Jtcase - портал о строительстве

В Государственной Думе Российской Федерации во вторник 3 апреля 2018 года рассмотрен проект федерального закона № 344300-7 «О внесении изменения в статью Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Авторы проекта в пояснительной записке напоминают, что Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 390-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», было предусмотрено что в 2015 и 2016 годах заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации .

Такие случаи и порядок были предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2016 г. № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)», утратившим силу с 1 января 2017 года .

Согласно данному постановлению, списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) распространялось на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществлялось в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Поскольку часть 6.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ, предусматривавшая предоставление заказчиком отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней), утратила силу, предлагается законодательно закрепить за заказчиками возможность списания задолженности по государственным и муниципальным контрактам, возникшей в 2015 и (или) 2016 годах.

На данный момент проект рассмотрен и принят во втором чтении депутатами Государственной Думы Российской Федерации.

Информационный портал закупок

Текст проекта федерального закона 344300-7 « О внесении изменения в статью 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Проект № 344300-7

во втором чтении

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменения в статью 112

Федерального закона «О контрактной системе в сфере

закупок товаров, работ, услуг для обеспечения

государственных и муниципальных нужд»

Внести в статью 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1652; № 27, ст. 3480; № 52, ст. 6961; 2014, № 23, ст. 2925; 2015, № 1, ст. 51; № 29, ст. 4342, 4375; 2016, № 15, ст. 2058; № 27, ст. 4254; 2017, № 24, ст. 3477; 2018, № 1, ст. 59, 88) изменение, дополнив ее частью 42 1 следующего содержания:

«42 1 . Начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015 и (или) 2016 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.».

Президент

Российской Федерации

Неисполнение подрядчиком обязательств по государственному контракту может стать основанием для начисления неустойки по 44-ФЗ.

Ситуация для подрядчика неприятная и ему может потребоваться помощь юриста по 44-ФЗ. Если вы уже столкнулись с требованием заказчика выплатить неустойку, то вам полезно будет узнать, какие меры можно предпринять, чтобы избежать взыскания пени полностью или уменьшить неустойку.

Условия взыскания неустойки по 44-ФЗ с подрядчика

Ответственность подрядчика за ненадлежащее исполнение договора подряда может выражаться в начислении неустойки.

Ответственность может наступить, если подрядчик:

  • просрочит исполнение обязательства по контракту (в том числе и гарантийного обязательства);
  • допустит иные нарушения условий контракта.

Неустойка по 44-ФЗ делится на следующие виды взысканий:

  • пени;
  • штраф.

Пени по 44-ФЗ заказчик может взыскать с подрядчика, если последний просрочил исполнение обязательства. При этом пеня начисляется за каждый день просрочки. Конкретный размер пени устанавливается в контракте с учетом положений Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.

Штраф по 44-ФЗ необходимо уплатить, если подрядчик не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по контракту. Размер штрафа отражается в контракте в виде фиксированной суммы с учетом положений Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.

Так, штраф за нарушения по контракту (исключение просрочка) будет составлять:

  • 10% от общей суммы по контракту – для контрактов стоимостью до 3 млн. рублей;
  • 5% от общей суммы по контракту — для контрактов стоимостью от 3 до 50 млн. рублей;
  • 1% от общей суммы по контракту – для контрактов стоимостью от 50 до 100 млн. рублей;
  • 0,5% от общей суммы по контракту – для контрактов стоимостью свыше 100 млн. рублей.

Принципиальное отличие пени от штрафа по 44-ФЗ заключается в том, что пени начисляются, если подрядчик нарушил сроки исполнения обязательства, например, не вовремя сдал работы. Тогда как штраф может применяться за нарушения, не связанные с просрочкой, например, подрядчик обязан был предоставить заказчику какую-либо информацию, но не сделал этого.

Поэтому, если за одно и тоже нарушение по государственному контракту заказчик установил и пытается взыскать сразу и пени, и штраф, такие действия незаконны.

Можно ли списать неустойку по 44-ФЗ?

Действительно, в 2015 и 2016 годах законодатель предоставил заказчикам возможность списывать начисленную неустойку, если она не превышала 5% от суммы контракта. Эти годы были тяжелыми для нашей экономики, и многие подрядчики нарушали обязательства не по своей вине. Но с начала 2017 года такую практику отменили. Теперь заказчики не имеют права списать неустойку по 44-ФЗ.

