Jtcase - портал о строительстве

    Макроэкономика как система.

    Экономический рост и его факторы.

    Экономический цикл и его фазы.

    Инфляция и инвестиции в макроэкономике. Сущность и причины возникновения инфляции.

  1. Макроэкономика как система.

В отличие от микроэкономики, которая изучает мотивацию поведения производителей и потребителей, механизм их взаимодействия на рынках в условиях конкуренции, макроэкономика представляет собой часть экономической теории, рассматривающую функционирование экономики в целом. Когда говорят о ней, то обычно подразумевают национальную экономику, реже – экономику региона. Сложность ее изучения состоит в следующем:

1) она включает большие территории и природные ресурсы;

2) в ней функционирует большое количество предприятий различного профиля, что требует постоянной сбалансированности между ними;

3) размеры произведенного продукта и его структура во многом превосходят размеры продукта, произведенного даже крупными корпорациями (отсюда сложность его реализации);

4) макросистема представлена различными классами и социальными группами, национальностями, поэтому необходим учет их интересов.

Макроэкономику можно рассматривать и как науку, изучающую экономику как единое целое, а также важнейшие ее сектора и рынки. Предметом изучения макроэкономики как науки является система возникающих на уровне национальной экономики экономических отношений и связей, определяющих ее состояние и взаимодействие с мировым хозяйством.

Систематизированные основы макроэкономики как науки были заложены английским экономистом Дж.М. Кейнсом в его знаменитом труде «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Однако некоторые макроэкономические модели существовали и до него. Так, первой макроэкономической моделью явилась экономическая таблица Ф. Кенэ. Схемы простого и расширенного воспроизводства описывались К.Марксом, Л. Вальрасом. Международное признание получили результаты исследований экономических процессов и явлений на макроуровне, полученные отечественными учеными, среди которых особо следует отметить Н.Д. Кондратьева, В.С. Немчинова, Л.В. Канторовича.

Макроэкономика концентрирует внимание на наиболее значимых факторах, определяющих экономическую политику государства. К таким факторам относятся, например, динамика инвестиций, состояние государственного бюджета и платежного баланса, валютный курс, уровни заработной платы, занятости, цен и т.п. При этом макроэкономика не рассматривает поведение отдельных экономических агентов – фирм, домохозяйств, индивидуумов. Вне пределов макроэкономического анализа находится также выявление различий между отдельными рынками. На макроуровне выявляются ключевые моменты функционирования целостной экономической системы во взаимодействии рынков товаров, труда, денег и пр., а также национальных экономик в целом, т.е. выявляются параметры установления и поддержания краткосрочного и долгосрочного общего макроэкономического равновесия.

Основными проблемами, изучаемыми на макроуровне, являются:

Определение объема и структуры национального продукта и национального дохода;

Выявление факторов, регулирующих занятость в масштабах национальной экономики;

Анализ инфляционных процессов;

Изучение механизма и факторов экономического роста;

Рассмотрение причин циклических колебаний в экономике;

Исследование внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик;

Теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуществления макроэкономической политики государства и др.

Макроэкономический подход к изучению экономических явлений и процессов направлен на изучение принципов формирования агрегативных показателей, характеризующих уровень и тенденции развития экономики в целом: национальный доход, общий объем занятости, инвестиций, уровень цен, темпы экономического роста. Основные субъекты рыночной экономики также рассматриваются как агрегированные совокупности. Это означает, что действия всех экономических агентов интерпретируются в лице одного, выпускающего национальный продукт, а все потребители представлены на рынке как совокупный потребитель, предъявляющий спрос на этот продукт в обмен на доход, полученный от продажи факторов производства.

В современном мире существуют три основные разновидности экономических систем: рыночная, командная и смешанная. Позна­комимся с ними подробнее.

Рыночная экономика (market economy ) характеризуется как система, основан­ная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль прави­тельства.

В процессе исторического развития человеческого общества создаются предпосылки для укрепления экономической свободы возможности индивида реализовать свои интересы и способнос­ти путем активной деятельности в производстве, распределе­нии, обмене и потреблении экономических благ.

Объективные и субъективные предпосылки для этого возни­кают после ликвидации всех форм личной зависимости. Важную роль в этом сыграло развитие рыночной экономики. Рыночная эко­номика гарантирует свободу потребителя, что выра­жается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и ус­луг. Добровольный, без принуждения обмен становится необходимым условием суверенитета потребителя. Каждый самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовывать процесс про­изводства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал.

Это означает, что существует свобода предпринимательства. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведенную продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку. Поэтому экономическая свобода пред­полагает экономическую ответственность и опирается на нее.

Личный интерес выступает главным мотивом и главной дви­жущей силой экономики. Для потребителей этим интересом явля­ется максимизация полезности, для производителей – максимиза­ция прибыли. Свобода выбора становится основой конкуренции.

Классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику. Правитель­ство необходимо лишь как орган, определяющий правила рыноч­ной игры и следящий за выполнением этих правил.

В противоположность рыночной командная экономика (command economy ) опи­сывается как система, в которой доминирует общественная (государственная) собственность на средства производства, коллек­тивное принятие экономических решений, централизованное ру­ководство экономикой посредством государственного планирова­ния. Наиболее ярким примером такой экономики явился СССР.

