Jtcase - портал о строительстве

Правообладатель иллюстрации Getty

После того как Великий смог 1952 года унес в британской столице около 12 тысяч жизней, в стране были приняты меры по предотвращению подобных трагедий. Однако похоже, что в наши дни жителям Лондона угрожает другая коварная разновидность загрязнения, почти столь же смертоносная, рассказывает корреспондент

Представьте себе смог столь густой, что в нем вы не видите собственных ног; столь плотный, что через него едва проглядывает солнце; столь ядовитый, что ваши глаза начинают слезиться, а легкие - пылать.

Такое описание напоминает сцены из постапокалиптического фильма, но 5 декабря 1952-го этот сценарий стал реальностью для жителей Лондона.

Тогда умерли тысячи людей, и эта трагедия заставила весь мир принять серьезные меры по борьбе с загрязнением воздуха.

Тем холодным ясным днем 1952 года лондонцы грелись у своих каминов. Обычно дым рассеивался в атмосфере, но над всем районом в тот момент висел антициклон, вызвавший температурную инверсию: дым удерживался у поверхности земли, в результате чего образовалась ядовитая серная пелена, накрывшая британскую столицу на пять дней.

Потом погода поменялась, смог рассеялся, но к тому времени уже погибли тысячи человек.

Правообладатель иллюстрации Image caption Пара на улицах Лондона, ноябрь 1953 года. Спустя почти год после Великого смога лондонцам все еще нужны были фильтрующие маски

По тогдашним официальным оценкам, число жертв составило 4000 - даже во Вторую мировую войну не случалось разового инцидента, в результате которого гражданское население понесло бы такие потери.

По современным же подсчетам, Великий смог мог унести до 12 тысяч жизней.

"Неизбежное зло"

"Гороховый суп", как называли плотный загрязненный туман, был для крупных британских городов явлением не новым. Но смог 1952 года даже по тогдашним меркам оказался чересчур суровым.

Он также ознаменовал важную поворотную точку: до тех пор люди считали смог неизбежным злом. "В британских городах, полностью зависящих от угля, смог в течение более чем ста лет воспринимался как своего рода плата за рабочие места и комфорт в доме", - говорит историк экологии Стивен Мосли.

Были и те, кто рассматривал загрязнение атмосферы как видимый признак процветания британской промышленности. И мало кто готов был отказаться от горящего камина, ассоциировавшегося с домашним уютом.

Несмотря на все более громко звучавшие призывы разобраться с проблемой, правительство реагировало довольно медленно. Поначалу власти даже пытались утверждать, что высокая смертность в декабре 1952 года объяснялась вспышкой гриппа.

Правообладатель иллюстрации Monty Fresco Topical Press Agency Getty Images Image caption Электростанция в лондонском районе Баттерси (снимок 1954 года) когда-то потребляла более миллиона тонн угля ежегодно

Расследование обстоятельств трагедии было начато лишь через семь месяцев. Четыре года спустя, в 1956 году, в Великобритании был принят закон "О чистом воздухе", запретивший сжигание грязного топлива в ряде районов страны.

Этот закон был поистине революционным и стал важной мировой вехой в деле защиты окружающей среды.

Благодаря ему существенно улучшилось здоровье населения; растения и животные, почти пропавшие к 1950-м годам из городских районов, вновь начали в них появляться; а величественные здания британских городов перестали покрываться толстым слоем сажи и копоти.

В последующие годы британскому примеру последовал и целый ряд других промышленно развитых стран.

Атмосферные проблемы

Загрязнение от угольного дыма осталось в прошлом, но проблема качества воздуха в Лондоне по-прежнему актуальна. В ходе недавнего исследования был сделан вывод, что грязный столичный воздух уносит ежегодно до 9500 жизней.

Все больше ученых, политиков и активистов заявляют, что в преддверии 60-летнего юбилея принятия закона "О чистом воздухе" Британия вновь должна взять на себя роль мирового лидера в этой сфере.