И если вам начислена неустойка, то отстоять свое право на уменьшение штрафа или пени по 44-ФЗ можно уже в арбитражном суде.

В каких случаях суд «отменит» неустойку по 44-ФЗ?

Подрядчик может быть полностью или частично освобожден от уплаты штрафных санкций, если нарушения были допущены им не по его вине, а именно присутствовали:

  • обстоятельства непреодолимой силы или;
  • вина заказчика.

Отсутствие в контракте подобного положения является нарушением, и заказчик может быть привлечен к ответственности Федеральной антимонопольной службой России (Определение Верховного Суда РФ от 25.04.2016 N 309-КГ16-2910 по делу N А76-7702/2015).

В судебной практике нередко встречаются дела, когда суд полностью или частично отказывал заказчикам во взыскании неустойки по 44-ФЗ:

  • суд частично удовлетворил требования заказчика о взыскании неустойки в связи с тем, что в просрочке подрядчика была и вина заказчика, который несвоевременно передал подрядчику ряд исходных данных и предоставил подрядчику задания на подготовку документации по планировке территории (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.11.2015 N Ф02-5932/2015 по делу N А33-22269/2014);
  • заказчик включил в проект контракта несправедливое условие, согласно которому подрядчик должен был предоставить проектно-сметную документацию, прошедшую государственную экспертизу, в течение 2 месяцев с момента подписания контракта. Такое условие суд посчитал злоупотреблением права со стороны заказчика, потому что согласно нормативному акту прохождение такой экспертизы составляет 60 рабочих дней с момента предоставления заявления. В связи с этим суд отказал заказчику во взыскании неустойки (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.01.2017 N Ф03-6209/2016 по делу N А73-8100/2016)
  • заказчик задержал подписание контракта, и суд отказал во взыскании неустойки (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.07.2016 N Ф03-2753/2016 по делу N А37-1224/2015);
  • суд лишь частично удовлетворил требования заказчика о взыскании неустойки по 44-ФЗ в связи с тем, что присутствовала и вина заказчик, который никак не отреагировал на уведомление подрядчика о значительном увеличении стоимости работ (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.11.2016 N Ф04-4990/2016 по делу N А70-253/2016);
  • суд отказал заказчику во взыскании штрафных санкций, поскольку последний длительное время согласовывал эскизный проект, неоднократно вносил изменения в задание на проектирование, повлекшее изменение характеристик проектируемого объекта (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.10.2016 N Ф04-5061/2016 по делу N А70-918/2016);
  • заказчик поздно передал строительную площадку подрядчику, поэтому судебные органы лишь частично удовлетворили его требования о взыскании неустойки (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.02.2017 N Ф05-20908/2016 по делу N А40-199307/15).

Несмотря на всю кажущуюся простоту, доказать вину заказчика в просрочке подрядчика или в ином ненадлежащем исполнении обязательств в суде бывает достаточно сложно. Вы можете воспользоваться услугами юриста по 44-ФЗ, и мы поможем вам выстроить линию защиты и собрать необходимые доказательства, которые свидетельствуют о вине заказчика в нарушении обязательств по контракту.

Как уменьшить неустойку по 44-ФЗ?

Гражданское законодательство предоставляет возможность суду снизить размер штрафных санкций, если они завышены и не соответствуют последствиям нарушения обязательства (ст. 333 ГК РФ).

Понимается денежная компенсация, которую обязан заплатить поставщик, нарушивший условия и обязательства по контракту, в качестве возмещения убытков.

Если заказчик выявил нарушения в ходе исполнения контрактных требований или же поставщик вовсе не исполнил надлежащие условия по договору, начисляется неустойка.

Если же исполнитель докажет, что ненадлежащее исполнение обязательств произошло не по его вине или из-за наступления обстоятельств непреодолимой силы, то он будет освобожден от уплаты компенсации .

Если все же штрафные санкции в отношении поставщика были приняты и неустойка была начислена, то, согласно , начисленные исполнителю, но не списанные организацией-заказчиком суммы взысканий, образовавшиеся на основании ненадлежащего исполнения в 2015-2016 гг. условий по контракту, подлежат списанию. Его порядок в 2019 году устанавливает Правительство РФ посредством Постановления Правительства № 783 от 04.07.2018.

