Jtcase - портал о строительстве

Лучшим местом для отдыха от городских шумов и суеты является собственная дача или загородный участок, на котором вся семья сможет найти себе занятие по душе. Взрослые чаще всего предпочитают деятельность, которая будет подрастающему поколению или пока не под силу, или неинтересной. Это приводит к тому, что дети оказываются незанятыми, вредничают и только мешают серьезной работе. Чтобы решить эту проблему, достаточно идеи, инструмента и работы руками. Нужно соорудить какой-нибудь детский уголок на участке, где ребенку будет действительно интересно. Оборудовать детскую площадку из подручных материалов несложно, а выйдет гораздо дешевле, чем покупка готовой.

Проектный этап

В самом начале важно продумать все детали, которые должны быть учтены во время воплощения вашего проекта. На этапе проектирования очень важно учесть главные моменты, от которых зависит полезность данной постройки и, конечно, безопасность детей.

  • Детская площадка должна располагаться на открытом пространстве, где дети будут полностью доступны для глаз взрослых – это позволяет держать младшее поколение под контролем.
  • Все детали и объекты площадки должны быть полностью безопасными, без острых углов, концов, зазубрин.
  • Постройки лучше делать на среднем расстоянии от рабочей зоны, хозяйственных построек и огорода, то есть так, чтобы во время работы можно было следить за занятиями и местоположением ребенка.
  • Почву на месте расположения игровой зоны лучше выбирать полностью или частично непригодной для выращивания каких-либо культур, это нужно для того, чтобы максимально экономить плодородную землю.
  • Располагать площадку можно и у забора, только в этом случае придется позаботиться о полной безопасности маленьких детей.
  • Над деским уголком обязательно должен быть навес, который не позволит получить ребенку тепловой удар или промокнуть от внезапного дождя.

Таким образом, проектный этап и предварительное создание макета является неотъемлемой частью постройки детской площадки своими руками из подручных материалов. Конечно же, не стоит забывать про главный функционал детского уголка – развлечение и развитие детей, что является более важным аспектом его строительства. Поэтому подходить к работе нужно с готовыми идеями и энтузиазмом, планируя устанавить на детской площадке не только банальные качели и песочницу, но и добавить к ним еще что-нибудь от себя. Только тогда работа становится интересной и сможет порадовать не только детвору.

На проектном и основном – реализационном – этапах к совместной деятельности можно привлекать и младшее поколение, но, конечно, по мере их физических способностей. Совместная работа поможет укрепить семейное взаимопонимание и развить творческие способности детей.

Подготовка участка и выбор материалов

По окончании проектного этапа вы уже точно должны сориентироваться с расположением и наполнением детского уголка. Участок выбран, осталось его обработать и подготовить к новым постройкам. Работа по подготовке проходит в несколько этапов.

  • Необходимо расчистить и разровнять землю по необходимой площади.
  • Нужно определиться с покрытием, которое будет служить основой всей площадке. Чаще всего используется смесь щебня и песка, так как она является самым бюджетным вариантом. Еще можно застелить землю искусственной травой или специальной резиной.
  • Затем необходимо провести замеры и закупить все необходимые материалы. Главное – не забывать, что все это необходимо для маленьких детей, поэтому все материалы должны быть максимально безопасными и соответствовать всем нормам и стандартам.
  • После этого нужно убедиться, что у вас в наличии есть стандартный набор инструментов для работы: гвозди, шурупы, саморезы, шуруповерт, отвертка, молоток, ножовка, болгарка, покрасочный инструмент и краска. Если чего-то не хватает, нужно докупить, так как это все пригодится на протяжении всего строительства.
  • В самом конце подготовительного этапа следует исправить все неточности в плане.

Теперь можно приступать к работе.

Обустройство детского уголка

При выборе игровых элементов на вашей детской площадке стоит проанализировать, чем ваш ребенок любит заниматься больше всего, и сделать на этом акцент. Кто-то из детей предпочитает большое количество времени качаться на качелях, кто-то любит проводить досуг за лепкой фигурок из песка в песочнице, а кто-то горки больше любит. Все это нужно учесть, прежде чем начать что-то строить своими руками.

Изготовление отдельных элементов

Песочница

Одно из самых распространенных детских развлечений, которое помогает творческому развитию младшего поколения и может увлечь его на несколько часов. Песочницы в современном виде очень преобразились и выглядят достаточно эстетично, поэтому у вас есть полная свобода идей в формах, покраске и различных деталях. Но подходит такое развлечение не всем и это тоже стоит учитывать. Поэтому постройку песочницы лучше согласовать с ребенком.

Качели

Самый излюбленный элемент детских площадок – это качели, причем покачаться на них любят не только дети, но и многие взрослые. Нет такого ребенка, который не любил бы качели, поэтому устанавливать их нужно обязательно, а вот вид, форму, размеры и цвет выбирать уже вам. Качели могут быть как подвесные, так и обычные. Из подручных средств лучше будет сделать подвесные качели, которые будут крепиться к верхней перекладине на канатах или цепях. Второй вариант менее безопасен для детей, так как цепи могут защемить кожу и испортить веселье ребенка. При выборе же канатов следует помнить, что со временем они могут изнашиваться и перетираться, поэтому их нужно периодически проверять и менять.