Характерной чертой командной экономики является монопо­лизм производства, который в конечном итоге тормозит научно-технический прогресс. Государственное регулирование цен, моно­полизм производства, торможение технического прогресса законо­мерно рождают экономику дефицита.

Парадокс заключается в том, что дефицит возникает в условиях всеобщей занятости и почти полной загрузки производственных мощностей. Гиперцентрализм закономерно способствует разбуханию бюрократического аппарата. Основой его роста была монополизация роли в иерархическом разделении труда.

Однако при всех изложенных минусах такой системы, она обладает и некоторыми достоинствами. Это прежде всего мощная роль государства в решении социальных проблем благодаря полному контролю практически за всеми ресурсами.

Под смешанной экономикой (mixed eco ­ nomy ) подразумевается тип общества, синтезирующий элементы первых двух систем, то есть меха­низмрынка дополняется активной деятельностью государства.

Поскольку одним из важнейших признаков классификации экономических систем являются форма собственности (частная, обще­ственная) и способ координации экономической деятельности (ры­ночный, плановый), то простейшая типология индустриальных сис­тем выглядит следующим образом.

Типология индустриальных экономических систем с точки зрения

форм собственности и механизма координации

В качестве класси­ческого примера частного капитализма приводят Англию XIX в. и послевоенный Гонконг; капиталистической "плановой" экономики – фашистскую Германию; социалистической "рыночной" экономики – Югославию; социалистической плановой экономики – СССР.

Для измерения результатов функционирования национальной экономики в теории и практике используются различные макроэкономические показатели. Основными из них являются: валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), чистый национальный продукт (ЧНП), национальный доход (НД), личный доход (ЛД), располагаемый доход (РД), национальное богатство (НБ).

Валовой внутренний продукт – это вновь созданная на территории страны стоимость товаров и услуг с использованием национальных факторов в текущих рыночных ценах (цены конечного покупателя) за определенный промежуток времени. Он относится к ключевому показателю, т.к. отражает динамику всех стадий общественного воспроизводства: производства, распределения, обмена и потребления. ВВП охватывает результаты деятельности всех экономических субъектов на территории данной страны независимо от их национальной принадлежности.

В стоимость ВВП также включаются нерыночные товары и услуги, т.е. которые не попадают на рынок, а производятся для собственного потребления (выращивание скота, занятие сельским хозяйством и т.д.). Они оцениваются по текущим рыночным ценам на аналогичные товары и услуги или по затратам на их производство.

Расчет ВВП ведется тремя методами:

    суммированием доходов;

    суммированием расходов;

    суммированием добавленной стоимости.

По первому методу суммируются доходы физических и юридических лиц, домашних хозяйств, а также доходы государства от предпринимательской деятельности и доходы органов государственного управления: налоги на производство и импорт, таможенные пошлины.

При втором методе суммируются расходы на личное и государственное потребление (госзакупки), инвестиции, сальдо внешней торговли (разница между стоимостью экспорта и импорта страны).

По третьему методу добавленная стоимость представляет собой разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением. Необходимость введения промежуточного потребления вызвана тем, что многие продукты, прежде чем попадут к конечному потребителю, проходят несколько производственных стадий (обработка, переработка), что завышает величину ВВП за счет повторного счета.

В отдельных странах (США, Японии и др.) в качестве основного показателя используется валовой национальный продукт . Его отличие от ВВП состоит в том, что в нем не учитывается сальдо расчетов с зарубежными странами, а также рассматривается только продукт, произведенный национальными производителями независимо от территории.

Чистый национальный продукт представляет собой сумму конечной продукции товаров и услуг, оставшуюся для потребления после замены списанного оборудования. Он меньше ВНП на сумму амортизационных отчислений.

Национальный доход характеризует величину доходов всех поставщиков производственных ресурсов, с помощью которых создается ЧНП. НД меньше ЧНП на величину косвенных налогов.

Личный доход показывает, сколько денег поступает на цели личного потребления населения. При расчете ЛД из НД вычитаются налоги на прибыль предприятий, объем их нераспределенной прибыли и величина взносов на социальное страхование, но прибавляются трансфертные платежи (пенсии, стипендии, пособия и т.д.).

Для характеристики дохода, который население может тратить по своему усмотрению, используется располагаемый доход . Для его расчета из ЛД вычитается общий объем налогов, выплачиваемых населением.

Для измерения итоговых результатов развития страны за всю историю ее существования используется национальное богатство . Это совокупность материальных и духовных благ, накопленных в стране на данный момент времени.

Макроэкономика представляет собой самостоятельный раздел экономической науки, который исследует не только национальные хозяйства отдельных стран, но и все мировое хозяйство. Рассмотрим экономику как единое целое в масштабах страны, как национальную экономику. Национальная экономика – исторически сформировавшаяся в определенных территориальных пределах система общественного воспроизводства.

Национальная экономика преследует следующие цели:

  1. экономический рост;
  2. стабильный уровень цен;
  3. поддержание равновесного торгового баланса;
  4. обеспечение определенного уровня занятости населения;
  5. социальную поддержку уязвимых слоев населения.

