Jtcase - портал о строительстве

КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ

- англ. consciense, collective; нем. Kollektivbewusstsein. По Э. Дюркгейму - духовное единство общества, не являющееся простой суммой индивидуальных сознаний, существующее независимо от них в виде соц. факторов (обычаев, морали, права, традиций, знаний и т. д.), оказывающее сильное влияние на индивидуальное сознание. К с. создает моральную обществ, среду, заставляющую людей принимать способы действия и мышления, распространенные в данном обществе. Формы К. с.: коллективные представления, коллективные чувства.

Antinazi. Энциклопедия социологии , 2009

Смотреть что такое "КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ" в других словарях:

    КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ - (collective conscience) коллективные убеждения и связанные с ними нравственные отношения, действующие в качестве объединяющей силы в обществе. Особенно часто Дюркгейм применял термин к более простым обществам, основанным на механической… … Большой толковый социологический словарь

    КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ - См. групповое сознание … Толковый словарь по психологии

    КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ - англ. consciense, collective; нем. Kollektivbewusstsein. По Э. Дюркгейму духовное единство общества, не являющееся простой суммой индивидуальных сознаний, существующее независимо от них в виде соц. факторов (обычаев, морали, права, традиций,… … Толковый словарь по социологии

    Термин, означающий совокупность всех сознательных актов и содержание сознания, которые свойственны каждому члену человеческой группы (когда речь идет о групповом сознании) или вообще всем людям (когда речь идет о «сознании вообще» или… … Философская энциклопедия

    коллективное бессознательное - КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ понятие, введенное в теории аналитической психологии К. Г. Юнга. Согласно ему, психика состоит их двух сфер сознания и бессознательного, которые компенсаторно дополняют друг друга и вместе образуют тотальность … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - (Collective Unconscious; Kollectives Unbewusstes) структурный уровень человеческой психики, содержащий наследственные элементы. Следует отличать от личностного бессознательного (см. также архетип и архетипический образ). «Коллективное… …

    Сущ., с., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? сознания, чему? сознанию, (вижу) что? сознание, чем? сознанием, о чём? о сознании 1. Сознанием называется способность человека воспринимать и понимать окружающую действительность. Развитие,… … Толковый словарь Дмитриева

    Несмотря на то что С. наиболее очевидный и хорошо знакомый каждому признак нашего существования, филос. и психол. рассуждения о С. весьма запутанны и противоречивы. Р. Б. Перри заметил: «Как может термин означать что либо, если он используется… … Психологическая энциклопедия

    коллективное бессознательное - Англ. collective unconscious. Термин, обязанный своей популярностью в XX веке К. Юнгу и обозначавший тот комплекс понятий, который впоследствии получил терминологически более строгое определение культурного бессознательного. Эти два термина и… … Постмодернизм. Словарь терминов.

    СОЗНАНИЕ - (Consciousness; Bewusstheit) функция или деятельность, поддерживающая взаимоотношение психических содержаний с эго.«Сознание для меня не тождественно с психическим ибо психическое представляется мне целокупностью всех психических содержаний, из… … Словарь по аналитической психологии

Книги

  • Логос и мифос , Дугин А.Г.. Книга создана на основании спецкурса автора. Излагаются принципы "социологии глубин" (Ж. Дюран), основанные на изучении общества параллельно на двух" этажах"-на уровне рациональном ("…
  • Учение об изменении сознания , Микушина Т.. Эта книга содержит подборку Посланий Владык Мудрости, касающихся одного из самых важных разделов Учения, которое они дают: Учения об изменении сознания. Основа этого Учения - в том, что весь…

Фрагмент конспекта Второго Уровня по теме «Судьба мироздания в натяжении между звуком и обонянием»:

Мы то, как мы себя проявляем. Ощущая собственную единственность, мы противоречим целому. А если реализуем себя среди людей, то не противоречим виду. Надо учиться этому. Начать хотя бы с эмоционального сопереживания ближнему.