Согласно п. 2 Правил (ПП РФ № 783), списание начисленных заказчиком и неоплаченных взысканий производится для тех контрактов, по которым поставщик отчитался перед заказчиком в полной мере, то есть надлежаще исполнил все указанные в договоре обязательства. Исключением являются контракты, по которым в 2015-2016 годах были подписаны относительно сроков исполнения, объемов поставки, цен товаров, работ, услуг или стоимости одной единицы ТРУ.

Скачать Постановление № 783 от 04.07.2018

Порядок списания неустойки

Перед тем, как убрать взыскания заказчик в обязательном порядке проводит с исполнителем контракта сверку по неуплаченным возмещениям.

Если поставщик не подтверждает наличие задолженности, то организация-заказчик не вправе принимать решение о списании.

Погашение взысканий осуществляется в следующих случаях:

  1. Когда общая сумма начисленных заказчиком и неуплаченных неустоек не превышает 5 % от цены контракта. Основанием для невзыскания является выполнение поставщиком контрактных обязательств в 2015-2016 гг. в полном объеме, что подтверждается подписанным сторонами
  2. Когда общая сумма задолженности составляет от 5 до 20 % цены контракта. При этом исполнитель должен был погасить половину указанной суммы в срок до 01.01.2017. Соответственно, списываются оставшиеся 50 % начисленных сумм возмещений. Основание — подтверждение зачисления средств на счета организации-заказчика.

В том случае, если исполнитель подтверждает свою задолженность и у заказчика присутствуют все документальные основания для проведения процедуры списания, то представителям организации заказчика надлежит принять решение о погашении задолженности в десятидневный период с момента произведения сверки взаиморасчетов с поставщиком.

Для этого создается специальная комиссия по поступлению и выбытию активов. Решение о невзыскании неустойки формируется в полном соответствии со сведениями и документацией, включенными в

Принятое решение закрепляется внутренними распорядительными документами — приказом или распоряжением.

Далее заказчику необходимо в письменной форме уведомить поставщика о принятом решении и о величине списания возмещения в период, не превышающий 20 дней с момента принятия такого решения. Форма уведомления находится в Приложении к ПП РФ № 783 от 04.07.2018.

Общая сумма неустоек должна быть не более цены контракта. Перечисление неустойки в бюджет по 44-ФЗ Ведение претензионной работы является не правом, а обязанностью заказчика. В каждом случае учреждение обязано зафиксировать нарушение и направить претензию исполнителю. Непривлечение исполнителя к ответственности может квалифицироваться контролирующими органами как неэффективное расходование бюджетных средств. Взысканная заказчиком неустойка является неналоговым доходом бюджета и подлежит зачислению в соответствующий бюджет, КБК «Прочие поступления от денежных взысканий и иных сумм в возмещение ущерба» (Письмо Минфина от 17.09.2015 № 02-08-07/53443). Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».

Оглавление:

    • Как постановление Правительства № 190 регулирует процедуру списания неустойки?
      • О списании неустоек (штрафов, пеней) по госконтрактам в этом году
  • О списании неустоек (штрафов, пеней) по госконтрактам в этом году
    • Порядок списания пеней по госконтракту в 2018 г
      • Форум Института госзакупок (Москва)
  • Форум
  • Порядок списания пеней по госконтракту в 2018 г

Как постановление Правительства № 190 регулирует процедуру списания неустойки? Данные правила распространялись на учтенную задолженность поставщика вне зависимости от даты ее образования. Рассматриваемое постановление № 190 к моменту написания настоящей статьи уже утратило силу, т.


к. действовало до 01.01.2018. Параллельно утратил силу и соответствующий п. 6.1 ст.

О списании сумм неустоек (штрафов, пеней) по контрактам за 2015-2016 годы.

Разберемся, в каких случаях взыскивается штраф, а когда пеня, и как рассчитывается неустойка по контракту по 44-ФЗ в соответствии с новыми правилами, действующими с 09.09.2017. Понятие и правовое регулирование Понятие неустойка по 44-ФЗ статья 34 и статья 330 ГК РФ определяют как денежную сумму, которую выплачивает сторона договора, нарушившая свои обязательства.

Неустойка бывает двух видов: штраф и пеня. В соответствии с нормами статьи 34 закона 44-ФЗ, в договор в обязательном порядке включаются нормы, регулирующие удержание неустойки из суммы контракта 44-ФЗ. Штраф - это фиксированная денежная сумма, определенная договором и взыскиваемая в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств, кроме просрочки.