Существует несколько классификаций макрорынка:

  1. воспроизводственный аспект:

    Для измерения национальной экономики, состоящей из множества различных микрорынков, необходимо суммировать (агрегировать) сведения о рынках отдельных товаров и услуг. Агрегирование – статическое соединение множества индивидуальных микрорынков в один рынок для того, чтобы определить совокупное (общее) национальное производство и совокупный уровень цен. Таким образом, для осуществления макроэкономического учета была разработана так называемая система национальных счетов. Система национальных счетов, разработанная ООН , применяется на практике с 1953 г. и дает информацию о масштабах и динамике общественного производства, об уровнях безработицы и инфляции , об изменениях экспорта-импорта страны и т. д.

    Система национальных счетов состоит из следующих статистических показателей: валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт и национальный доход .

    1. Валовой национальный продукт (ВНП) – это рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, созданных страной за определенный период (год, месяц) при помощи факторов производства, принадлежащих гражданам данной страны. Он включает стоимость продукции отечественного производства, размещенного как внутри страны, так и за ее пределами.

    Существуют три способа расчета валового национального продукта:

    1. расчет по доходам (по потоку доходов), при котором суммируются доходы отдельных лиц и предприятий, как сумма вознаграждений владельцев факторов производства:

      а) заработная плата наемных работников;
      б) процент на капитал ;
      в) прибыль предпринимателей ;
      г) рента землевладельцев;
      д) косвенные налоги на предприятия;
      е) амортизационные отчисления (накопления предприятий для восстановления изношенных основных фондов);

    2. расчет по расходам (по потоку расходов), при котором суммируются все расходы на приобретение конечного продукта:

      а) личные потребительские расходы населения (траты граждан страны на покупку питания, одежды, обуви и т. д.);
      б) валовые частные инвестиции в национальную экономику (частные вложения в развитие бизнеса , покупку оборудования и т. д.);
      в) государственные закупки товаров и услуг (расходы на содержание административного аппарата всех уровней);
      г) чистый экспорт (разность между экспортом и импортом в данной стране);

    3. расчет по производству , при котором происходит суммирование стоимостей товаров и услуг, произведенных всеми предприятиями страны.

    Существует два вида продуктов:

    1. промежуточный продукт – это товары и услуги, предназначенные либо для дальнейшей обработки, либо для перепродажи;
    2. конечные продукты – это те продукты, которые идут непосредственно в личное потребление.

    Различают понятия номинального, реального и потенциального ВНП:

    1. номинальный ВНП – это валовой конечный продукт, подсчитанный в действующих текущих (фактических) ценах;
    2. реальный ВНП – валовой продукт, рассчитанный в сопоставимых ценах конкретного года;
    3. потенциальный ВНП – прогнозируемый ВНП при наиболее благоприятных условиях. Коэффициент пересчета стоимости ВНП в сопоставимые цены называется дефлятором.

    Дефлятор – это показатель, помогающий учесть, на сколько увеличился валовой национальный продукт за счет роста цен; рассчитывается по формуле:

    Дефлятор ВНП = (Номинальный ВНП) / (Реальный ВНП).

    2. В отличие от ВНП валовой внутренний продукт (ВВП) охватывает годовую стоимость всей конечной продукции, созданной внутри данной страны как отечественными, так и иностранными производителями.

    3. Чистый национальный продукт (ЧНП) – показатель экономического развития, который определяется путем вычитания из ВНП отчислений на восстановление изношенного физического капитала (амортизационных отчислений). Таким образом, ЧНП показывает объем конечных товаров и услуг, которые страна может использовать без ущерба для собственного производственного капитала.

    4. Национальный доход (НД) – показатель, представляющий собой разницу ЧНП и суммы косвенных налогов и образующийся как сумма заработной платы, процента на капитал, ренты и прибыли. Национальный доход – доход заработанный, но не полученный. С одной стороны, государство облагает все виды доходов налогами, с другой – возвращает часть средств в виде трансфертных платежей пенсионерам, многодетным семьям , инвалидам, безработным и т. д.

    5. Личные доходы (ЛД) представляют собой показатель, образующийся из национального дохода за вычетом взносов на социальное страхование , налогов на прибыль фирм и прибавлением трансфертов. Личные доходы также подлежат налогообложению.

    6. Располагаемый личный доход – денежная сумма, которую домашние хозяйства могут свободно расходовать на потребление и сбережение. Он образуется из личных доходов за вычетом личных налогов (подоходного налога, налога на недвижимость и т. д.). Вопрос о формировании располагаемого личного дохода касается каждого гражданина.

Макроэкономика (от греч. makros - большой) - это совокуп­ность таких форм хозяйствования, которые охватывают нацио­нальную экономику в целом. При этом под понятие «национальная экономика» принято подводить хозяйство многонациональной страны, которое составляет единую основу существования раз­ных наций в пределах определенного государства.

Всю макроэкономическую систему хозяйствования объединя­ют следующие конструирующие ее элементы.

  1. Тип общей совместной собственности.
    Как известно, общее совместное присвоение, представленное в форме государственной собственности, качественно и количе­ственно отличается от частного и общего долевого присвоения. Более того, становление государственной собственнос­ти часто проводится путем национализации - перехода из частной и общей долевой собственности в собственность государства зем­ли, предприятий, банков, транспорта и другого имущества. Сама национализация проводится в формах:
    1. выкупа государством иму­щества частных лиц или товариществ
    2. конфискации - принуди­тельного и безвозмездного изъятия имущества в собственность государства в соответствии с судебным решением или админист­ративным актом

    Государственная собственность образует основу функциони­рования государственного сектора национального хозяйства, о чем было сказано ранее и будет подробнее рассмотрено в дальнейшем.