Упомянутое исследование было проведено специалистами из Королевского колледжа в Лондоне (ККЛ) по заказу столичных транспортных властей. Ученые считают, что в наши дни смертность вызывается в основном двумя факторами: ультрадисперсными частицами класса PM2.5 и ядовитым газом - двуокисью азота (NO2).

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Велосипедист во время смога в апреле 2014 года, когда концентрация двуокиси азота в воздухе была особенно высока

Двуокись азота вызывает особое опасение: в лондонском воздухе отмечается один из самых высоких в мире уровней содержания этого газа. По этому параметру британская столица в течение пяти последних лет подряд нарушает европейские нормативы безопасности.

В 2015 году на центральной улице Оксфорд-стрит годовой лимит выбросов NO2 был достигнут всего лишь за четыре дня.

Исследователи из ККЛ полагают, что из-за воздействия этого газа в Лондоне каждый год преждевременно умирает до 5900 человек.

Ученым уже давно известно о токсичности двуокиси азота, но, как поясняет специалист ККЛ Мартин Уильямс, обычно она присутствует в атмосфере вместе с другими загрязнителями, и поэтому выделить ее эффект на фоне остальных довольно сложно. Однако сейчас ученым удалось установить, насколько вредна именно она.

Тем не менее руководитель исследования доктор Хезер Уолтон говорит, что пока нельзя с абсолютной уверенностью назвать точное число смертей, вызываемых NO2.

Двуокись азота попадает в воздух из целого ряда источников. Но, по данным британского правительственного управления по делам экологии и сельского хозяйства, по меньшей мере 80% ее выбрасывают транспортные средства.

Наиболее опасны в этом смысле дизельные двигатели, которыми оснащено более трети транспорта в британской столице.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Смог над зданием 02 Arena в Лондоне в апреле 2014 года

По сравнению с бензиновыми моторами дизельные потребляют меньше горючего и выделяют в воздух меньше двуокиси углерода. Поэтому в последние несколько десятилетий британские власти пытались всячески способствовать их повсеместному внедрению, закрывая глаза на тот факт, что дизели выбрасывают больше микроскопических частиц и окислов азота.

Как ни странно, дизельные двигатели оказались более вредны благодаря технологии, призванной сделать их более экологически безопасными.

"Дизели выбрасывают гораздо больше частиц, чем бензиновые двигатели, и поэтому они оснащаются сажевыми фильтрами, - рассказывает Уильямс. - В этих фильтрах собираются микрочастицы, но время от времени их нужно выжигать. Поэтому окислы азота в выхлопных газах конвертируются в двуокись азота, помогающую окислять и выжигать сажу. Таким образом в попытке решить проблему выбросов микрочастиц увеличиваются выбросы двуокиси азота".

Заместитель мэра Лондона по вопросам экологии и энергетики Мэтью Пенчарз говорит, что проблема, в частности, в том, что на принятые в ЕС тесты уровней загрязненности автомобильных выхлопов нельзя положиться.

По его словам, бывает так, что при реальной эксплуатации транспортное средство оказывается в 10 раз более грязным, чем на тестовом стенде.

"Если бы все автомобили выбрасывали именно столько, сколько нам сообщают в ЕС, мы сейчас находились бы в допустимых пределах содержания двуокиси азота в атмосфере", - уверяет он.

Кроме того, по его мнению, печальные цифры лондонской статистики могут объясняться тем, что в британской столице уровень загрязненности измеряется точнее, чем в других местах.

"В нашем распоряжении имеется одна из наиболее надежных в мире систем измерения загрязненности воздуха, - говорит он. - Никогда не поверю в то, что в мире нет ни единой улицы с показателями выше, чем на Оксфорд-стрит. Просто там никто ничего не измерял. И вообще, никто не меряет настолько точно, как мы".

Уильямс с этим согласен: "Мы действительно в первых рядах - если не на первом месте - в области мониторинга. Эти уровни - самые высокие из тех, что мы нашли, но мне кажется, что если как следует поискать, то, наверное, в других городах обнаружатся почти такие же".

