Jtcase - портал о строительстве

Одна из древнейших христианских церквей в мире. Придерживается до сих пор монофизитского вероисповедания, так же как Коптская , Армянская, Сирийская и Малабарская церкви . После обретения (1993 г.) Эритреей независимости из Эфиопской церкви выделилась автокефальная Эритрейская православная церковь, сохраняющая, как и родственные ей церкви, верность монофизитской доктрине. Хотя, формулировки немного сгладились со времени Халкидонского собора и церкви называются православными, доктринально монофизитские церкви придерживаются тезиса о неразделимости природы Христа на человеческую и божественную – она едина. Отсюда и название официального вероисповедания в Эфиопии – теуахдо (единобожие). До 20 столетия существовали и более радикальные монашеские ордена (кыбат, евстафиане и др.), считавшие, что Христу присуща только одна – божественная природа, или, что его природа отлична, как от божественной, так и от человеческой.

Организационно эфиопская церковь оформилась в Аксуме в 4 в, когда был рукоположен первый епископ – Фрументий, сириец по происхождению. Христианство распространялось в основном мирными методами в течение длительного времени (4 – 6 вв.). Возможно, поэтому оно приняло глубоко своеобразные синкретические формы.

В послеаксумский период в течение нескольких веков эфиопская церковь скорее всего находилась под впечатлением древнего библейского запрета на "запечатление" образов: древние эфиопские церкви практически лишены фресковой росписи и скульптур. А всемирно известные фрески храма Св. Марии в Лалибеле были созданы значительно позже - при императоре Зара-Якобе в 15 столетии.

Есть множество отличий религиозной жизни эфиопов от других христиан: это обрезание и не употребление свинины, использование древнеегипетского систра в церковной музыке, религиозно-философская поэзия – кыне и экстатический литургический танец дэбтеров.

Сама структура эфиопской церкви двояка: есть священники и есть особая каста низшего духовенства – дэбтеры, выступающая в роли связующего звена между духовенством и мирянами. Это очень образованные люди (обязаны знать древние языки - в отличие от священников), которые, как бы, одной ногой в церкви, а другой «в миру»: живут жизнью народа и иногда выступают в роли лекарей и деревенских колдунов. Ведь по традиционным эфиопским представлениям весь окружающий нас мир населён духами: злыми или добрыми. И задача дэбтера - охранять, задабривать или бороться с ними. Мир духов Эфиопии тесно связан с миром природы: имеются целые урочища, где «проживает» тот или иной дух и оно считается неприкосновенным. Территории вокруг храмов и монастырей также считаются священными, где нельзя убивать даже хищных животных. Кроме заповедников, эти территории в наибольшей степени сохранили первоначальный свой облик.

Эфиопская православная церковь играла важную роль в политической жизни страны, уступая в былые времена по значимости лишь власти императора и армии. В отдельные исторические периоды даже эфиопские цари были ставленниками церкви.

Длительное время (со времени основания) Эфиопская православная церковь была подчинена Коптской церкви: митрополит - абуна назначался из Александрии и был египтянином. Поскольку абуна всегда назначался из египтян и не был посвящен в тонкости политической жизни Эфиопии, он мог держаться в стороне от мирских проблем, заботясь о поддержании своего духовного авторитета. Фактически управлял церковью эфиоп, ее административный глава, ычэге, однако правом посвящения в церковный сан и помазания на императорский трон обладал только абуна.

В 1948 император отказался принять нового абуну, назначенного в Александрии, и выдвинул ряд требований к александрийскому патриарху. По мнению Хайле Селассие, представители Эфиопской церкви должны были участвовать в выборе патриарха и заседаниях синода Коптской церкви, абуна должен назначаться из числа эфиопских священнослужителей, а синод Эфиопской церкви должен сам определять священнослужителей, которые будут посвящены абуной в сан епископа.

В 1951, впервые за 15 веков, Эфиопскую церковь возглавил абуна - эфиоп, который в 1959 был возведен в сан патриарха. С 1959 Эфиопская православная церковь стала полностью независимой от Коптской.

Эфиопская церковь пользуется древнеегипетским календарем, в котором 13 месяцев в году. Эта система летоисчисления отличается от европейского на 7 лет.

В канон эфиопской Библии включены многие апокрифические книги, не известные на западе: Книга Еноха, Книга Юбилеев и др.

Также как и в коптской церкви большим почитание пользуется Богородица, в честь которой отмечается 33 праздника в году.

