Jtcase - портал о строительстве

Цель: постановка звука «С», автоматизация звука «С» в словах, слогах, фразовой речи; обогащение словаря; развитие слухового внимания, фонематического слуха, работа над грамматическим строем языка.

Оборудование: картинки, карточки, бутылочки, резиновые шары, надувные игрушки, тарелочки для сахара, соли, лимонной кислоты, ложки, слон – игрушка, полоски бумаги – для графического изображения предложения, слоги, султанчики бумажные, спички, пластмассовые буквы, цветные мелки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Артикуляционная зарядка

1. Губы в улыбку, в трубочку.

2. Дутьё в желобок на бумажные султанчики.

3. Надувание шаров и резиновых игрушек.

4. Дутьё в пузырёк.

5. Улыбнитесь, покажите все зубки, немного откройте рот и прижмите кончик языка к нижним зубам, затем спичкой слегка нажимайте на кончик языка, пригибайте его вниз, сомкнём зубы и сделаем выдох в пузырёк, не надувая щёк.

II. Скоро к нам прилетят перелётные птицы.

– Кто прилетит? (Скворцы)
– Для них будем делать домики.
– Будем пилить доски.
– Изобразим пиление.
– Запилила пила з-з-з
– Раскалилась до бела с-с-с.

III. Автоматизация «С» в словах и слогах

1. Диафильм.

Соболь на скалу залез,
Соболь ищет букву «С»,
На странице «С» нашёл
На снегу следы прочёл.

Са-са-са – вот летит оса.
Со-со-со – у Сони колесо.
Су-су-су – мы видели лису.
Сы-сы-сы – у сома усы.

3. На парте у вас буквы. Какие они? (Красные, синие, пластмассовые)
Подберите 3 картинки, в которых есть «С», а лишнюю уберите. (Сапоги, самолёт, насос, шуба)

4. На доске картинки. Выберите вначале слова со звуком «С» в начале слова, затем в середине слова и сами придумайте, чтобы «С» было в конце слова. (Стакан, стол, слон, сорока, сковорода, сом, коса, кастрюля, самолёт, синица, снегирь, собака, стрекоза, кисточка, носки, кресло, стул).
Можно придумать: нос, ус, рис, парус, глобус, фокус, автобус, троллейбус, лес, мыс, бас, квас.

5. Сегодня мы с вами полетим на самолёте, что мы оденем на себя со звуком «С» и возьмём с собой? (Сарафан, носки, сапоги, косынку, поясок, галстук, сорочку, сыр, колбасу, сливу, абрикос, апельсин, соль, сахар, ирис, сало, мясо, квас)

6. Сделать упражнение со словами:

Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами,
Понесёмся над лесами,
И опять вернёмся к маме.

7. Кто загадку отгадает, тот в самолёте полетает.

  • Лает, кусает, в дом не пускает? (Собака)
  • Две сестры летом зелены
    К осени одна краснеет, а другая чернеет? (Смородина)
  • Скатерть бела, весь свет одела? (Снег)
  • Бел да не сахар, ног нет, а идёт? (Снег)
  • С хозяином дружит,
    Дом сторожит
    Живёт под крылечком,
    А хвост колечком? (Собака)
  • Гладишь – ласкается,
    Дразнишь – кусается? (Собака)
  • По земле ходит, а неба не видит? (Свинья)
  • Красные лапки, щиплет за пятки? (Гусь)
  • По лужку он важно бродит,
    Из воды сухим выходит.
    Носит красные ботинки,
    Дарит мягкие перинки. (Гусь)
  • И в море не купаются
    И нет у них щетинки
    И всё же называются
    Они – морские … (свинки)
  • Трещала с самого утра:
    «Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что – пора?
    Такая с ней морока,
    Когда трещит … (сорока)
  • Эта хищница болтлива,
    Воровата, суетлива,
    Стрекотунья, белобока,
    А зовут её … (сорока)
  • Всю ночь летает – мышей добывает,
    А станет светло – спать летит в дупло. (Сова)
  • И в лесу заметьте, дети,
    Есть ночные сторожа.
    Сторожей боятся этих,
    Мыши прячутся дрожа.
    Очень уж суровы
    Филины и … (совы)
  • На шесте дворец,
    Во дворе певец,
    А зовут его … (скворец)
  • Зимой на ветках яблоки!
    Скорей их собери!
    И вдруг вспорхнули яблоки,
    Ведь это … (снегири)

1. Рассказать стихи о слоне

Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и сильны. (Благинина Е.)

2. Составь из слогов слова.

Сы, ло, во – волосы.
Ка, ска, мей – скамейка .
Смо, ди, на, ро – смородина .