Либо мы сами выбираем ощущать себя частью вида, либо нас подталкивают: утратами, страданием, в щадящем режиме. Всегда есть свобода пойти не из-под кнута (страдания), а проявить себя своим выбором. Природа нас сохраняет. Мы не понимаем природу, а пора уже ее понимать!

Все, что мы можем сделать – это максимально себя наружу. Свобода выбора – это реализация своих желаний не на благо одной своей эгоистичной частности, а на благо целого человеческого вида. Мы то, как мы себя проявляем. Мы самостоятельно создаем действия. От наших действий зависит наша судьба.

Сейчас нами безошибочно живет коллективное бессознательное. Нам не дают коллективного сознания, чтобы не натворили плохого. Нельзя маленькому ребенку давать силы, как у папы. Такое натворим! Потому сознание индивидуальное, и оно ошибочное. У нас возникают проблемы, потому что каждое индивидуальное сознание имеет собственное противоречие коллективному бессознательному.

Ребенок чувствует страдание, когда мама заботится, чтобы он не заболел, и не дает есть мороженое на морозе. Так и мы проходим этап взросления человечества, не понимая, что может навредить нам. И природа не дает нам это сделать, сохраняет нас.

Зла не создано. Кнут – это нехватка пряника. Наши страдания обусловлены исключительно нашими действиями. Природой создано равновесие, а все плохое приносим мы сами, когда в силу ошибочного индивидуального сознания вступаем в противоречие с интересами вида.

Своим сознанием необходимо вписываться в развитие вида, а не противоречить ему. Максимально проявлять себя среди других людей. Важно понимать, что мы ничего не можем делать только для себя. Реализация бывает исключительно среди других людей. Даже если я гениальный художник, но никто этого никогда не увидел, я не реализованный человек.

Телом мы не можем ощутить целостности вида, душой можем. Это делается осознанием, сосредоточением на другом. Переходя в уретральную фазу, мы начнем коллективно приобретать некоторые элементы коллективного сознания. Дальше оно будет расширяться. Единство мысли. Коллективное решение. Коллективное сознание.

– это сознательное включение другого в себя через осознание его психической природы.

Возможность распознавания внутренних психических особенностей другого человека – это то, что дает нам системно-векторная психология. Включая психическое другого в себя, мы теряем ощущение собственной единственности. И точно так же, как мы неспособны навредить себе, мы становимся неспособными навредить ему, потому что он включен в нас. Он – это не он, он это часть меня, которой я не могу навредить, потому что я создан таким, что не могу навредить себе.

Наша судьба не зависит от мамы, папы и плохих соседей. Мы живем одной жизнью. Во времена, когда стала возможна свобода выбора…

Продолжение конспекта на форуме:

Объемное понимание этой и других тем складывается на полном устном тренинге по системно-векторной психологии

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Существование индивидуального, т.е. свойственного человеческой отедельной личности сознательного и бессознательного, ощутимо и более или менее понятно каждому человеку. Многие согласятся с существованием коллективного сознательного - «общественного сознания» в привычной марксистской терминологии - под которым понимается вся совокупность информации в обществе, осознаваемой всем множеством людей. Сложнее обстоит дело с восприятием и осознанием кем либо из индивидов факта объективного существования коллективного бессознательного, а тем более смысла несомой им информации, поскольку каждый из людей - несет в своей психике только какую-то весьма малую долю коллективного сознательного и бессознательного.

Тем не менее, всякое множество людей (толпа и народ в том числе) несет в себе коллективное сознательное и бессознательное и управляется им. По существу несет в себе информационные модули определенного смысла, распределенные своими различными фрагментами по иерархически организованной психике каждого из множества разных людей, а эти модули предопределяют процесс самоуправления коллектива, поскольку людям во множестве свойственна общность, во-первых, культуры, а во-вторых, по характеристикам их биополей. То есть информационный обмен, являющийся существом процессов управления и самоуправления, в обществе носит как минимум двухуровневый характер: биополевой и через средства культуры (виды искусств, средства массовой информации, науку и образование).