Большое место занимает крестовая символика. Женщины некоторых народов (тиграи) даже сейчас наносят себе на лоб татуировки в виде креста. А для женщин амхара характерна змеевидная татуировка на шее.

Большой популярностью в народе пользуется недельный праздник весны - Мескель ("Крест"), во время которого разжикают огромный костёр, люди танцуют и делают омовение в водоёмах.

До сих пор сохраняются своеобразные религиозные духовные братства – махаббары.

С приходом в 1974 к власти военного руководства христианство утратило привилегию быть единственной в стране государственной религией. По решению властей ислам и другие религии были уравнены в правах с христианством.

В церковно-администратвном отношении эфиопская церковь делится на 14 епархий, 13 из них находятся на территории страны. Наибольшее количество приверженцев эфиопской православной церкви проживает на севере и в центре страны, наименьшее – на востоке и юго-востоке. В основном - это амхара, тиграи и отчасти оромо.

Кроме того, эфиопская церковь имеет общины верующих в ряде стран мира – США, Судане, Джибути, Сомали, Индии и др.

Вторую по численности населения монофизитскую общину составляют сторонники армянской апостольской церкви. Это этнические армяне, проживающие в Эфиопии (около 2 тыс. чел.), но подчиняющиеся каталикосу в Эчмиадзине.

Кратко ответить на вопрос, почему в эфиопии православие можно следующим образом. Христианская церковь в этой стране не находится под официальной юрисдикцией Ватикана в целом и Папы Римского в частности. Христианство в этой стране не подверглось позднейшим искажениям.

Когда появилось христианство на этой земле

Считается, что апостол Филипп стал родоначальником христианства в Эфиории. Произошло это в I веке нашей эры. Он окрестил евнуха, который был в свите посланцев царицы Кандакии. Это событие записано в « Деяния святых апостолов» (8:26-30).

Фрументий, тирянин и гражданин Рима, после крушения своего корабля выбрался на берег Эфиопии и выжил. Впоследствии он стал одним из доверенных лиц ближнего круга древнеэфиопского императора Аксума. Фрументий окрестил Эзану, сына Аксума. Когда сын сменил отца на троне, то он сделал христианство государственной религией своей страны. Произошло это в 330 году. Фрументий был рукоположен в сан Епископа самим Афанасием Александрийским и стал первым епископом древнеэфиопского государства.

Ответ на вопрос, почему в эфиопии православие, будет далеко не полным, если отдельно не остановиться на сравнении с русским православием.

Основные отличия православия Эфиопии и России

1. Непринятие понятия Троицы. Считается, что Иисус Христос и является Богом.

2. Исполнение следующих Ветхозаветных заповедей:

Обрезание мальчиков на 8-й день после рождения;

Соблюдение законов о пище.

3. Крестятся не двумя или тремя пальцами, а крестом, сложенным из согнутого среднего и указательного пальцев правой руки.

4. Главным центром (сердцем) православного эфиопского храма считается ветхозаветный «Ковчег скрижалей».

5. Библейские имена в Эфиопской Церкви пишутся как во времена Иисуса Христа, как указано в древнееврейских первоисточниках. Например, не Мария, а Мириам.

6. Как и иудеи, православные Эфиопии считают свиное мясо нечистым продуктом.

7. В Церкви имеется свой, совершенно не похожий на другие обряд.

8. Иерархическая структура духовенства Эфиопской Православной Церкви Тэуахэдо не имеет аналогов среди других ветвей христианства.

Абиссинская православная церковьвзяла много от иудаизма. Соблюдение Ветхозаветных традиций уходит своими корнями к истокам зарождения Христианства.

Немногие знают, что на Африканском континенте существуют Древневосточные церкви дохалкидонской эпохи. Одна из таких церквей - эфиопская (абиссинская) православная церковь. Около 60% жителей стороны её прихожане. Русская Православная Церковь поддерживает с Эфиопской Православной Церковью тесные связи много столетий. Это проявляется как в общении между церковными иерархами, так и во время общения между верующими.

Эфиопская православная церковь имеет свой обряд и особую иерархию духовенства

Эфиопская православная церковь относится к Александрийскому патриархату. Центр её в Аддис-Абебе. До 1959 года она считалась автономной церковью и находилась в канонической зависимости от Коптской церкви. Потом она получила автокефалию.

