Jtcase - портал о строительстве

Елена Устинова
Логопедическое занятие в старшей группе. Тема: «Дифференциация звуков С - Щ»

Цель : Активизировать мышцы языка, губ. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков С – Щ . Продолжать учить правильно определять первый и последний звуки в слове , совершенствовать аналитико-синтетической деятельность. Упражнять в произнесении фраз с различной интонацией. Развивать моторику руки. Учить работать в командах дружно, слаженно.

Оборудование : Игрушки и предметы для определения позиции звука в слове . Схема позиции. Картинки : водичка, зубная щетка. Карточки с символами для игры «Прочитай строчку» . Картинки со звуком с , щ. Фишки. Мольберт, магнит.

Ход НОД.

1. Организационный момент.

Артикуляционная сказка на звуки с , щ.

Поспорили как-то два звука «с» и «щ» , кто из них нужнее и важнее. Так и спорят до сих пор. Что можно сделать в этой ситуации? (помирить) . Как это можно сделать? (произносить звуки во всех словах правильно, различать их).

Мы сегодня будем учиться различать эти звуки .

2. Закрепление артикуляции звуков с , щ.

Дети вспоминают артикуляцию звуков «с» , «щ» .

Звук «с» - песенка водички, звук «щ» - песенка зубной щетки.

Игра «Будь внимателен» . Инструкция : «Когда услышишь звук «с» - умывай лицо (имитация, на звук «щ» - «почисти зубки» (имитация) .

Разделиться на команды. Предлагаю выбрать название командам : первая команда выбирает название со звуком «щ» , вторая со звуком «с» . После каждого конкурса логопед подводит мини итог и выдает выигравшей команде фишку.

Задание командам. Игра «Прочитай строчку» . О – звук «с» , о – звук «щ» . Каждая команда читает свою строчку.

ООооОоооОО оооООоОооООО

3. Дифференциация звуков в словах . Развитие фонематического слуха.

Игра «Разложи картинки» .

Работа командой за столами. На столах картинки со звуками с , щ. Задание : разложить на две группы .

Игра «Где живет звук (определение позиции звука в слове ) . Для одной команды слова со звуком «с» , для другой «щ» . Дети подходят к столу, на котором лежат предметы и игрушки, определяют позицию и отмечают на схеме магнитом.

Игра «Назови первый звук в слове » . Для 1 команды слова : пенал, лось, ракета, дом, гроза, вата, банан.

Игра «Назови последний звук в слове » . Для 2 команды слова : ветер, автобус, стол, сок, альбом, карандаш, палец.

Игра «Цепочка слов» . 1 команда со слова «щенок» , 2 команда со слова «сок» .

4. Пальчиковая игра. «В гости к пальчику большому

В гости к пальчику большому

Руки согнуты перед собой, ладони направлены друг к другу, большие пальцы вверх.

Приходили прямо к дому

Соединить под углом кончики пальцев обеих рук (крыша домика) .

Указательный и средний,

Называемые пальцы поочередно соединяются с большими на двух руках одновременно.

Сам мизинчик – малышок

Пальцы в кулак, выставить вверх только мизинцы.

Постучался на порог.

Все пальцы сжаты в кулаки, постучать кончиками друг о друга.

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя.

Ритмичное сгибание-разгибание пальцев на обеих руках.

5. Дифференциация звуков в предложении .

Игра «Произнеси предложение с разной интонацией» (вопросительная, восклицательная, повествовательная) .

Щавель нужен для супа.

Щенок грызет кость.

Игра «Повтори скороговорки» .

Ты нас мама не ищи, ищем щавель мы на щи.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Побеждает в этом конкурсе та команда, которая произнесет скороговорку без ошибок и в быстром темпе.

6. Подведение итогов. Поощрение.

Какие звуки поспорили ?

Как мы их мирили?

Для чего мы их учились различать?

Победила команда. Молодцы!

