Jtcase - портал о строительстве

С 4 5 веков н.э. когда распалась Римская империя и стали складываться европейские народности, языки и государства, ведет свое начало европейская литература. Эта-то литература и получила название средневековая литература. Долгое время письменная литература средних веков существовала только на латинском языке и носила религиозный характер. Но народ не знал латыни и начал складывать свои песни, сказки, предания. Только после того, как у народов Европы стала появляться своя письменность, эти произведения были записаны.

Больше всего народ любил песни о подвигах. Одна из лучших песен такого рода Песнь о Роланде сложилась во Франции. В Испании родилась Песнь о моем Сиде». с которой Вы можете познакомиться в переработке М.Т.Леон. назвавшей свою книгу Сид Воитель» .

Чем больше укрепляли свою власть феодалы, тем пышнее развивалась средневековая литература . В 12 13 веках при дворах богатых феодалов нередко находились на службе профессиональные поэты. Они складывали стихи и песни в честь знатных дам. Тогда же были созданы и многочисленные романы, где рассказывалось о том, как рыцарь отправляется на подвиги в честь своей прекрасной дамы. Эти стихи, песни и романы, часто искусные по форме и тонкие, лирические по содержанию, получили название рыцарская литература . Сервантес отчасти пародировал рыцарские романы в своем Дон Кихоте » .

В 12 веке, когда в европейских странах стали расти города, начала зарождаться и городская литература . В ней рассказывалось об умных и сметливых горожанах и крестьянах, которые ловко надували глупых сеньоров и жадных попов. Басни, рассказы, песни вот любимые жанры городской литературы.

Продолжала развиваться и народная литература. В народной среде рождались прекрасные произведения. Так, в 13 14 веках в Англии были сложены баллады и песни о Робин Гуде.

Высокие образцы литературы в эпоху средневековья создавались и в восточных странах в Китае, Индии. Персии.

Какой была литература средневековья?

Все мы слышали о произведениях Гомера, трудах Птолемея и Петрарки. Но это все литература древних веков. А как насчет литературы средних веков? Что мы о них знаем с точки зрения литературы и истории? Не считая сказок, исторических трудов и научных трактатов. Верно, очень мало.

Так вот, перерыв не одну гору книг по средневековой литературе, можно найти следующее: в рыцарских средних веках процветали песни. В то время песня выделилась в особое литературное направление - куртуазная поэзия. Она возникла в XI веке в Провансе средневековой Европы.

В ее функции входило воспевание подвигов прекрасных рыцарей в честь прекрасных дам, когда рыцари под звуки музыки рассказывали своей даме сердца о своих подвигах во имя любви. Поэтому куртуазная поэзия, это, в основном, поэзия любви. Ее основателями и исполнителями были трубадуры.

Далее это веяние воспевания подвига распространилось по всей Европе. Так к концу XII века в Германии появились миннезингеры, и уже к началу XIII века куртуазная поэзия Германии достигла своего пика. В Англии же поэты куртуазной поэзии появились лишь в XII-XIII веке и их называли вагантами. Ими становились нищие студенты, которые пели не только о любви и подвигах. В их песнях звучали протесты против церкви, поэтому их и преследовали как еретиков.

Куртуазная поэзия, как и всякое литературное направление, имеет свои жанры. Как правило, их разделяют на несколько групп: песни о крестовых походах - альба, баллада, романс, пасторела; ткацкие песни - кансона, сирвента; песни о неудачном замужестве - тенсона, плач. Теперь подробнее об этих жанрах:

Альба - 1) Утренняя поэзия трубадуров. 2) Утренняя заря. 3) строфическая песня, описывающая расставание влюблённых утром, после тайного свидания. Часто А. принимает форму диалога.

Пасторела - 1) В лирике трубадуров диалог рыцаря и пастушки. 2) лирическая песня изображающая встречу рыцаря и пастушки и их спор. Чаще всего П. представляет собой стихотворный диалог, которому предписано небольшое введение, описывающее встречу.

Кансона - 1) Песня, ограниченная в своей тематике любовными или религиозными темами, и отличающаяся изысканным и сложным строением строфы, соединяющие части стихи разной длины.

Сирвента - строфическая песня, разрабатывающая политические или общественные темы, а также часто содержащие выпады поэтов против своих врагов. Тенсона - спор, разделённая игра, раздел, стихотворный спор двух поэтов, представляющий собой диспут на любовные, поэтические или философские темы.

Плач - очень близок к сирвенте, выражает печаль поэта по поводу смерти важного сеньора или близкого человека. Баллада - первоначально в провансальской поэзии, небольшая незамысловатая песенка с рефреном для сопровождения танцев. Романс - небольшое лирическое стихотворение песенного типа обычно любовной тематики.

Поэтому ошибочно утверждать, что средневековая литература сохранилась лишь в виде книг Петрарки. Следует помнить о бардах и певцах, ведь многие их песни до сих пор несут добро и справедливость.

Литература раннего Средневековья - это героический эпос: Песнь о Нибелунгах, немного спустя - песня о Роланде, Сид и др. В Скандинавии, которая долго была языческой, были записаны и своды мифов, например Эдда.

После 1000 г. стала появляться более «приземленная» литература: Роман о Лисе, цикл Тристана и Изольды, полу исторические легенды об Артуре. Они были записаны почти одновременно с существовавшими много столетий до них эпическими поэмами, которые до этого передавались изустно. Это стало возможным лишь с появлением светской культуры: церковь считала что такие творения - вне сферы ее компетенции.

Вся эта литература еще безымянная. Первыми «литературными авторами», имена которых мы знаем, были странствующие поэты, которые назывались в разных странах по-разному: труверы, менестрели, ваганты, миннезингеры.

Раньше всего они появились в Италии и Провансе. Это было к тому же и началом литературы на «новых» языках: испанском, французском, итальянском и т.д. Они долго считались неполноценными по сравнению с языком учености - латынью. Первыми литературными строчками на итальянском языке считается песнь «О брате Солнце» великого святого Франциска Ассизского.

Средневековая литература синтетична, как и вся средневековая цивилизация. В ней переплетены разные жанры. Например, высшее достижение средневековой литературы - «Божественная Комедия» Данте - это и гениальная поэма, и теологический трактат, и философия, и даже острый политический конфликт.

Корни литературы Средневековья уходят в 4-5 столетия, в период, когда на руинах Римской империи создаются новые государственные объединения, сформированные варварскими народами. В период Средневековья зарождается новая, в сравнении с античностью, система эстетического мышления, созданию которой поспособствовало христианство, народное творчество варварских народов и влияние античности. Средневековое мышление отличается умением сочетать тонкую восприимчивость к разным экзотическим влияниям и систематическую разработку наследия прошлого, а также уникальное умение вновь открывать и применять древние наработки крестьянской, автохтонной культуры, сохранившиеся под крылом римской цивилизации.

Стоит подчеркнуть, что в Средние века на литературу очень глубокий отпечаток наложило религиозное мышление, оно также ввело в литературный оборот аллегорию и элементы символического восприятия действительности. В ассортименте литературы Средних веков было огромное количество жанров с церковным происхождением, к примеру, культовая драма, гимн, жития святых и прочее. Кроме того, с клерикальной литературой связаны зачатки историографии и обработка библейских легенд и мотивов.