Пеня начисляется в случае просрочки и представляет собой определенный процент от стоимости невыполненных обязательств, умноженной на количество дней просрочки.

Как не нарваться на штраф по 44-фз

ЕК ответит пропорционально на введенные США пошлины на импорт стали и алюминия из ЕС Еврокомиссия (ЕК) намерена ответить пропорциональными мерами на объявленное США введение заградительных пошлин на импорт стали и алюминия из Евросоюза. Кроме того, регулятор намерен 1 июня подать иск во Всемирную торговую организацию (ВТО) в отношении действий США,…

Запасы нефти в США упали за период с 18 мая по 25 мая на 3620 тыс. баррелей, бензина — выросли на 534 тыс. баррелей Коммерческие запасы нефти в США на прошлой неделе упали на 3620 тыс. баррелей — до 434,512 млн баррелей, свидетельствуют данные еженедельного доклада министерства энергетики США. Товарные запасы бензина повысились на 534 тыс. баррелей и составили 234,431 млн баррелей,…

Президент рф подписал закон о списании неустоек поставщиков по госконтрактам

Внимание

ФНС перенесла на 2 месяца срок начала публикации сведений о компаниях, переставших быть налоговой тайной Федеральная налоговая служба (ФНС) перенесла с 1 июня на 1 августа срок начала публикации в открытом доступе сведений о компаниях, которые перестали составлять налоговую тайну. Перенос срока связан с обращениями бизнеса о предоставлении дополнительного времени для…

Уполномоченные органы регулярно проводят мониторинг размещенных в Единой информационной системе сведений, а также осуществляют анализ целесообразности, обоснованности и эффективности проводимых учреждениями процедур госзаказа (ч. 1 ст. 97 44-ФЗ). Чтобы избежать штраф за план закупок и за план-график, ответственные лица организации-заказчика должны следить не только за корректностью составления документов планирования, но и за соблюдением регламентированных сроков их размещения.


Более того, изменения и дополнения, вносимые в плановую документацию, должны оперативно отражаться и публиковаться в Единой информационной системе. ВАЖНО! Если в ПЗ или ПГ включены заказы, несоответствующие целям и требованиям действующего законодательства, ждите штраф до 50 000 рублей.

Таблица штрафов по 44-фз

Пример 4. Взыскание неустойки по банковской гарантии 44-ФЗ. Позиция судов и контролирующих органов противоречива (Постановление Арбитражного суда Волого-Вятского округа от 28.03.2016 по делу № А38-4251/2015, Письмо Минэкономразвития России от 15.02.2016 № Д28и-416).

Представляется, что в случае, если в банковской гарантии прописано обеспечение обязательств по выплате неустойки, а подрядчик отказывается его выполнить, заказчик вправе предъявить такое требование к банку-гаранту. Как рассчитывается неустойка для заказчика Постановление о штрафах и неустойках по 44-ФЗ от 30.08.2017 регламентирует порядок определения санкций как к заказчику, так и к исполнителю.
Размер пеней заказчику рассчитывается в соответствии с ч. 5 ст. 34 по формуле: Сумма пеней = 1/300 × Размер ставки рефинансирования на дату начисления пеней × Размер невыплаченной суммы × Количество дней просрочки.
Зарегистрирован: 13 янв 2018, 13:37 Мне тоже представляется ситуация, при которой право требования хоть де-юро и появилось, а вот механизм исполнения своей обязанности у Заказчика пока что отсутствует. Зарегистрирован: 11 окт 2010, 12:28 Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ] Сейчас этот форум просматривают: Фосса и гости: 20 Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения Добрый день, у меня вопрос о списании неустоек по Постановление Правительства РФ от 14.03.2018 № 190 Контракт закрыли 29 декабря, оплатили нам 30 декабря.
Была просрочка по контракту пару дней. Заказчик в февраля 2018 года выставил неустойку. Мы написали письмо о списании неустойки на основании постановления выше. Но заказчик ответил, что списывать не будет, так как приказ утратил свою силу с 1 января 2018.

Списание штрафов по 44 ap в 2018 году

Списание штрафов по 44 фз в 2018 году

О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ. ВАЖНО! Для применения упомянутых положений срок исполнения, согласованный в условиях контракта, не важен, т. О списании неустоек (штрафов, пеней) по госконтрактам в этом году Списание происходит в следующих случаях.