Щ – СЬ №1 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОГАХ

ЩА – СЯ СЯ - ЩА АСЬ – АЩ АЩ - АСЬ

ЩУ – СЮ СЮ – ЩУ ЯЩ – ЯСЬ ЯСЬ - ЯЩ

ЩЁ – СЁ СЁ – ЩЁ ОСЬ – ОЩ ОСЬ - ОЩ

ЩИ – СИ СИ - ЩИ ЕЩ – ЕСЬ ЕСЬ - ЕЩ

ЩЕ – СЕ СЕ - ЩЕ УСЬ – УЩ УЩ – УСЬ

ЩА – СЯ – ЩА СЯ – ЩА – СЯ СЯ – СЯ – ЩА ЩА – ЩА – СЯ

ЩУ – СЮ – ЩУ СЮ – ЩУ – СЮ СЮ – СЮ – ЩУ ЩУ – ЩУ – СЮ

ЩЁ – СЁ – ЩЁ СЁ – ЩЁ – СЁ СЁ – СЁ – ЩЁ ЩЁ – ЩЁ – СЁ

ЩИ – СИ – ЩИ СИ – ЩИ – СИ СИ – СИ – ЩИ ЩИ – ЩИ – СИ

ЩЕ – СЕ – ЩЕ СЕ – ЩЕ – СЕ СЕ – СЕ – ЩЕ ЩЕ – ЩЕ – СЕ

АСЬ – АЩ – АСЬ АЩ – АСЬ – АЩ АСЬ – АСЬ - АЩ АЩ – АЩ - АСЬ

ЯСЬ– ЯЩ – ЯСЬ ЯЩ – ЯСЬ – ЯЩ ЯСЬ – ЯСЬ – ЯЩ ЯЩ – ЯЩ - ЯСЬ

ОСЬ – ОЩ – ОСЬ ОЩ – ОСЬ – ОЩ ОСЬ – ОСЬ – ОЩ ОЩ – ОЩ - ОСЬ

ЕСЬ - ЕЩ – ЕСЬ ЕЩ – ЕСЬ – ЕЩ ЕСЬ – ЕСЬ – ЕЩ ЕЩ – ЕЩ - ЕСЬ

УСЬ – УЩ – УСЬ УЩ – УСЬ – УЩ УСЬ – УСЬ – УЩ УЩ – УЩ - УСЬ

ЮСЬ – ЮЩ– ЮСЬ ЮЩ – ЮСЬ– ЮЩ ЮСЬ – ЮСЬ– ЮЩ ЮЩ – ЮЩ -ЮСЬ

Щ –СЬ №2 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОВАХ

Лес – лещ Роса – роща

Сели – щели Плюс – плющ

Пласт – плащ Вес – вещи

Писать – пищать Хвост - хвощ

Вещество, существо, сообщение, носильщик, стекольщик, сварщик, обещание, совещание, освещение, просвещение, спящий, блестящий, висящий, отстающий, строящий, хвостище, усищи, носище, сгущенный, настоящий, восхищение.

Дайте полные ответы на вопросы:

Что делает стекольщик?

Чем вытаскивают гвозди?

Что делает носильщик?

Кто защищает родину?

Что делают из свиной щетины?

Слова для справок: клещами, носит вещи, солдаты, вставляет стекла, щетки.

Щ – СЬ №3 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ И ТЕКСТЕ

У Сени ящик. Сима варит щи. В сетях караси и лещи. Возле села роща. Осенью созревают овощи. В норе пищат лисята. На стене висит плащ. В сенях пищит щенок. У Сони щетка. У Васи клещи. Носильщик несет пассажиру вещи. Стекольщик режет стекло. На осине щегол. Был сильный мороз, щипал щеки и нос. Пролетел сверкающий самолёт. Соня собирает в роще щавель. Свиная щетина идет на щетки. В костер подбросили сухие щепки. В сетях билась зубастая щука. Часовщик починил испорченные часы. Чистильщик вычистил щеткой сапоги. В роще защелкал голосистый соловей. Сеня часто навещает больного товарища. В классе рассказывали сказку про Кощея Бессмертного.