Станет ли нам легче дышать?

Но есть и хорошие новости: уровни двуокиси азота начинают снижаться. Системы избирательной каталитической нейтрализации, способные убирать из выхлопных газов значительную часть окислов азота, теперь обязательны к установке на многих наиболее "грязных" транспортных средствах.

Исследование ККЛ указывает, что за последние годы в лондонском воздухе стало меньше NO2.

В столице появляется современный, более экологически чистый транспорт. По Лондону сейчас ездит более 1200 автобусов с гибридными двигателями, в том числе новые дизельно-электрические Routemaster - они, по заверениям транспортных властей, выбрасывают в воздух вчетверо меньше окислов азота и микрочастиц, чем обычные дизельные автобусы.

Ожидается, что вскоре лондонское управление транспорта введет в эксплуатацию первый в мире двухэтажный автобус с нулевой токсичностью отработанных газов.

Правообладатель иллюстрации Metrocab Image caption Работающее на батареях такси Metrocab поможет снизить токсичность лондонского транспорта

Ведется также и работа над снижением выбросов лондонских такси. Транспортные власти недавно объявили, что с января 2018 года таксомоторная лицензия будет выдаваться только на автомобили, выбрасывающие не более 50 граммов CO2 на километр и способные проехать 30 миль (около 50 километров) вообще без выбросов.

В этом году уже были выданы лицензии на первые в истории такси, способные ездить без выбросов - ими стали автомобили Metrocab, приводимые в движение от батареи, которая иногда подзаряжается от небольшого бензинового двигателя.

А главный производитель черных кэбов, фирма London Taxi Company, показала прототип модели TX5 - , которое планируется поставить на конвейер в 2016 году.

Будет также введена в действие так называемая зона ультранизких выбросов: с 2020 года все автомобили, въезжающие в уже существующую платную зону в центре Лондона, должны будут соответствовать строгим стандартам, иначе с их владельцев будет взиматься дополнительная ежедневная плата.

Но скептики считают, что эта мера недостаточно строга. Мэрию недавно раскритиковали за отказ от плана вообще не пускать наиболее "грязный" транспорт в зону низких выбросов.

К тому же, сейчас не планируется брать плату с автомобилей, соответствующих экологическому стандарту Евро-6 - а такие машины выбрасывают много окислов азота.

По итогам недавнего опроса 500 лондонских компаний выяснилось, что 23% из них предпочтут платить сбор, а не обновлять свои транспортные парки.

"Надо выбирать те направления, в которых можно получить максимальный эффект при минимальных издержках и административных сложностях, - говорит Пенчарз. - Электрических фургонов, стоящих разумных денег с точки зрения бизнеса, просто не существует".

Можно ли собрать смог?

Большинство программ по защите чистоты воздуха направлены на снижение или прекращение выбросов загрязняющих элементов в атмосферу. Но можно ли убрать загрязнитель уже после того, как он оказался в воздухе?

В последнее время было проведено довольно много экспериментов с различными строительными материалами и красками, которые, как утверждается, способны расщеплять атмосферные загрязнители - в том числе окислы азота.

Эти так называемые фотокаталитические материалы содержат диоксид титана. Под воздействием ультрафиолетового солнечного излучения он ускоряет химические реакции, в том числе окисление окислов азота и летучих органических соединений.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption У Тауэрского моста во время Великого смога 1952 года

Разные варианты этой технологии испытывались на ряде разных объектов, в том числе в штаб-квартире авиакомпании Air France в аэропорту Париж – Шарль-де-Голль и в итальянском павильоне Palazzo Italia на Экспо-2015 в Милане, который покрыт 13 тысячами квадратных метров фотокаталитического материала.

Но многие ученые не уверены в том, что эти материалы способны приносить реальную пользу.

"Есть лабораторные свидетельства того, что они уничтожают двуокись азота, но атмосфера не способна доставлять к ним NO2 в количествах, позволяющих нейтрализовать весь выброшенный объем, - говорит исследователь из ККЛ Мартин Уильямс. - Когда загрязнитель попадает в атмосферу, его молекулы оказываются повсюду, и пытаться опять собрать их - довольно бессмысленная трата времени".

