Jtcase - портал о строительстве

Любой пример самоанализа урока по ФГОС является важным элементом педагогической деятельности. С его помощью педагог выявляет свои ошибки, прикладывает определенные усилия для того, чтобы справиться с ними.

Учитывая важность данного вопроса, приведем конкретный пример самоанализа урока по ФГОС.

Важность самооценки

Если учитель не умеет проводить анализ своей работы, он не соответствует профессиональным требованиям, выдвигаемым федеральными стандартами второго поколения. Сложнее всего оценивать свой урок молодым специалистам, так как у них нет опыта по распределению временных рамок каждого этапа, внедрению методических приемов, выбору методик преподавания.

Алгоритм проведения

Акцент на домашнюю работу

При проверке домашней работы удалось выявить определенные проблемы. Факты из истории Москвы, которые приводили ученики, ограничивались рамками учебника истории, поэтому сложно было раскрывать смысл произведений Булгакова. Полагаю, что причина в недостаточном количестве свободного времени у старшеклассников на качественное выполнение домашнего задания по английскому языку. Высказывания получились краткими, касались только популярных достопримечательностей столицы.

Учащиеся неплохо справились с заданиями викторины. Отвечая на них, они использовали знания, приобретенные на уроках литературы и истории, что подтверждает межпредметную интеграцию урока.

С интересом они выполняли лексические задания, искали синонимы, определения в тексте русского классика. На уроке применялась групповая, фронтальная, индивидуальная деятельность, осуществлялась смена видов деятельности, а также форм работы. Урок прошел в хорошем ритме, на высоком уровне.

Школьники продемонстрировали достаточный уровень самостоятельности, познавательную активность.

Вариант самоанализа урока математики (6 класс)

Самоанализ проведенного урока, пример которого приведен ниже, составлен в соответствии с федеральными стандартами второго поколения.

  • Тема урока: «Составление и решение пропорций».
  • Цели урока: формирование на основе требований ФГОС ООО личностных образовательных результатов.
  • В качестве основных задач, поставленных на урок, выделим формирование научного мировоззрения, готовности к самообразованию и саморазвитию, совершенствование коммуникативной культуры.

Особое внимание уделялось метапредметным образовательным результатам: умению самостоятельно организовывать свою деятельность, проводить ее корректировку, сравнивать действия с поставленными задачами, решать пропорции.

Урок был направлен на формирование математических навыков, мотивацию к познанию и обучению, имел комбинированный характер.

Для актуализации знаний и навыков школьников им было предложено выполнение расчетных задач.

Занятие стало логическим продолжением темы, было составлено с учетом индивидуальных особенностей школьников, их творческого потенциала, уровня самостоятельности. Урок был проведен в полном соответствии с требованиями новых государственных стандартов.

Цели, поставленные учителем на данное учебное занятие, достигнуты в полном объеме.

Самоанализ в начальной школе

Приведем пример самоанализа урока по окружающему миру (2 класс).

  • Тема урока: «Про собак и кошек».
  • Выбрано занятие, подразумевающее изучение нового материала. Урок тесно перекликается с предыдущим материалом, является звеном к следующим занятиям по окружающему миру.
  • Целью являлось обучение младших школьников работе с дополнительными литературными источниками, формирование навыков систематизации информации, основанной на научных фактах.

На уроке были решены следующие задачи:

  • расширены представления обучающихся о домашних животных;
  • сформированы знания о породах собак и кошек;
  • даны представления об истории развития отношений между человеком и домашними питомцами;
  • сформированы познавательные процессы (внимание, мышление, память), коммуникативные навыки;
  • воспитывалось чувство ответственности за питомцев.

Для урока был использован учебник «Окружающий мир» А. Плешакова.

Предполагалось включение учащихся в виде субъектов деятельности на определенных этапах данного урока. В ходе занятия использовался компетентностно-ориентированный подход к обучению.

Для достижения поставленных целей, применялись следующие методики:

  • словесные беседы на этапе рефлексии, а также для активизации познавательной деятельности;
  • наглядные пособия при объяснении нового материала;
  • практическая работа с элементами исследования.

Проблемно-поисковый метод позволил решить задачи, поставленные на урок. Учителю удавалось поддерживать познавательную активность обучающихся.

Высокую работоспособность удавалось поддерживать с помощью реализации личностно-ориентированного подхода, рационально подобранных вопросов и заданий. Динамичность обеспечивалась сменой видов деятельности, высокой степенью самостоятельности школьников.

Учитель дал возможность каждому ребенку проявить его творческие способности, проанализировать личностные достижения. Урок в полной мере достиг цели.

Важные моменты самоанализа по ФГОС

Как провести самоанализ урока русского языка? Пример, предложенный для урока по окружающему миру, содержит структуру, которая является универсальной для любой учебной дисциплины. Безусловно, в зависимости от специфики предмета, в ходе самоанализа педагог отмечает определенные детали, но общая схема пояснения своей деятельности коллегам, остается неизменной.

Пример самоанализа урока литературы должен содержать информацию, касающуюся использования чтения для формирования и развития коммуникативных навыков. Учитель химии в самоанализе учитывает сформированность практических умений обучающихся, преподаватель обществознания выделяет моменты, касающиеся социализации подрастающего поколения.

Заключение

Самоанализ является важным элементом федеральных стандартов нового поколения. При правильном и полном составлении оценки собственной деятельности, педагог получает гораздо больше шансов на признание его профессионализма, компетентности. Проведя самоанализ, учитель может самостоятельно оценить свою работу, внести определенные корректировки в методику преподавания предмета.