Важно

Первое - если общая сумма неуплаченной задолженности не превышает 5% цены контракта. Второе - если она составляет от 5% до 20% цены контракта и до окончания 2018 г.


поставщик (подрядчик, исполнитель) погасил 50% задолженности. Заказчик обеспечивает сверку с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) неуплаченной задолженности. Если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие задолженности, принятие решения о ее списании не допускается. Последнее составляется в соответствии с информацией и документами, включенными в реестр контрактов. © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.
Россия не согласна с трактовкой США концепции ВТО о нацбезопасности — Орешкин РФ не согласна с тем, как США трактуют положения Всемирной торговой организации (ВТО) о национальной безопасности, это противоположно смыслу, который закладывался в них изначально, члены ВТО должны обсудить эти вопросы, заявил глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин в ходе… читать дальше. 31 мая 2018 года 19:04 Акцизы на бензин и дизтопливо будут снижены с 1 июня Акцизы на бензин и дизтопливо будут снижены на 3 и 2 тыс. рублей за тонну уже с 1 июня, сообщил журналистам один из участников совещания вице-премьера РФ Дмитрия Козака с руководителями нефтяных компаний, состоявшегося в среду. По его информации, правительство также… читать дальше.
Размер штрафа, % от цены контракта Не более 3 млн 10 От 3 млн до 50 млн (вкл.) 5 От 50 млн до 100 млн (вкл.) 1 От 100 млн до 500 млн (вкл.) 0,5 От 500 млн до 1 млрд (вкл.) 0,4 От 1 млрд до 2 млрд (вкл.) 0,3 От 2 млрд до 5 млрд (вкл.) 0,25 От 5 млрд до 10 млрд (вкл.) 0,2 Более 10 млрд 0,1 Для СМП и СОНО (закупка в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 закона 44-ФЗ): Цена контракта (этапа), руб. Размер штрафа, % от цены контракта Не более 3 млн 3 От 3 млн до 10 млн (вкл.) 2 От 10 млн до 20 млн (вкл.) 1 За неисполнение обязательства, стоимость которого невозможно определить: Цена контракта, руб. Размер штрафа, руб. Не более 3 млн (включит.) 1000 От 3 млн до 50 млн (включит.) 5000 От 50 млн до 100 млн (включит.) 10 000 Более 100 млн 100 000 В случае непривлечения субподрядчика СМП или СОНО по ч. 6 ст. 30 взыскивается штраф в размере 5 % от объема привлечения по договору.

" № 4/2016

Правительство РФ еще на год продлило срок, в течение которого начисленные по контрактам неустойки списываются и поставщики (подрядчики, исполнители) фактически освобождаются от обязанности их уплаты. Прошедший год позволил понять многие нюансы применения данной антикризисной меры. Подробности – в статье.

Пошаговая инструкция

Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 (далее – Постановление № 190, новое постановление) установлены случаи и порядок предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней). Аналогичный документ действовал в 2015 году (Постановление Правительства РФ от 05.03.2015 № 196), и, как свидетельствует практика, поставщики (подрядчики, исполнители) смогли воспользоваться данными антикризисными мерами, наиболее важной из которых, безусловно, является списание долгов по неустойкам.

Срок действия нового постановления ограничен 01.01.2017. Поэтому строительным организациям нецелесообразно затягивать время, а следует принять меры для снятия с себя обязанности по уплате неустоек, начисленных по государственным и муниципальным контрактам, или, как вариант, для получения временной передышки в виде отсрочки погашения задолженностей. Что необходимо сделать?

Во-первых, Постановлением № 190 установлено, что заказчики предоставляют отсрочку и списывают начисленные неустойки только при условии завершения в полном объеме в 2015 или 2016 годах исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств. Поэтому строительным организациям важно приложить все возможные усилия для завершения работ в текущем году и своевременного оформления в установленном порядке документов (актов), подтверждающих прием-передачу результатов работ .

Обратите внимание

Списание начисленных сумм неустоек не производится по контрактам, условия которых изменены в 2015 и (или) 2016 годах в соответствии с ч. 1.1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ . Случаи и порядок изменения условий контрактов определены Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 191 .