По его словам, катализаторы должны применяться на самом источнике вредных выбросов, а не задним числом.

Знаковый прецедент

Некоторые наблюдатели в качестве примера того, насколько гибко население может адаптироваться к переменам, вспоминают закон "О чистом воздухе".

"До принятия этого закона все говорили, что в бюджете не хватит денег, что малообеспеченные люди будут умирать от голода и холода. Но этого не произошло, - замечает Биркет. - Когда ввели ограничения, население нашло самые дешевые способы им соответствовать".

История учит тому, что убедить людей поменять их привычки очень трудно, и не менее трудно заставить власть воплотить эти перемены в жизнь.

"В прошлом право жечь уголь в домашнем камине считалось неотъемлемым, и до смога 1952 года правительство не чувствовало достаточной поддержки населения для того, чтобы ввести правила, ограничивающие личные свободы, - говорит Мосли. - Нам остается надеяться, что эта история больше не повторится".

Еще на заре технического прогресса, в эпоху расцвета тяжелой промышленности Англия стала одной из самых грязных стран Европы. Покрытые черной пылью угледобывающие районы, лондонский смог – это было фактически визитной карточкой Британских островов.

Только в 1950-60-х годах положение начало меняться после принятия законов о запрещении промышленных выбросов в атмосферу. В 80-х годах движение «зеленых» приобрело популярность на фоне глубокого экономического и политического кризиса. Практически все партии включали «зеленые» пункты в свои предвыборные программы.

Однако экология в Великобритании пока еще не совсем образцовая, а самой стране еще далеко до звания самой чистой страны Евросоюза. Большинство британцев выказывают беспокойство экологическими проблемами, но не все горят желанием на практике заниматься их решением. Хотя с 1960 года выбросы дыма в атмосферу снизились на 85 процентов, многие считают, что правительство недостаточно контролирует нарушителей. Они могут отделаться незначительными штрафами, а то и вовсе обойти закон. Так же недостаточное давление оказывается на промышленные предприятия, чтобы они модернизировали использующиеся очистительные сооружения, на нефтедобывающие компании, вышки которых стоят в Северном море, на сельское хозяйство, использующее токсичные удобрения и пестициды.

Большинство электростанций в Великобритании являются тепловыми, т.е. работающими на горючем топливе. В свое время категорическое неодобрение жителями островов остановило строительство ядерных электростанций. До сих пор ведутся дебаты о безопасности ядерной энергетики. А пока разрабатываются проекты использования природных ресурсов для получения энергии. Климатические условия не способствуют строительству солнечных электростанций, но в Университете Ливерпуля разработали интересный гибрид – ветряную турбину, лопасти которой покрыты солнечными панелями. К сожалению, в самой Великобритании количество солнечных дней недостаточно, чтобы в полной мере использовать преимущества технологии Heat Waver (так назвали свое детище разработчики), но ей уже заинтересовались в Австралии, Испании, Италии и Марокко.

Британская компания Aquamarine Power Ltd предложила другой экопроект использования природных ресурсов. Она начала строительство у берегов Шотландии электростанции, использующей энергию волн. Приливы и отливы – мощная природная сила. Почему бы не использовать ее во благо человеку? В 2018 году на побережье острова Льюис, входящего в Гебридский архипелаг заработает самая мощная в мире волновая электростанция. Она будет состоять из 50-ти турбин системы Оyster, которые закачивают воду и подают под давлением на стоящую на берегу гидроэлектростанцию. Море в этом регионе практически круглый год неспокойно, поэтому работать такая электростанция сможет фактически непрерывно.