Самоанализ урока,

проведенного в 11 «Г» классе 18 октября 2011 года учителем английского языка ГБОУ ЦО № 1469 ЮВОУО Петровой Инессой Александровной.

I урок II раздела Москва сквозь века - Unit 2 Moscow Through history - История Московского княжества.

В классе присутствовало 12 человек (1 ученик отсутствовал).

Урок разрабатывался в соответствии с психолого-педагогическими

характеристиками, состоянием развития общеучебных умений, индивидуальными

особенностями учащихся, способных осваивать учебный материал школьной

программы по английскому языку.

На уроке были реализованы следующие принципы:

принцип направленности обучения на комплексное решение задач;

принцип доступности обучения; Принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков соблюдался правильно, был выбран правильный переход от простых заданий к сложным.

Современные технические средства обучения помогают поддерживать мотивацию к изучению английского языка.
На уроке были задействованы все учащиеся.

Тип урока: изучение нового материала, на уроке осуществлялась межпредметная интеграция истории России и английского языка

Задачи, решавшиеся на данном уроке, были реализованы. Учащиеся в полной мере проявили активность (в ответах на вопросы, вовлечении в обсуждение проблем), увлеченность новой темой, заинтересованность в получении дополнительной информации. Они смогли проявить свою самостоятельность в умении работать с информацией (в подборе литературы, выявлении основных мыслей высказывания), высказывании собственного мнения, учащиеся в полной мере проявили чувства уважения к истории родного города, был накоплен фактический материал по истории родного края, обогащены страноведческие знания, были изучены процессы становления московского государства. Логика урока, смена заданий, доброжелательная образовательная среда позволили избежать перегрузки учащихся.

К началу занятия класс и оборудование были подготовлены. Учащиеся быстро включились в деловой ритм (в классе обучаются мотивированные на учебу, хорошо подготовленные по предмету ученики), они были готовы к активной учебно-познавательной деятельности.

При проверке домашнего задания были выявлены некоторые недостатки. Факты из истории Москвы, приводимые учениками, были в основном общеизвестными, не хватало более захватывающей, любопытной информации, Полагаю, что это связано с недостатком времени, потраченным на выполнение домашнего задания. Такой же недостаток был выявлен при проверке письменного задания. Высказывания получились несколько «однобокими». В основном рассказывали о достопримечательностях Москвы. Хотелось бы услышать высказывания на разные темы: транспорт, население, собственный круг общения, природа и т.д. Возможно, формулировка задания должна была быть более точной.

Учащиеся легко справились с вопросами викторины. Отвечая на них, они ссылались на знания, полученные на уроках истории, что говорит о межпредметной интеграции урока.

С большим интересом они выполняли задания из учебного пособия (работа с текстом, выполнение лексических заданий). Поиск синонимов, определений в тексте помогал в работе.

На уроке была использована фронтальная, групповая, индивидуальная работа, использовалась смена видов деятельности и форм работы. Урок получился очень динамичным, но несколько перенасыщенным. Хотелось дать учащимся как можно больше информации, использовать различные формы деятельности. На некоторые этапы урока (работа с текстом, выполнение письменного задания, проверка домашнего задания) стоило выделить чуть больше времени.

В целом урок прошел на хорошем уровне.

Школьники показали хороший уровень самостоятельного мышления, высокую познавательную активность, уровень усвоения и использования материала.

Сегодня наткнулся на один из доступных вариантов проводения самоанализа. Не случайно наткнулся. Случайностей не бывает, тем более, что совсем не давно заниматься самоанализом советовал Михаил Анатольевич Цветков на своем семинаре по бизнесу. На первый взгляд этот метод довольно просто и понятный. Разумеется, принимать самоанализ как универсальный ключ к познанию себя не стоит, У этого метода есть свои ограничения и недостатки. Но помочь желающим копнуть глубже и увидеть себя и свои потаённые подсознательные внутренности в другом свете методу вполне по силам.

В следующих постах планирую отвечать на вопросы, представленные тут по частям, но честно перед собой в первую очередь.

В этом варианте предлагается запастись толстой тетрадью, парой ручек, которые хорошо пишут, некоторым временем ежедневно или еженедельно, которое возможно посвящать собственному самоанализу. И, конечно, изрядной долей интереса и энтузиазма, который вы готовы выделить для этого увлекательного процесса. По негласной договорённости, толстую тетрадь и прочую кучу барахла мне заменит мой ЖЖ. Итак, поехали!

С чего начать?

У каждого из вас получится свой, уникальный и неповторимый опыт, который вы приобретете в результате этого занятия. Дело это не просто увлекает - оно затягивает. Это не значит, что нужно только самоанализом и заниматься, и при каждом появившемся свободном времени уходить в него с головой, но подходить к этому нужно серьезно, ответственно и быть готовым тратить свое свободное время. Это может быть очень интересно, но никак не обязательно. Поэтому, ваш самоанализ может занять у вас гораздо меньшее или большее время.

Сказать, что вы проанализируете себя и все поймете, - ничего не сказать. Уже много и много позже, когда ваши записи и тетради останутся в стороне, вы будете делать открытия и узнавать нечто новое для себя. Поэтому сейчас, я не могу вам сказать, не могу обещать, что вы один разик себя проанализируете, все поймете и вам станет хорошо. Ничего такого не произойдет. Но может произойти нечто другое, более важное.