  2. Народнохозяйственная целостность базируется на общем (национальном)разделении труда, которое делает взаимозависи­мыми все крупные сферы, отрасли производства и экономиче­ские регионы (относительно самостоятельные территориальные подразделения) страны. Прочные взаимосвязи между звеньями общего разделения труда создают макросистему, которую приня­то именовать народнохозяйственным комплексом. Он органиче­ски соединяет все материальное и нематериальное производство в целостный организм.Важной особенностью макроэкономической централизации хозяйства и национальной кооперации труда является иерархиче­ское построение (расположение элементов целого в порядке от высшего к низшему).

    Очевидно, что макросистема знаменует собой переход нацио­нальной экономики к наиболее высокой ступени ее реального обобществления. Макроэкономика имеет ярко выраженный ха­рактер национальной экономической интеграции.

  3. Макроэкономика образует единое экономическое простран­ство, которое скрепляется общей денежной системой. У такого пространства есть два «объединителя»: национальный рынок и нерыночный сектор макроэкономики, где государство пре­доставляет гражданам бесплатные материальные блага и услуги - пособия, услуги образования, медицинского обслуживания и др.
  4. Национальной экономике потребовался качественно новый тип государственного управления. Государство, будучи субъек­том общенациональной собственности, использует экономиче­ские и внеэкономические (насильственные) формы и методы регу­лирования народнохозяйственных связей. Его взаимоотношения с субъектами микро- и мезоэкономики строятся преимущественно по вертикали. Через них государство проводит активную эконо­мическую политику, используя финансы, кредит, бюджет и дру­гие имеющиеся в его распоряжении средства и рычаги воздей­ствия на хозяйственное развитие страны.

Итак, в национальном хозяйстве можно выделить три сектора со своими особыми формами хозяйствования:

  1. микроэкономи­ку
  2. мезоэкономику
  3. государственный сектор

Последний можно рассматривать как макроэкономику в узком смысле, кото­рая качественно отличается от других составных частей нацио­нального хозяйства. Наряду с этим под макроэкономикой в широ­ком смысле подразумевается национальное хозяйство в целом. При этом на государство ложится ответственность за обеспечение со­гласованного и успешного развития всех секторов экономики.

Макроэкономика опирается на свою специфическую хозяй­ственную базу, призванную осуществлять общенациональные потребности и интересы. Сюда входят:

  • а) значительное государственное присвоение материальных благ и услуг
  • б) производство общественных (государственных) благ и орга­низация их коллективного потребления
  • в) общенациональная инфраструктура (производственная и со­циальная)

Одним из важных проявлений целостности национального хо­зяйства является проведение государством экономической поли­тики в интересах всего общества.

Макроэкономика, национальное хозяйство, народное хозяйство, эконо­мика страны в целом - все это тождественные понятия, которые характери­зуют исторически сложившуюся в определенных территориальных границах систему общественного воспроизводства.

Национальное хозяйство несет на себе отпечаток исторических, естественно-географических, политических и социально-экономических особенностей, отличающих его от других стран в мировом сообществе.

Макроэкономическая теория - раздел экономической теории, помогаю­щий выяснить, как функционирует экономическая система на уровне страны s делом. Она вычленяет, обобщает, а когда это возможно - измеряет массо­вые социально-экономические явления, которые в своей совокупности опре­деляют процесс воспроизводства, его итоги и их изменение в рамках эконо­мической системы в целом. Макроэкономическая система- это результат взаимодействия множества ее относительно самостоятельных хозяйствую­щих субъектов. В простейшем виде структуру национального хозяйства можно представить в виде схемы (Рис. 1).

Рис. / Структура национального хозяйства Воспроизводство на уровне страны не есть простая сумма результатов

отдельных предприятий. Хозяйственная деятельность предприятий в ходе их

взаимодействия дает новый результат, который является не только следстви­ем, но и условием дальнейшего развития каждого предприятия и системы в целом.

Взаимодействие хозяйствующих субъектов на макроуровне - объективно необходимый процесс, обусловленный разделением труда в обществе. Этот процесс практически проявляется в форме экономических интересов субъек­тов хозяйствования, имеющих противоречивую сущность. Достижение балан­са в сложной системе экономических интересов общества- одна из труд­нейших функций современного государства. Во многом проблема согласова­ния экономических интересов в рыночной экономике решается посредством механизма конкуренции. Однако на современном этапе в условиях возросшей тенденции к монополизации рыночная экономика не обеспечивает достиже­ния оптимального соотношения в системе интересов без вмешательства госу­дарства. Для нормального функционирования экономики на уровне страны го­сударство призвано поддерживать конкурентную среду, обеспечивать перераспределение доходов, принимать законы и отлаживать их реализацию при согласовании экономических интересов между трудом и капиталом.

Если микроэкономика имеет дело с ценой отдельного товара на конкрет­ном рынке, то макроэкономика отслеживает «уровень цены», т.е. средний показатель от всех цен на всех рынках и для очень широкой категории това­ров. Микроэкономика интересуется уровнями заработной платы и численно­стью занятых и безработных на частном рынке труда, в производстве опре­деленного вида товара, макроэкономика изучает проблему всех занятых в стране, среднего уровня заработной платы всех работающих, общего числа безработных и т.д.