А пока Великобритания ждет поступления экологически чистой энергии от этой электростанции, британцы продолжают поиски альтернатив горючему топливу, загрязняющему атмосферу. Ведь транспортные средства, работающие на биотопливе, электричестве, водороде и сжатом воздухе, хотя и не столь распространены, но ими уже никого не удивишь. Однако даже их использование не спасает атмосферу от углекислого газа. И вот британская исследовательская компания Air Fuel Synthesis сделала сенсационное заявление – им удалось разработать топливо на основе воды и углекислого газа. Экспериментальная установка, сконструированная инженерами компании, сумела за несколько дней произвести 5 литров топлива, пригодных для использования в двигателе внутреннего сгорания. Процесс производства основан на сборе из воздуха углекислого газа и последующего электролиза. Согласно пресс-релизу компании Air Fuel Synthesis, после запуска полноценного заводского производства выход топлива составит около тонны в день, и его себестоимость будет примерно на уровне себестоимости бензина. Пока скептики сомневаются, строительство завода уже начато.

Власти Лондона по своему ведут борьбу с парниковым эффектом. Работа ведется в нескольких направлениях. Например, с 2012 года на улицах города появилась служба такси ClimateCars, состоящая только из электромобилей.

В аэропорту Хитроу курсирует беспилотное электротакси ULTra, связывая между собой терминалы, взлетные полосы и огромные парковочные площадки. Традиционные для Лондона двухэтажные автобусы даблдэкеры, постепенно заменяются новыми моделями, более экологически чистыми и экономичными. Они потребляют на 40% меньше горючего, чем прежние, и, соответственно, меньше загрязняют воздух Лондона.

Мэр города Борис Джонсон всесторонне поддерживает проекты, направленные на улучшение экологии. Он сам пересел из автомобиля на велосипед и планирует превратить Лондон в «маленькую Голландию».

По его инициативе было выделено около полутора миллиардов долларов на развитие велосипедной инфраструктуры Лондона. Ведется строительство специальных максимально безопасных велодорожек, покроющих сетью весь город, велопарковок практически возле каждого здания, и даже уникально велосипедного моста, протяженностью 24 км, который соединит центр города и Западный Лондон.

Еще одна инициатива лондонских властей – сотрудничество с авиакомпанией British Airways. Лондонский мусор теперь будет превращаться в биотопливо. Две параллельные программы – проект уменьшения мусорных свалок, окружающих Лондон и проект сокращения в два раза к 2050 году выбросов углекислого газа на всех циклах функционирования British Airways – теперь объединились. Авиакомпания подписала с мэрией договор на вывоз мусора. Уже в 2015 году планируется запуск завода по переработке мусора в биотопливо. А лондонские власти обязуются регулярно поставлять сырье да еще и доплачивать за его утилизацию. В выигрыше будут все, и в первую очередь жители Лондона – они получат более чистый город и более чистый воздух.

Таким образом, экология Великобритании уже во многом может являться примером для подражания.

Туман, спустившийся на Лондон 5 декабря 1952, года имел поистине роковые последствия и унес жизни 12 000 человек.

В 1952 году в Британии зима пришла довольно рано. В ноябре уже начались сильные морозы с сильными снегопадами, а в декабре зимняя погода окончательно поглотила территорию королевства.
Плюс к этому, воздух Лондона активно загрязнялся дымом труб фабрик и заводов, так как страна активно восстанавливала свою разрушенную промышленность после мировой войны.

Свой вклад в загрязнение окружающей среды внесли многочисленные автомобили и общественный транспорт: в это время в Лондоне на смену трамваям пришли автобусы на дизельном топливе.

Сильные морозы заставили на всю катушку работать электростанции, основным топливом для которых являлся уголь. Но, помимо этого, в Лондоне были сотни тысяч, если не миллионы каминов, также отапливавшихся углем. В декабрьские дни 1952 года жители Лондона, чтобы хоть как-то согреться, не жалели угля, не догадываясь, чем это вскоре обернется.

Добыча угля была на территории Англии, но послевоенный кризис заставил страну экспортировать качественный уголь, оставляя для своих нужд более дешевый уголь с примесями серы, использование которого приводило к образованию особенно едкого и вредного дыма.