3. Замени букву «З» на «С».

Бузина, позади, зев, зажать.

4. Вставьте слово «лиса» в текст правильно.

В густом лесу живёт хитрая …
Однажды охотник встретил …
Он подкрался к …
Хотел подстрелить …
Она заметила охотника, побежала.
Ему долго пришлось гнаться за …
Вечером в семье он рассказал о …

5. Чистоговорка.

На скамейку Сима села.
Справа – Сева,
Слава – слева.

V. Попробовать, что у вас на парте в тарелочках и назвать признак (сахар – сладкий, соль – солёная, кислота – кислая).

VI. Итог занятия

Татьяна Королева
Конспект логопедического занятия «Постановка звука [С]»

Конспект логопедического занятия "Постановка звука "с" с использованием здоровьесберегающих

(массаж, мимическая гимнастика, дыхательные упражнения)

и игровых технологий.

Тема :

«Постановка звука [с] »

Подготовила и провела :

Учитель – логопед :

Королева Татьяна Трофимовна

г. Санкт-Петербург

Цели : коррекция нарушения звукопроизношения звука «с» .

Задачи :

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ :

Развивать артикуляционный аппарат.

Развивать фонематический слух.

Развивать речевое дыхание.

Развивать мимическую мускулатуру.

Совершенствовать словарный запас.

Совершенствовать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ :

Создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие ребенка.

Учить упражнениям дыхательной гимнастики, которая играет важную роль в кровоснабжении.

Оборудование : круглый леденец на палочке, слон мягкая игрушка, тазик с водой, бумажные кораблики, две куколки, предметные картинки.

1. Организационный момент :

Здравствуй, сегодня у нас гость, Слонёнок Сема, пойдём с ним знакомиться.

Как ты думаешь, откуда к нам пришел Слоненок?

И если у он пришел к логопеду , наверное, он плохо произносит какой то звук ?

Слонёнок Сема не умеет выговаривать своё имя, нам надо ему помочь, но прежде надо подготовить наш ротик, губы и язычок сами могут сделать гимнастику, а вот нёбу мы должны помочь, сделаем массаж.

Вводная часть :

Массаж (круглым леденцом на палочке) .

Артикуляционная гимнастика (с использованием планшета с презентацией «Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков » ):

1. Упражнение “Лопаточка”.

Язык лопаткой положи.

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счёт его держать :

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

Послушай и выполни это упражнение, как я тебе скажу : “Положи расслабленный язычок на нижнюю губку, следи, чтобы губка не подворачивалась, затем убери лопатку в рот, опусти её за нижние зубки, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не шевелился и не дрожал” (5-7раз) .

2. Упражнение “Накажи непослушный язычок”

На губу язык клади,

Пя-пя-пя произнеси

Мышцы расслабляются…

Лопатка получается….

Ты под счёт её держи…

До пяти…до десяти…

3. Упражнение “Горка”.

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго :

Кончик в зубы упирается,

Бока кверху устремляются!

4. Упражнение “Чищу зубы”

Чищу зубы, Чищу зубы.

И снаружи…И внутри.

Не болели, не темнели,

Не желтели, чтоб они.

Выполняем упражнение так, улыбнись, приоткрой рот, “почисть” кончиком языка нижние зубки, делая движения из стороны в сторону, “почисть” старательно ещё раз нижние зубы с внутренней стороны.

Мимическая гимнастика

Посмотри-ка, Слонику понравилась твоя гимнастика, и он широко улыбается, давай и мы улыбнёмся ему широко-широко. А сейчас, посмотри, наверное, он съел кислый лимон и весь сморщился, давай и мы сморщим лицо. А теперь он рассердился, что мы его не предупредили, давай и мы рассердимся. А теперь все удивимся, что же здесь происходит.

Дыхательная гимнастика

А теперь представь, что мы пошли в лес, там так свежо, так приятно пахнет! Давай подышим :

Если уж в лесу гулять

Надо воздухом дышать!

Подышите, как я.

Выдох – пффф

Возврат дыхания – пффф

Возврат дыхания – с-с-с-с

Возврат дыхания – пффф

Возврат дыхания – с-с-с-с.

Посмотри, какие кораблики плавают в “море” (перед ребёнком ставится ёмкость с водой, в которой плавают кораблики) . Давай на него подуем, чтобы он скорей к другому берегу приплыл.

Работа над просодикой :

Поиграем в игру «Громко-тихо» , я говорю слово «Громко» , ты громко произносишь звук А . Я говорю слово «Тихо» , ты тихо произносишь звук А . Давай попробуем.