Шура и Миша – товарищи. Они нашли щенка. Щеночек был маленький и жалобно пищал. Детям стало жаль щенка. Они взяли щеночка домой. Дома они положили в ящик ваты, а потом уложили в ящик щеночка. Зоя и Валя напоили щеночка молоком и он скоро уснул в ящике.

Щ – СЬ № 4 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В ТЕКСТЕ И ПОСЛОВИЦАХ

Я возвращался с охоты и шел по роще. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила шаги и стала красться. Впереди сидел молодой воробышек. Он беспомощно растопырил свои едва прораставшие крылышки. Вдруг, сорвавшись с дерева, старый воробей камнем упал перед собакой. Он защищал свое детище. Каким громадным чудовищем должна была казаться собака. Он пищал и дрожал от страха. И все-таки он не усидел на ветке… Я поспешил отозвать смущенного пса и ушел. Я восхищался героизмом маленькой пташки.

Пословицы:

На то и щука в море, чтоб карась не дремал.

Всякой вещи своё место.

Не учи козу: сама с воза стащит.

Друзья узнаются в несчастье.

Гостю щей не жалей, а погуще лей.

Нос вытащил – хвост увяз, хвост вытащил – нос увяз.

Глазищи, усищи, когтищи, хвостище, а моется всех чище. (Кот)

Щ – СЬ №5 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СТИХОТВОРНЫХ ТЕКСТАХ

Летит, пищит, Я, как зонт, не промокаю, Хвостик из кости,

Ножки длинные тащит. От дождя вас защищаю А на спинке щетинка.

Случай не упустит - И от ветра вас укрою. (Щетка)

Сядет и укусит. Ну так что же я такое?

(Комар) (Плащ)

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ

Трех неприятных вещей Смех для злодея – помеха.

Боится Бессмертный Кощей: От добрых и ласковых слов

Во-первых – бесстрашного взгляда, Кощей разреветься готов,

Смелых Кощею не надо. И нет ни желанья, ни радости

А также – веселого смеха, Устраивать прежние гадости.

Щ – СЬ №6 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СТИХОТВОРЕНИЯХ

1)Притащили мы в грозу Расшвыряла часть вещей,

Щуку тощую в тазу. Пролила кастрюлю щей,

Щекотали щуку щепкой, А потом как даст «леща»!

Прищемили хвост прищепкой. Мы помчались, трепеща,

Мыли щеки щуке щеткой, На щеколду дверь закрыли,

Довели ее щекоткой. Щели щебнем завалили,

Щука – щетку за щетину, Удивляясь сообща:

Отщипнула половину, Сколько слов на букву Щ!

2) Месяц заблудился СОВЕСТЬ

У косматой чащи. Я кошку выставил за дверь,

Рогом зацепился Сказал, что не впущу.

За сучок торчащий… Весь день ищу ее теперь,

Понял, что попался… Везде ее ищу.

И над спящим лугом Из-за нее вторую ночь

До утра качался, Все повторяется точь-в-точь,

Бледный от испуга. Во сне, как наяву:

Я прогоняю кошку прочь,

Потом опять зову.

Конспект логопедического занятия

Авраменко И.Н., учитель-логопед

Тема: Дифференциация ч-щ.

Цели:

Образовательные : Совершенствование навыков дифференциации звуков и букв Ч-Щ в устной и письменной речи. Развитие навыков фонематического анализа слов со звуками [ч], [щ]. Расширять словарный запас. Совершенствование навыков словообразования.

Коррекционные: Развитие фонематического восприятия, зрительного внимания, мышления, общей моторики, пространственной ориентировки.

Воспитательные: Воспитание умения работать в коллективе, уважения друг к другу, взаимопомощи, самостоятельности, аккуратности на письме.

Оборудование: Зеркала, предметные картинки, буквы, слоговая таблица, карточки, цветные карандаши, мяч.

Ход занятия:

Сядет тот, кто составит предложение и назовет в нем количество слов.

2. Введение в тему занятия.