В период с 11-го по 14-е столетие средневековую литературу можно связать с фольклором. Но не слишком буквально. Фольклорная песня или сказка внеличностные, в то время как главная черта литературного текста это намеренная индивидуальность, неповторимость и четкая конкретность. Средневековые произведения того времени обладают некой двоякостью, то есть, некоторые тексты близки к литературному труду в современном понимании, а другие, такие как песни о деяниях, ближе к фольклору. Впрочем, сам термин фольклор имеет способность относиться к двум различным реальностям, что зависит от того, какую социальную функцию они выполняют.

Классификация литературы Средних веков

Литературное искусство Средневековья делится на два этапа, которые связаны с характером социальных отношений, а именно: литература периода упадка родового строя и зарождения феодализма, которые припадают на 5-10-е столетия, а также литература стадии развитого феодализма в 11-15-х веках. Первый период характерен для памятников народного поэтического творчества, а второй классифицируется как литература феодально-рыцарская, народная и городская, которая появилась в двенадцатом столетии. Все выше перечисленные стихии существуют как параллельно, так и сложно переплетаясь, но все же основой для всей литературы Средних веков остаются произведения народной поэзии. Городская литература, начиная с 12-13-х веков, развивается очень быстро и стремительно и во многом впитывает в себя клерикальную литературу. В этом периоде разделение средневековой литературы становится более размытым и условным. Аскетическое мироощущение приглушается, а теплые тона отношения к миру становится ведущим.

Источники: demsvet.ru, shkolazhizni.ru, istoriya-ru.ucoz.ru, presentaci.ru, www.letopis.info

В истории средневековой литературы четко выделяются следующие группы явлений:

1. художественная словесность племен, бесследно исчезли (галлы, готы, скифы

2. литературы Ирландии, Исландии т.д., переживших лишь временный расцвет;

3. литература будущих наций - Франции, Англии, Германии, Испании, Киевской

4. литература Италии, последовательно выросла из традиций эпохи поздней античности и завершилась творчеством Данте. Это также вся латиноязычная литература, включая произведения каролингского возрождения первой половины 9 века в Франции и Оттониевского Возрождения 10 века в Священной Римской империи.

5. литература Византии.

Отдельно рассматривают средневековые литературы народов Востока, хотя они имеют определенные параллели и взаимовлияния с европейской средневековой литературой. Своеобразным "мостиком" между двумя культурами в средние века была Византия.

По тематике можно выделить следующие типы:

· "Литература монастыря" (религиозная);

· "Литература родовой общины" (мифологическая, героическая, народная);

· "Литература рыцарского замка" (куртуазная)

· "Литература города".

3. Периодизация средневековой литературы

Разделение европейской средневековой литературы на периоды определяется этапами общественного развития народов в настоящее время. Выделяются два больших периода:

· раннее Средневековье - период литературы разложения родового строя (от 5 века до 9 - 10 века);

· зрелое Средневековье - период литературы развитого феодализма (от 9 - 10 века до 15 века).

Раннее Средневековье

Первая страница с "Беовульфа"

Литература этого периода достаточно однородна по своему составу и составляет единое целое. По жанру это архаический (мифологический) и героический эпос , представленные поэтическими памятниками кельтов (давноирландские сказания), скандинавов ("Старшая Эдда", саги, поэзия скальдов), а также англосаксов ("Беовульф"). Хотя хронологически эти памятники в некоторых случаях относятся к значительно более позднему времени, по своему характеру они относятся еще к первому периоду. Сохранению раннего творчества названных народов способствовало то, что удалено от Рима местное христианское духовенство более терпеливо относилось к национальным языческих преданий. Более того, именно монахи, единственные носители грамотности в то время, записывали и сохраняли эту литературу.



Архаический эпос обозначает период перехода от мифологического к историческому мировосприятию, от мифа к эпосу. Однако ему еще присущи многочисленные сказочно мифические черты. Герой архаических эпических произведений сочетает в себе черты богатыря и колдуна, роднящие его с первопредком.

Отдельно существовала литература латинском языке, преимущественно христианского характера (Августин Блаженный).

Зрелое Средневековье

В эту пору литература становится более дифференцированной, что затрудняет ее сравнительно-историческое описание. Поскольку национальные литературы еще не сформированы, границы между ними практически отсутствуют, распределение литературы этого периода осуществляется по вышеуказанным жанровыми и типологическими признаками.

Примерно до 13 века четко виформовуеться три особых литературных потоков, развивающихся параллельно: религиозная литература, народная литература (классический эпос) и феодально-рыцарская литература (куртуазная поэзия и эпос). Эти направления не были изолированы, между ними всегда сохранялся связь и возникали сложные промежуточные образования. Хотя они и имели противоположный характер, их законы, формы и пути развития своеобразны. С 13 века в Европе быстро начинает развиваться еще одно направление: городская литература.

3.2.1. Религиозная литература

Литература религиозного толка через писания Отцов Церкви прокладывает мостик от античности до средних веков. К жанрам христианской литературы этого времени относят экзегетики (толкования и комментарии к Писания), богослужебную литературу, литературу для мирян (псалтырь, переводы библейских сюжетов, Часовник т.п.), летописи (которые создавались в монастырях как хроника, прежде всего, церковной истории), схоластические трактаты, дидактические произведения, видения. Самым популярным жанром Средневековья были жития святых (агиография) и рассказы об их чудеса.

Классический эпос

Страница "Песни о Роланде"

Классический героический эпос ("Песнь о Нибелунгах", "Песнь о Роланде", "Песнь о моем Сиде", "Слово о полку Игореве") отражает народную точку зрения на важные для национальной истории события, происходящие в "эпический" период. По сравнению с архаическим эпосом они более приближены к исторической достоверности, вес сказочно-мифологических элементов в них снижается, на первый план выходит разработка общественно значимых тем (патриотизм, верность королю, осуждение феодального раздора), а героями становятся идеальные воины.

Народная поэзия, тесно связана с классическим эпосом, достигает своего апогея в жанре баллады (15 века).

3.2.3. Рыцарская литература

Формирование рыцарской литературы связано с открытием индивидуальности, началом движения от типологически символического пренебрежение отдельной личностью к попыткам раскрыть его внутренний мир. Суровый воин более ранних эпох превращается в изысканного рыцаря, литература о котором переключает внимание с его слитности с народом в сугубо индивидуальных проявлений - любовь (куртуазная поэзия) и личных подвигов (рыцарский роман). Параллельно появляется и понятие индивидуального авторства. Рыцарская поэзия представлена ​​лирикой трубадуров (Бернарт где Вентадорн), труверов и миннезингеров (Вальтер фон дер Фогельвейде), а рыцарский роман преимущественно циклом о легендарном короле Артуре (Кретьен де Труа, Вольфрам фон Эшенбах).

3.2.4. Городская литература

Городская литература в противоположность захвату военной победой и куртуазной галантностью рыцарей или аскетизмом святых, превыше всего ценит рассудительность, сообразительность, здравый смысл, ловкость и смех - во всех его проявлениях ("Роман о Лисе", Франсуа Вийон). Городская литература отмечается дидактизмом, поучительностью. В ней отразилась трезвая рассудительность, практицизм, жизненная стойкость горожан. Широко используя средства юмора и сатиры, она учит, высмеивает, разоблачает . Стиль этой литературы соответствует влечения к реалистического изображения действительности. В противоположность куртуазии рыцарской литературы, городскую литературу отмечает "приземленность", здравый смысл, а также грубоватый юмор, шутка, иногда граничит с натурализмом. Язык ее близкая к народной речи, городского говора. Представлена ​​городская литература жанрами эпоса, лирики, драмы. Расцвета она достигла в Франции .