Коллективное сознательное и бессознательное в таком его понимании, как объективного информационного процесса, поддается целенаправленному сканированию и анализу, поскольку обрывки информационных модулей так или иначе находят свое выражение в произведениях культуры разного рода: от газетно-туалетной публицистики, до фундаментальных научных монографий, понятных только самим их авторам и нескольким их коллегам. Один человек или аналитическая группа в состоянии систематически сканировать (по-русски - просматривать) множества публикаций и высказываний разных людей по разным вопросам, выбирая из них фрагменты функционально-целостных информационных модулей, принадлежащих коллективному сознательному и бессознательному. В такого рода перекачке информации из коллективного бессознательного в индивидуальное и коллективное сознательное - одна из множества сторон процесса общественной жизни, развития в обществе культуры - овеществленной и духовной. Если этот процесс протекает устойчиво и бесконфликтно между сознательным и бессознательным (как индивидуальным, так и коллективным), то это можно назвать устойчивым развитием .



После анализа состояния коллективного сознательного и бессознательного, на него возможно оказать воздействие в субъективно избранном направлении его изменения, преследуя определенные цели, если сгрузить в него информацию, объективно соответствующую, во-первых, целям и во-вторых, информационному состоянию общества. Такое воздействие может быть произведено вопреки долговременным жизненным интересам большинства; вопреки тому, как большинство понимает и выражает свои жизненные интересы; но сделать это возможно, если люди не умеют, а главное и не желают , защитить свое коллективное поведение от своего же коллективного сознательного и бессознательного, и агрессивного воздействия на него сторонних сил.

Коллективное бессознательное и сознательное, если признавать объективность информации, - своего рода информационное домино. Каждая мысль, в большинстве её выражений имеет начало и конец. Перед нею может встать иная мысль, которую первая объективно будет продолжать; но может найтись и мысль, продолжающая первую. И каждая из них может принадлежать разным людям. И есть некий “информационный магнетизм”, о природе которого мы в этой работе говорить не будем, но вследствие которого, как и в настольном домино, в информационном домино коллективного сознательного и бессознательного есть возможные и невозможные соответствия завершений и начал мыслей. Отличие только в том, что возможные соответствия “завершение информационного модуля - продолжение его иным информационным модулем” в информационном домино не однозначно. Но кроме того неоднозначность продолжений в информационном домино вызвана и тем, что в этом сплетении мыслей и их обрывков участвует множество людей одновременно, оттесняя своими мыслями мысли других. Но в отличие от настольного домино, где определенная по составу группа игроков плетет только одну информационную цепь, в коллективном сознательном и бессознательном плетется множество информационных выкладок одновременно как из завершенных мыслей, так и из обрывочных, порождаемых разными людьми на уровне биополевой общности и на уровне средств культуры.

Какие-то информационные выкладки могут замкнуться концом на свое же начало, иллюстрацией чего является известное многим повествование: «У попа была собака. Он её любил. Она съела кусок мяса - он её убил, вырыл яму, закопал, крест поставил, написал: “У попа была собака... и т.д.”». Если так построенное кольцо недоброй информационной выкладки коллективного сознательного и бессознательного устойчиво, то оно может работать в режиме нескончаемых кругов ада.

Всякое кольцо информационной выкладки может поддерживаться относительно немногочисленным подмножеством людей, и процессы в нем происходящие не способны увлечь остальное большинство, если в него нет открытых входов для завершений чужих мыслей и открытых окончаний ему свойственных, к которым могли бы пристроиться сторонние начала мыслей и завершения. Либо же открытые входы-выходы есть, но в информационной среде общества отсутствуют необходимые проставочные информационные модули (информационные мосты меж данным информационным кольцом-цепью и другими иерархически взаимовложенными информационными кольцами), которые могли бы соединить открытые входы-выходы со всеми прочими информационными выкладками коллективного сознательного и бессознательного.