Главное функциональное предназначение национальной экономики - удовлетворение постоянно возрастающих и возвышающихся социально- экономических потребностей всего населения страны. Макроэкономический анализ призван прежде всего дать ответ, на сколько эффективно решается эта главная проблема национального хозяйства

На уровне страны выявляются закономерности социально-экономи­ческого развития, новые явления и тенденции, которые учитываются в хо­зяйственной деятельности всех субъектов. На уровне фирм экономические закономерности практически реализуются.

Изучаемые на макроуровне экономические процессы объединяют в кате­гории. Это валовой общественный продукт, национальный доход, эффектив­ность общественного производства, фонд накопления и др.

Субъектами макроэкономических процессов становятся не отдельные хо­зяйствующие субъекты (работник, предприниматель, управляющий и др.), а более широкие категории «действующих лиц»: население, трудовые ресур­сы, самодеятельное население, безработные.

Цель макроэкономического анализа - выявление сложившейся ситуации в социально-экономическом развитии страны на основе использования пока­зателей, объективно отражающих процесс воспроизводства.

Выявление реальной ситуации с ресурсами, занятостью, динамикой раз­вития производства и его экономической эффективностью, доходами насе­ления способствует определению экономического поведения каждого из хо­зяйствующих субъектов. Результаты экономической деятельности на уровне страны касаются каждого ее гражданина. Не только работающее, но и все население должно владеть экономическими знаниями, чтобы адекватно реа­гировать на изменения в социально-экономической ситуации в стране. Эта необходимость обоснована шведским экономистом Эклундом: если гражда­не страны будут экономически неграмотны, то принимать экономические решения будет небольшая группа людей, и хорошо, если они будут квали­фицированными, а если нет, то расплачиваться придется каждому.

Макроэкономика - сфера деятельности государства, правительства страны, всех его экономических, социальных и правовых служб. Вся слож­ность выработки правительством экономической стратегии состоит в том, что макроэкономические теории и их многочисленные авторы не дают гото­вых рецептов - какой должна быть рыночная экономика, чтобы страна про­цветала. Для выработки экономически и социально эффективной стратегии необходимо не только знание экономических теорий, но и глубокий, объек­тивный анализ сложившейся ситуации в национальной экономике как за длительный, так и текущий периоды.

При этом следует учитывать, что экономическая наука не относится к числу точных не только потому, что ее теоретические гипотезы не могут быть подтверждены или опровергнуты экспериментально, но и потому, что экономическая жизнь общества подвержена непрерывным, изменениям вследствие чего экономическая теория также постоянно эволюционирует; кроме того, экономическая наука как исследование человеческого поведения не может избежать пристрастных суждений, что находит выражение в раз­личных, часто противоположных взглядах на одну и ту же проблему.

Учитывая неточность, противоречивость рекомендаций теоретиков в ре­шении макроэкономических проблем, правительство при выработке эффек­тивной макроэкономической политики вынуждено ориентироваться на здра­вый смысл и способность к критическому осмыслению не только экономической действительности, но и господствующих в обществе теорий.

Важнейшими условиями для достижения цели макроэкономического ана­лиза являются: 1) наличие статистических данных, объективно отражающих статику и динамику основных макроэкономических показателей; 2) гло­бальный, исторический подход к анализу народного хозяйства страны; 3) при­знание пагубности вмешательства в экономику страны без реалистической оценки потенциала экономической системы и без знания объективно дейст­вующих экономических законов; 4) понимание того, что макроэкономическая теория создается на основе объективного исследования экономики конкретной страны и результаты этого конкретного исследования могут использоваться в практике других стран с большой осторожностью; 5) ориентация производства на рост доходов и потребления всего населения страны, или, по мнению за- 306

падных экономистов, на обеспечение социальной безопасности, что предпола­гает поддержание социально приемлемых различий > уровнях доходов насе­ления страны; 6) понимание того, что единственным источником роста дохо­дов населения, политической и социальной стабильности является устойчивый эффективный рост отечественного производства, обеспечивающий рабочие места и повышение доходов всего населения страны.

Основы макроэкономической теории заложены в классической политиче­ской экономии. Определенной завершенности макроэкономическая теория достигла в учении К. Маркса и его последователей.

Теоретики неклассической теории предельной полезности переносят ана­лиз с макроуровня на уровень фирмы, исследуя ее поведение в различных конкурентных условиях.

Такой акцент в экономическом анализе в опреде­ленной мере был оправдан в связи с усложнением проблемы обмена под влиянием технического прогресса и роста производительности труда во вто­рой половине XIX в.

Макроэкономический анализ был востребован практикой в 30-е годы почти одновременно в рыночной экономике западных стран и в формирую­щейся директивно-плановой модели хозяйствования в СССР.

Великие социально-экономические потрясения 30-х годов в Западной Ев­ропе и в США потребовали вмешательства государства в рыночную эконо­мику. Во все усложняющихся взаимосвязях рыночный механизм автомати­чески больше не срабатывал. Проблема сбалансированности спроса и предложения на рынках товаров, рабочей силы, денег и капиталов могла в большей или меньшей мере решаться лишь с помощью государственного экономического регулирования.

Впервые тенденция объективной необходимости государственного вме­шательства в рыночную экономику была выявлена, обоснована и в опреде­ленной мере практически реализована Дж. Кейнсом. Таким образом, Дж. Кейнс положил начало новому направлению в политической эконо­мии - теории государственного регулирования рыночной экономики.