Пред-Ренессанс

Иногда в отдельный период выделяют Пред-Ренессанс, хотя в других случаях его относят к позднему средневековью, как правило, в городской литературе. Это творчество Данте Алигьери (1265 - 1321), автора "Новой жизни" и "Божественной комедии"

Гюстав Доре "Данте Алигьери"

В мировоззрении, политических и нравственных воззрениях, эстетике Данте тесно переплелись средневековые и ренессансные элементы. То же касается английского писателя Джефри Чосера (1340 - 1400), автора "Кентерберийских рассказов" и еще одного итальянца - Джованни Боккаччо (1313 - 1375), создавший "Декамерон". Последний отечественное литературоведение традиционно относит к Возрождение, но в западном взгляды не столь однозначны. Произведения этих писателей, повторяя все существующие модели рассказов и историй, стали жанровым итогом средневековой литературы, одновременно открывая новые, гуманистические горизонты для дальнейшего движения культуры.

Средневековья на Востоке

В литературах Востока тоже отличается период Средневековья, однако ее временные рамки несколько иные, как правило, ее завершение относят до 18 века.

Средними веками историки называют огромный промежуток времени - с момента падения Римской Империи до начала буржуазных революций. В истории литературы и искусства Зап. Европы выделяют собственно эпоху Средневековья - зарождение, развитие и расцвет феодального строя и его культуры - и эпоху Возрождения.

№ 4 Литература эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения – это период в истории Европы, начавшийся в начале – середине XIV в. и закончившийся (в разных странах по-разному) к XVI–XVII вв. Ознаменован период тем, что произошел интерес к античному искусству, науке, философии и литературе, термин «Возрождение» больше относится к истории культуры. Этот интерес зародился в самом конце XIII–начале XIV в. в среде итальянских ученых.

Эпоха Возрождения или по-другому – Ренессанс, на мой взгляд, самая интересная эпоха европейской истории, которая дает огромную пищу для ума и размышлений. Период оставил след в истории изобилием письменных свидетельств, произведений искусства, философии, литературы и науки.

Конечно же, происходит переворот в духовной жизни человека. Это обусловлено тем, что идет ослабление влияния церкви, появление некой свободы. Распространяется антропоцентризм, пришедший на смену теоцентризму. Теперь вместо Бога человек стоит на первом месте. Кардинальные изменения претерпела философия и литература. Были тенденции возращения к античной культуре, возродился философ Платон. Во Флоренции возникает платоновская академия, возглавляемая Лоренсо Великолепным.

В то время, когда в средневековье брали из античной литературы в основном ораторскую прозу, избегали лирических жанров, то в Ренессанс античную культуру заново переводили, давали оценку философским, историческим сочинениям, признавались творения поэтов, таких как Гомера, Овидия и других.

Два с половиной столетия Возрождения – от Петрарки до Галилея – знаменуют собой разрыв со средневековой традицией и переход к новому времени. Этот этап явился закономерным и необходимым в истории философской мысли. Не было непосредственного перехода от “Сводов” Фомы Аквинского к “Рассуждению о методе” Декарта, от поисков парижских и оксфордских номиналистов XIV в. к новой физике и механике Галилея. Однако было бы неверно сводить роль философии Возрождения только к разрушению или изживанию схоластической традиции. Мыслителями XIV–XVI вв. была разработана картина мира и человека, глубоко отличная от средневековой.

Философия эпохи Возрождения представляет собой достаточно пеструю картину, набор разнообразных философских школ, часто несовместимых друг с другом, и не является чем-то целым, хотя и объединена многими общими идеями. Эта философия представляется тем более сложным явлением, если мы обратимся в глубь веков и увидим, что многие идеи Возрождения зародились гораздо раньше, чем начался отсчет эпохи, - в XIII в., когда еще бурлили споры в средневековых университетах, основными были идеи Фомы Аквинского и только еще появлялись идеи поздних номиналистов. Но тогда же в Италии зародились идеи, оппозиционные господствовавшему в то время схоластическому мировоззрению.

Решающими чертами философии Возрождения являются стремление выйти из монашеской кельи на простор природы, материалистические тенденции, связанные с опорой на чувственный опыт, индивидуализм и религиозный скептицизм. Воскресает интерес к материалистам древности - ионийцам. Философия эпохи Возрождения тесно связана с естествознанием.

В философии эпохи Возрождения можно выделить два основных периода. В 15 веке новый класс - буржуазия - еще не могла и не успела создать своей собственной философии. Поэтому она реставрировала и приспосабливала к своим нуждам античную философию. Однако эта философия существенным образом отличалась от схоластики, также использовавшей творения Платона и Аристотеля.

Философы Возрождения использовали античных авторов принципиально в иных целях, чем схоласты. Гуманисты обладали богатством греческих подлинников (а не арабских переводов и пересказов), о которых не могли и мечтать философы 13-14 веков.

Авторитет Аристотеля "падал", т.к. отождествлялся со схоластикой. Наступившее разочарование дало другую реакцию - появление скептицизма, эпикурейства и стоицизма. Они стояли на втором плане и, хотя обнаруживались у некоторых авторитетов, не имели широкого хождения. И лишь скептицизм в лице Мишеля Монтеня создал совершенно особенный специфический культурный климат во Франции.

Скепсис Монтеня расчищал дорогу новым идеям, новому знанию. Этим был подготовлен второй период философии Возрождения - натурофилософский.

Интенсивный расцвет литературы связан в этот период с особым отношением к античному наследию. Отсюда и само название эпохи. Подъем западноевропейской культуры возникает не на фоне упадка. Прошлое кажется человеку забытое замечательное достижение античности, и он начинает браться за их восстановление. Это выражается в творчестве писателей данной эпохи. Античное наследие восстанавливается, и поэтому деятели Возрождения придают большое значение открытию, публикации древних рукописей.

В Западной Европе этого времени появляется гуманистическая интеллигенция - круг людей, общение которых друг с другом основано не на общности их происхождения, имущественного положения или профессиональных интересов, а на близости духовных и нравственных исканий.

Ренессанс знаменателен такими великими сынами литературы как Шекспир, Петрарка, Ронсар, Дю Белле, Фацио, Лоренцо Вала и др. Ведь именно в Эпоху Возрождения поэты показали триумф человечества над своими пороками и ошибками прошлых времен.

Самыми знаменательными была такая литература, как французская, английская, немецкая, испанская, итальянская. Как же происходил переход от средневековья к Эпохе Возрождения в этих странах?