Горки

Этот вид развлечений тоже нравится почти всем детям, и он также дает абсолютную свободу в творческом плане. Горки могут быть изготовлены из разных материалов:

  • металл – материал не самый лучший, так как очень быстро ржавеет;
  • нержавеющая сталь – вариант уже лучше, но является одним из самых дорогих, поэтому использовать нержавейку невыгодно;
  • дерево – материал, требующий тщательной обработки и шлифовки, а в дальнейшем его придется покрыть чем-то скользящим.
  • пластик – самый лучший вариант, так как стоит недорого, изнашивается долго и особой обработки не требует.

Важной частью является размер горки, так как он должен быть комфортен вашему ребенку и иметь запас на 2–3 года вперед. Часто горки строят в сочетании с какими-нибудь дополнительными элементами.

Детский домик или шалаш

Вариантов этого сооружения много – от самых простых и быстрых в постройке до сложных конструкций из небольших бревен и жердей. Конечно, лучше создать ребенку настоящий домик, который будет похож на обычный дом с крыльцом, дверями и окнами. Если же такой возможности нет, то можно создать небольшую палатку или вигвам, главное, не забывать про безопасность детей. Сооружение должно быть устойчивым и не заваливаться при первом сильном ветре. В таких отдельных домиках и шалашах дети любят устраивать так называемые штабы. Если постройка понравится ребенку, то большее количество времени он будет проводить именно там.

Спортивный уголок

Такой уголок поможет физическому развитию вашего ребенка и позволит ему проводить собственные спортивные мероприятия.

Дополнительные элементы

Выше изложены самые популярные элементы детской площадки, дальше уже надежда на вашу фантазию. На участке можно разместить еще бесконечное множество различных элементов и деталей из подручных средств – шин, покрышек, поддонов и других вещей. Тут выбор уже лежит за вами и вашим ребенком.

Размещение элементов на площадке

Площадь участка, необходимого для постройки, зависит от ваших желаний, возраста и количества детей. Обычно это квадратный уголок площадью в 8-10 квадратных метров. На таком участке расположение элементов может быть самым разнообразным. Чаще всего горку в сочетании с качелями и другим инвентарем располагают в центре, спортивный уголок и какие-то творческие элементы вроде доски для рисования должны быть расположены в углу у забора. С прямоугольным участком немного посложнее, там элементы, скорее всего, придется устанавливать в ряд, друг за другом. А также нужно не забывать о безопасности, тем более если у вас больше одного ребенка. По обстоятельствам многодетной семьи нельзя ставить качели рядом с песочницей.

Варианты украшения территории

Детский уголок можно украсить совершенно по-разному, все также зависит от вас и вашего ребенка, от ваших пожеланий, творческих идей и фантазии. Участок по периметру можно засадить цветами или же создать какие-то тематические фигурки и расположить их в разных местах площадки, украшением будет являться и яркий цвет основных построек, их можно покрыть как разными яркими красками, так и покрытием в одном стиле, границ нет никаких.

Идеи по оформлению

Оформление детской площадки зависит от творческих идей, объема задуманного, стиля, используемых материалов и времени, которое хозяин готов потратить на это мероприятие. Все шаги лучше согласовывать с детьми, они должны выделять детали, которые им нравятся и что можно поправить, ведь главное, чтобы им было весело и комфортно. Так как на даче детям зачастую бывает скучно, поэтому главной идеей создания такого детского уголка является обеспечение детей веселым и интересным занятием, а значит, все должно быть оформлено интересно и красочно.

Сочетать на площадке можно абсолютно все, а в идеале должны быть построены все главные элементы развлечений. Если же места не так много, то можно установить только самое интересное и важное для ребенка, к примеру, качели и песочницу, горку и спортивный уголок и так далее.

Каждый ребенок в период активного познания мира нуждается в движении. Ему нужно играть, бегать, веселиться. Обычно время прогулок на улице малыши проводят на детских площадках. Это место должно быть максимально безопасным и функциональным. Такие требования предъявляются ко всем площадкам, где бы они ни были построены.

Если место отдыха оборудуется на загородном участке, следует познакомиться с технологией работ, подготовить необходимые материалы и инструменты. Лучше, если сооружать детскую площадку во дворе своими руками будет тот, у кого имеются базовые плотницкие и слесарные навыки.

Основные требования

Каждая игровая площадка создается для развития навыков ребенка и повышения уровня его физической подготовленности. Главная особенность таких комплексов - ребенок может самостоятельно играть и перемещаться. Взрослые здесь выступают лишь в роли наблюдателей. По этой причине все детские площадки оформляются очень ярко. Кроме того, каждое сооружение в комплексе может использоваться по-разному. Как видно из многочисленных фото детских площадок, различные конструкции могут располагаться по-разному в зависимости от дизайнерской задумки.

Требования, согласно которым должны возводиться детские площадки, можно найти в соответствующем СНИПе. Актуальными из установленных норм являются следующие:

  • Площадку следует огородить от проездов. При этом от нее до автостоянок следует сделать расстояние минимум 10 м.
  • Территорию детской площадки следует сделать непроходной. Она должна стоять отдельно от пешеходных дорожек.
  • Площадку озеленяют по периметру. Кроме того, необходимо, чтобы на территории были как затемненные, так и солнечные участки.
  • Площадку следует располагать на расстоянии 20 м от других больших открытых зон и мусоросборников.
  • Каждые три месяца все оборудование, которое установлено на детской площадке, необходимо осматривать. Оно должно быть функциональным и не иметь повреждений.
  • Менять песок в песочнице следует каждый год. При этом безопасность песка на детской площадке подтверждается определенным санитарно-гигиеническим нормам.

Для детей разного возраста необходимо разделять детскую площадку на определенные зоны. Они выполняются для детей до трех лет, малышей дошкольного возраста, и младших школьников. Однако нередко площадка для детей включает аттракционы сразу для нескольких возрастных групп.