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бъем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас. (Часы)

Назовите первый звук в слове «часы».

Этот зверь, увидев кошку,

Громко лает у окошка.

Вечно крутится у ног

Рыжий в пятнышках (Щенок)

Назовите первый звук в слове «щенок».

3. Сообщение темы занятия.

Как вы, наверное, догадались, сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки [ч], [щ] и буквы Ч-Щ.

Откройте тетради, запишите число и тему занятия.

4. Сравнение артикуляции звуков [ч], [щ].

Характеристика звуков: [ч] – согласный, глухой, мягкий.

[щ] – согласный, глухой, мягкий.

5. Соотнесение звука и буквы.

Какой буквой на письме обозначается звук [ч], [щ]?

6. Работа по карточкам.

а) - Подумайте, сколько здесь букв Ч и Щ:

б)- Подчеркните букву Ч в ряду букв:

Подчеркните букву Щ в ряду букв:

7. Игра «Кто самый внимательный?» (Буквы)

Я вам буду произносить слова, а вы, если услышите звуки [ч], [щ], поднимите соответствующую букву: печенье, гречка, щит, ручеек, силач, песочек, ручка, чемодан, ящик, ящерица, овечка, синичка, щель, щепка, печка, хищник.

8. Дифференциация в слогах.

а) Игра «Эхо». Игра с мячом.

Повтори слоги:

ча - ща, ща - ча, ча - ща -ча, ща - ча - ща, ча - ща - ча,

чу - щу - щу - чу, щи - чи - чи - щи.

б) Слоговая таблица.

9. Дифференциация в словах.

Работа по карточкам.

а) Подчеркните картинки, в названии которых слышится звук Ч, зачеркните картинки, в названии которых слышится звук Щ.

10. Прочитай слова с буквой Ч, затем с буквой Щ:

Щит, ночь, овощи, дочка, щебетать, водичка, щегол, плащ, Галочка, прищемить, рукавичка, лещ, речка, угощение, лучик, ущелье, дочка, защита.

11. Физ. пауза.

Глазодвигательные упражнения.

Посмотреть на потолок, на пол, вдаль (в окно), на пальцы руки.

12. Дифференциация Ч-Щ на письме.

а)Вставить букву Ч зеленым цветом, Щ - синим. Записывая, проговаривай слова вслух по слогам.

Ука, ...ашка, ...ай, ...едрый, ...ужой, ...емодан, ...ерепаха, пло...адь, па...ка, бор..., колю...ка, бо...ка, ...авель, ве...ь, ...асы, клю..., мя...ик, за...еркнуть, ...ипцы, свер...ок, ово...и, кула...ок, тре...ать.

б)Прочитайте слова. Запишите в три столбика: слова с буквой Ч, с буквой Щ, с буквами Ч и Щ в одном слове. Ч пишите зеленым цветом, Щ - синим.

Час, щавель, щука, чисто, клещи, чаща, щелчок, щечка, щеточка, дощечка, ящичек, щенок, вращать, чище, часовщик, щекочущий, голенище, угощение.

13. Дифференциация в предложениях.

Подчеркнуть букву Ч зеленым цветом, Щ - синим.

Мальчики взяли удочки и пошли на речку. С ними был щенок Черныш. Дорога шла через рощу. В чаще они увидели ящерицу. Ящерица быстро исчезла в щели между веточек. Черныш помчался за ней и пытался вытащить ее. Но у него ничего не получилось.

14. Итог занятия.

Какие звуки и буквы мы сравнивали сегодня на занятии?

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте ‘Дифференциация щ-сь’. У детей закрепится навык различения и четкого произношения звуков в слогах, словах; закрепится понятия: согласный звук; мягкий звук; глухой звук; продолжат учится выполнять звуко-слоговой анализ слов, составлять схемы звукового состава слов,выкладывать и читать слова со звуками Щ, СЬ.