В Англии, в XVI веке происходит расцвет английского гуманизма, который возник позднее, чем в Италии. Очень большую роль на английскую литературу сыграла Классическая литература и итальянская поэзия. Расцветает форма сонета , введённого Томасом Уэйаттом и вслед за ним более талантливо разработанного графом Сурреем. История английской литературы эпохи Позднего Средневековья и Возрождения во многом сходна с литературой французской, несмотря на минимальное внешнее сходство. И там, и там средневековая литературная традиция сохраняла свои позиции вплоть до середины XVI столетия, если не позже. В Англии, как и во Франции, гуманистическая культура Италии оказала сильнейшее воздействие на светских интеллектуалов. Однако в Англии гуманистическая традиция породила блестящую школу ученых-естественников. Моральная философия, конек французских мыслителей, в Англии имела не такое принципиальное значение, как натурфилософия. Это отчасти объяснялось тем, что в Англии издавна существовала собственная богословская традиция, берущая начало от богословия раннего Средневековья и мало связанная с ортодоксальными течениями католической культуры.

Немецкая литература знаменательна тем, что она начала свое вдохновение для Эпохи Возрождения явлением в немецкой литературе этой и последующей эпохи были так называемые шванки, веселые, занимательные рассказы, сначала в стихах, а позднее и в прозе. Шванки возникали в противовес изысканному рыцарскому эпосу, тяготевшему к фантастике, и порой до изнеженности сладостным песням миннезингеров, последователей провансальских трубадуров. В шванках, так же, как и во французских фаблио, говорилось о быте, о повседневной жизни простых людей, причем все легко, в шутку, озорно, дурашливо.

Во Франции, С самого начала XVI в. в литературе сказывается нарождение новых веяний. Это стремление к новшествам отметил поэт Гренгуар: «Оставлены, - говорит он, - приёмы старых учёных, над старыми музыкантами смеются, в презрение впала старая медицина, изгоняются старые архитекторы». Идеи гуманизма и реформации нашли себе высокую покровительницу в лице Маргариты Наваррской, сестры Франциска I. В XIV – XVI вв. во французской литературе проходили те же процессы, что и в литературе Италии и Германии. Дворянская, куртуазная культура постепенно теряла свое значение, и на первый план выходила городская, народная литература. Впрочем, открытого противостояния не было. Строго говоря, во Франции, как и в Германии, и в Англии, вплоть до конца XV в. были очень сильны тенденции средневековой культуры. Французский гуманизм оформился лишь в начале XVI столетия, развивался преимущественно в ключе придворной культуры.

В то же время, во Франции уже в XIV в. позиции светской образованности были довольно сильны. Во многих французских городах возникли университеты, которые, в отличие от парижской Сорбонны , были мало связаны со схоластической традицией. Итальянский гуманизм конца XIV – начала XV в. оказал большое влияние на эти университеты, где формировалась историко-философская мысль и естественные науки, прославившие французскую культуру в XVII – XVIII в.

Условно Возрождение в Испании можно разделить на три периода: ранее Возрождение (до середины 16 в.), высокое Возрождение (до 30-х 17 в.) и так называемый период барокко (до конца 17 в.). В период раннего Возрождения в стране возрос интерес к науке и культуре, чему немало способствовали университеты, в особенности старинный Саламанский университет и университет, основанный в 1506 кардиналом Хименесом де Сиснеросом в Алькала де Энаресе. В 1473–1474 в Испании появляется книгопечатание, развивается публицистика, в которой господствовали идеи, созвучные идеям Реформации и обновления католической церкви по образцу протестантских стран. Значительное влияние на формирование новых представлений оказали идеи Эразма Роттердамского. Новый этап в развитии испанского Возрождения, так называемое высокое Возрождение, относится ко второй половине 16 – началу 17 вв. Действуя в соответствии с жесткими принципами Контрреформации (с 1545), Филипп II (1527–1598) преследовал передовых мыслителей, в то же время поощряя культурное развитие, основав библиотеку в Эскориале и поддерживая многие университеты. Творческие и думающие люди, лишенные возможности проявить себя в философии и публицистике, обратились к искусству, вследствие чего оно пережило во второй половине 16–17 вв. невиданный до того расцвет, и эта эпоха получила название «золотого века». Светские идеи гуманизма у некоторых поэтов и писателей переплетались с религиозными мотивами. Барочная драматургия достигла совершенства в творчестве Педро Кальдерона де ла Барка (1600–1680). Подобно Тирсо де Молине, он принадлежит к национальной драматической школе Лопе де Вега. В творчестве этого последнего великого представителя испанской литературы «золотого века» отражается пессимистический взгляд на человека, свойственный эпохе. Центральное произведение Кальдерона – философская драма Жизнь есть сон (1635), главная идея которой, уже чуждая Ренессансу, – что ради земной жизни не следует отказываться от жизни вечной. Кальдерон – за иллюзорность наших представлений о жизни, поскольку она непостижима. В пьесе Сам у себя под стражей (1636) он дает комическую трактовку той же темы.

Представители раннего итальянского гуманизма – Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка – первыми обратились к откровенно «простонародному» языку для изложения возвышенных мыслей и образов. Опыт оказался чрезвычайно удачным, и следом за ними образованные люди в других европейских странах стали обращаться к народной культуре. В каждой стране этот процесс проходил по-разному, и повсюду возникли уникальные тенденции, приведшие в XVI – XVII вв. к окончательному формированию национальных литератур стран Западной Европы.

Важнейшей вехой в истории европейской литературы стал 1455 г. В этом году немец Иоганн Гуттенберг выпустил в своей книгопечатне первую книгу, изготовленную новым способом, позволявшим делать множество копий за короткий срок. Книгопечатный станок, над усовершенствованием которого Гуттенберг работал несколько лет, оправдал надежды изобретателя. До Гуттенберга книги в основном переписывали от руки, что невероятно удорожало их. К тому же, изготовление копии книги отнимало массу времени и стоило очень дорого. В XV в. попытались найти способ удешевить этот процесс. Поначалу печатники вырезали текст страницы в зеркальном отражении на деревянной доске. Затем выпуклые буквы намазывали краской и прижимали клише к листу бумаги. Но с такого клише можно было сделать лишь ограниченное количество копий. К тому же, этот процесс немногим отличался от переписывания вручную. Стоило резчику ошибиться, и приходилось переделывать все клише целиком.

Новаторство Гуттенберга состояло в том, что он стал вырезать наборы отдельных букв, которые составлялись в слова на специальной рамке. Набор страницы занимал теперь несколько минут, а опасность опечатки сводилась к минимуму. Само изготовление букв-клише было гораздо проще, чем клише страницы. Изобретение Гуттенберга быстро вошло в обиход по всей Европе, и печатная книга за два-три десятилетия почти вытеснила рукописную. Впоследствии это кое в чем усложнило работу исследователей. Например, от Уильяма Шекспира остались только печатные издания его произведений – ни одного листка рукописей, что и дало повод некоторым историкам усомниться в подлинности Шекспира как «литературной» фигуры.

Подводя итоги, на мой взгляд, именно в Ренессансе каждая литература уникальна и представляет собой коллекцию интересных мыслей и размышлений. Эпоха Возрождения явилась неким светлым периодом времени в истории человечества, его культурной и духовной жизни. Мы по сей день восхищаемся трудами той эпохи, ведутся споры. Живопись, архитектура, наука и конечно же литература – в сравнении с другими периодами были в полном расцвете. Уничтожение угнетения церкви дал такой прогресс, не только технический, но и духовный. Тема значимости Эпохи Возрождения, ее смысла в истории человечества, духовности останется вечной и никогда не раствориться во времени…

Введение

Вэпохураннегосредневековья(V - XI вв.) литература в странах Западной Европы раз- вивалась преимущественно на латинском языке, чуждом и непонятном народу.