Песочницу необходимо оборудовать крышкой. Поэтому лучше сделать ее простой формы. Такой элемент детской площадки должен быть не только красивым, но и функциональным. При сложной конфигурации песочницы сделать крышку будет затруднительно. Лучше выполнить ее в виде шестигранника или квадрата. Фото песочниц помогут выбрать подходящий вариант.

Совет! При наличии двух створок крыши для песочницы дети смогут самостоятельно ее открывать. Взрослым нужно будет только проконтролировать процесс.

Идеи создания детских площадок

Оформление площадок для детей связано с использованием различного оборудования. При отсутствии нужных приборов можно воспользоваться советами опытных мастеров. Экспериментировать можно и с конструкциями, устанавливаемыми на территории детской площадки. К примеру, на входе в горку-домик можно установить баскетбольный щит. При наличии больших покрышек легко оборудовать на детской площадке полосу препятствий (как на фото).

Песочница в детской площадке выполняется не только из досок. Ее часто окружают пеньками. Если используются покрышки от легковой машины, потребуется подготовить пять штук. Песочницу огораживают покрышками, укладывая их по две друг на друга. Главное - надежно зафиксировать покрышки на месте. Обычно это выполняется с использованием штырей из металла. Затем покрышки засыпаются песком. Затем такое ограждение окрашивают.

Помимо горки-домика, на площадке можно обустроить небольшой домик в стандартном варианте. При умении работать с деревом, можно установить на территории различные модели самолетов и кораблей. Дети с радостью будут на них забираться. Не стоит гнаться за точными формами - дети часто дорисовывают в своем воображении различные устройства и конструкции.

Детская площадка с готовыми комплектами

Детскую площадку можно выполнить и из покупных тренажеров. В различных магазинах можно встретить множество конструкций, которые изготовлены для установки на детских площадках. Здесь можно найти домики и горки, качели и веревочные лестницы. Установить детскую площадку во дворе частного дома при наличии готовых комплектов не составит труда.

Главное - ознакомиться с инструкцией, которая выдается вместе с конструкцией. Тренажеры для детских площадок должны устанавливаться на жесткое основание. Такое требование прописано в СНИПе. Чаще всего покупные конструкции имеют более привлекательный вид, чем самодельные. Это подтверждают многочисленные фото таких изделий.

Изготовление площадки своими руками

Ни одна детская площадка не обходится без горки. Этот тренажер должен быть удобным и функциональным. Конструкция может быть выполнена из разных материалов:

  • стальные уголки - они должны быть не менее 3 м толщиной;
  • листовая сталь;
  • трубы - понадобятся для создания каркаса;
  • фанера;
  • доски.

При выборе таких материалов можно оборудовать прочную и функциональную горку.

Создание горки-домика

Горка-домик монтируется на стойки, которые обычно выполняют из бруса. Опор должно быть 4. Такой каркас позволяет творчески подойти к созданию главного детского тренажера. В этом случае можно сделать несколько подъемов - обычные ступени, лестница и канатная лестница. При этом ската достаточно одного.

Угол, который выполняется при создании ската, не должен превышать 30 градусов. Это позволяет избежать слишком сильного разгона и травмирования детей. При наличии такой конструкции детский досуг можно очень хорошо разнообразить.

Совет! Если имеются пластиковые панели, скат лучше сделать из них. Кроме того, пластиковые горки для детских площадок часто продаются в магазинах. Можно приобрести горки искривленной формы. От спуска с такой конструкции дети получают больше радости, чем от спуска с прямой деревянной горки. Детская площадка должна быть комфортной для ребенка, поэтому все элементы необходимо создавать в соответствии с определенными требованиями.

Материалы

Для сооружения горки-домика на площадке следует подобрать определенные материалы. Для создания такой конструкции понадобится подготовить:

  • 5 брусков.
  • доски от 50 до 100 мм;
  • доски с толщиной 25 и шириной 100 мм;
  • фанерные листы 15 мм;
  • крепежные уголки;
  • гайки с болтами;
  • саморезы;
  • труба, равная по диаметру сечению бруса.

После подготовки материалов можно приступать к созданию основания горки-домика для площадки.

Подготовка основания

Необходимо найти место для установки горки, а также подготовить яму, которая понадобится для фундамента. Стоит сделать каркас квадратной формы. Между стойками должно быть расстояние 1 м. Каждая сторона ямы должна быть выполнена длиной 1,5 м. Кроме того, котлованы должны иметь минимальную глубину 20 см.

Дно котлованов необходимо уплотнить, а затем насыпать щебень. Этот слой должен быть толщиной 10 см. Его тоже необходимо уплотнить. Под каждый брусок можно вырыть небольшую ямку. Глубина каждой из них должна быть не менее полуметра. Нижние края брусьев пропитываются битумом.

На дно ямы необходимо насыпать щебенчатую подушку. Щебень необходимо выбирать фракции 15-25 мм. После засыпки щебня на дно ям в них вставляют столбы. Их выравнивают по уровню и выполнят правильную ориентировку. Затем заливается бетонный раствор.

Совет! Бетон получается крепким, если в нем оптимальное количество воды. Смесь при замешивании должна быть густой. Для подвижности бетона в него необходимо добавить пластификаторы. Их легко приобрести в строительном магазине.

Скат и нижняя обвязка

Обвязку брусков необходимо выполнять и использованием досок 50 мм. Их крепят на уровне пола конструкции. Кроме того, для повышения надежности домика стоит выполнить перемычку. Доски следует прикручивать к брусьям на саморезы. Элементы крепления должны иметь минимальную длину 100 мм. Кроме того, необходимо выполнять лоток для ската.