Эфиопская православная церковь - одна из дохалкидонских церквей.

Церковь входит в состав Древневосточных (дохалкидонских) церквей. В этом качестве признаёт три Вселенских собора. Уникальна тем, что исповедует мнофизитскую христологию. Обряд у неё собственный, оригинальный. Также не имеет аналогов её иерархическая структура духовенства.

Эфиопы-христиане признают некоторые заповеди Ветхого Завета. Большинство же современных христиан считают их неактуальными. Среди них, например, соблюдение пищевых запретов характерных для Ветхого Завета. Кроме того, эфиопы также практикуют обрезание младенцев мужского пола. Этот обряд выполняется на восьмой день, в полном соответствии с заповедями Ветхого Завета.

Эфиопы ведут свой род от царя Соломона и царицы Савской

Эфиопы ведут свою родословную от царя Соломона и царицы Савской. Царицу Савскую почитают как мать Менелика I, первого правителя Эфиопии. Издавна в страну проникали семитские переселенцы. Большого влияния на жизнь в стране они не оказывали, но благодаря им христианство в ней получило оригинальные черты. При этом необходимо отметить, что государственным языком в Эфиопии признан амхарский язык. На нём же ведётся и богослужение.


Евсевий Памфил и Новый Завет утверждают, что христианство в Эфиопию принёс апостол Филипп. Он крестил евнуха Аэтия, который служил при дворе царицы Кадакии. Аэтий стал просветителем Эфиопии (Деяния святых апостолов 8:26-30). Окончательно же утвердил в здешних местах христианскую веру святой Фрументий.

Святой Фрументий стал епископом около 347 года.

Святой происходил из Тира и имел римское гражданство. Его кораблю потерпел кораблекрушение на африканском побережье Красного моря. Приобретя доверие императора эфиопов Аксума, он обратил в христианство его сына Езану. Когда он стал императором, он 330 году объявил христианство государственной религией. Около 347 года святого Фрументия святой Афанасий Александрийский рукоположил в епископы города Аскума.

Видеоролик: Жития Святых Святитель Фрументий, Архиепископ Индийский (Ефиопский). В фильме даётся краткий пересказ жития святого Фрументия, просветителя Эфиопии.

Необходимо отметить, что святой Фрументий находился при дворе царя на положении пленника, но перед смертью он решил отпустить Фрументия на родину. Несмотря на это после смерти Аксума святой вернулся в Эфиопию для того, чтобы продолжить её евангелизацию.

Эфиопия не приняла арианства, но стала монофизитской

Эфиопия испытала на себе влияние ереси Ария. Её распространение в государстве остановил святитель Афанасий Великий. Боролись с арианством в Эфиопии и отцы Первого Вселенского собора. Именно поэтому одна из четырнадцати литургических анафор посвящена Афанасию Великому, другие же 318 - отцам I Вселенского собора в Никее.


Несмотря на то что абиссинцы (эфиопы) остались верными православию, они в VI веке отпали от союза со Вселенской Церковью. Произошло это потому, что на эфиопской земле издавна шли споры о Святой Троице. Из-за этого Эфиопская Православная Церковь приняла по примеру коптов монофизитскую ересь.

Прибытие «Девяти Святых» окончательно утвердило христианство в Эфиопии.

После святого Фрументия церковь в Эфиопии возглавил епископ Мина. Именно с этого момента началась особая юрисдикция Александрии над ней. Это продолжалось в течение шестнадцати столетий.


Отдельно необходимо отметить тот вклад, который внесли «Девять святых» в распространение христианства в стране. Они прибыли в страну в 480 году из Рима, Константинополя и Сирии с целью ведения в ней миссионерской деятельности. Считается, что это противники Халкилдона из-за чего они и покинули родные города, скрываясь преследований императора Византии принявшего его. Имена святых:

в этом году «Девять святых» прибыли в Эфиопию

  • Арагави;
  • Пантелеймон;
  • Карима;
  • Алаф;
  • Сехам;
  • Афсе;
  • Лиганос;
  • Адимата;
  • Оз, или Куба.

Святые некоторое время перед переселением в Эфиопию жили в монастыре святого Пахомия в Египте. Под их влиянием и влиянием коптской церкви Эфиопская Церковь отвергла Халкидон. Святые создали в стране монастырскую традицию, покончили с остатками язычества, перевели Библию и другую религиозную литературу на классический эфиопский язык.