Это была пора становления феодального строя. С каждым столетием усиливалась эксплу- атация крестьянства, усугублявшаяся беспре- рывными междоусобными войнами. Феодалы, стремившиеся подавить народное недоволь- ство, внушали народу идею покорности и по- слушания. Они опирались на христианскую церковную идеологию с ее проповедью смирения, отказа от земных благ, упования на вечное бла- женство в загробном мире. Культура, полу- ченная в наследство от древнего мира, пришла в это время в глубочайший упадок. Христиан- ская церковь уничтожила почти все ее сокро- вища. В монастырских библиотеках храни- лись лишь некоторые рукописные книги антич- ности. Церковные, монастырские школы были единственным очагом образования: ведь свя- щеннослужители должны были уметь читать по-латыницерковныекниги.

Церковь воспитывала презрение к живому народному языку, культивировала «священную» латынь, непонятную народу. Переписывались и распространялись сочинения «отцов церкви», духовные стихи, жития святых.

Однако христианское мировоззрение и авто- ритет церкви не могли полностью подчинить духовную жизнь народа. В пору раннего средне-вековья существовало и развивалось устное народное творчество. В отличие от ученой цер-ковной литературы народные песни, сказки, предания слагались на живых языках народов, населявших европейские земли, отражали их жизнь, нравы,верования.

Когда в дальнейшем у этих народов появи- лась своя письменность, произведения народ- ного творчества были записаны. Так они до- шли донас.

Темоймоего реферата является Западноевропейская литература средневековья, которая особо привлекла мое внимание, так как ее основными чертами являются процесс формирования европейской общности народов и складывание феномена западноевропейского христианского типа культуры.

К наиболее ранним произведениям устного народного творчества средневековой Европы относятся предания древних ирландцев, так называемые «ирландские саги», возникшие во II - VI вв. и сохраненные народными певцами бардами. В самых ранних из них, героических сагах, отражена жизнь ирландских кланов (так назывались у древних ирландцев род, семейная община) в эпоху распада родового строя, их обычаи,междоусобные войны.

Особенно интересен цикл саг древнеирландского племени уладов. Герой этих саг - ска зочный богатырь Кухулин - одарен сверхъестественной силой, мудростью, благородством. Для него ничего нет выше долга перед кланом. Кухулин гибнет, защищая Ирландию от чуже земцев, приплывших с Севера.

К более позднему времени относятся фантастические саги - поэтические сказания о бесстрашных ирландских моряках, бороздив ших на своих утлых суденышках суровые северные моря и океаны. Географические от крытия древних ирландцев, знавших путь на Исландию и Гренландию и, видимо, доплывав ших до Северной Америки, запечатлены в сказочном мире фантастических саг с их чудес нымиостровамиизаколдованнымиземлями.

Кельтские племена, к которым принадле жали древние ирландцы, населяли в древ ности Британские острова и большую часть
нынешней Франции, Бельгии и Испании. Они оставили богатое поэтическое наследие. Замет ную роль в дальнейшем развитии средневеко вой литературы сыграли кельтские предания о сказочном короле Артуре и его рыцарях, сложенные в Британии и перенесенные затем в Северную Францию. Они стали известны по всейЗападнойЕвропе.

Великим памятником устной поэзии раннего средневековья является также и «Старшая Эдда» - сборник песен на древнеисландском языке, дошедший до нас в рукописи XIII в. и названный так в отличие от «Младшей Эдды», несколько ранее найденного трактата о твор- чествеисландских певцов-скальдов.

В IX в. свободные норвежские земледельцы под натиском усиливающегося феодального гнета стали переселяться в Исландию, на почти безлюдный остров, затерянный в океане. Здесь возникла своеобразная республика свободных землевладельцев,надолгосохранившаясвою независимость и древнюю, дохристианскую культуру.

Переселенцы привезли в Исландию и свою поэзию. На острове сохранились произведения древних скандинавов и возникли новые их варианты, более близкие к сложившимся здесь общественным условиям.

Наиболее древние песни «Старшей Эдды» возникли, очевидно, в IX - X вв., еще до пересе- ления на остров. Они тесно связаны с предани- ями континентальных германских племен. В них звучат отголоски гораздо более древних преда- ний- VI в. Самые поздние песни «Эдды» созда- ны уже в Исландии, примерно в XII - XIII вв.

«Старшая Эдда» состоит из мифологических, героических и морально-поучительных песен, излагающих житейскую мудрость раннего средневековья.

Цикл мифологических песен повествует о богах древних скандинавов, живущих в небес- ном городе Асгарде, о верховном божестве мудром Одине, его супруге Фригге, о Торе - боге грома и молнии, о боге войны Тю и ко- варном Локи - боге огня. В небесном чертоге - Валгалле пируют боги, а вместе с ними воины, принявшие смерть на поле битвы.

В мифологии «Эдды» отразилось классовое расслоение в древних скандинавских племенах, смена религиозных культов в древнеисландском обществе. Одна из самых сильных песен-«Про- рицание провидицы» передает трагическое пред- чувствие катастрофы, нависшей над старым языческим миром и родовым строем,- в ней говорится огибели богов,о концемира.

Героические песни «Старшей Эдды» полны от- звуков эпохи переселения народов (IV - VI вв.) и исторических битв этой поры. В более поздние песни «Эдды» вошли воспоминания об «эпохе викингов» - древних скандинавских завоева- телей, совершавших опустошительные набеги на побережья Европы (IX - XI вв.). Историче-ское прошлое в этих песнях овеяно дымкой народной фантазии.

Из героических песен «Эдды» наиболее ин- тересен цикл песен о Нифлунгах - сказочных карликах, кузнецах и рудознатцах. Злокознен- ный Локи отнял у них клад. Золото Нифлунгов, переходя из рук в руки, становится причи- ной кровавой распри, смерти героев, гибели целых племен. Сюжет этого предания лег в основу средневековой немецкой «Песни о Нибелунгах».

Песни «Эдды» сложились и бытовали века- ми в народной среде Исландии. В ту же эпоху (X - XII вв.)придворескандинавскихфе одалов расцвела поэзия профессиональных певцов-скальдов - поэтов-дружинников, слу- живших своему покровителю и мечом, и словом. Среди скальдов было немало выходцев из Исландии, где поэтическое искусство стояло выше, чем в других скандинавских странах. Од- нако, развиваясь в отрыве от народной основы, поэзия скальдов постепенно утратила величест- венную простоту «Эдды».

До высокого художественного уровня под- нялся в Исландии и жанр прозаических саг (главным образом XII - XIII вв.). В них правдиво и разносторонне изображается жизнь исландского народа эпохи раннего средневеко- вья. Чаще всего такие саги были своеобразной семейной хроникой крестьянского рода («Сага о Ниале»). Иногда сага представляет собой исто- рическое повествование. Например, «Сага об Эрике Красном» рассказывает о викингах, от- крывших в X в. путь к Америке. Некоторые саги возвращались к старинным преданиям, известным по песням «Эдды». Во многих исланд- ских сагах сохранились важные свидетельства о тесных связях скандинавского Севера и древ- ней Руси («Сага об Олафе Трюгвесене», «Сага об Эймунде»).