Главное произведение Кейнса, в котором впервые в систематизирован­ном виде были изложены его теория и программа государственною регули­рования рыночной экономики, - «Общая теория занятости, процента и де­нег» (1936 г.). Теория Кейнса нашла широкое распространение в западной экономической литературе и приобрела многочисленных сторонников в США, Англии и других странах (А. Хансен, Р. Харрод, Дж. Робинсон, А. Лернер, Е. Домар и др.). Это направление в экономической теории получило название «кейнсианство» и оказало огромное влияние на выработку и реали­зацию государственной экономической политики.

Дж. Кейнс по праву называется основателем макроэкономического раз­дела в политической экономии, отражающего возрастающую роль государ­ства в рыночной экономике. Кейнс предпринял попытку выявить основные функциональные закономерности в развитии общественного производства страны, воздействуя на которые государство смогло бы устранять кризисные явления в экономике и поддерживать ее нормальное функционирование.

Цель своего макроэкономического анализа Кейнс определил так: «Нашей конечной целью может быть отбор таких переменных величин, которые поддаются сознательному контролю или управлению со стороны централь­ных властей в рамках той хозяйственной системы, в которой мы живем».

Предмет исследования Кейнса - количественные функциональные взаимозависимости между такими народнохозяйственными показателями, как капиталовложения и национальный доход; потребление и сбережение; инвестиции и занятость; количество денег в обращении, уровень цен, зар­платы, прибыли и процента и т.п.

Кейнс стремится на основе анализа макроэкономических показателей прогнозировать экономическое развитие страны, для чего использует такие категории, как ожидаемая прибыль, предельная эффективность капитала, ожидаемые изменения цен, стоимости денег, процента и другие, неизбежно носящие вероятностный характер.

Как и теоретики предельной полезности, Кейнс считает решающей фа­зой процесса воспроизводства обмен. В связи с этим в числе основных функций государственного регулирования является воздействие на спрос, позволяющее ослабить или даже предотвратить кризисные ситуации в ры­ночной экономике. Для Англии, США довоенного периода обмен в качест­ве главной сферы государственного регулирования имел практически важ­ное значение.

Теория Кейнса, таким образом, отражала объективные тенденции в раз­витии экономики.

Однако после Второй мировой войны ситуация изменилась - вследствие научно-технической революции возросло значение государства в выработке научно-технической стратегии и механизма ее реализации, в финансирова­нии фундаментальных исследований и развитии НИОКР, в развитии сферы социальных и деловых услуг и др.

Обобщение опыта развития Японии, новых индустриальных стран показы­вает, что экономическая роль государства в достижении успехов в социально- экономическом развитии в настоящее время значительно сложнее и многосто­роннее в сравнении с довоенным периодом. Для достижения социально- экономического прогресса страны современное государство «вмешивается» не только в обмен, но и во все другие фазы воспроизводственного процесса и прежде всего в темпы, факторы и эффективность экономическою роста.

Как было уже отмечено, одновременно с западной макроэкономической теорией формировалась теория государственного регулирования экономики, отражающая советскую модель хозяйствования.

Экономика бывшего СССР основывалась на почти безраздельном гос­подстве государственной собственности на средства производства. Как и любой собственник средств производства, советское государство в лице его

(.пениальных органов осуществляло экономическое регулирование во всех фа шх процесса воспроизводства и на всех его организационных уровнях.

Рынок и товарно-денежные отношения в советской модели хозяйствова­ния имели, по существу, формальное значение. Весь прибавочный продукт изымался в государственный бюджет и оттуда в соответствии с планом и по указанию центральных органов направлялся в народное хозяйство на финан- с нрование социально-экономических программ.

Основной частью теории государственного регулирования при социализ­ме является народнохозяйственное планирование. Планирование носит те­кущий, средне-, долгосрочный характер и пронизывает все сферы и виды че- иовеческой деятельности.

По проблемам планирования в СССР накоплена огромная литература, в числе авторов, получивших международную известность Г. М. Кржижанов­ский, С. Г. Струмилин и др. В 70-е годы в СССР получает развитие система оптимального планирования, цель которой - составление наилучшего вари­анта народнохозяйственного развития с широким использованием экономи­ко-математических методов (Л.В. Канторович, Н.П. Федоренко, В.В. Ново­жилов, В.А. Волконский и др.). Метод народнохозяйственного планирования и СССР оказал огромное влияние на развитие планов и прогнозов развития хозяйства и в условиях рыночной экономики.

Оценивая экономическую роль государства в советской модели хозяйст­вования, следует отметить, что в условиях полного господства государст­венной собственности на средства производства и сосредоточения политиче- (кой власти в центре альтернативы государственному вмешательству во все і еры хозяйственной жизни страны и директивного народнохозяйственного цианирования нет.

  • 6.1 Понятие макроэкономики. Основные структурные пропорции национальной экономики
  • 6.2 Система национальных счетов. Способы измерения ввп. Номинальный и реальный внп.
  • 6.3 Общее экономическое равновесие в модели «ad-as.

Понятие макроэкономики. Основные структурные пропорции национальной экономики

Макроэкономика - раздел экономической теории, в котором исследуются фундаментальные проблемы экономики на уровне национального хозяйства в целом.