И вот 4 декабря 1952 года Лондон попал в зону действия антициклона, что привело к так называемой температурной инверсии: застоявшийся холодный воздух оказался «накрыт» теплым воздухом. В результате на столицу Англии опустился холодный туман, который не имел никакой возможности рассеяться. А внутри этого тумана скапливались не имеющие выхода выхлопные газы, заводские выбросы, частицы сажи из сотен тысяч каминов.

Разумеется, лондонцев, было не напугать туманом, но такого странного явления им еще не приходилось видеть. Туман из-за скопления вредных веществ имел желто-черный цвет, за что получил название «гороховый суп».
Из-за абсолютного безветрия туман, или, точнее сказать, смог, провисел над британской столицей с 5 по 9 декабря 1952 года. С каждым днем, из-за того, что концентрация вредных примесей в воздухе увеличивалась, ситуация стремительно ухудшалась.

Видимость понизилась настолько, что пришлось остановить движение общественного транспорта, за исключением метрополитена. Наиболее отчаянные водители автобусов пытались вспомнить зарю автомобилизма, отправляя перед автобусом человека с фонариком, однако ситуацию это не спасало. Люди не видели даже своих ног, а сообщения о задохнувшихся животных приходили с городских окраин все чаще и чаще. Остановили даже работу скорой помощи: возможности забрать больных попросту не было.

Надо отдать должное лондонцам, которые перенесли выпавшее на их долю испытание с чисто английским спокойствием, даже несмотря на то, что в городе в эти дни сотрудники ритуальных служб буквально сбивались с ног от количества заказов, а на кладбищах Лондона выстроились натуральные очереди из траурных процессий.

Но когда дым рассеялся в прямом и переносном смысле, встал вопрос: а что это вообще было? Расследование Великого лондонского смога вышло на уровень парламента, где были озвучены ужасающие цифры. По данным министерства здравоохранения, жертвами смога стали около 4000 человек. Главная причина смертей — проблемы дыхательных органов. Даже взрослые и здоровые люди жаловались на недостаток воздуха, а для престарелых, хронических больных и младенцев Великий смог стал роковым.

По мнению экспертов, главный источник зла оказался в ядовитом сернистом газе, выходившим из печных труб Лондона. Дальнейшие исследования показали, что различные болезни дыхательных путей, связанные с последствиями Великого смога 1952 года, были обнаружены у 100 000 человек. В течение первых месяцев после него общее число жертв увеличилось до 12 000 человек.

Великий лондонский смог 1952 года для всего мира стал наглядной демонстрацией того, чем опасно загрязнение окружающей среды. В Великобритании были приняты меры на ужесточение законодательства с целью недопущения повторения экологической катастрофы таких масштабов.

Старая добрая Британия, немыслимая без каминов наподобие того, у которого коротали вечера Шерлок Холмс и доктор Ватсон, вынуждена была меняться, чтобы выжить.

Великобритания с территорией более 240 000 квадратных километров располагается на Британских островах, среди которых Шетландские, Оркнейские, Гебридские, остров Уайт, Арран, Англси и мелкие архипелаги. Омывается водами Северного, Гибридского Кельтского и Ирландского морей и имеет всего одну сухопутную границу с Ирландией. Какие экологические проблемы могут быть в этой стране? Соединенное Королевство находится в Европе, но от самого материка на почтительном расстоянии, что уменьшает вероятность трансграничного загрязнения на территории государства от материковых европейских стран, к тому же здесь чаще дуют юго-западные ветры с Атлантического океана.

Исходя из этого стране более страшны свои собственные экологические проблемы, которые возникают из-за загрязнения от энергетических, промышленных, коммунальных и производственных отраслей. Свой вклад в загрязнение окружающей природной среды постоянно вносит добывающая промышленность, по скольку на островах присутствуют различные природные ресурсы. Золото, серебро, железные руды, олово, свинец, белая глина, каменная соль, природный газ, гипс, мел, известняк, кварц, уголь и нефть являются основными полезными ископаемыми Британских земель.