Образы народной поэзии раннего средне- вековья продолжали жить в творениях писа- телей новоговремени.Вподражание поэзии кельтов поэт Д. Макферсон написал в XVIII в. свои «Песни Оссиана». Есть несколько «оссиановских» стихотворений и у А. С. Пушкина («Кольна»,«Эвлега»,«Осгар»).

Мотивы «Эдды» широко использовал немец- кий композитор Вагнер в своей музыкальной драме «Кольцо Нибелунгов». Из «Эдды» заимствованы сюжеты многих произведений литературы, среди них сюжет драмы Ибсена «Воители в Хельгеланде».

В истории культуры средних веков кратковременным, но весьма примечательным эпизодом явилось так называемое каролингское Возрождение. Его главными представителями были ученые-поэты различных национальностей, собранные при дворе Карла Великого.

“Ведущую роль в придворном ученом обществе играл англосакс Алкуин. Видными писателями были также находившиеся при императорском дворе: Павел Диакон из Ламбардии (главный труд Павла «История лангобардов», «Во славу Ларского озера»). Теодульф -– вестгот из Испании, написавший ряд посланий и стихотворений научного, богословного и морального содержания («Против судей», «Об утерянной лошади»). Валахфрид Страбан – писал стихотворные жития святых, также много посланий, гимнов («К Лиутгеру–Клирику»). Седулий Скотт– ирландский поэт, грамматик и богослов. Им написаны многочисленные послания, эпиграммы («Книга о христианских правителях», «Басня о льве и лисице», «Стих об аббате Адаме»)”.

“Весьма значительным явлением в литературном творчестве средневековой Европы была поэзия вагантов, родиной которых считается Франция. Вместе с появлением нецерковных школ в XII в. И возникает данная субкультура – в форме поэтического творчества учащихся этих школ, бродивших по городам и весям. Особенностью творчества вагантов была его яркая антиклерикальная направленность, что, безусловно, вызывало ответные репрессивные меры со стороны церкви. Наиболее прославился своими стихами французский вагант Франсуа Вийон; музыку к его произведениям сочиняют и современные композиторы”.

В XI в. завершается формирование феодаль- ного строя. Следующее столетие было веком развития торговли и роста городов. К этому времени устное народное творчество в Запад- ной Европе достигло уже высокого развития. Народные песни и легенды распространялись бродячими артистами: во Франции они называ- лись жонглерами, в Германии - шпильманами. Репертуар жонглеров был очень разнообра- зен. Они пели сатирические и любовные песни, рассказывали смешные истории о ловких шко- лярах, глуповатых крестьянах, хитрых го- рожанах и жадных попах. Особенным почетом пользовались во Франции жонглеры, умевшие исполнять так называемые песни о подвигах - поэмы о сражениях и подвигах рыцарей. Эти длинные песни пелись речитативом на про- стой мотив под аккомпанемент виолы - само- дельнойскрипки.

В большей части песен о подвигах изобра-жались преображенные народной фантазией исто- рические эпизоды из войн, которые велись во времена раннего средневековья. Такие поэмы и сказания о подвигах рыцарей создавались в эпоху крестовых походов во всех странах Евро- пы. Иногда эти эпические поэмы представляют собой поэтическую переработку более древних сказаний. Так, например, немецкая «Песнь о Нибелунгах», посвященная подвигам Зигфри- да,- переработка скандинавских саг о Сигурде. Песни о подвигах были особенно распро-странены в Северной Франции. До нас дошло около восьмидесяти таких песен. Многие из них связаны с образом императора Карла Ве- ликого. Самая известная из них - замечатель ная «Песнь о Роланде», возникшая около 1100 г. Еесюжет связан с действительным историче- ским событием.

“Песнь о Роланде сразу вводит в событиямноголетней войны франков с испанскими capa цинами (арабами). В ней рассказывается о героической гибели отряда графа Роланда во время отступления Карла Великого из Испании и о мести короля Франков за гибель своего племянника. Завоевательный поход в Испанию изображен в поэме как религиозная война христиан против мусульман. Роланд наделен всеми чертами безупречного рыцаря: он справедлив, великодушен и безумно смел, совершает подвиги и погибает, чтобы не нарушить клятву верности своему сеньору”.

Во всех «песнях о подвигах» отражены идеалы рыцарской эпо- хи - воинская доблесть и честь, боевая дружба, верность рыцаря своему королю. Но в «Песне о Ро- ланде» впервые в западноевропей- ской поэзии выражен и общена- родный взгляд на исторические события.

В то самое время, когда в Север-ной Франции создавались поэмы о подвигах, на независимом от Се-вера Юге - в Провансе, отличав-шемся от Севера и по языку, и по укладу жизни, развивалась лири- ческая поэзия.

Здесь было много старинных го- родов и сильнее сказывалось влия- ние традиций римской культуры. В связи с развитием средиземно- морской торговли расширился кру- гозор людей, и поэтому духовная культура была здесь выше, чем на Севере.

Прованская поэзия, процве-тавшая при дворах феодальных сеньоров, стала служить в XII - XIII вв. недосягаемым образцом не только для романских народов, но и длянемцевиангличан.

Тематика провансальской поэ-зии была разнообразна, но наи- большее значение и успех имели любовные песни, в которых отра- зился идеал возвышенной, благо- родной любви поэта-рыцаря к пре красной даме. Поэтов-лириков на юге Франции называли трубадурами, а на севере– трувэрами. Среди трубадуров были люди самого различного происхождения. Известный труба- дур Гильом Аквитанский был владетельным гер-цогом, Джауфрё Рюдёль - феодальным сеньо- ром, а Маркабрун - простым жонглером.

Под влиянием французских поэтов лири- ческая поэзия в XIII в. расцветает в Германии, Италии и Испании.

На севере Франции в XII – XIII вв. появи- лись и первые рыцарские романы– стихотворные ипрозаическиепроизведения.Как и рыцарская поэзия, рыцарский роман связан с новой, куртуазной культурой, возникшей при дворах крупных феодалов в XII в. Богатые сеньоры держали тогда у себя на службе и профессиональных поэтов-менестрелей.

Придворная рыцарская культура носила светский характер и отличалась известной утонченностью. В формировании ее значительную роль сыграли женщины – знатные дамы. От рыцаря теперь требовалась не только доблесть, но и обходительность, тонкость чувств.

Рыцарский роман и рыцарская поэзия, рассчитанные на вкусы феодалов, приукрашали рыцарство. Их содержание иногда условно. Элементы условности и искусственности можно обнаружить и в поэзии трубадуров. Вместе с тем надо сказать, что именно эти жанры в противо положность церковным проповедям утверждали интерес к земной жизни, к естественным чувст вам людей. Они содействовали развитию новой, реалистической литературы, расцвет которой наступает в эпоху Возрождения.

В отличие от героического феодального эпоса («песен о подвигах») основное место в рыцар ских романах занимает любовная тема и все возможные, часто и фантастические, подвиги рыцарей. Свои подвиги рыцарь совершает в честь «дамы сердца» или только для того, чтобы добыть себе славу. Хотя большинство рыцарских романов написано стихами, созда вались они не для пения, а для чтения.

Сюжеты рыцарских романов черпались ав торами из старинных легенд или из книжных источников.