Макроэкономика стала отдельным разделом экономической науки со своим предметом только в XIX - XX вв. Начало этому процессу было положено в работах Ж.Б. Сэя, Л. Вальраса, В. Парето. Их теории составляют фундамент классической и современной неоклассической ветви в макроэкономике. В основе данного теоретического подхода лежит представление о том, что в конкурентной рыночной экономике имеется автоматический механизм установления общего равновесия на уровне полной занятости трудоспособного населения.

Окончательное выделение макроэкономики в самостоятельный раздел экономической теории произошло в первой половине XX века и связано с именем Дж.М. Кейнса и его книгой «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). В этой работе изложена новая система взглядов на рыночную экономику после кризиса 1929-1933 гг., дается теоретическое обоснование причин, по которым рыночная экономика может терять способность автоматически поддерживать полную занятость. При этом, помимо теоретического анализа и введения нового комментария такого анализа, Дж.М. Кейнсом были разработаны принципы антикризисной политики государства.

Дальнейшее развитие макроанализа шло как по линии углубления и развития кейнсианских идей (неокейнсианство), так и путем пересмотра их на основе классических представлений (неоклассики). Среди ученых, внесших заметный вклад в развитие макроэкономики, следует отметить таких как Р. Харрод, Д. Хикс, М. Фридмен, Р. Лукас и др. Были концепции синтеза этих двух направлений (А. Хансен, П. Самуэльсон). Практически на все основные проблемы макроэкономики имеются альтернативные взгляды, представленные конкурирующими теориями.

Развитие макроэкономики как особой научной дисциплины связано с обоснованием экономической политики, разработкой моделей, прогнозов и программ экономического роста страны.

Макроэкономика может служить основой экономической политики государства при условии выработки целевых приоритетов функционирования национальной экономики и социально-экономических последствий их практической реализации.

К приоритетным макроэкономическим целям относятся:

  • - экономический рост- обеспечение роста национального производства товаров и услуг при повышении их качества;
  • - занятость - создание возможности иметь подходящее занятие тем, кто желает и способен работать;
  • - обоснованный уровень цен - обеспечение ситуации, исключающей значительное повышение или снижение общего уровня цен;
  • - равновесный внешнеторговый баланс - относительное равновесие между импортом и экспортом при сохранении открытого характера национальной экономики и поддержании стабильного обменного курса национальной валюты;
  • - равновесие во взаимодействии с природной средой ради улучшения экологии и поддержания должного качества жизни населения страны .

Этот перечень широко признанных целей создает базу для постановки целого ряда существенных вопросов. Во-первых, то или другое изложение основных экономических целей неизбежно влечет за собой проблему их толкования, а, значит, и относительную специфичность политических программ, необходимых для достижения этих целей. Во-вторых, некоторые из этих целей дополняют друг друга в том смысле, что по мере достижения одной из них, другая также может быть осуществима. Например, достижение полной занятости означает ликвидацию безработицы как основной причины низких доходов и экономичной необеспеченности. В-третьих, некоторые цели могут противоречить друг другу или взаимно исключать друг друга. Так, экономисты утверждают, что силы, которые способствуют достижению экономического роста и полной занятости, порождают инфляцию. Вчетвертых, когда основные цели противоречат друг другу, общество вынуждено разработать систему приоритетов в осуществлении задач, которые оно перед собой ставит.

Так, нацеливая экономическую политику на увеличение занятости, непременно надо знать цену этих действий - усиление инфляционных тенденций. Делая выбор в решении (какой из двух целей отдать предпочтение), следует рассчитать, невыполнение какой задачи представляет собой большую социально-экономическую опасность. Наиболее разумный вариант при решении приоритетных целей (как показывает опыт развитых стран) - использование метода постоянного и мягкого волнообразного маневрирования. В этом проявляется оперативная реакция на комплексы факторов, действующих с разных сторон. Попеременное частичное выполнение каждой из противостоящих целей- наиболее рациональный ключ решения задач в экономике, имеющей определенный уровень равновесного состояния

Экономика представляет собой сложную систему, состоящую из многих экономических элементов, связанных друг с другом общественным разделением труда. В составе экономической структуры общества обычно выделяют воспроизводственную, отраслевую, региональную и внешнеторговую структуры.

Воспроизводственная структура экономики отражает пропорции ее сфер (производства, распределения, обмена и потребления), различающихся своим функциональным назначением.

Наиболее важными воспроизводственными пропорциями являются пропорции между 1 и II подразделениями общественного воспроизводства (производством средств производства и производством предметов потребления); потреблением и накоплением; элементами основного и оборотного капитала; основным производством и его инфраструктурой.

Отраслевая структура экономики отражает общественное разделение труда, межотраслевые пропорции и взаимосвязи, объединенные по принципу технологической общности.

Проблема формирования оптимальных отраслевых пропорций сводится к согласованию межотраслевых потоков продукции со структурой конечного потребления. Отраслевая структура в современных условиях изменяется в сторону преимущественного роста производства предметов потребления, сферы услуг, отраслей, являющихся выражением современного НТП, рациональной конверсии военной промышленности.

Региональная структура связана с размещением производительных сил по территории страны и предполагает определенную связь местоположения отраслей и фирм с источниками сырья, энергообеспечения, рынками сбыта, с наличием трудовых ресурсов.