И это важное заключается в том, что на сотни вещей и явлений вы сможете посмотреть совершенно иначе. Многие ваши поступки могут предстать совсем в ином свете. Почему и как это происходит? Почему наше мнение о нас может так сильно измениться? Причина на самом деле очень проста: когда мы совершаем поступки, когда наша жизнь меняется, мы ее оцениваем, мы даем ей определение, мы как-то к ней относимся. Но мы крайне редко даем такую оценку всему циклу событий, всем нашим сделанным шагам. И когда кто-то опоздал на встречу, то это не кажется чем-то особенным, с кем не бывает, но когда, анализируя себя, понимаешь, что ты имеешь хроническую причину опаздывать, и такую же хроническую систему оправдываться, то задаешь себе вопрос: а почему, собственно?

Ведь самоанализ заключается не в том, или не столько в том, чтобы интерпретировать в нашей жизни некоторое событие, сколько в том, чтобы взглянуть на наиболее значимые циклы событий, цепь наших шагов и стройные ряды граблей, сделанные на протяжении многих лет. Отдельная ситуация может никак вас не характеризовать, но вот отдельная закономерность, присущая тому или иному циклу, закономерность любого свойства - это уже какой-то диагноз. Без медицинского оттенка, конечно.

Так как ваши жизненные стратегии уникальны и неповторимы, то я вряд ли смогу сказать, что получится у вас в результате, и какие полезные открытия вы сможете совершить, если будете их анализировать. Но моно воспользоваться советами, в каких направлениях лучше всего сосредоточить все свое внимание. Это легко.

Тетрадь для самоанализа и записи в ней

Подойдет любая тетрадь, лучше такая, где страниц побольше. Порядок записей абсолютно произвольный. Если кому удобнее это оформлять, как-то разукрашивать разными пастами и подчеркивать важные слова и фразы, то нет проблем. Как вам больше нравится. Но вот просьба: не пытайтесь умничать, увековечивать свои слова, шлифовать фразы или долго размышлять над красотой высказываний. В нашем деле главное - спонтанность, легкость и произвольность. Не ленитесь писать записки на клочках бумаги, если тетради нет под рукой, а вспомнилось нечто важное. Потом можно или переписывать, или вкладывать эти записки в тетрадь. Я просто вкладывал, и, в результате, тетрадь никак не походила на дневник, а больше на копилку всяких листочков и записочек. Впрочем, иногда я все эти записочки перебирал, группировал и часть из них переписывал воедино, если они были объединены каким-то общим смыслом. В общем, никаких категоричностей и строгостей. На ваш вкус и цвет.

Друзья и приятели.

На протяжении нашей жизни у нас появляются друзья. Некоторые из них остаются с вами на всю оставшуюся жизнь, с некоторыми мы расстаемся в силу разных причин. Кажется, что всех мы их хорошо помним, нет смысла спорить. Тем не менее, исключительно ценно и полезно переписать их всех на бумаге. Попробуйте дать краткий портрет для каждого из них. Попробуйте выделить нечто особенное, что характерно для всех ваших друзей. Таким образом вы сможете найти некоторый черты и качества, которые предопределяют вашу симпатию. Вспоминая и изучая своих друзей, полезным будет несколько очень важных параметров, которые следует вспомнить и запротоколировать. Здесь внимание! Как правило, люди, которые пишут дневники, стараются преподнести действительность в таком свете, что все злодеи, а они хорошие. Это происходит по большей части бессознательно, и происходит потому, что любой дневник всегда содержит в себе тайное чувство его автора, что этот дневник однажды прочитает кто-то еще. Но так как вы занимаетесь самоанализом, а не написанием дневника для последующих поколений, постарайтесь быть откровенными и объяснять события так, как они того заслуживают, а не так, где вы будете выглядеть пристойно и благородно. Имеет смысл вспомнить и описать (или маркировать, или нарисовать, но на бумаге это в том или ином виде должно появиться) следующие вещи.

Первое .Если те люди, которых раньше вы называли друзьями, а теперь можете это сделать только в прошлом времени, перестали быть таковыми, то почему это произошло? Кто выступил в качестве явного или неявного инициатора расставания? В каких случаях вы потеряли интерес к этой дружбе, и в каких случаях интерес был потерян к вам? Отдельно стоит выделить случаи, когда дружба, в силу каких-то причин, преобразилась во враждебность, в непримиримую ненависть. Что произошло? Нет ли у этих ситуаций чего-то общего, что характерно для всех них.

Второе. Попробуйте для себя определить и записать принципиальное различие между другом и приятелем, между другом и хорошим знакомым. Найдите существующие для вас оттенки градации ваших взаимоотношений и попробуйте дать определение каждому из них, а также выделить наиболее характерные отличия между этими понятиями. В каких случаях вы никогда не назовете приятеля другом? В каких случаях вы никогда не назовете друга приятелем? Что самое главное в том, чтобы вы смогли назвать человека другом и ваши отношения - дружбой, дружескими?

Третье. Срок жизни отношений. Насколько они долговечны? Как долго вы в состоянии поддерживать и развивать дружбу? Нет ли у ваших дружеских отношений критического срока?