Самый интересный цикл произведений груп пируется вокруг легендарного британскогоко роля Артура («Рыцари Круглого стола»). Наи более одаренные авторы рыцарских романов – француз Бенуа де Сент-Мор,переделавший в духе рыцарских романов сюжеты поэм Гомера и Вергилия;егопрославленныйсоотечествен ник, замечательныйпоэтКретьендеТруа, авторрядароманов, в томчисле и о рыцаре Ланселоте; Вольфрам фон Эшенбах, немецкий миннезингер, автор громадной поэмы в 25 000 строк – «Парсифаль»; его соотечественник ГотфридСтрасбургский, автор высокохудожест венной обработкисюжета о Тристане и Изольде.

“Одна из самых популярных переработок этого сюжета принадлежит перу французского уче- ного XX в. Ж. Бедье. В нем рассказано о жизни рыцаря Тристана и его любви к прекрасной королеве Изольде. Волшебный любовный на-питок, выпитый ими по ошибке, связал их на- вечно высоким и непреодолимым чувством люб- ви. Все препятствует чувству любящих, но ни опасности, ни законы феодального мира не могут убить любви Тристана и Изольды.

Характерно, что, показывая нравственные мучения Тристана, нарушившего долг вассала и полюбившего жену своего короля, средневеко- вые авторы все сочувствие отдают влюбленным. Именно в рыцарской литературе впервые в эпоху средневековья прозвучало утверждение высоко-го человеческого чувства – любви”.

“В начале XIII в. была сложена очарователь ная повесть «Окассен и Николет», в которой рассказывается о любвизнатного юноши Окассена и пленной сарацинке Николет. Повесть начинается словами:

Кто услышать хочет стих

Провлюбленныхмолодых,

Повесть радостей и бед

«Окассен и Николет»?

В повести нет обычного прославления рыцар- ской доблести. Автор сочувствует Окассену, предпочитающему битвам мирную жизнь”.

Уже в XII в. в связи с ростом городов раз- вивается и городская литература. Литература горожан, рожденная в трудовой среде, была связана с реальной жизнью и заквашена на дрожжах народного творчества. Герои этой литературы – смышленый горожанин и лу- кавый крестьянин– своими хитрыми продел- ками оставляют в дураках чванливых сеньоров и жадных попов. Жанры городской, по пре- имуществу сатирической, литературы очень раз- нообразны. Это и басня, и рассказ, и драмати- ческие произведения.

Наибольшее распространение тогда полу- чили небольшие стихотворные рассказы с за- бавным сюжетом. Во Франции они называ- лись«фаблио»,вГермании – «шванки».

Близок к фаблио по стилю и содержанию «Роман о Лисе», объединивший в себе многочи- сленные басни и сказки. Созданный во Франции в XII – XIII вв., он вскоре получил распростра- нение и в других странах. Действующие лица здесь – животные: изворотливый лис Ренар, гру-бый и тупой Изенгрим, медведь Брён, кот Тибер и другие.

Литература Средневековья и Возрождения хронологически следует за античной литературой и занимает значительное место в общемировом развитии культуры. В этой богатой литературе отразились важные явления и события, характерные для длительного периода ее формирования, охватывающего около двенадцати столетий. Началом этого периода условно считается 476 г., когда под натиском варваров пала Западная Римская империя, а концом - первая треть XVII в. Современная точка зрения несколько иная: переход от античности к Средневековью занял несколько веков, примерно с III по VI в. В свете историко-теоретического подхода стало очевидно, что поздняя античность должна рассматриваться как переходный период в развитии литературы.

Литература Средних веков (понятие "средние века" возникло у итальянских гуманистов XV в., осознавших прошлое как историю) делится на два периода: 1) литературу раннего Средневековья (V-XI вв.); 2) расцвета Средневековья (XII-XV вв.). В первый из этих периодов, когда на территории Европы совершился переход от рабовладельческого строя (в пределах прежних античных государств) и общинно-родового (у "варварских" народов) к феодальному, литература слагалась из произведений устного народного творчества на языках местных народностей и произведений на латинском языке. Во второй период, когда феодальная формация в Европе становится господствующей, наряду с устным народным творчеством развивается творчество писателей на местных языках и на латинском, в котором проявляется богатство направлений, отражающих взгляды и интересы различных общественных слоев в эпоху феодализма. Наконец, в третий период, когда в недрах феодализма вызревала новая, прогрессивная для того времени капиталистическая формация и образовывались нации, в области культуры, и в том числе литературы, наблюдался большой подъем, который дал основание назвать этот этап в развитии европейской и в известной степени мировой культуры эпохой Возрождения, или Ренессанса.

Литература Средневековья и Возрождения характеризуется определенным своеобразием, зависящим от факторов, которые формировали в то время литературное развитие: традиции устного народного творчества, имевшиеся у всех без исключения европейских народов, культурное наследие античности, христианская культура, рыцарская (клерикальная) и городская культура.

В эпоху Возрождения творцы новой, устремленной своими светлыми идеалами в будущее культуры опирались в литературном творчестве на все лучшее, созданное до них, в том числе античное наследие. С характерным для эпохи "жизнерадостным свободомыслием" закладывались основы литературы Нового времени.

Литература раннего Средневековья (V-XI вв.)

Литература раннего Средневековья слагается из двух групп памятников, отличающихся друг от друга прежде всего по языку. К первой из них относятся памятники на местных языках существовавших в то время европейских народностей, ко второй - на латинском, на котором и после крушения Римской империи некоторое время продолжалась письменная традиция, так как собственная письменность у них еще не была разработана.

Наиболее ценными и важными для последующего литературного развития оказались памятники первой группы, в частности героический эпос, различные сказания и песни о героях, прославившихся подвигами в интересах своего рода, племени, народности. В ряде эпических памятников получила отражение своеобразная мифология народов Европы, их дохристианские языческие верования. В них же отразилось и такое характерное для Европы первых веков н.э. явление, как грандиозное передвижение народностей с востока на запад, известное под названием "великого переселения народов" (IV-VI вв.).

Важнейшими, имеющими наибольшую художественную ценность образцами героического эпоса, являются ирландские саги (эпос кельтов), "Старшая Эдда" (эпос скандинавских народностей) с примыкающими к ней поэзией скальдов и исландскими сагами; англосаксонская "Поэма о Беовульфе", древненемецкая "Песнь о Хилдебранте".

МАОУ СОШ №81

Слайд 2

Средневековая литература - литература, принадлежащая периоду, который начинается в поздней античности (IV-V века), а завершается в XV веке. Самыми ранними произведениями, оказавшими наибольшее влияние на последующую средневековую литературу стали христианские Евангелия (I век), религиозные гимны Амвросия Медиоланского (340-397), работы Августина Блаженного («Исповедь», 400 год; «О граде Божием», 410-428 годы), перевод Библии на латинский язык, осуществлённый Иеронимом Стридонским (до 410 года) и другие труды Латинских Отцов Церкви и философов ранней схоластики.Зарождение и развитие литературы Средневековья определяется тремя основными факторами: традициями народного творчества, культурным влиянием античного мира и христианством.Своей кульминации средневековое искусство достигло в XII-XIII веках. В это время его важнейшими достижениями стала готическая архитектура (Собор Парижской Богоматери), рыцарская литература, героический эпос. Угасание средневековой культуры и переход её в качественно новую стадию - Возрождение (Ренессанс) - проходит в Италии в XIV веке, в других странах Западной Европы - в XV веке. Этот переход осуществлялся через так называемую словесность средневекового города, которая в эстетичном плане имеет полностью средневековый характер и переживает свой расцвет в XIV-XV и XVI веках.