Именно по этой причине заглохли демократизаторские преобразования в России: узок круг демократизаторов; страшно далеки они от пахарей, рабочих и прочих работящих, которым нет до демократизаторов конкретного дела; и варятся демократизаторы в собственном соку и грызутся между собой...

Узок и круг нацистов в России... И им - только на символике да на не переосмысленных идеях, некогда внедренных в чужое государство, разгромленное прошлыми поколениями россиян, - не объединиться с пахарями, рабочими и прочими работящими.

Но может случиться так, что какая-то информационная выкладка, поддерживаемая также весьма небольшим числом людей, содержит в себе множество завершений собственных, открытых для присоединения чужих начал, и ответных продолжений чужих завершенных мыслей и их обрывков (аналогом этого в настольном домино являются кости-дуплеты, лежащие поперек цепи костяшек). Такая информационная выкладка может замкнуть на себя каждодневную деятельность почти всего общества. И направленность общественного развития, свойственная такого рода выкладке информационных модулей в коллективном сознательном и бессознательном, определит дальнейшую жизнь общества. Вне этого процесса останутся разве что те, кто поддерживает кольцевые информационные кандалы для самих себя, в которые нет открытых входов, и из которых нет открытых выходов для завершений и начал мыслей остального большинства людей.

Может случиться так, что в какой-то информационной выкладке есть разрыв и не достает всего лишь одного доброго слова, чтобы она стала благоносной программой управления общественным развитием со стороны коллективного бессознательного или сознательного.

Но может случиться и так, что одного неосторожного обрывка мысли достаточно, чтобы в коллективном бессознательном и сознательном заполнить разрыв в какой-то информационной выкладке, и тем самым дать старт действию какой-то программы общественного самоуправления, которая способна уничтожить плоды многих тысячелетий развития культуры.

Поэтому, памятуя об информационном домино коллективного сознательного и бессознательного, его управляющем воздействии на течение событий, человеку должно быть аккуратным даже в собственных обрывках сонных мыслей, а не то что в мысленных монологах перед своим «Я» или в громогласной работе на публику в кампании друзей или в средствах массовой информации.

Если не ходить вокруг, да около, то духовная культура общества - это культура формирования информационных выкладок в коллективном сознательном и бессознательном. Какова культура - такова и жизнь общества. Нынешнее состояние России и история её последних нескольких столетий при таком взгляде говорит о господстве в повседневности крайне извращенной и загрязненной духовной культуры. Впрочем, это относится и к остальным модификациям толпо-”элитарной” культуры в ближнем и дальнем зарубежье, хотя там иная проблематика. Кто не согласен с этим утверждением о реальной духовности России, пусть опровергнет слова апостола Павла: «И духи пророческие послушны пророкам, потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых.» Реальное состояние страны не отрицает хранимых ею высоких идеалов нравственности и зерен истинной духовности под грудой мусора и извращений, но является выражением распущенности, беззаботности и безответственности при известных высоких идеалах и притязаниях осуществить их в жизни.

Коллективное сознательное и бессознательное иерархически организовано: от семьи и группы сотрудников на работе до наций и человечества в целом. Эта иерархическая организованность имеет место в системе объемлющих взаимных вложений, каждомоментно меняющих свою структуру и иерархичность. Это подобно матрешке, но отличие от реальной матрешки в том, что, если вскрыть самую маленькую “матрешку” в коллективном сознательном и бессознательном, то в ней может оказаться любая из её объемлющих больших со всеми другими, поскольку человек - часть Мироздания, отражающая в себя всю Объективную Реальность в её полноте и целостности.

Возможно, что кто-то, после прочтения работ классиков западного психоанализа конца XIX - первой половины ХХ века, задастся вопросом, а следует ли отходить от их воззрений на коллективное и индивидуальное сознательное и бессознательное, как разгула стихии эмоций и инстинктов в поведении отдельных людей и их множеств?