А теперь я буду хлопать в ладоши один раз, ты будешь произносить громко звук А , а если хлопну два раза, то тихо.

Основная часть :

Постановка звука :

Давай встанем, сделаем язычок «Горкой» и “накачаем насос”, глубокий вдох носом и выдох «катится» с горки, через щёлочку между зубов (ребёнок делает имитационные движения, как будто он “накачивает насос” наклоняясь вперёд и произнося звук с-с-с-с , взрослый следит за артикуляцией звука ).

Молодец, у тебя получился очень хороший и чистый звук , давай ещё раз его повторим.

Уточнение артикуляции :

Давай немного отдохнём и рассмотрим вот эту картинку (рассматриваем акустико-артикуляционный профиль и делаем анализ артикуляции звука “с” ).

Акустико – артикуляционный профиль звука “С”

Посмотри и скажи, что делают губки при произношении звука “с” ? – Ребёнок – улыбаются. - Что остаётся между зубками?- Ребёнок – щель.

Язычок, какой узкий или широкий?- Ребёнок – широкий. - Куда упирается кончик языка?- Ребёнок – в верхние зубки. - Язычок, что ещё делает?- Ребёнок – выгибается горкой. - Какая воздушная струя?- Ребёнок (прикладывает, на расстоянии, к горлышку тыльной стороной ладошку и проверяет воздушную струю) – Холодная. - Проверь ладошкой, какой это звук глухой или звонкий ?- Ребёнок – глухой. - Какой бывает этот звук , твёрдый как орех или мягкий как вата. - Ребёнок – бывает и твёрдым и мягким.

Давай ещё раз попробуем сделать губы, зубы, язычок, так как мы только что говорили.

Физминутка «В зоопарке» .

Фонематические процессы :

Послушай внимательно и хлопни в ладоши, когда услышишь звук “С” .

(Ж, З, С, Ц, Ж, С, З, Ш, Ц, С, Ш)

Автоматизация изолированно :

Я буду говорить начало слова, а ты называй последний звук С :

НАСО, КАКТУ… АВТОБУ… КОМПА…ЛЕ… НО…

Дома нарисуй Сему, и придумай пять слов со звуком С .

Итог : Молодец! Всё сделал правильно!

Заключительная часть :

Вот и подошло время заканчивать наше занятие , посмотри ещё раз на профиль звука “С” и расскажи по нему : об язычке, губках, зубках, “ветерке” (воздушной струе, как они себя ведут, когда ты произносишь звук “С” (ребёнок вспоминает полную артикуляцию звука “С” )

И ещё раз произнеси ССС.

Ну что, Слоник, научился произносить правильно и красиво своё имя?

Так как же тебя зовут? Произнесите вместе имя Слонёнка (Сема) .

Правильно! Молодец!

Я думаю, что теперь вы всегда будете правильно произносить все слова с этим красивым звуком “С” .

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [с]» Тема занятия: Постановка звука [с]. Подготовительный этап. Цель занятия: подготовить органы артикуляции к произнесению звука [с]. Задачи:.

Индивидуальное логопедическое занятие на автоматизацию звука [Л] в словах и предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] Цель: закрепить правильное произношение звука [л] в Задачи: Коррекционно-образовательные: - закрепить правильное произношение звука [л].

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] Цель: закрепить правильное произношение звука [Р] в слогах, словах и словосочетаниях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -учить правильно.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [л]» Конспект индивидуального логопедического занятия. «Постановка звука (Л)» Крамаренко Елена Григорьевна, учитель – логопед, ДОУ №7 «Рябинушка».

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р]» Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема. Автоматизация звука [Р] Цели: 1. Закрепление правильного произношения звука Р.

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе «Постановка звука [С]» Цель: постановка звука «С». Задачи: 1. Формировать у ребенка умение правильно произносить звук «С». 2. Познакомить ребенка с правильной.

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в словах» Цель: Закреплять правильное произношение звука С в словах. Образовательные задачи: закрепление у детей правильного произношения звука.

Конспект занятия «Постановка звука [Л]» Постановка звука [Л] Цели:1. Выработка навыка правильного произношения звука [Л]. 2. Развитие фонематического восприятия. 3. Развитие мелкой.

Конспект индивидуального занятия по формированию произношения «Постановка звука [С]» Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по формированию звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии.

Библиотека изображений:

Тема: Звуки [С] и [Сь].

Цель: дифференциация звуков [С, Сь]

Задачи:

Учить детей различать звуки [С] и [Сь];

Учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;

Обучать детей звуковому анализу слов;

Развитие фонематического слуха;

Зрительной, слуховой памяти и внимания;

Развивать артикуляционную моторику.

