миллиметров в качестве телескопического. При работах с подъемным механизмом используют ручной рычаг и ножную педаль.

Пневмогидравлический домкрат в себе сочетает гидравлику и пневматику. Он может быть изготовлен в подкатном решении, имеет грузоподъемность в пределах 2 - 80 тонн. Начальная высота подхвата - низкая. Применяется исключительно как оборудование для автосервиса.

Зацепные домкраты

Низкоподхватные зацепные домкраты широко используются везде, где нужна малая высота подхвата: для установки и демонтажа разного оборудования, для поднятия полотна на железной дороге, а также в автомастерских. Именно подобная низкая высота подхвата, что составляет от 15 миллиметров, с возможностями пошаговой ее регулировки является при сборке механизмов очень удобной и выступает визитной карточкой зацепного домкрата. А вот в основе данного домкрата лежит простое устройство бутылочного типа.

Ромбовые домкраты

Гидравлический ромбовый домкрат в основном требуется для подъема машин при ремонте. Он характеризуется высокой надежностью, если сравнить его с винтовым сородичем, и в простоте использования ему практически не уступает.

В ромбовом домкрате в качестве несущих элементов выступают четыре рычага, что соединены шарнирами. Схема работы гидравлического домкрата и подъем грузов базируется на изменении углов между рычагами. К достоинствам ромбовых домкратов причислят небольшие габариты, что обеспечивает удобное хранение, транспортировку и вместе с этим значительную опорную поверхность и жесткость конструкции. Относительно невелика высота подхвата.

Изготовление гидравлического пресса

Когда автолюбитель самостоятельно обслуживает весь свой автопарк, одним из самых необходимых инструментов является пресс. Предлагаем вам изготовить своими руками пресс из гидравлического домкрата, который станет надежным соратником при выполнении целого перечня работ. При его помощи можно отверстия пробивать в разных материалах, запрессовывать вставки и втулки, прессовать отходы металлообработки.

Собрать гидравлический пресс не так уж сложно. Вам понадобиться для этого сварочный аппарат с требуемым количеством сварочных электродов, слесарная ножовка, угловая шлифовальная машина с диском по металлу, стальной толстостенный профиль для выполнения конструкции пресса. Функции силового агрегата, оказывающего нужное рабочее давление, выполняет гидравлический домкрат.

Первым узлом гидравлического пресса выступает опорная платформа для домкрата. Так как полученное давление будет являться пропорционально приложенным к основанию и верхним рабочим узлам, прочность основы должна быть максимальной. Достичь этого получится, сделав на основе несколько ребер жесткости. Для изготовления основы возьмите стальной квадратный или прямоугольный профиль, что имеет размер 40 на 50 или 50 на 50 миллиметров и отрежьте 4 детали длиной около 250-300 миллиметров при помощи выше указанных инструментов.

После этого необходимо уложить боковыми стенками эти части друг к другу и проварить стыковочные швы сверху и снизу, чтобы увеличить жесткость основания пресса. Для обеспечения большой устойчивости гидравлического домкрата приварите к полученной конструкции пластину из стали, лист которой имеет толщину 8 -12 миллиметров и размер 250 на 200 миллиметров.

Следующим этапом изготовления самодельного пресса из домкрата является производство упора и стоек. Для этого необходимо отпилить 2 детали из профилированной толстостенной трубы прямоугольной или квадратной формы необходимой длины. Чтобы ее вычислить, требуется уточнить по прилагаемой инструкции к домкрату величину максимального хода штока и к полученному размеру прибавить высоту самого гидравлического домкрата и опорной платформы.

Упор изготовьте из того материала, что и выполнены стойки. Длина данной детали должна равняться ширине опорной платформы, чтобы сохранить общую геометрию конструкции. Упор и полученные стойки между собой соедините сварным швом и приварите к основанию П-образную конструкцию.

При выполнении подобных сборочных операций рекомендуется использовать простое приспособление, которое обеспечивает перпендикулярность соединяемых деталей. На стальной лист, что имеет толщину не меньше 10 миллиметров, следует приварить два обрезка стального уголка 40 на 40 миллиметров под углом 90 градусов. Соединяемые детали уложите в дальнейшем в данное приспособление и сварите.

Так можно достичь нужного угла соединения. Для дополнительного удобства этот импровизированный угольник дополнительно укомплектуйте прижимными приспособлениями, что фиксируют соединяемые детали и препятствуют нарушению угла соединения через термические изменения во время сварки в металле.

Следующим обязательным элементом нашего пресса является съемный упор, что способен перемещаться по направляющим и передавать от центрального рабочего штока гидравлического домкрата давление на обрабатываемую деталь. Подготовьте для его изготовления несколько отрезков стальной полоски, что имеет толщину порядка 1 сантиметра. Длину деталей сделайте меньше образовавшегося расстояния между стойками. Соедините полученные детали в нескольких местах при помощи сварки с двух сторон.