При ответе на этот вопрос следует иметь в виду, что отказ от понятийного и терминологического аппарата, свойственного традиционным школам психологии, совершен не вследствие воинствующего невежества, встревающего со своим мнением в дискуссию профессионалов.

Во-первых, “эмоциональные оценки” - по их существу примитивизированные отражения на уровень сознания больших по объему информационных модулей, свойственных иным, информационно более мощным уровням психики, которые просто не вмещаются в сознание как целостность в темпе течения событий, и которые тем не менее несут определенный смысл и предопределяют направленность поведения на их основе. Поскольку инстинкты и эмоции в конечном итоге это - определенная информация, лежащая в основе поведения человека и множеств людей, то сохранение эмоционально-инстинктивной терминологии при обсуждении коллективного сознательного и бессознательного это - молчаливое уклонение от вопроса о смысле управленческой информации, на основе которой оно воздействет на общество.

Во-вторых, классические школы психологии, рассматривающие общественные процессы исходя из вопроса о воздействии на их течение коллективного сознательного и бессознательного, сформировались до того, как в жизни глобальной цивилизации произошло одно важное качественное изменение. Оно прошло вне их поля зрения и понимания, поэтому попытка понять и предвидеть общественные процессы в современности на основе взглядов классиков психологии и психоанализа, выраженных в конце XIX - первой половине ХХ века - предопределенно обречена на ошибочные выводы.

Дело в том, что все прикладные психологические тесты, построенные на основе воззрений классических психологических школ, не учитывают объективно свершившегося изменения соотношения эталонных частот биологического и социального времени, которое произошло во второй половине ХХ века, и в результате чего общество обрело новые свойства. Эти новые свойства возникают именно под давлением изменившегося соотношения эталонных частот биологического и социального времени, вследствие чего меняется мотивация и логика поведения множества людей. Соответственно, прежние психологические тесты оказываются не чувствительными ко многим общественно опасным психологическим явлениям, но на их основе выдаются ошибочные рекомендации, прежде всего в области подбора и расстановки кадров.

С проблематикой коллективного сознательного и бессознательного связана еще одна сторона функционирования информационных систем. Из теории управления известно, что в функционировании больших информационных систем проявляется взаимная дополнительность 1) принципов, реализующихся в них по провозглашению (это определено непосредственно так...), и 2) принципов, реализующихся в них же по умолчанию (это - само собой разумеется, и хотя определённо не провозглашено, но введено опосредованно и определено, через объективные причинно-следственные обусловленности существования системы в окружающей её среде).

При этом возможны системы, представляющие собой своего рода “троянского коня”: провозглашаемые при их построении принципы в реальном их функционировании подавляются принципами, введенными в них же по умолчанию и не провозглашенными прямо: они “само собой разумеются”, но... по-разному создателями системы и ее потребителями.

В силу ограниченной информационной емкости носителей и ограниченной мощности средств передачи и обработки информации невозможно построить информационную систему, в которой бы не было информации, введенной в неё по разного рода умолчаниям. Заказчик любой системы должен это понимать и позаботиться о том, чтобы система умолчаний, принятая разработчиком не противоречила “само собой разумению” заказчика.

Человеческое общество в своем историческом развитии представляет собой также систему, информационным процессам в которой свойственна взаимная дополнительность информации по оглашению и информации по умолчанию. Причем взаимное соответствие информации по умолчанию и информации по оглашению в суперсистемах, к классу которых принадлежит общество, определено не однозначно, а множественно и описывается ста­ти­с­тическими закономерностями.

Но распределение информационного обеспечения самоуправления общества по категориям “умолчания” и “оглашения” в человеческом обществе определяют взаимоотношения коллективного сознательного, в которое попадают все оглашения, и коллективного бессознательного, в которое попадают все умолчания, а многие оглашения проявляют себя не однозначно, попадая в те или иные информационные выкладки.