Православие в Эфиопии достигло своего расцвета в XV веке. Именно тогда написана талантливая богословская и духовная литература. Кроме того, в это время Церковь активно занялась миссионерской деятельностью. К сожалению, в 640-642 году всю христианскую Африку захватили мусульмане, и в течение почти десятилетия христианство в Эфиопии находилось в упадке.

Желая спастись от мусульманских завоеваний, эфиопские христиане обратились к португальцам и очень об этом пожалели

Желая избавиться от мусульманских завоеваний, эфиопы обратились к португальцам. Они в те времена искали опорные пункты для организации стоянок своих судов. Португальцы заинтересовалась предложением эфиопов, так как им нужны были порты для создания морского пути в Индию. Они оказали военную помощь Негусу Лебен Денгелю и его приемнику Клавдию.


После военных успехов португальцы-католики начали вести в стране миссионерскую деятельность. Их целью стало подчинение Эфиопии римско-католическому владычеству через иезуитов. После ряда кровопролитных сражений император Фессалидас изгнал в 1632 году иезуитов из страны.


К сожалению, изгнание португальцев из страны привело к тому, что в Эфиопии развились догматические споры. Это отрицательно сказалось на единстве Церкви, но позволило развиться церковной литературе.

Из-за того, что царство Гондарское, которое в то время существовало на территории Эфиопии, разделилось под натиском мусульман на несколько отдельных княжеств, его царь Иоанн I созвал в 1668 году Собор. Благодаря этому Эфиопская Церковь смогла сохранить своё единство.

Эфиопская Церковь длительное время не имела самостоятельности

Православные эфиопы длительное время не имели самостоятельной Церкви. Дело в том, что в стране развито монашество, а церковная иерархия никогда не развивалась, так как Эфиопская Церковь с момента своего создания считалась одной из епархий Александрийского Коптского Патриарха. Патриарх же всегда поставлял единственным епископом Эфиопии абуну.

Абуна в переводе означает «отец наш», кроме того, глава Эфиопской Церкви также называется «папас». В XII веке Абуна Негус Синуда постарался добиться для Эфиопии права рукополагать нескольких епископов.

Это позволило бы получить автономию, так как в результате образовался Синод, который и был бы наделён полномочиями для избрания Абуны. Видя это, Александрийский Патриарх не дал своего согласия на то, чтобы представить Эфиопской церкви автономию.

в этом году эфиопская церковь получила автономию

Важную роль в обретении самостоятельности Эфиопской Церковью сыграл император Хайле Селассие, который правил с 1930 по 1974 год. Он имел чин диакона. В 1948 году с его помощью получилось достигнуть соглашение с коптами о том, чтобы избрать после смерти митрополита Кирилла местного эфиопского митрополита.

Произошло это в 1951 году, когда митрополитом или абуной стал эфиоп Василий. Эта дата считается датой получения автономии Эфиопской церкви. Через восемь Коптский патриархат утвердил митрополита Василия первым Патриархом Эфиопской Церкви.

Необходимо отметить, что второе место в иерархии Эфиопской Церкви занимает эчеге. Это глава черного духовенства. Он архимандрит-благочинный всех монастырей. Он не имеет сана епископа, при этом пользуется большим влиянием, так как в его руках находится управление всеми церковными делами.

После него следуют представители белого духовенства. Церковное управление при этом возлагается на различных лиц духовного звания, не имеющих священного сана. Именно поэтому при одной церкви иногда может состоять несколько десятков священников и дьяконов.

В 1988 году в Эфиопии насчитывалось 250 000 священнослужителей

Многие эфиопы желают стать священниками. Ранее в университете Аддис-Абебе работал факультет богословия или же колледж Св. Троицы. К сожалению, колледж Святой Троицы закрыли в 1974 году. В этом же году открыт колледж Святого Павла. Основной его задачей стало обучение богословию будущих священников.


Несмотря на это обстоятельство, церковным властям пришлось открыть в разных районах страны шесть «Центров обучения священников». При этом, при каждом приходе работает воскресная школа. Данное обстоятельство привело к тому, что в 1988 году в Эфиопии насчитывалось 250 000 000 священнослужителей.

В 1988 году в Эфиопии насчитывалось 250 000 священников.

До 1974 года Эфиопская Церковь была государственной. После того как произошла социалистическая революция, Церковь отделили от государства. Практически все церковные земли национализировали. Правительство полковника Менгису Хайле Мариама начало проводить по всей стране антирелигиозную компанию.