Четвертое. Попадали ли вы в ситуации, когда два ваших близких друга начинают люто враждовать между собой? Каковы ваши действия в подобной ситуации? К каким это приводит результатам? Можете ли вы сказать, что удовлетворены своей стратегией? Если нет, то как ее можно усовершенствовать, уже зная на своем опыте, что она неэффективна? Оказывались ли вы сами в ситуации, где враждовать приходилось вам, а при этом был кто-то третий, кто сохранял нейтралитет и поддерживал отношения, - как с вами, так и с враждебной вам стороной? Что вы будете делать, уже имея опыт в подобной ситуации, если она повторится с другими, близкими вам сейчас людьми? Какой урок вы извлекли из этих ситуаций?

Кого бы вы назвали антитезой друга? Какие качества обрекают человека на безнадежность попыток стать вашим другом? Что вы не приемлете никогда и ни под каким соусом? Тут весьма полезно не столько привести абстрактные примеры, сколько вспомнить реальных людей и реальные случаи из вашей жизни.

Какие черты и качества в вас чаще всего портят отношения с другими людьми? Какое из них встречается наиболее часто? За что вас чаще всего упрекают ваши друзья? В каких случаях вы пошли на компромисс, а в каких - не пошевелили и пальцем, чтобы изменить ситуацию? И чем первое отличается от другого?

Любовные и брачные отношения У каждого из вас весьма разный багаж опыта на этом полигоне, и поэтому весьма сложно предложить универсальные шаблоны для анализа. Тем не менее, я попробую это сделать, а вы можете использовать лишь те, которые явно вам подходят, или дополнить какими-то своими, которые здесь не приведены. Вообще, список возможных аспектов легко и просто масштабируется, расширяется и уточняется, и вы можете дополнять и видоизменять его.

Первое. Вспомните и запишите всех людей на протяжении всей вашей жизни, к кому вы испытывали любовные чувства, к кому вас тянуло, о ком вы мечтали как о потенциальном партнере, с кем у вас была реальная связь, независимо от ее срока. Старайтесь вспомнить всех, кто был интересен вам, кто вас привлекал, в кого вы были влюблены, к кому вы испытывали сильные эмоциональные и сексуальные чувства.

Второе. Вспомните и запишите всех людей, кто испытывал повышенный интерес к вам, и вам об этом было известно. Возможно, кто-то добивался вашей любви и признательности? Настойчиво приглашал провести время? Сюда определяйте всех тех, чьи притязания не вызвали у вас отклика и интереса. Кратко опишите каждый из таких случаев. Вспомните, как вы даете понять человеку, что его интерес не будет оправдан? Какова причина вашего отказа в каждом конкретном случае? Нет ли у всех этих случаев чего-то общего? Сюда также можно вносить записи о таких случаях, когда противоположная сторона начала вести себя нетипично: угрозы, преследования, смена милости на враждебность, месть и так далее. Уточните все эти случаи и попробуйте определить, в чем ваша ошибка, и как можно выходить из подобных ситуаций с наименьшими потерями - как для вас, так и для других людей.

Третье. Сексуальная привлекательность. Выделите наиболее важные черты сексуальной привлекательности вашего партнера, безотносительно конкретных примеров. Стесняться тут нечего, все равно кроме вас это никто не прочитает и не увидит. Выпишите самые важные качества и расставьте их в порядке значимости. И лишь затем примерьте этот список на ваших партнерах, насколько он совпадает в каждом конкретном случае. Нет ли какой-то закономерности от того, что длительность отношений, например, может быть напрямую зависима от полноты этого списка?

Четвертое. Выпишите причины расставания и разрушения ваших любовных отношений. В чем заключаются эти причины, нет ли у них чего-то общего? В каких случаях вы не стали разрывать отношения полностью, а перевели их в иное русло, например, в дружбу или в разряд добрых знакомых? В каких случаях вы возненавидели своего партнера и избегаете его? В каких случаях он поступил так же? Кто чаще получился инициатором развода и расставания? Кто чаще предлагает перевести отношения к дружеским? Кто чаще встает на тропу войны? Какой полезный опыт вы сделали, какие уроки усвоили, как вы поступите в следующий раз, если ситуация повторится?

Пятое. Отношение к детям. Сколько у вас будет детей? Почему именно такое число? Принципиально ли имя ребенка? Какие ассоциации у вас связаны с этим именем, если оно есть? Принципиален ли пол ребенка? Какую роль вы хотите играть в воспитании? Как вы относитесь к телесным наказаниям и почему? Нет ли параллели между вашим ответом и тем, как в детстве с вами обращались ваши родители?

Шестое. Отметьте где-нибудь три самых сильных ваших чувства, когда вы, можно так сказать, теряли голову от желания быть рядом с этими людьми. Что общего есть у этих людей? Будьте предельно внимательны. Конституция тела, цвет глаз, голос, рост, манеры, особенности характера, жесты, цвет волос, и так далее. Что можно добавить в этот список к каждому их этих людей, что сделало бы их еще краше? Что разрушит их образ и всю их привлекательность, если из составленного списка удалить какой-то элемент. Вы можете попробовать аккуратно убирать в вашем воображении ту или иную черту, качество, и при этом внимательно прислушиваться к собственным ощущениям. Любые идеи записывать.

Профессия и работа

Вспомните, о каких профессиях вы мечтали по мере того, как вы росли. Насколько велик список этих профессий? Почему вы мечтали об этом в каждом конкретном случае, что вас наводило на эту мысль, на эту мечту? С чем связано то, что со временем она утратила свою актуальность.

Влияние родителей, родственников на ваш профессиональный выбор. Были ли у них особые теории о том, кем вам быть и к чему стремиться? Вы делаете выбор под чьим-то влиянием, или свой собственный? Оказывалось ли на вас давление? Не подвергались ли вы угрозам и шантажу с чьей-либо стороны? Пресекались ли ваши интересы и попытки реализовать себя так, как вам этого хочется?