Кроме того следует иметь в виду, что как в психике каждого человека существует внелингвистический уровень обработки информации в неких субъективных образах, так и в коллективном сознателльном и бессознательном также существует внелингвистический уровень, также принадлежащий к умолчаниям и управляющий оглашениями.

Преобразование типов

Чтобы выполнить какую-либо операцию над данными различных типов, необходимо сделать преобразование типов. Точнее, необ­ходимо выполнить приведение данных одного типа к другому типу, чтобы участвующие в операции данные были либо одно­типными, либо их типы были соответствующими. Соответствующими типами являются:

СтроковыеCHARACTER и CHARACTER VARYING;

Все числовые типы;

Дата, время, дата-время и соответствующие интервалы.

Соответствующие типы не обязательно приводить друг к другу.

Приведение значения одного типа к другому осуществляется с помощью функции CAST ():

CAST(выражение AS тип);

Например:

CAST("1234.52" AS NUMERIC (9,2));

CAST("2005-10-03" AS DATE);

CAST(CURRENT_TIMESTAMP (2) AS CHAR (20));

«Совокупность верований и чувств, общих в среднем членам одного и того же общества, образует определенную систему, имеющую свою собственную жизнь; ее можно назвать коллективным или общим сознанием».

Религия- «связная система верований и обрядов, относящихся к священным, то есть отделенным, запретным вещам; верований и обрядов, объединяющих в одну моральную общину, называемую церковью, все, кто является их сторонниками».

Тотемизм – животное или растение, символ некоторой группы людей. Согласно Дюркгейму, тотем потому и является священным, что он символизирует группу, выступая в качестве ее важнейшей ценности.

Аномия – состояние ценностно- нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов в развитии общества, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не усвоились.

Типы самоубийств:

§ Эгоистическое. Причиной такого самоубийства является разрыв соц. Связей индивида с группой;

§ Альтруистическое (противоположно эгоистическому) случается, когда общественная жизнь полностью, без остатка поглощает индивидуальность;

§ Аномическое. Этот тип самоубийства вызван аномией, соц. Деорганизацией, в результате которой люди теряют привычный образ жизни и не могут адаптироваться к новым соц. Условиям.

§ Фаталическое.

Э. Дюркгейм считается одним из создателей социологии как науки и предмета преподавания.

Лекция. Понимающая социология.

Макс Вебер (1864- 1920)

Основные труды:

«Протестантская этика и дух капитализма»

«Хозяйство и общество»

Факторы развития капитализма

Основой капитализма, более фундаментальной, чем экономика, оказались наука и бюрократия. Наука сформировала современную технологию и будет определять ее в будущем. В свою очередь, бюрократия считается эффективным способом организации больших групп людей, и поэтому она неизбежно увеличивается по мере экономического и политического роста. Появление науки, современной технологии и бюрократии Вебер описывает как рационализацию.



В работе «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебер показывает взаимосвязь протестантских религиозных ценностей и развития «духа капитализма», утверждая, что в странах, где эти ценности доминировали, быстрее и легче утверждались капиталистические отношения.

Протестантская этика.

§ Ощущение профессии как «призвания», определенного Богом.

§ Богатство-не ради удовольствия, а как показатель успешной деятельности на своем поприще;

§ Качественно выполненная работа, честность в предпринимательстве -часть этики протестантизма.

Протестантская этика привела к формированию капитализма западного типа.

§ Лучший «документ» «духа» капитализма – философия Бенджамина Франклина;

§ «Помни, что время – деньги; тот, кто мог бы ежедневно зарабатывать по десять шиллингов и тем не менее полдня гуляет и лентяйничает дома, должен- если он расходует на себя всего только шесть пенсов – учесть не только этот расход, но считать, что он истратил или, вернее, выбросил сверх того еще пять шиллингов».

«Помни, что деньги по природе своей плодоносны и способны порождать новые деньги… Тот, кто изводит одну монету в пять шиллингов, убивает (!) все, что она могла бы произвести: целые колонны фунтов».