Тема: Дифференциация звуков [Щ]-[СЬ]

Программное содержание:

  • Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков в слогах, словах;
  • закрепить понятия: согласный звук; мягкий звук; глухой звук;
  • учить выполнять звуко-слоговой анализ слов, составлять схемы звукового состава слов;
  • учить выкладывать и читать слова со звуками Щ, СЬ;
  • развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Оборудование.

  • Демонстрационный материал: звукобуквенные домики; картинки: сирень, васильки, плющ, листья, щегол, гусь, снегирь, синица, свекла, овощи, слива, апельсин, ящерица, щука, щенок, гусенок; фишки (красного, синего, зеленого цветов); буквы: ЩЕПКА, СЕТКА; таблица для чтения. Раздаточный материал: фишки (красного, синего, зеленого цветов), разрезная азбука.

Ход занятия

1. Организационный момент (придумывание слов со звуками Щ, СЬ).

2. Знакомство с темой.

Артикуляция звуков.

Характеристика звуков.

Установление сходства и различия между звуками.

3. Игра «Наоборот».

  • Ся-ся-ся – ща-ща-ща
  • ащ-ащ-ащ – ась-ась-ась
  • Се-се-се — ощ-ощ-ощ
  • Сю-сю-сю — ущ-ущ-ущ
  • Си-си-си — ищ-ищ-ищ
  • Сё-сё-сё — ещ-ещ-ещ
  • Ысь-ысь-ысь — ящ-ящ-ящ

4. «Запомни, повтори».

а) Ся-ся-ща ща-ща-ся ась-ась-ащ ащ-ащ-ась
Ся-ща-ща ща-ся-ся ась-ащ-ащ ащ-ась-ась
Ся-ща-ся ща-ся-ща ась-ащ-ась ащ-ась-ащ

б) хвостище – усище –блестящий –освещение
стекольщик – следующий – носильщик — светящийся

5. Игра «Отгадай слово».

Ры.., ло.., ле.., помо.., ве.., пла.., плю.., укра.., ово.., бою.., бор.., мо.., купаю.., смею…

6. Звуковой анализ слов: ЩЕПКА, СЕТКА

7. Физминутка «На звук.. – выполняй!»

8. «Четвертый лишний».

  1. Сирень, васильки, плющ, листья – плющ.
  2. Щегол, гусь, снегирь, синица – щегол.
  3. Свекла, овощи, слива, апельсин – овощи.
  4. Ящерица, щука, щенок, гусенок — гусенок.

9. Чтение:

Ща, си, ящик, синица, овощ, щенок, сито, гусенок, щипцы, Ася, песенка, Максим, такси, гуси.

10. Диктант:

Ё, Е, Щ, С, О, И, Э, У, ЩА, СИ, ЩУ, СЯ, ЧАЩА, СИНИЦА.

11. Итог занятия.

Листунова Ольга Геннадьевна,
учитель-дефектолог
МБДОУ «Колокольчик»,
город Ноябрьск, ЯНАО

Тема: Дифференциация Ч-Ш (занятие 1)

3-4 класс специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.

Цель: 1. Формировать умение дифференцировать звуки Ч и Ш;

2. Соотносить их с буквами Ч, Ш;
3. Развивать слуховое и речевое внимание;
4. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов.

Материал к занятию: предметные картинки, раздаточные карточки, цветные карандаши, тетради, ручки, речевой материал.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Выложить с помощью нити бусин буквы: Ч и Ш.

2. Основная часть.

1. Знакомство с темой.

Послушай слова и назови согласный в начале слова.
Слова:
Чай, чаша, чек, чуб, челнок.. Шкаф, шар, шум, школа, шуба, шайба.
Обратите внимание на разницу в их произношении:
При произношении звука Ч кончик языка смыкается с верхними альвеолами (бугорками), затем смычка взрывается.
Когда произносим звук Ш язычок в форме чашечки поднимется вверх, кончик языка не смыкается.
Напоминаем:
Ч и Ш —- согласные, глухие звуки. Если приложить ладошку к горлышку, то голоса (дрожания голосовых связок) нет. Ч - мягкий, Ш - твердый.