Место работы. Выпишите все работы, на которых вы успели поработать. Писать приватно, в любом порядке, не исключая ничего. Если список в итоге получится большой, то потом его можно пересортировать в удобном порядке. Что привело вас на эту работу? Сделайте комментарий для каждой из них. Что на этой работе вам понравилось больше всего? Чему на этой работе вы научились особенно полезному? Что было причиной, по которой вы ушли с этой работы. В каждом случае выделите наиболее важную, центральную. Нет ли в списке ваших причин какой-то закономерности, чего-то общего, любого свойства? Может быть, вас хронически сокращают? Или вы через некоторое время разочаровываетесь этой работой? Возможно, помехой все время выступают какие-то сторонние причины, никак не связанные с работой? Пересортируйте список покинутых работ по причинам, объедините наиболее частые. Какой вывод вы можете сделать? Какие коррективы можно внести в свою дальнейшую карьеру, учитывая полученную вами информацию?

Отношения с сослуживцами и начальством. Составьте список всех наиболее конфликтных случаев за всю вашу профессиональную деятельность. Ссоры, предательство, интриги, давление со стороны кого-либо, понижение в должности, снижение заработной платы, обман, и так далее. Выделите наиболее типичные ситуации, которые повторяются. Какой вывод вы можете сделать в этой ситуации, получив такой "послужной" список? Имеются ли возможности улучшить это положение, предохраниться от повторений подобных ситуаций?

Особенно выделить отношения с начальством. Составить краткую характеристику на всех их, в чем причина конфликтных или натянутых отношений с ними в каждом конкретном случае? Вспомните и опишите случаи "хороших" начальников, если таковые были. Какие шаги вы предприняли для того, чтобы, по возможности, сглаживать или сводить на нет конфликты и взаимные недовольства?

Являетесь ли вы магическим человеком? Если вы работали в небольших коллективах, то как развивалась жизнь этого коллектива и положение самой фирмы (организации) за весь период вашего в ней пребывания? Если это возможно, выделите все случаи, когда за время вашей работы фирма или усиливала свое положение, или, напротив, ее положение ухудшалось. Запишите все это, сравните полученные результаты. Можно ли сделать из этого какие-то выводы?

Личные качества и особенности

Вспомните все ваши самые яркие удачи, самые лучшие достижения. Выпишите их и дайте определение причины, которая, по вашему мнению, стала причиной этого успеха. Какова ваша заслуга в каждом из этих случаев? Какие качества сыграли первую скрипку в этих событиях. Выписывать можно безотносительно, без привязок к той или иной области. Блестящая речь, отличная защита диссертации, спортивное достижение, любой результат в той или иной области, которым вы восхищены, довольны, и которым вы гордитесь, или же которым вы были восхищены в далеком или недалеком прошлом (пусть даже эмоции сейчас притупились, остыли). Выписывайте все, что придет в голову.

Охарактеризуйте самые лучшие ваши качества любого свойства. Включите в него все свои навыки и умения. Пофантазируйте о том, как вы можете это усилить, как вы можете сделать эти качества еще более эффективными и полезными? Резюмируйте свои идеи.

Составьте список самых главных ваших недостатков. Лучше всего, если он состоит из двух колонок. Первый список - по теории окружающих вас людей. Второй - только по вашей собственной теории. Списки могут совпадать, или очень сильно отличаться: у меня, например, в список выделенных мною недостатков попадали те, которые не замечали другие (одно время была теория о том, что надо быть выше ростом - кому надо, зачем надо, непонятно), а списке сторонних недостатков были и такие, которые я даже считал достоинствами (например, нелюбовь рассказывать о своих проблемах). Подумайте о том, можно ли сократить эти списки? Если недостаток невозможно исправить, то тогда как и чем его можно компенсировать? Если вы не в состоянии от чего-то отказаться, что кажется другим людям недостатком, то какие компромиссные решения вы могли бы им предложить, чтобы эти недостатки затрагивали их в меньшей степени?

Вспомните и запишите все ваши интересы на протяжении вашей жизни. Что вас интересовало в тот или иной период? Не было ли такого, что вы теряли интерес к тому или иному делу, а через некоторое время снова возвращались к нему? Попробуйте уточнить временной интервал для каждой области ваших интересов, ваших увлечений: это может быть хобби, спорт, погружение в ту или иную научную или прикладную тему, разведение цветов, и так далее. Сюда же можно относить и планы, которые вы не реализовали, но вынашивали некоторое время.

Родители и воспитание

Вспомните и запишите все случаи, когда помощь и поддержка родителей (родственников) оказалась очень ценной для вас на тот момент времени. Составьте список благодарностей, которые бы вы могли предъявить в качестве оправдания свои родителям. Что полезного и ценного для вас они сделали, в чем их роль безусловна и недвусмысленна. Оставьте все обиды и недоразумения для других страниц самоанализа. Только объективность, только констатация фактов и признание положительных сторон.

Вспомните и запишите самые неутолимые обиды, самые яростные претензии к своим родителям. Попробуйте, помимо записи, выразить их в форме рисунка для каждой такой ситуации. Детализируйте то, что действительно болит, что не смывается со временем и не утихает. Разделите этот список на такой, где ваша обида была высказана и не высказана. Каких случаев больше? Как вы думаете, что бы было, если бы этот список поменялся местами? Было бы лучше или хуже? Что вы будете делать в перспективе: оставите все, как есть, или будете пытаться как-то надломить эту ситуацию? Запишите также выводы, которые вы сделали из вашего неприятного детского опыта, который вы распространите на своих детей?