Для этой цели следует выполнить простые действия. Сначала отрезают 2 доски, которые немного длиннее ската. Затем размечаются углы соприкосновения ската с землей и обвязкой. Доска обрезается до нужного размера лобзиком. Затем нарезают перемычки. Длинные доски необходимо положить на землю, а затем закрепить на них перемычки саморезами.

Между перемычками должно быть расстояние около 30 см. Однако первая и последняя из них монтируется в 5 см от края. Сверху доски делается вырез. Это нужно для создания полноценной опоры ската на обвязку.

Затем скат крепят к обвязке уголками. Их фиксируют на саморезы и гайки. Уголки необходимо установить таким образом, чтобы дети во время игры не поцарапались. Кроме того, необходимо проследить, чтобы со стороны ската не торчало никаких элементов крепежа или острых деталей. Скат зашивается фанерой, которую устанавливают на саморезы. Крепежные элементы утапливают в материал на 1 мм. Затем места крепления шпаклюют и шлифуют.

Лестница

Необходимо обрезать 2 куска доски 50 мм толщиной. Их длина должна быть немного больше длины лестницы. Углы соединения с землей и обвязкой обрезают. Затем необходимо в досках нарезать пазы для ступеней. После нарезаются ступеньки нужной ширины. Осталось только собрать лестницу. Ступени фиксируют на боковых досках саморезами.

Лестница должна быть надежно зафиксирована. Ее крепят к обвязочному брусу. С каждого бока лестницы устанавливают перила и опоры. Их обрабатывают рубанком для удаления неровностей и острых граней. Затем детали конструкции необходимо тщательно отшлифовать. Верхний край перил крепят к стойкам.

Входы и крыша

На каждой горке на детской площадке выполняется экстремальный подъем. Для этого следует выполнить лоток такого же размера, как и для ската. Часть обвязки, которая расположена со стороны экстремального входа, должна быть усилена стальными уголками.

Затем на пол домика на площадке настилают вырезанные куски фанеры. Этим же материалом подшивается и потолок. Домик необходимо обшить снаружи фанерными листами. Входы в него оформляются в виде кругов или овалов. Их размер должен быть таким, чтобы обеспечить максимальное удобство для детей, играющих на площадке. Для создания крыши необходимо вырезать 4 стропила. Их выполняют из досок 25 мм. Углы стропил можно определить, опираясь на высоту крыши. Их крепят к углам каркаса, а затем сверху соединяют друг с другом металлическими уголками. Крыша зашивается фанерой нужного размера.

Завершающие работы

Когда работы будут закончены, необходимо обработать шкуркой все места, где дети могут получить занозу. К верхней обвязке со стороны экстремального подъема крепится веревка. На ней должны быть узлы, расположенные через каждые 20 см. Домик раскрашивают таким образом, чтобы он выглядел привлекательно. На него можно наносить различные изображения, как на фото.

Выводы

Не всегда можно купить готовую игровую конструкцию для детской площадки. В связи с этим детская площадка во дворе часто выполняется своими руками. Основное условие - используемые материалы должны быть прочными и качественными. Часто для сооружения различных конструкций для детских площадок во дворе выбирают дерево.

Важно контролировать качество обработки элементов. Нельзя допускать, чтобы некоторые участки оставались не зачищенными, а детали конструкции имели острые кромки. Это может стать причиной травм играющих на площадке детей.

На каждой детской площадке устанавливается небольшой домик. Его обычно изготавливают из подручных материалов. Построить домик своими руками можно при участии самих детей. Это позволит не только порадовать малышей, но и сделать конструкции более удобными.

Лето, каникулы. Как же организовать досуг для детей на природе, даче, деревне?

Делаем площадку для детей самостоятельно!

Летом большинство родителей стараются вывезти своих детей из пыльных, загазованных городов на природу. Если вы проводите летние месяцы на даче вместе с детьми, то надо позаботиться о том, чтобы летний отдых был им не только в пользу, но и в радость. Чтобы ребенок не заскучал на даче, сделайте для него детскую площадку своими руками. Это потребует совсем небольших материальных вложений плюс ваше время и фантазия. Обязательно привлеките к созданию детской площадки самих детей. Во-первых, совместный труд способствует сплочению семьи, укреплению отношений между родителями и детьми, а, во-вторых, оформление детской площадки — творческое занятие, которое будет полезно для общего развития ребенка.

  • 1. Детская площадка своими руками. Песочница своими руками

    Все дети получают море радости и удовольствия, играя с песком. Игры с песком предоставляют неограниченные возможности для развития ребенка. Из песка можно лепить куличики, строить замки и туннели, варить «суп» для кукол, его можно перевозить в машинках. Еще одно развлечение — закапывать различные предметы в песок, а потом их откапывать. Можно присыпать сухим песком жука, а потом наблюдать, как он из него выбирается. На сыром песке интересно рисовать палочкой картинки, писать буквы.

    Сделать детскую песочницу своими руками совсем несложно. В первую очередь, надо выбрать для нее подходящее место. Песочница не должна быть на солнцепеке, но в то же время и слишком затемненное, сырое место для нее не подойдет. Если ребенок еще маленький, песочница должна быть рядом с домом, чтобы малыш всегда был у вас на виду.

    Отгородить песочницу можно с помощью бревнышек, пенечков, досок. Если песочница достаточно большая, можно разбить ее на несколько игровых зон (см. фото ниже).