Внешнеторговая структура зависит от уровня развития и состояния экономики. В экспорте развитых стран обычно высока доля наукоемкой и технологичной продукции, в импорте - сырьевых товаров, энергоносителей, отдельных видов машин и оборудования, продуктов экологически вредных производств. Экономические реформы и переход к рынку, к сожалению, не внесли в структуру внешней торговли России прогрессивных изменений. В экспорте высока доля топлива, нефти, газа, минерального и других видов сырья; в импорте неоправданно высок удельный вес продуктов сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности.

Основу макроэкономического анализа составляет позитивный подход, который направлен на формирование научного представления о влиянии поведения экономических субъектов на функционирование национальной экономики в целом. Наряду с позитивным в макроэкономике применяется нормативный подход к исследованию, который представляет собой оценочные суждения о том, какие изменения и тенденции являются желательными, и каких рекомендаций следует придерживаться политикам для достижения этих результатов. Нормативный подход, как правило, дополняет позитивный при анализе макроэкономической политики государства. На основе позитивного подхода ученые определяют возможные экономические результаты тех или иных направлений государственной политики. Применяя нормативный подход, они разрабатывают рекомендации относительно использования тех направлений экономической политики, которые могут привести к желаемым экономическим результатам. Сочетание позитивного и нормативного подходов позволяет макроэкономическим исследованиям служить научным фундаментом для разработки основных принципов, целей и инструментов государственной экономической политики.

Одним из методов макроэкономического анализа является моделирование, которое позволяет отвлечься от несущественных деталей и выявить принципиальные экономические связи. Применительно к каждой модели существуют собственные допущения, касающиеся степени агрегирования, условий, при которых рассматриваются те или иные процессы: закрытая или открытая система, краткосрочный или долгосрочный временной отрезок.

Исследование процессов, охватывающих экономику в целом, требует агрегирования показателей, являющихся принципиально важным достижением мировой экономической науки и практики.

Одним из наиболее важных методов макроэкономического анализа является агрегирование - объединение отдельных элементов исследования в группы (агрегаты) по какому-либо признаку. Делается это для того, чтобы уменьшить количество элементов (там, где это допустимо) и сделать экономическую систему в принципе познаваемой. Без агрегирования это было бы невозможно из-за сложности самого предмета исследования. Внутри каждой группы различиями между отдельными элементами следует пренебречь, считая их одинаковыми, однородными. При этом обязательно должен присутствовать некий ключевой признак, наличие которого позволяет отнести рассматриваемый элемент к той или иной группе.

Именно совокупности элементов являются объектами исследования в макроэкономике. Например, агрегатами являются обобщающие показатели экономической конъюнктуры, такие как валовой внутренний продукт, национальный доход, общие объемы занятости и инвестиций, общий уровень цен. Причем, используются показатели, характеризующие не только статику, но и динамику экономических процессов, например, темпы роста реального ВВП, темпы инфляции и т.п. .

Основные субъекты рыночной экономики также рассматриваются как агрегированные совокупности. В макроэкономике важнейшим экономическим субъектом, наряду с сектором домашних хозяйств и предпринимательским сектором, становится государство, которому микроэкономика отводит не первостепенное значение. Кроме того, в макроэкономике изучается новый экономический субъект - иностранный сектор, который практически не рассматривался на микроуровне. Взаимодействие иностранного сектора с экономическими субъектами национальной экономики осуществляется на основе внешнеэкономических связей через взаимный обмен товарами, услугами, национальной валюты и капиталом.

Изучение экономики в целом предполагает необходимость рассмотрения взаимодействия между экономическими субъектами через систему взаимосвязанных рынков, таких как рынок товаров и услуг, финансовый рынок (рынок финансовых активов), рынок экономических ресурсов (факторов производства). Данные, полученные по каждому из рынков, сопоставляются, с тем, чтобы выявить условия равновесия для всей экономики в целом.

Изучение наиболее типичных черт поведения экономических агентов и наиболее существенных закономерностей функционирования экономических рынков делается с помощью модели кругооборота продукта, расходов и доходов. Расходы фирм на ресурсы (или их издержки) одновременно представляют собой потоки заработной платы, ренты и других доходов домашних хозяйств. С другой стороны, поток потребительских расходов образует выручку (или доход) фирм от реализации готовой продукции. Потоки «доходы - расходы» и «ресурсы - продукция» осуществляются одновременно и непрерывно в противоположных направлениях.

Вмешательство государства в данную модель закрытой экономики несколько усложняет движение круговых потоков. С помощью трансфертов, субсидий, налогов и других экономических инструментов государство регулирует колебания в уровнях производства, занятости и инфляции. Если домашние хозяйства решают тратить меньше, то фирмы вынуждены сокращать выпуск продукции, что в свою очередь приводит к снижению совокупных расходов.

Уровень спроса на товары определяет уровень производства и занятости, а уровень выпуска определяет уровень доходов владельцев факторов производства, которые (доходы), в свою очередь, определяют совокупный спрос.

Основной вывод из модели круговых потоков: реальный и денежный потоки осуществляются беспрепятственно при условии равенства совокупных расходов домашних хозяйств, фирм и государства совокупному объему производства.

Совокупные расходы дают толчок к росту занятости, выпуска и доходов; из этих доходов вновь финансируются расходы экономических агентов, которые снова возвращаются в виде доходов к владельцам факторов производства и т.д.

Модель круговых потоков принимает вид кругооборота, который является основой для статистического учета результата производства (ВВП) тремя методами: по расходам, по добавленной стоимости и по доходам.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Jtcase - портал о строительстве