2. Соотнесение звуков с буквами Ч, Ш.

Нарисуй эти буквы в воздухе, на ладошке у себя и у других.

Работа в раздаточных карточках (каточка №1): посмотрите на свои карточки с заданиями, определите первый звук в названиях картинок и обозначьте его буквой.

Как ты думаешь, сколько здесь букв Ч и Ш (карточка №1)?

Подчеркни букву С одной чертой, а Ш - двумя:

Ч ш с ш Ц ч ш Ш с ц ч Ч ш Ц
Ц ч ш Ч Ш Щ Ш и ч ц ч С Ч ш
ч ц с Ш Щ Ц ш ч Ч ц ч Ц ш ц

3. Дифференциация звуков на уровне слога.

a) Чтение слоговых рядов (с доски):
Ча - ша
Чо - шо
Чу - шу
Чи - ши
Аша - ача
Ошо - очо
Уши - учи и т.п.

b) Диктант слогов:
Ча, ша, чу, шу, чо, шо, чта, што, чле, шлее, чка, шка и т.п.

c) Игра «Эхо».

Детям предлагают представить, что они находятся в густом лесу. Вокруг тишина, и только эхо повторяет каждый звук. Взрослый проговаривает слоги, а ребенку необходимо их правильно повторить:

Ча — ша, ша — ча, ча — ша — ча, ша — ча — ша, ча — ша — ша, ча — ша — ча — ша, ша — ча — ча — ша, ша — ча — ша — ча.

4. Физминутка.

5. Дифференциация звуков на уровне слова.

  • Отбор предметных картинок (с заданными звуками);
  • Определите какой звук в слове Ш или Ч, каково его место по счету (работа в раздаточной каточке (№ 1)
  • Вставь букву Ч зеленым цветом, Ш - синим (карточка №2). Записывая слова, проговаривай их вслух по слогам.

6. Дифференциация звуков на уровне предложения.

Чайные чашки в печали, скучая, бренча закричали.
У четырех черепах по четыре черепашонка.
У черепашьего черепашонка на черепашьих лапчонках черепашьи чёботы.
3. Итог занятия.

Тема: Дифференциация Ч - Ш (занятие 2)

Цели занятия: 1. развивать фонематическое восприятие;

2. закреплять умение дифференцировать звуки Ч и Ш в словах, предложениях, тексте;
3. обогащать словарный запас и грамматические формы речи;

Материал к занятию: раздаточные карточки, цветные карандаши, тетради, ручки, речевой материал.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Определить количество букв Ш и Ч наложенных друг на друга.
«Проверь себя». Вспомни, чем отличаются звуки Ш и Ч? Какие приемы помогут различить эти звуки?

2. Основная часть.

1. Дифференциация звуков на уровне слова.

Запиши первые буквы из слов (слуховой диктант):

Слова: сад, шаль, сук, шум, шило, сила, сани, шапка, стул, шторм, штык, стол.

Закончи слово, добавив слоги ЧИ или ШИ (каточка № 2):

2. Дифференциация звуков на уровне словосочетания.

К словам первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика. Запишите получившиеся словосочетания. Подчеркни буквы Ч и Ш разным цветом (карточка № 3 -1).

3. Физминутка

4. Дифференциация звуков на уровне предложения.

Составьте предложения из данных слов (каточка № 3 - запись в тетради):

5. Зрительно-слуховой диктант.

Текст записывается на доске, буквы Ш и Ч выделяются. Ребенок читает текст, обращая внимание на выделенные буквы. Проговаривает их, используя приемы самоконтроля. Затем текст закрывается, и учитель диктует текст. После записи текст открывается, ребенок сам проверяет свою работу, сравнивая ее с записью на доске (карточке). Затем диктант проверяет учитель.

У малышки всегда чистые ладошки.
Миша любит горячие ватрушки.

3. Итог занятия.

С какими звуками мы сегодня работали?
Чем похожи данные звуки? Чем отличаются?

Приложение.



Раздаточные карточки



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Jtcase - портал о строительстве