Во-вторых, предоставление отсрочки уплаты и списание начисленных сумм неустоек осуществляются заказчиком в определенном порядке, который представлен на следующей схеме.

Как видим, порядок действий заказчика поставлен в зависимость от суммы неустойки, которая, очевидно, должна быть подтверждена. Следовательно, строительным организациям и заказчикам необходимо сверить суммы задолженностей и подписать акты сверки .

В-третьих, в случае, когда общая сумма неуплаченных неустоек находится в интервале «свыше 5%, но не более 20% цены контракта», имеется возможность выбора одного из двух предусмотренных Правительством РФ вариантов: получить отсрочку или воспользоваться списанием половины неустоек. Таким образом, строительной организации нужно согласовать с заказчиком конкретный вариант . Наконец, списание 50% долгов производится только после перечисления организацией половины суммы неустоек . Поэтому надо изыскать соответствующую сумму денежных средств, перечислить ее на указанный заказчиком счет и известить последнего об оплате .

В-четвертых, факт предоставления отсрочки и списания начисленных сумм неустоек должен быть удостоверен. Пункт 4 Постановления № 190 обязывает заказчика направить поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомление в письменной форме. Соответственно, организации необходимо проконтролировать получение такого уведомления в отношении соответствующих сумм задолженностей и контрактов.

Разъяснения специалистов

Списание задолженностей по неустойкам и предоставление отсрочек по их уплате являются не правом, а обязанностью заказчиков при условии, что имеются все необходимые документы (акты приема-сдачи результатов работ, акты сверки и др.). Такой вывод следует из писем Минэкономразвития России от 17.02.2016 № Д28и-350, от 25.11.2015 № Д28и-3373, от 03.07.2015 № Д28и-1941, от 22.06.2015 № Д28и-1815 (все перечисленные письма, а также другие, на которые мы будем ссылаться ниже, выпущены применительно к Постановлению Правительства РФ № 196. Однако, поскольку новое постановление принято не в целях изменения нового порядка списания задолженностей (предоставления отсрочек), а для продления антикризисных мер, разъяснения остаются актуальными и в отношении 2016 года).

Отсрочка уплаты и списание задолженностей по неустойкам допустимы только в случае исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом. Соответственно, если контракт расторгнут по соглашению сторон, принятие названных мер невозможно (Письмо Минэкономразвития России от 21.07.2015 № Д28и-2194).

К незавершенным обязательствам по контракту рассматриваемые меры не применяются. Об этом сообщается в Письме Минэкономразвития России от 21.12.2015 № Д28и-3764. Из него же следует, что отсрочка не предоставляется, списание не производится в случае, если неустойка начислена по контракту, срок исполнения которого приходится на 2017 год.

В соответствии с позицией, выраженной в письмах Минэкономразвития России от 21.12.2015 № Д28и-3667 и от 02.10.2015 № ОГ-Д28-13057, действие постановления Правительства РФ распространяется на все контракты, исполненные поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в полном объеме в 2015 и 2016 годах, вне зависимости от срока возникновения задолженности. Таким образом, не имеют значения дата заключения контракта и день, когда организация приступила к исполнению обязанностей, например, к проведению работ. Важно, чтобы срок их завершения приходился на 2015 и 2016 годы.

Также Минэкономразвития неоднократно подчеркивало, что право на отсрочку уплаты и списание задолженности не поставлено в зависимость от предусмотренных условиями контрактов сроков исполнения обязательств (за исключением гарантийных обязательств) (письма от 21.09.2015 № ОГ-Д28-12386 и от 10.09.2015 № Д28и-2737). Важен фактический срок завершения исполнения обязательств.

Обратите внимание

Списанию подлежит неуплаченная задолженность. В случае если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным неустойкам была произведена оплата, решение о ее списании не принимается, денежные средства организации не возвращаются (Письмо Минфина России от 27.10.2015 № 02-02-04/61548).

В случае если условиями контракта предусмотрены этапы его исполнения, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать отсрочки уплаты и списания задолженности только после исполнения всех этапов, установленных контрактом (Письмо Минэкономразвития России от 20.08.2015 № Д28и-2553).