Слайд 3

Средневековые жанрыЖанровое деление латинской литературы в целом воспроизводит античное. В «вернакулярных» литературах, напротив, идет бурный процесс жанрообразования.Стих и прозаПоявление письменной прозы ознаменовало глубокий сдвиг в традициях. Этот сдвиг можно считать границей между архаической эпохой и Новым временем.До конца XII века прозой на народных языках пишутся только юридические документы. Вся «художественная» литература стихотворна, что связано с исполнением под музыку. Начиная с середины XII века восьмисложник, закрепленный за повествовательными жанрами, постепенно автономизируется от мелодии и начинает восприниматься как поэтическая условность. Бодуэн VIII велит переложить для него прозой хронику псевдо-Турпина, а первые сочинения, написанные или продиктованные в прозе, - это хроники и «Мемуары» Виллардуэна и Робера де Клари. За прозу сразу же ухватился роман.Однако стих отнюдь не отошёл на второй план во всех жанрах. На протяжении XIII-XIV веков проза остается явлением сравнительно маргинальным. В XIV-XV веках часто встречается смесь стихов и прозы - от «Правдивого рассказа» Машо и до «Учебника принцесс и благородных дам» Жана Маро.

Слайд 4

Средневековая поэзияВ лирике Вальтера фон дер Фогельвейде и Данте Алигьери, крупнейших лирических поэтов средних веков, мы находим полностью сформированную новую поэзию. Произошло полное обновление лексики. Мысль обогатилась абстрактными понятиями. Поэтические сравнения относят нас не к будничному, как у Гомера, а к смыслу бесконечного, идеального, «романтичного». Хотя абстрактное и не поглощает реального, а в рыцарском эпосе стихия низкой действительности выявляется достаточно выразительно (Тристан и Изольда), - происходит открытие нового приёма: реальность находит своё скрытое содержание

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Куртуазная поэзия, как и всякое литературное направление, имеет свои жанры. Как правило, их разделяют на несколько групп: песни о крестовых походах – альба, баллада, романс, пасторела; ткацкие песни – кансона, сирвента; песни о неудачном замужестве – тенсона, плач. Теперь подробнее об этих жанрах:Альба – 1) Утренняя поэзия трубадуров. 2) Утренняя заря. 3) строфическая песня, описывающая расставание влюблённых утром, после тайного свидания. Часто А. принимает форму диалога.Пасторела – 1) В лирике трубадуров диалог рыцаря и пастушки. 2) лирическая песня изображающая встречу рыцаря и пастушки и их спор. Чаще всего П. представляет собой стихотворный диалог, которому предписано небольшое введение, описывающее встречу.Кансона – 1) Песня, ограниченная в своей тематике любовными или религиозными темами, и отличающаяся изысканным и сложным строением строфы, соединяющие части стихи разной длины.Сирвента – строфическая песня, разрабатывающая политические или общественные темы, а также часто содержащие выпады поэтов против своих врагов. Тенсона – спор, разделённая игра, раздел, стихотворный спор двух поэтов, представляющий собой диспут на любовные, поэтические или философские темы.Плач – очень близок к сирвенте, выражает печаль поэта по поводу смерти важного сеньора или близкого человека. Баллада – первоначально в провансальской поэзии, небольшая незамысловатая песенка с рефреном для сопровождения танцев. Романс – небольшое лирическое стихотворение песенного типа обычно любовной тематики.

Слайд 8

Омар Хайям – сочетание науки и искусства Годами жизни обладавшего поразительной мудростью и невероятным складом ума Омара Хайяма, называют промежуток времени от 18 мая 1048 г. до 04 декабря 1131 г. н. э. Родился великий поэт в небольшом городке Нишапур, расположенном в местечке Хорасан (теперешняя провинция Ирана). Помимо написания великолепных стихов, в которых Омар Хайям выступает как интересный собеседник, дающих житейские советы, поэт также был гениальным математиком, астрономом и философом своего времени. Однако на тот момент его труды не нашли практического применения, в результате чего его имя не связывают с какими-либо открытиями в данной сфере. Еще при жизни Омаром Хайямом была написана книга «Алгебра», и только значительно позже (в 19-ом веке), ученые-математики были удивлены тем, насколько точно определил поэт многие математические законы.

Слайд 9

Родоначальник поэзии эпохи Возрождения – Франческо Петрарка Великий поэт средневековья Франческо Петрарка был рожден 20 июля 1304 г. в одном из итальянских городов – Ареццо. Его отцом был флорентийский нотариус, изгнанный вместе с Алигьери в связи с приверженностью к партии «белых». Одно из великих произведений, написанных Петраркой – «Книга песен» – стала образцом европейской лирики. Главной отличительной чертой Франческо Петрарки были его способность любить и необходимость быть любимым. Помимо этого, Петрарка крайне дорожил дружбой. Вообще, современники отмечали, способность Петрарки чересчур близко воспринимать окружающую его действительность. О любви этого величайшего поэта к Лауре написано немало книг. Увидев ее впервые, Франческо Петрарка сразу же почувствовал непреодолимую тягу к ней. Впоследствии он пронес данное чувство сквозь всю свою жизнь. Пронесшаяся по Европе в 1348 году эпидемия чумы унесла жизнь возлюбленной Петрарки. Ее смерть поэт воспринял как крушение всей своей жизни

Слайд 10

Загадочный автор «Декамерона» – Джованни Боккаччо Появление на свет одного из всемирно известных итальянский писателей – Джованни Боккаччо, окутано завесой тайны. Датой его рождения считают 1313 год, датой смерти называют 1375. По одной версии Боккаччо был рожден в Париже, в результате случайных отношений между флорентийским купцом и знатной француженкой королевского происхождения. По другой версии местом его рождения называют Флоренцию или Чертальдо, где у его отца находилось собственное имение. Единственным точным фактом его рождения является то, что он был незаконнорожденным ребенком.

Слайд 11

Вечные споры о великом Франсуа Рабле Франсуа Рабле был рожден в 1494 году в маленьком городке Шиноне, что расположен в живописной долине реки Луары во Франции. О семье Рабле известно, что мать его умерла очень рано, а отец был землевладельцем и адвокатом (иные версии гласят, что отец Рабле был аптекарем или владел небольшим кабачком). В молодости Франсуа Рабле перепробовал несколько профессий. Он успел побывать и монахом, и священником, и даже врачом. Но истинное свое призвание Рабле видел в литературе. Соотечественники писателя относились к нему по-разному. Некоторые считали его непристойным и даже греховным. Но большинство все же сходилось во мнении, что Франсуа Рабле гениальный писатель, один из создателей мировой французской литературы.

Слайд 12

«Дон Кихот» своего времени – Мигель де Сервантес Сааведра Поэт и писатель с несчастливой судьбой – Мигель де Сервантес Сааведра появился на свет в 1547 г., в испанском городке, названным Алькала-де-Энарес. О раннем периоде жизни писателя мало что известно. На протяжении всего существования, Сервантес был крайне беден. Большую часть жизни он посвятил служению в армии, участвовал во многих военных компаниях и морских сражениях.

Посмотреть все слайды



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Jtcase - портал о строительстве