Насколько вы уверены, что не повторите эти ошибки ваших родителей? Будете ли вы использовать положительный опыт, о котором вы вспоминали в первой части самоанализа? Придумайте несколько глобальных, универсальных советов, которые вы извлекли из ваших отношений с родителям, и которые пойдут впрок всем остальным родителям.

Наказывали ли вас в детстве? Вспомните все наиболее строгие наказания, если таковые были? Как вы будете строжиться над своими собственными детьми? Есть ли у вас свое мнение на этот счет? Можно ли назвать это мнение продолжением той линии воспитания, которой придерживались ваши родители в отношении вас? Или это, напротив, антитеза их подхода?

Обдумайте и запишите образ идеального отца и идеальной матери. Какими они должны быть? Определите истинные качества своих родителей, и сравните список идеального и список того, что было на самом деле. Сравните идеальный образ противоположного пола со списком ваших увлечений, ваших самых главных качеств в том человеке, которого вы можете полюбить или любите. Какие качества совпадают? Не находите ли вы в своих любовных привязанностях нечто такое, что похоже на ваши представления об идеальном родителе?

Совпадающие элементы

Часто мы бессознательно делаем выбор в сторону того, что имеет какой-то сверхценный признак, какое-то особое свойство. Это могут быть числовые совпадения, или цветовые совпадения, или выбор имени, ориентация на какую-то внешнюю информацию, которую вы избираете как руководство к действию, и так далее.

Имена. Можно попробовать выписать все имена наиболее близких и значимых для вас людей за всю вашу жизнь. Не встречается ли какое-то имя чаще всех остальных?

Числа и критические даты. В процессе самоанализа можно обнаружить числа, имеющие тенденцию к повторению. Например, два года брака для вас - потолок. Или вы не имеете обыкновения задерживаться на любой работе больше квартала. Не поленитесь вспомнить номера квартир и этажей ваших любимых, ваших друзей. Уточните какие-то цифры, если они особенно запали в память. Также могут выпадать критические месяцы (например, в декабре у вас все улучшается, или наоборот), типичные повторы заболеваний, и так далее.

Отношение к животным. Какие животные у вас были (есть), кого вы любите и почему, кого вы не любите, и почему? Какую роль в вашей жизни сыграли животные? Что ценного дало ваше с ними общение

Цветовые предпочтения. Какие цвета вы любите больше всего? Какие наиболее сильные воспоминания у вас есть? Одежда какого цвета вам нравится больше всего? Цвет волос? Цвет глаз? Если сможете вспомнить, то перечислите всех своих любимых и симпатичных по цветовому выбору. Есть ли какие-нибудь совпадения? Мысленно перекрасьте их в другой цвет и прислушайтесь к собственным чувствам. Если что-то изменилось, постарайтесь это как-то сформулировать.

Подведем итог

Вот очень примерный список наиболее важных циклов вашей жизни. Его можно уточнять и дополнять, по мере необходимости и в силу специфики содержания вашей биографии. Самый главный результат, котрый вы можете получить заключается в том, что взаимоотношения с миром станут намного прозрачнее, яснее, вы пссмотрите на них совсем иначе, а многие проблемы исчезли навсегда. Может очень сильно измениться отношение к самому себе: может, это покажется странным, но вы научитесь понимать и принимать себя не просто на порядок, а в разы лучше и гармоничнее. Многое из своего прошлого вы пересмотрите заново и над некоторыми вещами просто посмеетесь: бог ты мой, а ведь это со мной было, да еще как беспокоило!

Каждый учитель сталкивается с таким типом работы, как самоанализ. Однако, следует учесть, что существует два разных типа самоанализа, и то, как правильно написать самоанализ, зависит прежде всего от цели написания подобной работы. Чаще всего от учителя требуется составление самоанализа урока, но и иногда нужно описание и несколько иного рода. В статье мы рассмотрим оба варианта: как написать самоанализ занятия и как составить самоанализ педагогической деятельности, поскольку эти два типа работ составляются совершенно по-разному. Описание и того, и другого типа самоанализа мы постарались сделать максимально подробным - с указанием, что необходимо писать в разных частях работы.

Как написать самоанализ урока

В самом начале такого самоанализа нужно обязательно указать, почему вы выбрали определенную структуру занятия, какие цели преследовали. Иными словами, здесь речь идет о плане построения урока и о тех целях, которых этот план был призван добиться. Далее нужно определить место данного урока в общей схеме занятий - как в данной теме, так и в году (или в курсе) в целом. Напишите о связях этой темы с предыдущими или последующими, расскажите о специфике урока. Также полезно несколько слов сказать о том, насколько урок или внеклассное занятие отвечает предъявляемым образовательным стандартам и программным требованиям.

Основная часть

Теперь открываем, так сказать, среднюю часть работы. Здесь нужно перейти к описанию формы конкретного урока (например, контрольная или самостоятельная работа, или лабораторная работа, либо обычный урок с объяснением темы и проверкой домашнего задания и т.п.). Также укажите, по какой причине вы выбрали именно эту форму урока. После этого можно переходить к описанию целей занятия. В этом пункте нужно указать обучающие, развивающие и воспитательные задачи, которые ставились вами при подготовке и ведении урока. Можно здесь же упомянуть о характере взаимодействия с учащимися, темпе урока и обосновать, почему вы выбрали ту или иную манеру ведения урока.