Нормы Федерального закона № 44-ФЗ и постановлений Правительства РФ не обязывают государственных (муниципальных) заказчиков включать в документацию о закупке товаров (работ, услуг) и проект контракта положения об отсрочке уплаты не­устоек (штрафов, пеней). На это указано, в частности, в решениях ФАС России от 02.12.2015 по делу № К-1657/15 и от 16.11.2015 по делу № К-1539/15. Решение о предоставлении отсрочки уплаты и списании задолженности:

  • принимается вне зависимости от наличия соответствующего положения в контракте (Письмо Минэкономразвития России от 04.06.2015 № Д28и-3869);
  • не требует внесения изменений в контракт (Письмо Минэкономразвития России от 01.07.2015 № Д28и-1842).

Судебная практика

Несмотря на то, что антикризисная мера в виде списания неустоек была введена всего год назад, на данный момент уже имеются судебные решения по этой теме. Рассмотрим некоторые из них, чтобы понять, как арбитры трактуют положения нормативных документов.

Постановление АС ЗСО от 22.01.2016 № Ф04-28134/2015 по делу № А46-3302/2015

Муниципальный заказчик обратился в суд с требованием о взыскании с застройщика неустойки, начисленной в связи с нарушением срока передачи квартир по муниципальным контрактам. Невозможность списания неустойки заказчик обосновал тем, что установленный контрактами срок приходится на 2014 год, а постановление Правительства РФ, предусматривающее списание штрафов и пеней, принято в 2015 году.

Арбитры сделали несколько важных выводов, которые можно взять на вооружение. Во-первых, согласованный в контракте срок его завершения не имеет значения, важен фактический срок выполнения обязательств. Раз застройщик передал квартиры в 2015 году, он вправе рассчитывать на списание пеней .

Во-вторых, списание неустойки является обязанностью заказчика, а не его правом .

В-третьих, если организация заключила несколько контрактов и просрочка допущена по всем или некоторым из них, пороговые значения (5 и 20%) применяются в отношении каждого контракта.

В результате суд уменьшил размер неустойки с 14 млн до 836 тыс. руб. Застройщика обязали уплатить неустойку лишь по контрактам, завершенным в 2014 году, и полностью списали неустойку по контрактам, завершенным в 2015 году, поскольку суммы неустоек по каждому муниципальному контракту не превышали 5% цены контракта. Довод муниципального заказчика об отсутствии у суда права по своей инициативе списывать неустойку был признан необоснованным.

Постановление АС ПО от 11.03.2016 № Ф06-6317/2016 по делу № А06-4184/2015

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения просило взыскать с подрядчика неустойку. Невозможность ее списания оно объясняло тем, что установленный договором срок сдачи работ неоднократно нарушался, переносился, окончательный согласованный срок – ноябрь 2014 года.

Встав на сторону подрядчика, арбитры указали: работы выполнены и сданы заказчику в 2015 году, поэтому подпадают под действие антикризисных мер. Суммы неустойки не превышают 5% цены договора. Списание неустойки является обязанностью заказчика, а не его правом.

Постановление АС СКО от 20.01.2016 № Ф08-10093/2015 по делу № А32-23141/2015

Арбитры решили: начисленная неустойка превышает 20% цены контракта, поэтому списание неустойки в соответствии с преду­смотренным Правительством РФ порядком невозможно. Вместе с тем организация не лишена права заявить о применении положений ст. 333 «Уменьшение неустойки» ГК РФ. На основании данной статьи суд может уменьшить неустойку, если ее сумма явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.

В итоге истребуемая заказчиком сумма была уменьшена.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016 № 09АП-57017/2015 по делу № А40-2134/2015

Суд отказал подрядчику в списании неустойки, отметив, что постановление Правительства РФ принято в порядке исполнения Федерального закона № 44-ФЗ, тогда как в данном случае договор заключен в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Бухгалтерский учет

По общему правилу начисленные организации неустойки отражаются в составе прочих расходов (по дебету счета 91-2) на дату вступления в силу решения суда об их взыскании либо признания данной организацией задолженности (п. 11 и 14.2 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Подписание акта сверки с заказчиком означает, что долг по неустойке признан, следовательно, строительная организация обязана отразить неустойку проводкой Дебет 91-2 Кредит .

Если организация в силу требований ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» начисляла в отношении предстоящих расходов на уплату неустоек, на дату подписания акта сверки сумма не­устойки (соответствующая ) отражается в корреспонденции со счетом учета резерва предстоящих расходов. Иными словами, бухгалтер сделает проводку Дебет Кредит .