В 1991 году коммунистическое правительство пало. После этого избранный в 1988 году Патриарх Меркурий обвинён в сотрудничестве с режимом Менгисту и сложил с себя полномочия. На его место в 1992 году заступил пятый Патриарх Абуна Павел.

При марксистах он семь лет провёл в тюрьме после того, как его рукоположил без разрешения органов государственной власти патриарх Феофил. Эмигрировавший в Кению Меркурий признал это избрание незаконным.

Из-за внешнего вмешательства в Эфиопской церкви произошёл раскол

Из-за того, что избрание Патриархом Абуны Павла не признал эфиопский архиепископ США Иезехак, он в 1992 году прервал литургическое общение с ним. В ответ Эфиопский Священный Синод принял решение лишить его полномочий и назначить архиепископом США и Канады Абуну Матиаса.

Это решение вызвало раскол в американской общине эфиопской церкви, так как Иезехак пользуется в ней большим уважением.


В 2007 году Коптская и Эфиопские православные церкви торжественно заявили о том, что провозглашено единство веры, а также верность общему свидетельству. Кроме того, они также собирались и далее расширять своё сотрудничество. Несмотря на это, Коптская церковь поддержала не только отделение Эритрейской церкви, но и раскол внутри Эфиопской церкви.

Особенности Эфиопской церкви в наше время

В конце XX века Эфиопская церковь насчитывает в своих рядах более 16 миллионов верующих. Она представляет собой государственную религию страны. В составе Церкви работает четырнадцать епархий. Кроме того имеется архиепископ в Нью-Йорке и Иерусалиме. В 15 000 храмах служат 172 000 священников.


Эфиопия (Абиссиния) может сравниться с количеством храмов только с Россией. Эфиопские церкви, как и православные храмы в России, строятся на возвышенности, на видных местах. Наибольшее их количество находится в Аксуме, где появилась первая христианская кафедра.

Сами здания имеют круглую форму и конусообразную крышу, выполненную из тростника. Также богослужения ведутся в пещерах и четырёхугольных зданиях с плоской крышей. Алтарь в них квадратный с вратами на все четыре стороны света. При этом восточные врата всегда заперты.

Эфиопская Церковь хранит остатки Ковчега Завета.

В Эфиопии хранятся различные артефакты и святыни. Например, здесь хранятся части ковчега Завета. Ковчег Завета хранился в Иерусалиме. Его части в Абиссинию привёз Менелик I, когда ездил навестить своего отца ― царя Соломона. При этом иконы Эфиопской церкви нельзя отнести к шедеврам, так как они выполнены в простом и наивном стиле. Утварь же подобна утвари православных храмов.


В целом же, вероучение и богослужение Эфиопской Церкви близко к православию. Естественно, что при этом необходимо исключать те особенности, которые свойственны ей как монофизитской Церкви. Сами же современные эфиопы-христиане считают себе единоверными с православными народами, например, греками и русскими. При этом они состоят в общении в единоверными армянской и коптской Церквами.

Эфиопия приняла христианство в начале четвёртого века. Сегодня праздник Тимкат – самый важный из девяти основных христианских праздников Эфиопии. Его отмечают 19 января в ознаменование крещения Христа. Для празднования в северном городе Лалибэла священники из разных церквей переносят на головах в место благословения таботы (или скрижали закона), завёрнутые в дорогую ткань.

Крещенские воды

На следующее утро толпы верующих собираются вокруг крестообразного бассейна, который представляет реку Иордан, где Иоанн Креститель крестил Иисуса.

Церковь Бет Гиоргис, Лалибэла

Прихожане с раннего утра отправляются к искусно вырезанной и лучше всех сохранившейся церкви Лалибэлы – Бет Гиоргис (Церковь Святого Георгия). Это последняя по времени создания из одиннадцати древних монолитных церквей 13-го века в городе Лалибэла. Легенда гласит, что её выкопали после того, как святой Георгий появился перед местным императором и сказал, что о нём позабыли. Церковь вытесали в форме греческого креста со сторонами одинаковой длины. На плоской крыше вырезали тройной греческий крест. Бет Гиоргис – часть Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Церковь Дэбрэ-Дамо

Дэбрэ-Дамо стоит на горе с плоской вершиной на севере Эфиопии и выступает одним из важнейших центров христианства в стране. Эта маленькая современная церковь построена перед гротом, где, как говорят, исчез Арагави – один из девяти святых (или миссионеров), принесших христианство в Эфиопию. Святым часто приписывали исчезновение, а не смерть. Выступающие из саванов скелетные останки монахов можно увидеть в нишах в стенах грота.