Для защиты от солнца можно сделать навес.

2. Детские площадки для дачи. Бассейны

Также как с песком, дети любят играть разве что с водой. Самый лучший вариант — совместить игры с водой и песком. Позаботьтесь, чтобы рядом с песочницей у ребенка всегда был источник воды. Достаточно будет даже небольшого тазика с водой.

Конечно, любой ребенок обрадуется бассейну на дачном участке.

Еще хорошая забава — в жаркий летний день поливать друг друга водой из шланга.

А можно попросить папу или дедушку сделать уличный душ из ПВХ-труб.

3. Детские игровые площадки. Детские площадки фото

При создании детской площадки своими руками вам не обойтись без всевозможных бревнышек, пенечков, спилов деревьев, досок. Из пенечков можно сделать столы и стулья, обнести ими песочницу. Пенечки и бревнышки можно использовать в качестве спортивных снарядов: детям полезно учиться по ним ходить, сохраняя равновесие. Из спилов деревьев получится симпатичная дорожка.

Детское воображение способно превратить простое бревно в мост, перекинутый через пропасть, в самолет, машину, лошадку и т.д. Такие игры с замещением предметов очень полезны для развития творческого мышления детей.

4. Оформление детской площадки. Детская площадка своими руками фото

Обязательное условие для хорошей детской площадки — наличие зелени: деревьев, кустарников, травы, цветов.

Крупные деревья защитят от солнца в жаркий летний день. По ним интересно лазить.

Иногда по разным причинам деревья приходится убирать. Однако не стоит срубать дерево под самый корень — превратите его в интересный декоративный элемент — сказочный «домик».

Основание больших деревьев самое подходящее место для создания «домиков для фей». Сделать такой сказочный домик из любого подручного и подножного материала будет интересно каждой маленькой девочке.

Обязательно помогите сделать ребенку его собственную клумбу, за которой он будет самостоятельно ухаживать.

Даже если вы сами предпочитаете ничего не сажать на даче, позаботьтесь о том, чтобы у ребенка был свой маленький огородик. Всего пару грядок, на которых он сможет выращивать неприхотливые и вкусные растения, например, зеленый горошек.

5. Поделки для детской площадки. Оформление детской площадки своими руками

Украшение детских площадок — занятие интересное и творческое. Для украшения детской площадки подойдут поделки из дерева, покрышек и пластиковых бутылок, сделанные своими руками. Вот несколько идей оформления детской площадки своими руками. Обязательно привлеките к процессу создания поделок для детской площадки детей.

6. Как сделать детскую площадку. Идеи для детской площадки

При создании детской площадки своими руками обязательно отведите ребенку укромный уголок, где он сможет побыть в одиночестве или компании своих друзей, помечтать, поиграть, почитать, отдохнуть от вас, взрослых, наконец. Это может быть покупной детский домик или палатка. А можно сделать детский домик (палатку, шатер) своими руками. Вот несколько интересных идей.

Детский домик своими руками из дерева

Детские домики для дачи. Детские домики палатки.

Самый простой способ сделать детский домик своими руками — натянуть веревку между двумя деревьями, столбами, между деревом и забором (см. фото ниже) и на нее сверху накинуть тонкое покрывало. Концы покрывала нужно привязать веревками к колышкам, вбитым в землю, или прижать камнями.

Детский домик своими руками.

Самый интересный способ сделать детский домик для дачи — «вырастить» его на своем участке. Для этого подойдут любые вьющиеся растения с пышной листвой, например, фасоль.

По такому же принципу можно «вырастить» детский домик из подсолнухов. Подсолнухи — благоприятное растение для выращивания вместе с детьми. У них большие семена, они быстро растут и совсем неприхотливые. Посадите подсолнухи по периметру круга на расстоянии 10 см. друг от друга. Когда они вырастут до 1,5 метра, соберите их верхушки и свяжите вместе — вот и готов подсолнечный домик! Да, не забудьте при посадке растений оставить место для входа!

7. Детская площадка своими руками. Детская площадка из дерева

Как мы уже упоминали в начале статьи, обязательно позаботьтесь о том, чтобы у ребенка для игры были в наличии природные материалы: песок, вода, большие камни, маленькие камушки, веточки, шишки, растения. Игры с природным материалом имеют большое значение для развития сенсорного восприятия, моторики, творческого мышления ребенка, благоприятно влияют на физическое и душевное здоровье детей.

8. Идеи для детской площадки своими руками.
Завершая нашу обзорную статью «Детская площадка своими руками», поделимся с вами еще несколькими полезными идеями по оформлению детских площадок.

Мольберт из оргстекла.

Многие мамы знают, как полезны игры с красками для маленьких детей. Но большинство не очень часто позволяют рисовать малышам дома, т.к. после таких занятий приходится отмывать как самого ребенка, так и квартиру.

Игры на даче в теплую погоду имеют одно большое достоинство — ребенка, одетого в одни трусики, как бы он при этом не испачкался, очень легко отмыть прямо на улице, полив, например, теплой водой из шланга. И при этом не надо заботиться о чистоте ковра, мебели, пола. Позвольте детям на даче вдоволь наиграться с пачкающими материалами, с теми же красками, например. Неоценимую помощь вам окажет самодельный мольберт из оргстекла, мыть который можно из того же шланга.

Неплохая идея — повесить на забор доску для рисования мелом. Не забудьте дать ребенку цветные мелки, ведерко с водой, тряпку

Заботясь о физическом развитии детей, можно сделать для них веревочный мостик и тарзанку. А из старого стула получатся удобные качели.