Далее расскажите о том, каким образом учащиеся могут применить полученные знания на практике, ведь хороший урок обязательно должен иметь практическое применение, поскольку именно в этом и должна заключаться суть всей школьной программы. Затем нужно рассказать о форме контроля за усвоением материала учащимися и отметить, вносили ли вы изменения в первоначальный план урока и, если да, то почему.

Завершение самоанализа урока

И в конце самоанализа нужно обязательно коснуться темы решения задач, поставленных на уроке, а именно: удалось ли вам добиться желаемых результатов обучения, сохранить или повысить мотивацию учащихся к дальнейшей учебе и т.д. Разумеется, все выводы нужно обосновать. Что касается последнего пункта, то здесь можно отметить те достоинства и недостатки, которые вы заметили по ведению урока. Лучше всего, если вы при этом сумеете четко обосновать причины, почему не удалось добиться того-то и того-то - это практически гарантирует вам, что подобные ошибки в будущем не повторятся.

В заключение отметим, что многие учителя рассматривают самоанализ, как нудную и обязательную процедуру, в то время, как истинной его задачей является выявление недостатков проведенной работы с целью устранения их в будущем. Это ни в коем случае не нравоучение, а лишь результат моей собственной педагогической деятельности, так сказать - личный опыт.

Как написать самоанализ педагогической деятельности

Данный вид самоанализа, конечно, более общий, однако, без конкретных примеров из вашей педагогической деятельности в нем также не обойтись. В самом начале работы отметьте основополагающие принципы, которыми вы руководствуетесь в своей работе. Это могут быть педагогические принципы, личный опыт, что угодно - главное на этом этапе заинтересовать рецензента, чтобы он смотрел на вас как на личность интересную и неординарную.

В качестве примера приведу вам те основные принципы, которыми руководствуюсь я сам: сотрудничество и свобода личности. Считаю, что хороший преподаватель должен не заставлять, а заинтересовывать. У вас может быть свой взгляд на это, расскажите о нем рецензенту. Теперь нужно формально описать о своем образовании, стаже, месте работы, нагрузке (включая дополнительную).

Основная часть

Далее расскажите о целях своего труда и критериях его оценки. Чтобы было понятнее, поясню на примере: для меня единственным удовлетворительным критерием оценки моей работы является возможность учащегося после обучения использовать полученные навыки на практике. Если человек начинает грамотно писать или говорить по-русски - значит, я справился. То же самое касается и этой статьи - если после ее прочтения вы сможете написать хороший самоанализ, значит, моя задача полностью выполнена. Вам же нужно написать о своих критериях оценки и снова коснуться принципов, которые вы ставите во главу угла в своей работе.

Важной частью работы является описание достижений ваших учащихся. Если кто-то из них выиграл олимпиаду или конкурс, или занял в них призовое место, получил диплом, или иную награду, поступил в престижное учебное заведение после окончания школы, либо просто стал первоклассным специалистом своего дела, обязательно упомяните это. Закончить самоанализ нужно рассказом о месте вашей дисциплины в общем процессе педагогической деятельности и о ее связи с другими предметами.

К составлению самоанализа надо приступать задолго до начала аттестации и представлять в качестве приложения к заявлению на аттестацию. Самоанализ – самостоятельная, творческая работа педагога, основанная на результатахпрофессиональной деятельности в межаттестационный период. Аттестуемый может сосредоточить свое внимание на результатах, полученных за последние три года.

Приложением к самоанализу может являться портфолио, куда входят копии наградных документов, документов о повышении квалификации, отзывы, методические разработки, другие материалы, подтверждающие содержание самоанализа, также можно приложить представление администрации образовательного учреждения или методических служб.

Самоанализ позволяет ответить на следующие вопросы: «За счет чего достигнуты (или не достигнуты) запланированные результаты педагогической деятельности? Какие задачи и как решались для достижения данных результатов? Какие компетентности педагога были усовершенствованы?» и др.

Самоанализ – это основной источник информации о личности педагога и направлениях его деятельности для осуществления экспертной оценки

В процессе изучения представленных материалов эксперты обращают внимание на следующие моменты:

    степень понимания аттестуемым педагогом основных позиций государственной политики в области образования (современные тенденции, идеалы, ценностные ориентиры, мировоззренческие позиции)

    уровень профессионального мышления педагога (готовность принимать решения и нести ответственность за полученный результат)

    вклад аттестуемого педагога в формирование положительного имиджа образовательного учреждения

    саморазвитие педагога как путь к вершинам профессионального мастерства (повышение квалификации, самостоятельное изучение современной научно-методической литературы, работа над темой по самообразованию)

    творческий портрет педагога (индивидуальный методический почерк, педагогическая культура, творческий потенциал, кругозор и эрудиция)

    уровень профессиональной компетентности (владение современными технологиями)

    логика и стиль изложения (последовательность, четкость, ясная формулировка, наличие выводов)

    соответствие содержания предъявляемым требованиям

    уровень достижений (результаты обучения, участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях)

Структура самоанализа

    Титульный лист – оформляется на отдельной странице (Приложение 1).

Частые ошибки: отсутствие титульного листа, неправильное или неполное наименование образовательного учреждения, излишняя информация.