Абуна Гебре Микаэль

Чтобы добраться в церковь Абуна Гебре Микаэля в горах Геральты, придётся перепрыгивать с одной скальной плиты на другую в горном овраге. В интерьере есть два прохода и центральный неф с интригующими фресками конца 18-го и начала 19-го века. Палитра цветов здесь обогащена потрясающим голубым, фиолетовым, оранжевым и серым. Они дополняют традиционные оттенки коричневого и жёлтого.

Церковь Йоханнеса Мэикудди

Она также стоит в горах Геральты. Это последняя из великих расписных базилик в регионе Тыграй. Церковь вырезана из белого песчаника на вершине горы, возвышающейся на 230 метров над низом долины. В первой части разделённой надвое церковной паперти есть небольшой купол с выгравированным крестом. Интерьер украшен красочными фресками с библейскими сценами, портретами святых и геометрическими узорами. Они покрывают не только стены, но и потолок.

Даниэль Коркор

Даниэл Коркор стоит над головокружительной 300-метровой пропастью. Отсюда открывается потрясающий вид. Говорят, две маленькие камеры служили убежищем для монаха. Украшена только большая из них. Ниша в стене напротив входа – место, где сидел отшельник или монах. С этой точки он мог видеть равнины, из которых пришёл, и небеса, куда собирался.

Абуна Йемата

Абуна Йемата – один из девяти святых. Он избрал в качестве отшельнической обители вершину Гуха в хребте Геральты и удалился от суетной жизни. Позднее он основал церковь, высеченную в скале. Чтобы войти в неё, необходимо пройти по крутому и опасному подъёму. На этой фотографии слева виден вход в церковь.

Абуна Йемата

Священник, выглядывающий через единственное окно церкви Абуна Йемата. Местные служители весело сообщают посетителям, что воскресные службы посещают беременные женщины, младенцы и пожилые люди, и никто не падает.

Петрос и Паулос, Тека Тесфай

Эта церковь, как и многие другие в хребте региона Геральта, находится в живописном месте: на узком уступе под нависшим утёсом. Раньше единственный к ней путь лежал через 15-метровое восхождение по вертикальной скале. Теперь есть шаткая лестница. Церковь построена из дерева, камня и строительного раствора, но святилище высечено в скале. На стенах сохранились прекрасные фрески конца 17-го века в приглушенных цветах в стиле 15-го века.

Арбату Энцесса, Аксум

Каменная церковь 1960-х годов посвящена четырём апокалиптическим существам, а также тетраморфу, особенно почитаемому в Эфиопии. Четыре животных стали символами четырёх евангелистов: Марк – лев, Лука – жертвенный телец, Иоанн – орёл, Матфей – человек. Стены и потолок покрыты литургическими образами, нарисованными в тёплых тонах, но перекрашенными с использованием буйства основных цветов.

Геннет Марьям, Ласта

Церковь, высеченная в период правления императора Йэкуно Амлака (1270-85), хранит самые ранние фрески в Эфиопии, которые, предположительно относятся к концу 13-го века. Здесь можно увидеть сцены из Ветхого Завета и изображения святых, а также сюжеты из Нового Завета. На этой фотографии видна крыша церкви, украшенная высеченными крестами.

Одна из древнейших христианских церквей в мире. Придерживается до сих пор монофизитского вероисповедания. После обретения (1993 г.) Эритреей независимости из Эфиопской церкви выделилась автокефальная Эритрейская православная церковь, сохраняющая, как и родственные ей церкви, верность монофизитской доктрине. Хотя, формулировки немного сгладились со времени Халкидонского собора и церкви называются православными, доктринально монофизитские церкви придерживаются тезиса о неразделимости природы Христа на человеческую и божественную – она едина. Отсюда и название официального вероисповедания в Эфиопии – теуахдо (единобожие). До 20 столетия существовали и более радикальные монашеские ордена (кыбат, евстафиане и др.), считавшие, что Христу присуща только одна – божественная природа, или, что его природа отлична, как от божественной, так и от человеческой.