Чтобы обеспечить быструю замену этой детали при совершении любых гидравлических работ и для фиксации элемента при перемещении на вертикальных стойках, необходимо просверлить в полученном блоке из полос стали два сквозных отверстия и две пластины отпилить, их длина должна быть больше на 100 миллиметров длины блока. Также просверлите в пластинах по два отверстия, что сносны с отверстиями в блоке.

При монтаже блока на раму пресса из гидравлического домкрата своими руками подберите два болта необходимой длины с гайками и шайбами и соедините с блоком полученные пластины так, чтобы они разместились от стоек по обе стороны. В случае возникновения потребности для достижения меньшего свободного хода поршня гидравлического домкрата можно уменьшить пространство между перемещающимся упором и верхней балкой конструкции при дополнительной установке промежуточного квадратного профиля.

Отпилите для этого отрезок квадратного профиля, который имеет длину, что равняется расстоянию между стойками, и на равном расстоянии сварным швов присоедините его. Это существенно сократит рабочее расстояние гидравлического пресса и уменьшит временные расходы на выполнение определенных видов работ.

Чтобы еще больше уменьшить ход рабочего штока гидравлического домкрата, можно применять дополнительные сменные вставки, которые изготовлены из сплошного или полого стального профиля или сменных наковален. Для их создания следует отпилить несколько деталей разной толщины и дополнительно промаркировать их для быстрого и тщательного подбора нужного элемента.

Ремонт гидравлического домкрата

Гидравлические домкраты периодически нуждаются в обслуживании, поэтому в рабочий цилиндр и необходимо доливать жидкость, которая вытекает в процессе эксплуатации через сальники и разные уплотнения. Кроме протекания масла, неисправности домкрата состоят в заклинивании при подъеме груза на определенную высоту, невозможности после поднятия опустить домкрат или невозможности поднять даже нетяжелый груз.

Протекание масла

Для ремонта и испытания гидравлического домкрата в домашних условиях следует купить нужный ремкомплект для оборудования. До выполнения ремонта следует сначала разобрать аппарат. Может потребоваться удлинитель к ключам, чтобы были значительное усилие и больший рычаг. Обязательно подготовьте емкость для слива старого масла и подготовьте новую рабочую жидкость.

После этого следует извлечь поршни и проверить их на наличие коррозии. Всю грязь и коррозию принято удалять. Проверьте, не изогнулся ли шток. Если деформация имеет место, то маловероятно, что получится его снова сделать ровным и можно дальше уже не ремонтировать ничего.

Необходимо проверить клапан, перепускающий масло. Клапан для этого откручивается и проверяется на наличие деформации или попадания грязи внутрь клапана. Если клапан неисправен из-за механической деформации, то его следует просто поменять. К тому же он может попросту загрязниться, и шарик будет садиться в свое седло неплотно. Это и является причиной пропускания рабочей жидкости.

Полностью слейте старое масло. Эта процедура достаточно простая, хотя и занимает много времени, пока масло перетекает из одного в другой цилиндр. Жидкость сливается посредством прокачивания системы, движением рычага вверх-вниз. Все детали тщательно промойте от грязи и остатков масла. Полностью поменяйте все манжеты и уплотнительные прокладки.

Другой причиной отказа гидравлического домкрата может считаться грязь, что попала в рабочую полость. Для её удаления оттуда необходимо отвернуть головку корпуса, в его основание залить керосин и прокачать при выкрученной запорной игле домкрат. Керосин по завершении операции следует удалить и в рабочую полость залить чистое масло.

Попадание воздухa

В рабочей полости домкрата в процессе длительной эксплуатации скапливаются пузырьки воздуха, существенно снижающие его эффективность. Причина этого, как правило, состоит в воздухе, который попал из-за нехватки рабочего масла в гидравлическую систему. Устранить эту неисправность можно следующим образом.

Для начала откройте пробку масляного бачка и перепускной клапан, а потом быстро прокачайте насос гидравлического пресса несколько раз. Таким способом воздух будет вытеснен из рабочей полости в емкость для масла. Можете закрывать после этого перепускной клапан и отверстие, ведущее в масляной бачок. Если вы все сделали правильно, то воздух удалиться, и домкрат снова будет работать в штатном режиме.

Если же ваша попытка получилась неудачной, повторите все вышеперечисленные действия. Однако этот способ не является единственным для удаления из рабочей полости воздуха. Определить наличие в рабочей полости воздуха несложно: домкрат вообще не работает, или подъем груза осуществляется медленно.

Отверните первым делом запорную иглу на полтора-два оборота, после чего поднимите рукой за винт до крайней верней точки плунжер и отпустите его, чтобы он оказался снова в нижнем положении. Повторите подобные действия дважды или трижды. Чтобы подобная проблема в дальнейшем не возникала, стоит периодически проверять уровень масла в гидравлическом домкрате и при его нехватке добавлять рабочую жидкость.

Таким образом, вы ознакомились с конструкцией гидравлического домкрата, изучили его достоинства и недостатки, разобрались в классификации подобного оборудования и уяснили, как работает гидравлический домкрат. Теперь можно приступать к сборке аппарата своими руками. И не забывайте о периодическом техническом обслуживании и подливании рабочего масла.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Jtcase - портал о строительстве