«Помни пословицу: тому. Кто точно платит, открыт кошелек других. Человек, рассчитывающийся точно к установленному сроку, всегда может занять у друзей деньги, которые им в данный момент не нужны… Поэтому никогда не задерживай взятых тобой взаймы денег на на один час сверх установленного срока, чтобы гнев твоего друга не закрыл для тебя навсегда его кошелек».

«Следует учитывать, что самые незначительные действия оказывают влияние на кредит. Стук твоего молотка, которые твой кредитор слышит в 5 часов утра и в 8 часов вечера, вселяет в него спокойствие на целых 6 месяцев; но если он увидит тебя за бильярдом или услышит твой голос в трактире в часы, когда ты должен быть за работой, то он на следующее же утро напомнит тебе о платеже и потребует свои деньги в тот момент, когда их у тебя не окажется».

Все нравственные правила Франклина имеют утилитарное обоснование: честность полезна , ибо она приносит кредит, так же обстоит дело с пунктуальностью, прилежанием и умеренностью – все эти качества именно поэтому и являются добродетелями. Из это можно заключить, что там, где видимость честности достигает того же эффекта, она вполне можно заменить подлинную честность. Деловитость человека, следующего своему призванию, составляет альфу и омегу морали Франклина.

Социальное действие

2 признака социального действия:

§ Наличие субъективного смысла;

§ Ориентация на «другого».

Типы социального действия.

§ Целерациональное (цель+средства);

§ Ценностно – рациональное (ценность сама по себе, вне зависимости от результата);

§ Аффективное (эмоциональное);

§ Традиционное (в силу обычая или привычки)

Социология изучает социальные действия индивидов.

Наиболее понятным является целерациональное действие.

«Социология – это наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие, и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие»

§ Из этой формулировки следует сделать три вывода:

§ 1. Социология должна концентрировать свое внимание на объяснении фактов действия, т. е. она должна вскрыть его определенные регулярности и закономерности.

§ 2. Объяснение этого действия должно происходить посредством понимания, которое означает выявление его смысловой значимости.

§ 3. Это действие необходимо интерпретировать, т. е. представить посредством системы понятий его субъективный смысл. Следует последовательно рассмотреть эти постулаты, до сих пор вызывающие разногласия в социологии.

Идеальный тип

Это теоретическая конструкция, которая соотносится с эмпирической реальностью (а не извлекается из нее), не тождественная реальности.

Идеальный тип бюрократии

§ Иерархия власти, при которой задачи в организации распределяются как «служебные обязанности;

§ Установленные правила определяют поведение должностных лиц на всех уровнях организации;

§ Должностные лица заняты полный рабочий день и получают должностной оклад;

§ Существует разделение между обязанностями должностного лица внутри организации и жизнью вне ее;

§ Никто из членов организации не владеет материальными ресурсами, которыми распоряжается.

Типы господства:

§ Рациональное (легальное)

§ Традиционное

§ Харизматическое.

Социальная солидарность - главная сила, цементирующая и сплачива­ющая общество, создающая общественное целое. Она возникает как логичес­кое следствие общественного разделения труда, т.е. специализации и распре-

деления людей по профессиям. Индивиды, связанные трудовыми функци ми в единую систему общественных отношений, становятся не просто н сителями профессиональных ролей, но и социально зрелыми личностями

Изучая эволюцию человеческого общества, Эмиль Дюркгейм (1 856-191 »\ столкнулся с особым феноменом, который он назвал коллективным, ил общим, сознанием. Французский социолог подразумевал под ним «совокуп ность верований и чувств, общих для членов одного и того же общества которая и образует определенную систему, имеющую свою собственную жизнь» 1 . Собственная жизнь, определенная система указывают здесь на он тологический статус коллективного сознания. Оно имеет особую, «отдель­ную реальность», иначе говоря, существует объективно, независимо от на­шей воли и сознания, хотя такую реальность нельзя ни сфотографировать ни измерить каким-либо физическим прибором.