Что подарить ребенку на 4 года? Наши бабушка и дедушка решили не мелочиться и построить на даче спорткомплекс. Благо наш дедушка может плотницкие работы сделать своими руками. Я (Лена Павлова) подключилась в качестве проектировщика, опираясь на опыт комплекса, который Олег Скрипалев построил два года назад у нас дома. Ну и пришлось позаниматься снабжением: пособирали мы черенки от лопат для шведской стенки и рукохода по магазинам всей округи. Нашли металлопрокатную базу, чтобы купить оцинкованную сталь для перекладин и шестов. Сосед Володя помог перекладины сварить. Позднее дождались в гости и самого Олега Скрипалева, чтобы сделать грамотную "оснастку" нашего каркаса снарядами и создать "множественные маршруты для лазанья". Так что "с миру по нитке" и построили мы свою конструкцию. Вот, что у нас получилось:

Друзья, этот пост вызвал столько откликов, что в 2019 году мы сделали отдельный сайт, посвященный спорткомплексам Скрипалева https://kids-complex.ru/ где выложили много материалов про этот спорткомплекс, названный нами комплексом Чистовых-Павловых и подобные ему, а также истории комплексов и спортивных уголков, отдельным снарядам и более подробному обзору готовых решений на рынке. Сейчас этот сайт стал официальным для спорткомплексов Скрипалева. Там вы можете заказать спорткомплекс по индивидуальному проекту для дома или дачи или купить отдельные снаряды, чтобы самостоятельно построить комплекс, похожий на наш.

Почему нам не подошли стандартные спорткомплексы?

Самый первый вопрос, который возникает: почему мы просто не купили готовый? Ниже картинка типичного представителя готовых конструкций. Единственное достоинство (на мой взгляд) таких (не дешевых) комплексов - их декларируемая безопасность. Крепления спрятаны, углы сглажены, верха недоступны - падать не высоко.


Круто конечно, производителю не прийдется судиться с родителями, но ребенок вряд ли научится тут лазить, лазить то особо некуда. Снаряды неудобны . Скаладром с наклоном, минимальной высоты и неинтересный (монотонный), гладиаторская сетка - аналогично. Колечки не пригодятся ни одному гимнасту ни в одном спортивном зале - они маленькие диаметром и пластмассовые (и это еще не худший вариант, наблюдаемый в наших дворах). Качелька тоже не вдохновляет - для маленьких не устойчивая, для больших - не интересная. Нет вопросов только к матросской лесенке - сама по себе она нормальная, только почему-то никуда не ведет. Не понятно, можно ли с нее по диагонали перебраться на домик, но, поскольку она упирается в скалодром, то на ней не раскачаешься. Похоже, что вариант "раскачиваться на матроской лесенке" в целях безопасности исключен производителем: она фиксирована опорой внизу (так часто поступают и с канатами). Небольшая (примерно на 5 ступенек) шведская лесенка, ведущая в домик (сзади) наклонена и недостаточна для полноценного лазанья. Опять же она не худшая - обычно перекладины таких лесенок такие толстые, что неудобно хвататься детской ручке и они сделаны с таким большим шагом, что особо на них не налазишься - только вверх или вниз. Домик мог бы быть плацдармом для лазанья, если бы был сделан из труб, а не бруса (конечно, тогда бы он не был деревянным и комплекс бы упал в цене в четверо). А для домика, где можно посидеть и спрятаться он слишком "просветный". Все сделано для контроля службы безопасности, а не для настоящих детей, не по уличному, не всерьез. Это интересно разве что трехлетке. А нашей дочери уже 4 года. Куда она будет развиваться тут?

Вот другой типичный представитель, у которого есть почти удобная шведская стенка и набор выстроенных в ряд снарядов. Этот комплекс далеко не так уж плох по своим снарядам (гамак не проверяли, а вот остальное, кроме колец, выглядит вполне используемым). Проблема линейной конструкции принципиальна: это набор снарядов, они не в системе, они практически не допускают маршрутов (в данном случае за исключением траектории: шведская стенка - перекладины на ее обратной стороне - кольца). Это один стандартный маршрут. Даже крысе недоест бегать по кругу с тремя пунктами остановки, а у ребенка более сложный мозг. Ребенку надо придумывать, экспериментировать, воплощать.


Что же делать? Отказаться от линии и построить квадрат или другую конструкцию, которая будет допускать переходы со снаряда на снаряд? Сделать снаряды "настоящими"? Добавить высоты?
Если вы готовы дать своему ребенку такое усложнение его "лазательной жизни", то добро пожаловать в наш клуб - "Своими руками". Удовлетворительного готового аналога вы не найдете. Вышеупомянутый Олег Скрипалев сделает вам отличную конструкцию для дома (наша примерно 3 метра на 3 метра стоила нам в 2015 году около 80 тысяч - про нее напишем еще отдельно, когда кончится дачный сезон, мы ее любим и она нас очень выручает долгими зимними вечерами). Для дома ценник нас устроил: комплекс практически вечный, в том смысле что он выдержит детство всех наших существующих и потенциальных детей. Но такой ценник для улицы (где снаряды и каркас разрушается быстрее) "кусается" (своими руками собранный аналог стоил нам около 20 тысяч в 2017 году со всеми снарядами). То есть вам таки опять к нам: "Своими руками".

Специфика улицы (дачи): из чего будет каркас?