    Информационная справка или визитная карточка педагога, которая может включать:

    сведения об образовании,

    стаж работы аттестуемого,

    специфика образовательного учреждения,

    характеристика контингента учащихся, воспитанников,

    объем учебной нагрузки,

    а также девизы, педагогическое кредо,

    поощрения и награды.

    Основная часть, при составлении которой следует руководствоваться требованиями, предъявляемыми к первой или высшей квалификационной категории (п.30-31 Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2011года № 209).

Владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в практической профессиональной деятельности

    1. Особенности программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса:

    необходимо обосновать свой выбор учебно-методического комплекса

    раскрыть целесообразность использования в работе модифицированной или авторской программы (для педагогов дополнительного образования, педагогов-коррекционников, социальных педагогов, педагогов-психологов)

б) Современные образовательные технологии как основа эффективной практической деятельности педагога:

    раскрыть приемы отдельных образовательных технологий на конкретных примерах

    проанализировать результаты применения

Частые ошибки: простое перечисление технологий, отсутствие примеров и анализа полученных результатов.

Личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания

а) Методическая деятельность:

    наличие собственных методических разработок, работа по созданию дидактических материалов, учебных пособий, репертуарных сборников, сценариев

    собственное сочинение стихов, музыки, танцевальных номеров, используемых в учебном процессе

б) Инновационная деятельность:

    апробация и внедрение новых программ, технологий, участие в проектной деятельности, ведение исследовательской деятельности, работа с одаренными детьми

в) Непрерывное саморазвитие как важнейшее условие совершенствования мастерства педагога:

    самостоятельное изучение современной научно-методической литературы (указать источники)

    обращение к ресурсам Интернет

    работа над темой по самообразованию (формулировка темы и ее актуальность, этапы освоения, полученные результаты)

    повышение квалификации

г) Распространение собственного педагогического опыта:

    участие в научно-практических конференциях, семинарах, мастер-классах

    участие в конкурсах профессионального мастерства

    представление опыта перед слушателями курсов повышения квалификации

    наставническая деятельность (руководство педагогической практикой, творческой группой, руководство методическим объединением)

д) Взаимодействие с другими образовательными учреждениями, учреждениями культуры, общественными организациями, социальными службами:

    ДОУ, СОШ, ДМШ, педколледжем, педакадемией, библиотеками, музеями, творческими союзами, концертными организациями, художественными коллективами (осветить целесообразность и результаты взаимодействия).

Наличие стабильных результатов освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, с учетом результатов участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.

    Представленные результаты в виде таблиц, диаграмм необходимо дополнить комментариями и пояснениями, провести анализ.

    Педагогические работники, у которых результаты работы не могут быть представлены в конкретных цифрах, процентах, могут предоставить планы мероприятий и отчеты (социальный педагог), а также использовать метод описания (музыкальный руководитель в детском доме), либо приложить результаты диагностических исследований с пояснениями.

Типичные ошибки, которые может допустить педагог при подготовке и написании самоанализа деятельности

При подготовке самоанализа следует помнить: самоанализ – это не статистический отчет! Предмет самоанализа – не данные статистики, а аналитические индикаторы и показатели, содержательно характеризующие деятельность педагога. Содержание самоанализа – это не представление имеющихся данных за определенный период, а анализ и интерпретация собственной деятельности.

1. Педагог пишет только о том, что им сделано за отчетный период.

Для самоанализа первостепенно важно не то, что сделано педагогом за определенный период времени, а то, какая задача им решается, почему именно эта задача является для него актуальной, что делается педагогом для решения этой задачи, и каков результат его деятельности. То есть сначала формулируется проблема, а только потом говорится о шагах, способствующих ее решению.

2. Избыток фактов и цифр.

Зачастую в самоанализе педагог указывает огромное количество фактов и цифр, которые не несут никакой содержательной информации и никак не участвуют ни в оценке ситуации, ни в планируемых педагогом видах деятельности. Для самоанализа важно, прежде всего, то, для чего педагогом применялись те или иные методы, приемы и технологии, почему именно их использовал педагог в своей деятельности, как их использование повлияло на конечный результат.

3. Педагог не указывает, с какими трудностями он сталкивается в процессе своей профессиональной деятельности.

Среди педагогов (особенно среди аттестующихся на высшую квалификационную категорию) бытует мнение, что у них не должно быть никаких трудностей, иначе о каком соответствии той или иной категории может идти речь.

При подготовке самоанализа следует помнить, что практика становится источником профессионального роста педагога лишь в той мере, в какой она является объектом структурированного анализа: неотрефлексированная практика бесполезна и со временем ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации педагога.Педагогическая рефлексия в деятельность – это процесс последовательных действий от затруднения (сомнения) к его обсуждению с самим собой и к поиску выхода из него. Умение видеть существующие в профессиональной деятельности проблемы, планировать выход из сложившейся ситуации характерны только для сложившегося педагога-профессионала . С помощью рефлексивных способностей, которые включают в себя ряд основных интеллектуальных умений, можно управлять собственной профессиональной деятельностью.

Помните: написание самоанализа – это аналитическая деятельность, требующая глубокого осмысления собственного опыта и перспектив развития.

Образец титульного листа Приложение 1.

Наименование образовательного учреждения по уставу

Самоанализ результатов профессиональной деятельности учителя (указать предмет), педагога дополнительного образования (указать профиль, например, педагога-хормейстера), тренера-преподавателя (указать вид спорта) и т.д .

ФИО (полностью)

Город, район, год



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Jtcase - портал о строительстве