Коллективное сознание есть «нечто совсем иное, чем частные сознания хотя оно осуществляется только в индивидах. Оно - психический тип обще ства, тип, имеющий свой способ развития, свои свойства, свои условия су­ществования», - поясняет Дюркгейм 2 . Адля обозначения особой реальнос­ти нужен специальный термин.

Коллективное сознание обладает реальной силой, воздействующей на поведение отдельных людей. Группа и коллектив действуют и чувствуют со­вершенно иначе, чем отдельные, раз­розненные индивиды. Все мы устрое­ны так, утверждает Дюркгейм, что во всякое время - в лихолетье или дни торжества - любим общество тех, кто думает и чувствует, как мы. Граждане предпочитают общество своих соотечественников, особенно оказавшись на чужбине. Индивиды притягиваются друг к другу благодаря общим верова­ниям и сходным чувствам, которые составляют условия существования кол­лектива, важнейшую предпосылку их духовного бытия.

Для общества коллективное сознание представляет особую и предпочти­тельную ценность. Если общие верования, дорогие каждому идеалы и тради­ции оказываются под угрозой, то все сообща их защищают. Общие ценности и чувства могут разрушаться в результате нашествия врагов или преступлений самих соотечественников. Оскорбление общих верований расценивается как тягчайшее преступление и карается особенно сильно. Так коллектив защищает себя от посягательств агрессивной личности, не считающейся с законами и обычаями, обретая в этой борьбе еще большее единство.

Чем больше коллективное сознание как своеобразный голос обществен­ной совести регламентирует социальную жизнь общества, тем теснее и крепче связь индивида с группой. Ткань социальных отношений уплотняется бла­годаря коллективному сознанию, т.е. наличию общих интересов и убежде­ний, верований и стремлений. Разделение труда и специализация индиви­дов на выполнении какой-то конкретной функции вносят разнообразие в общество. Но чем больше в нем разнообразие, тем сильнее в людях стремле­ние к единству и обмену деятельностью. Символом обмена, его юридичес-


1 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса. 1900. С. 63.

2 Там же. С. 63.

кой формой выступает у Дюркгейма договор. Обмен предполагает взятие на себя взаимных обязательств. Из этого проистекают сотрудничество и коопе­рация. «Кооперировать, действительно, значит разделить между собой общее занятие. Если это последнее разделено на занятия качественно подобные, хотя и связанные друг с другом, то мы имеем разделение труда первой сте­пени, или простое. Если они разной природы, то мы имеем сложное разде­ление труда, или собственно кооперацию» 3 .

Развитая форма кооперации выражается договором. Договоры между покупателем и продавцом, предпринимателем и рабочими, ссужающими и занимающими, доверителем и поверенным представляют собой известную форму взаимодействия, кооперации. Их отношения регламентируются пра­вом или законом, на которых основаны социальные институты общества. Можно сказать, что подобные отношения уже как-то организованы. Хотя это еще не трудовые организации в строгом смысле. В строгом смысле коопера­ции и трудовые организации не являются клеточками либо зеркалом коллек­тивной жизни, коллективного сознания. Отношения между предпринима­телем и рабочими слишком специальные, чтобы стать предметом общих чувств или представлений. Не всегда гражданам приходится выступать в роли кредитора, опекуна, предпринимателя и т.д. Здесь речь идет о специальных группах, взаимоотношения в которых регулируются техническими правила­ми, т.е. администрированием. Нарушение правил в этих группах не вызыва­ет всеобщего негодования или осуждения, не грозит целостности общества. Мало кто убивается по поводу разорения того или иного предпринимателя, только близкие ему люди.

Малые части общества, организованные внутри себя, также стремятся к целостности и солидарности, как и общество в целом. У них тоже развивает­ся коллективное, а точнее, групповое сознание. Соотношение между груп­повым и общеколлективным сознанием такое же сложное, как между обще­ственным и индивидуальным.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Jtcase - портал о строительстве