Воспитывать внимательное отношение друг к другу.

Оборудование: предметные картинки, зеркала, книга.

Ход занятия

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Начнем мы сегодня занятие с «Гимнастики для ума». Ответьте мне на вопросы:

Самая болтливая птица (сорока).

Ночная птица (сова).

Число, следующее за числом шесть (семь)

Птица с желтой грудкой (синица)

Усатая рыба (сом)

Что видим, когда спим (сон)

Цвет моря (синий)

Насекомое, напоминающее вертолет (стрекоза)

Какие звуки часто повторялись в словах? (Звук [С] и [Сь]).

Сегодня на занятии мы будем произносить звуки [С] и [Сь] и искать слова, в которых эти звуки встречаются.

Артикуляционная гимнастика

А чтобы правильно произносить эти звуки надо сделать упражнения для губ и язычка.

Упражнения: «Лягушка», «Слоник», «Лопаточка», «Лошадка».

3. Характеристика звуков [С, Сь]

Игра «Гости»

Посмотрите к нам пришли гости. А вы хотите узнать, как их зовут?

Я вам подскажу. Имя девочки начинается со звука [С] Как ее могут звать? (Света, Соня Снежана)

А имя мальчика начинается со звука [Сь]. Как зовут мальчика? (Сема, Сережа).

Какой звук вы слышите в начале слова Соня? (звук [С])

А в слове Сема? (звука [Сь])

А в чем разница между ними? (Звук [С] – твердый, а звук [Сь]- мягкий).

4. Дифференциация звуков [С, Сь] в словах

Игра «Угостим гостей».

Наши гости проголодались, я для них приготовила угощения. Давайте угостим их.

Соню угостим угощениями со звуком [С].

Чем угостим Соню? (Соню угостим мясом, салом, маслом, соком).

Дети поднимают те картинки, в которых есть звук [С].

А Сему угостим угощениями со звуком [Сь].

– Чем угостим Сему? (семечками, селедкой, персиком, апельсином).

А чем еще можно угостить Соню и Сему? (сливой, сливками, киселем).

Гости наши теперь сыты.

Игра «Расселим животных».

Посмотрите, Соня и Сема принесли нам книгу. Книга эта о животных, но звери все убежали. Давайте поможем расселить животных в книгу. Посмотрите в книге одна страница синяя, а другая зеленая. Если слышим звук [С] в названии животного, то поселяем его на синюю страничку, а если слышим звук [Сь] то на зеленую страничку.

– Кого мы поселили на синюю страничку? (собаку, свинью, лису, сорока, соболь)

– Кого мы поселили на зеленую страничку? (поросенка, лося, рысь)

Соня с Семой немного устали давайте немного поиграем.

Физминутка

Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)

Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)

Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)

Убежали под кусток. (присесть)

Развитие психических процессов

Игра «Назови детенышей».

Свинья- поросенок, лось- лосенок, сова-совенок, крыса-крысенок, лиса- лисенок.

Звуковой анализ слова

Игра «Магазин»

Соню мама послала в магазин и попросила купить там все, что начинается со звука. Возьмите синий карандаш и закрасьте бантики около этих предметов.

Детям логопед раздает картинки со звуками [С, Сь]

Какие предметы нашел Марина? (скакалку, самосвал, стул)

А какие предметы увидела Андрей? (стол, самовар, сок)

Игра «Слово рассыпалось»

А сейчас я буду называть вам звуки, а вы составите слово.

С, О, К - СОК

С, У, П- СУП

С, Л, О, Н- СЛОН

С, И, Т, О- СИТО

После каждого отгаданного слова, дети отвечают какой звук в слове, твердый или мягкий.

Итог занятия

Пришла пора нам возвращаться в группу.

С какими звуками мы произносили и искали слова сегодня? (звуками [С] и [Сь]).


Приложение 4

Конспект индивидуального логопедического занятия

Тема : Звуки [С, Сь]

Цель: учить ребенка различать звуки [С]-[Сь] изолированно, в слогах, в словах, на слух и правильно их использовать.

Задачи:

Развивать фонематическое восприятие, память, мышление, мелкую моторику;

Учить правильно обозначать мягкость согласного кружком соответствующего цвета;

Формировать навыки звукового анализа.

Оборудование: картинки с изображением язычка, большого насоса и маленьких насосиков, лист бумаги с контурным изображением больших и маленьких насосов, карандаши, таблица из трех пустых окошечек, кружки зеленого и синего цветов, горка с санками.

Ход занятия

Организационный момент с пальчиковой гимнастикой.