При добыче ресурсов наносится огромный вред окружающей среде. В районе добычи изменяется ландшафт, в атмосферу выносится большой объем пыли различного состава, деформируется земная поверхность, наносится вред грунтовым водам, меняются русла рек и их притоков, происходит засоление почвы и ближайших водоемов.

Наиболее серьезные экологические проблемы Великобритании заключаются в загрязнении атмосферы и гидросферы от предприятий металлургической и химической промышленности. В выбрасываемых ими сточных водах содержатся вещества, превышающие предельно-допустимые нормы, и находящиеся в разных состояниях. Часто сточные воды содержат в своем составе завышенное содержание таких элементов, как свинец, цинк, хром, кадмий, медь, молибден, никель, ртуть, мышьяк, сера, магний, азот и водород.

В воздух попадают такие загрязнители, как хлор, фтор, селен, фосфор, диоксид серы, оксиды азота и углерода, различные аэрозоли, пыль и тепловые выбросы. Состояние воздуха ухудшается из-за автотранспорта. В Великобритании высокая плотность населения и людям приходится дышать выхлопными газами. Кроме того происходит ухудшение электромагнитного, светового, теплового и шумового состояния окружающей среды.

Пути решения экологических проблем Великобритании заключаются в сокращении выбросов парниковых газов, в применении современной системы фильтрации выбросов и сбросов от фабрик и заводов. Применение современных технологических процессов и новейшего оборудования на промышленных и производственных предприятиях, увеличение объема отходов, отправляемых на вторичную переработку, мониторинг общей обстановки в области экологии. а также мониторинг особо опасных с этой точки зрения объектов может существенно снизить экологические проблемы Великобритании и показать хороший пример для развития дальнейшей стратегии.

Естественно, что города, с точки зрения природоохранной деятельности, в большинстве своем рассматриваются, как опасный экологический объект из-за того, что город аккумулирует в себе материальные и людские ресурсы, а это способствует росту промышленного производства, что, конечно же влечет за собой увеличение промышленных и бытовых отходов, увеличение загазованности воздуха автотранспортом и общее загрязнение окружающих территорий.

Исходя из этого, можно утверждать, что экология города негативно влияет на экологию окружающей среды региона, в котором он находится.

Отрицательные изменения в экологической ситуации в конечном результате приводят к ухудшению качества жизни городских жителей, затрагивая практически все стороны их жизнедеятельности. Глобальное ухудшение экологической обстановки в городах ведет ко многим серьезным социальным проблемам, к числу которых относятся снижение продолжительности жизни и периода активной деятельности городских жителей, рост показателей заболеваемости и смертности, ухудшение психического и социального здоровья, что выражается в широком распространении различных форм девиантного поведения (наркомании, алкоголизма и др.), росте правонарушений и т.д. .

Актуальность проблемы . В больших городах в зависимости от конкретных природных условий, развития тех или иных производств, особенностей застройки, озеленения и т.д. складывается определенная социально-экологическая ситуация. Изучение и анализ которой необходимо вести в каждом городе, где происходят наиболее значительные изменения в состоянии ландшафтно-техногенных систем. Такие исследования осуществляются пока в большинстве городов на недостаточно высоком уровне, что является препятствием для разработки эффективных механизмов оптимизации состояния городских территорий, решения социально-экологических проблем их развития.

Предмет исследования: Социально-экологические проблемы городов.

Целью данной работы является изучение социально-экологических проблем в городах на примере Лондона и Москвы. Цель работы обусловила выполнение следующих задач:

  1. Изучить социально-экологические проблемы Лондона и Москвы.
  2. Рассмотреть факторы, влияющие на социально-экологическую среду Лондона.
  3. Изучить социально-экологические проблемы Москвы.
  4. Рассмотреть факторы, влияющие на социально-экологическую среду Москвы.
  5. Проанализировать решение социально-экологических проблем в больших городах.

Структура работы: введение, основная часть, состоящая их трех глав, содержащих два пункта, заключение, список использованной литературы.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Jtcase - портал о строительстве