На улице нет стен (хотя конечно можно "прикрепиться" к дому, но для улицы - это ограничение, а не благо. Дома мы "цепляемся" к стенам вынужденно. Здесь стена - это лишняя тень (у нас так мало солнца) и возможность (ненужная) "вмазаться" в дом при раскачивании. Гораздо практичнее пустой каркас. Тогда из чего делать каркас? Дерево или металл ? Ну тут, конечно, "на вкус и цвет все фломастеры разные". Дерево теплое, живое. К нему легко крепятся снаряды, которые нельзя навязать (например, зацепы для скалодрома). Из дерева проще собрать своими руками шведскую стенку или рукоход. Металл имеет обалденное преимущество - он сам по себе "работает" как перекладина, таким образом каркас встроен в систему снарядов, по нему непосредственно можно будет осуществить переходы (лазать). Металлический каркас не будет дорогим, если купить обычные (не оцинкованные) трубы, зашкурить и покрасить. Мы не заморачивались с ценой (у нас не так много металлических фрагментов) и купили оцинкованные трубы, которые тоже пришлось шкурить (но не пришлось красить). Металл по сравнению с деревом удобнее в эксплуатации: не гниет, неприхотлив и долговечен. Но нужен человек со сварочным аппаратом. В нашем случае таким оказался сосед. Если у вас такого нет, будет посложнее. Но всегда остается третий, на наш взгляд, оптимальный вариант - комбинированный. Что-то из металла, что-то из дерева. Тогда потенциально можно обойтись и вообще без сварки (крепления "металл к дереву" и "дерево к дереву" будут достаточны). Конструкция будет "живой", но обогатится уникальными снарядами которые полноценно дает только металл - всевозможными перекладинами для лазанья.

Отдельный вопрос: как укрепить каркас, чтобы он не шатался . Мы для угловых элементов взяли брус 100 на 100 и вкапали его примерно на 1 метр (при высоте комплекса около 2,5 метров). Чтобы конструкция "сидела" прочнее, к каждой опоре вкопали в землю поперечные балки по 70 см (крестообразные по направлению к основным вертикалям) и дополнительные диагональные "откосы". Вся эта конструкция фундамента не видна на наших снимках, она спрятана под землей. Над землей конструкцию дополнительно "связывают" брус шведской стенки и два металлических шеста по вертикали и три доски по горизонтали (сверху). В целом конструкция получилась надежно "связанной", но при использовании взрослым человеком она дает легкое шатание: видимо, во второй раз предпочтем делать на винтовых сваях, чтобы сидела как влитая. Мы оцениваем "потенциал" нашего комплекса в 10 лет (потом брус может начать выталкивать земля), пока мы считаем, что этого достаточно, но опять же, винтовые сваи удорожают конструкцию незначительно - так что, как говорится, нет предела совершенству. Главное - попробовать.

Подбор снарядов

В своей книге "Мы, наши дети и наши внуки" Никитины рассказывают о трех перекладинах (у них они назывались "турники"), которые стали первыми снарядами, установленными во дворе их дома, когда их старшему ребенку был год или два. Система турников Никитиных была проста и гениальна: нижний турник по росту ребенку 2-х лет, верхний - взрослому человеку (ребенок не станет заниматься, если ему не показать пример), средний - между ними. Тогда ребенок любого возраста выбирает себе турник по силам, а, если конструкция соединена шестом, то лезет на более высокий и сложный, чтобы быть "как папа". Мы сразу решили, что нам такое определенно надо. Высоту нижнего турника измеряли под Забаву, но сделали ее не для виса, а для кувырканий (для виса и "вставания" будет как раз ребенку в год-полтора).


Высоту верхнего турника мы сделали для комплекса максимальной (здесь на нем показывает детям мастер класс один из наших взрослых друзей).

Средний же турник мы модифицировали под систему выхлопывания ковров моего детства: добавили над перекладиной на высоте 1,30 метра еще одну высокую перекладину на высоте 2,4 метра, чтобы был дополнительный зацеп сверху - как переходный к рукоходу и как опора для освоения "насеста", в который превратилась перекладина на средней высоте. Забегая вперед скажу, что этот снаряд для Забавы и гостей сразу стал одним из наиболее используемых. Встроенный в большое количество переходов (на шведскую стенку, рукоход, шест, канат, трапецию, кольца и альпинистские зацепы для рук) он стал неизменной составляющей многих маршрутов.


Позднее Забава настояла на том, чтобы дедушка добавил еще одну "среднюю" перекладину к стоявшему до этого без дела шесту (на картинке с тремя детьми это усовершенствование видно справа). На шест ей было сложно перебираться, а вот перекладина сделала шест доступным и любимым. Мне было немного жалко "портить" шест, но я успокоила себя тем, что знаю адрес базы металлопроката и все еще можно "повторить".


По диаметру перекладин (турников) и шестов: мы сделали их разными. Для перекладин (турников) купили трубы внутренним диаметром 25 мм (внешний - около 28 мм), для шестов - внутренним диаметром 28 мм (внешний - около 32 мм). Определяли методом примерки по руке: турник должен быть ухватистым и он должен быть однозначно тоньше, чем то, что стоит на большинстве детских площадок (те турники толсты даже для взрослых). Шест, напротив, должен быть потолще (32 мм достаточно), чтобы легче его освоить и удобнее захватить на подъем-спуск. Спустя пару месяцев после установки комплекса мы удивлялись: такой "простой" (в изготовлении и установке) набор снарядов как комплект турников оказался для нашей дочери и всех ее гостей действительно самым "любимым" (если любовью считать невероятное количество времени, которое они были готовы проводить, вися на нем кверх ногами и делая все возможные изобретенные ими самими трюки). Так же мы убедились, что однозначно "попали" с диаметром перекладин - и взрослым и детям этот размер оказался удобен. Удивительно, что турников удобного диаметра так мало в наших дворах и совсем нет в детских игровых комплексах (где они сильно толще).