Логопед:

Здравствуй, Вася. Сегодня на занятии мы научимся различать звуки [С, Сь]. Отгадай, кто так кричит:

«Кря - кря – кря»?

Раз - два - шли утята.

Три - четыре - за водой.

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался _

Громко - громко запищал:

- Пи -пи -пи - не пищи!

- Мы тут рядом, поищи!

Поочередно сгибать и разгибать все пальцы правой (затем левой) руки. Начиная с большого, а со звуков «Пи - пи - пи» - ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

Тема: Звук «С».

Цели:

- Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука «с».

Продолжать формировать длительную, направленную воздушную струю.

Продолжать учить произносить звук «с» в прямых слогах.

Упражнять в определении наличия звука в слогах.

Закрепить названия основных и оттеночных цветов.

Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.

Оборудование:

Большой конверт с вложенными в него разноцветными конвертами с заданиями; картинки-символы к артикуляционным упражнениям; схемы артикуляции звука «с»; карточки для упражнения «Доскажи словечко»; картинка «Соня»; трафарет «Пузыри» (разные по размеру круги); картинки-половинки: лиса, бусы, коса, весы, оса, часы, колесо.

1. Организационный момент.

Логопед . Мне сегодня передали конверт и сказали открыть на занятии. Давай те узнаем, что же в этом конверте? Может это письмо от кого- нибудь?

2. Открываем конверт . Но что это?! В нём ещё конверт, синего цвета! А в этом конверте какие-то картинки. Что же они означают? Посмотрите-ка, язычок ваш обрадовался. Давайте сделаем гимнастику для язычка и посмотрим что будет дальше(дети выполняют упражнения).

3. Тут ещё один конверт . Какого он цвета? (Жёлтого) . Откроем его. В нём схема. Нужно попытаться эту схему прочитать. Поставь зубки заборчиком, язык спрячь в кроватку за нижние зубы, приподними язычок горкой и спусти ветерок. Что же получилось? (ребенок выполняет действия и произносит звук «с».

4. Вынимай следующий конверт . Какого он цвета? (Оранжевого) . Открой его аккуратно: с-с-с. Из конверта высыпались карточки. Давайте попробуем с ними разобраться. Под картинкой написано «глобу». Не понятно! Наверное, нужно слово закончить, а поможет нам звук «с». Итак, я читаю слово, а вы в конце произносите звук «с». Логопед проговаривает слово без последнего звука).

5. Что бы звук больше не терялся, поймайте его и крепко сожмите в кулачке. Слушайте внимательно. Как только услышите звук «с», сожмите крепко кулачок: фа, са, та, ши, хы, фу, зу, фо, со, шо. Какой звук мы сейчас ловили?

6. Логопед . Достань из большого конверта красный конверт. Что в нём лежит? (Фотография .) На фото Соня пускает пузыри. Я хочу вас научить пускать пузыри.Нужно обвести трафарет и произнести: с-са. Вот и получился первый пузырь (аналогично отрабатываются слоги с-сы, с-сэ, с-со, с-су.)

7. А это какой конверт? (Голубой. ) Посмотрите, здесь какие-то половинки. Давайте попробуем из них составить целые картинки. Я начну, а вы мне поможете. Вот первая половинка: бу. Кладите вторую половинку и договаривайте слово: сы. Теперь соберём следующую картинку: о-са, ли-са, ве-сы, коле-со, ко-са, ча-сы.

8. Вынимай следующий конверт. Какого он цвета? (Фиолетовый. ) Ой, сколько картинок из него высыпалось! Давайте их рассмотрим (комод, стакан, ягодка, яблоко, ножницы, конфета, замок, и тд.) Найдите среди этих предметов только железные, красные, острые, деревянные, съедобные, хрупкие.)

9. У нас остался последний конверт розового цвета, а в нём шнурок с узелками. Чтобы каждый шнурок развязать, нужно произнести волшебные слова: са-са, су-су, со-со, са-са, сы-сы, сэ-сэ, сы-сы, сэ-сэ, су-су. Ребёнок повторяет за логопедом пары слогов.

10. Большой конверт пустой. Осталось узнать, кто же прислал нам эти задания?

Узнать не сложно.

Вот вопрос:

У кого длинный нос?

Дружит ор с Пьеро, с Мальвиной.

Кто же это? (Буратино. ) Логопед разворачивает конверт, на внутренней стороне изображён Буратино.

11. Итог занятия. Логопед: Оказывается, Буратино решил проверить, справитесь ли вы с его заданиями. Но у вас был замечательный помощник-звук, который вы так красиво произносили. Какой это звук? «с».



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Jtcase - портал о строительстве