Получение от заказчика уведомления о списании задолженности по неустойке – основание для признания данной суммы в составе прочих доходов организации (п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). В учете производится запись Дебет Кредит 91-1 . Если спор о списании неустойки разрешен в судебном порядке, доходы учитываются на дату вступления в силу решения суда.

Налог на прибыль

В целях налогообложения прибыли признанные (присужденные судом) суммы неустоек учитываются в составе внереализационных расходов (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ). Списанная заказчиком или судом сумма включается во внереализационные доходы организации (п. 18 ст. 250 НК РФ). Таким образом, даже в случае списания неустойки в полном объеме у организации не возникнет обязанность начисления налога на прибыль со списанной суммы.

Особо отметим, что организации не удастся избежать включения списанной задолженности во , сославшись на пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ. Дело в том, что, как разъяснил Минфин в Письме от 25.11.2014 № 03-03-10/59910, положения названной нормы распространяются только на суммы кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов и не подлежат применению в отношении иных видов кредиторской задолженности.

Упрощенная система налогообложения

Основываясь на формальном прочтении п. 1 ст. 346.15 и п. 18 ст. 250 НК РФ, Минфин неоднократно заявлял, что сумма списанной кредиторской задолженности включается в состав доходов, учитываемых при определении базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО (письма от 07.08.2013 № 03-11-06/2/31883, от 21.02.2011 № 03-11-06/2/29). Исключением является лишь кредиторская задолженность, указанная в пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ, однако, как отмечено выше, эта норма распространяется на налоги и сборы. Руководствуясь таким подходом, налоговые инспекторы вполне могут потребовать уплатить налог с суммы списанных неустоек.

Вместе с тем, на наш взгляд, не стоит отождествлять «кредиторку» в виде непогашенных долгов за товары, работы и услуги и кредиторскую задолженность в сумме начисленной по государственному (муниципальному) контракту неустойки, признанной «упрощенцем» в связи со списанием данной суммы. А если вспомнить, что списание производится в качестве специально предусмотренной государством антикризисной меры, направленной на поддержание хозяйствующих субъектов, то включение списанной неустойки в доходы и начисление с нее налога выглядят очень нелогично. Поэтому считаем, что «упрощенец» не должен включать списанную сумму в состав доходов. Однако нам не удалось найти решений судов по данной проблеме.

Выводы

Если поставщик (подрядчик, исполнитель) выполнил обязанности по государственному (муниципальному) контракту в 2015 и 2016 годах, он вправе рассчитывать на списание неустойки либо предоставление отсрочки по ее уплате. При этом не имеют значения такие обстоятельства, как установленный контрактом срок завершения работ, дата заключения контракта и день, когда организация приступила к исполнению обязанностей по нему. Важно, чтобы были надлежащим образом оформлены документы, подтверждающие завершение исполнения обязательств, и подписан акт сверки задолженности по неустойке.

Списание задолженности является обязанностью заказчиков, неисполнение которой можно оспорить в судебном порядке.

В случае если размер неустойки превышает 20% цены контракта, списание задолженности и предоставление отсрочки по ее уплате не применяются. Однако, обратившись в суд, можно попытаться доказать, что сумма неустойки явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, и просить арбитров снизить ее на основании ст. 333 ГК РФ.

Признанные и списанные суммы неустойки отражаются в бухгалтерском учете в составе прочих расходов и доходов, в целях налогообложения прибыли – как внереализационные расходы и доходы. Списание неустойки не приводит к обязанности уплаты налога на прибыль. А вот у «упрощенцев» ситуация не столь однозначна. Налоговые органы могут настаивать на включении списанной суммы в доходы, поэтому налогоплательщику необходимо быть готовым к решению проблемы в судебном порядке.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Такое условие содержится в пп. «б» п. 4 Порядка списания заказчиком в 2015 году начисленных сумм неустоек (пеней, штрафов) по контрактам, заключенным в целях обеспечения федеральных нужд, утв. Приказом Минфина России от 29.06.2015 № 98н. Указанное условие планируется сохранить и на 2016 год, что следует из подготовленного Минфином проекта нового приказа, размещенного на сайте http://regulation.gov.ru.

Напомним, аналогичного мнения придерживается Минэкономразвития, о чем было сказано выше.

И в этом вопросе позиции Минэкономразвития и судей совпадают.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Jtcase - портал о строительстве