Организационно эфиопская церковь оформилась в Аксуме в 4 в, когда был рукоположен первый епископ – Фрументий, сириец по происхождению. Христианство распространялось в основном мирными методами в течение длительного времени (4 – 6 вв.). Возможно, поэтому оно приняло глубоко своеобразные синкретические формы.

В послеаксумский период в течение нескольких веков эфиопская церковь скорее всего находилась под впечатлением древнего библейского запрета на «запечатление» образов: древние эфиопские церкви практически лишены фресковой росписи и скульптур. А всемирно известные фрески храма Св. Марии в Лалибеле были созданы значительно позже — при императоре Зара-Якобе в 15 столетии.

Есть множество отличий религиозной жизни эфиопов от других христиан: это обрезание и не употребление свинины, использование древнеегипетского систра в церковной музыке, религиозно-философская поэзия – кыне и экстатический литургический танец дэбтеров.

Сама структура эфиопской церкви двояка: есть священники, и есть, как бы, низшее духовенство – дэбтеры, выступающие в роли связующего звена между духовенством и мирянами. Это очень образованные люди (обязаны знать древние языки в отличие от священников), которые, как бы, одной ногой в церкви, а другой «в миру»: живут жизнью народа и иногда выступают в роли лекарей и деревенских колдунов. Ведь по традиционным эфиопским представлениям весь окружающий нас мир населён духами: злыми или добрыми. И задача дэбтера — охранять, задабривать или бороться с ними. Мир духов Эфиопии тесно связан с миром природы: имеются целые урочища, где «проживает» тот или иной дух и оно считается неприкосновенным. Территории вокруг храмов и монастырей также считаются священными, где нельзя убивать даже хищных животных. Кроме заповедников, эти территории в наибольшей степени сохранили первоначальный свой облик.

Эфиопская православная церковь играла важную роль в политической жизни страны, уступая по значимости лишь власти императора и армии. В отдельные исторические периоды даже эфиопские цари были ставленниками церкви.

Длительное время (со времени основания) Эфиопская православная церковь была подчинена Коптской церкви: митрополит — абуна назначался из Александрии и был египтянином. Поскольку абуна всегда назначался из египтян и не был посвящен в тонкости политической жизни Эфиопии, он мог держаться в стороне от мирских проблем, заботясь о поддержании своего духовного авторитета. Фактически управлял церковью эфиоп, ее административный глава, ычэге, однако правом посвящения в церковный сан и помазания на императорский трон обладал только абуна.

В 1948 император отказался принять нового абуну, назначенного в Александрии, и выдвинул ряд требований к александрийскому патриарху. По мнению Хайле Селассие, представители Эфиопской церкви должны были участвовать в выборе патриарха и заседаниях синода Коптской церкви, абуна должен назначаться из числа эфиопских священнослужителей, а синод Эфиопской церкви должен сам определять священнослужителей, которые будут посвящены абуной в сан епископа.

В 1951, впервые за 15 веков, Эфиопскую церковь возглавил абуна — эфиоп, который в 1959 был возведен в сан патриарха. С 1959 Эфиопская православная церковь стала полностью независимой от Коптской.

Эфиопская церковь пользуется древнеегипетским календарем, в котором 13 месяцев в году, и летоисчисление отличается от европейского на 7 лет.

В канон эфиопской Библии включены многие апокрифические книги, не известные на западе: Книга Еноха, Книга Юбилеев и др.

Также как и в коптской церкви большим почитание пользуется Богородица, в честь которой отмечается 33 праздника в году.

Большое место занимает крестовая символика. Женщины некоторых народов (тиграи ) даже сейчас наносят себе на лоб татуировки в виде креста. А для женщин амхара характерна змеевидная татуировка на шее.

Большой популярностью в народе пользуется недельный праздник весны — Мескель («Крест»), во время которого разжигают огромный костёр, люди танцуют и делают омовение в водоёмах.

До сих пор сохраняются своеобразные религиозные духовные братства – махаббары .

С приходом в 1974 к власти военного руководства христианство утратило привилегию быть единственной в стране государственной религией. По решению властей ислам и другие религии были уравнены в правах с христианством.

В церковно-администратвном отношении эфиопская церковь делится на 14 епархий, 13 из них находятся на территории страны. Наибольшее количество приверженцев эфиопской православной церкви проживает на севере и в центре страны, наименьшее – на востоке и юго-востоке. В основном — это амхара, тиграи и от части оромо.

Вконтакте



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Jtcase - портал о строительстве