Это два снаряда, которые мы сделали "своими руками". Почему? Была у меня опять же в детстве шведская стенка, сделанная руками папы из черенков лопат. И (почему то) никогда ничего удобнее у меня не было. Даже в спортивных залах, не говоря уже про уличные конструкции. А занималась я спортом достаточно.
Что в ней было такого хорошего? "Правильный" диаметр перекладин (32 мм, максимум 34 мм) для детской ручки. Не 40 мм, как в большинстве уличных конструкций. "Правильное" (не жадное) расстояние между перекладинами (180-200 мм). В большинстве уличных конструкций их делают намного дальше друг от друга. Лазить (вверх - вниз) можно на любых, лазить можно и по более толстым и далеко стоящим. И по овальным, которые сейчас очень модны (и которые используются в белгородских шведских стенках прекрасного качества - они есть у нас дома). Но вот висеть во всевозможных позах... Лазить через одну-две-три перекладины (какой вызов!). Использовать их для растяжки или упражнений на пресс. Нет. Так что, на мой вкус, покупные шведские стенки и рукоходы проиграли (по конструкции, не только по цене). Поэтому дедушка Забавы (тот самый мой папа, который уже делал это когда-то) вспомнил старину и за один день вместе с соседом Володей собрал обе конструкции. На левой картинке снизу тот самый Володя показывает Забаве "горизонты" на рукоходе, одновременно проверяя его надежность на себе.


Для рукохода мы взяли обработанные (крашенные) черенки лопат, для шведской стенки - обычные. Почему? Решили попробовать как перезимуют. Обычные, конечно, покрыли защитным лаком. И еще одна важная вещь: все свои комплексы (и домашний, и дачный) мы строим на вырост. То есть мы даже не думали, что Забава освоит рукоход в этом году. Но мы уверены, что она легко освоит его в следующем. У нее сильные руки (за счет нижних снарядов), а приходящие в гости дети постарше показывают что да как.

Еще один всеми любимый снаряд, без которого не обходится ни один спортивный комплекс. Измываться над многострадальными кольцами можно по разному - делать их пластиковыми, ребристыми, избыточно толстыми или тонкими, а также "спаянными" промежуточной перекладинкой в жесткую сцепку. Все это вы можете увидеть в наших дворах. Мне казалось, что снаряд нормального качества сделать на любой площадке проще простого - это олимпийский снаряд и для него существуют годами проверенные стандарты для спортзалов для детей и взрослых. Но почему-то именно кольцам все-таки достаются чудеса изобретательности от производителей всех мастей. Мне в детстве опять таки повезло (спортивный папа). У меня дома висели стандартные гимнастические кольца на ремнях. Висели высоко (надо добраться с перекладины, не подпрыгнешь), как и положено. Были очень любимы, не только для висов, но и для все возможного лазанья (залезть в них ногами, встать, с них еще под потолок на перекладину залезть, кувыркаться и т.д. и т.п.) Конечно, для Забавы я хотела такие же. Посмотрела производителей - проблем нет, можно купить. Посмотрела на Забавину ручку, честно так посмотрела. И поняла, что успеем еще с гимнастическими взрослыми.


И еще поняла, что дети обожают простое не-спортивное развлечение: повиснуть на кольцах (они должны висеть так, чтобы ребенок едва касался земли), завертеться как можно сильнее, поджать ноги или даже закинуть их наверх и... ну в общем, чтобы раскрутило. Упражнение на мой взгляд обалдеть какое полезное в 4-х летнем возрасте (да и постарше). Висит ребенок долго, руки крепчают, вестибулярка тренируется. Почему бы и нет? Зачем убирать такую радость. Короче, я решила, в этом году достаточно, в следующем году подвесим две пары колец. Одни высоко (полноценные), одни - низко (детские). Одни на правильных креплениях (ремни+стропы), другие - на веревках (пусть крутятся, как на качелях). На этом и успокоились. В этом году Забава мимо маленьких детских колец не проходит. Для будущего сделали перекладину в хорошем месте, где есть место для второй пары колец - "взрослой".

Матросские лесенки и расширяющаяся лесенка (лесенка Скрипалева)

Матросская лесенка в спорткомплексе - гениальный снаряд. Стоит три копейки. Заменяет качель. Может быть снарядом для подъема на высоту (например, в "гнездо" или к другому снаряду, подвешенному выше). И служит опорой (ха-ха, взрослому тяжело увидеть в ней "опору") для перехода на любой снаряд, подвешенный в радиусе метра.


Плюс качание на матросской лесенке имеет таки какое-никакое направление (скорее вперед-назад, чем в бок), поэтому качаться на ней можно и в середине комплекса, и рядом со столбом (в отличие от каната или дисковой качели, которые работают на 360 градусов - желателен подвес по центру). Собственно в первое лето у нас таких лесенок было две, а в 2018 году мы добавили третью (расширяющуюся) - лесенку Скрипалева. Крепко подвешенная горизонтально за обе стороны на высоте матросская лесенка может стать "динамичным рукоходом", а закрепленная по вертикали - "динамичной шведской стенкой". Мы, посмотрев, как ловко Забава карабкается по матросским лестницам по вертикали решили ни одну из наших не крепить. Папы более маленьких детей, приходящих в нам гости, просто "крепят" ее ногой на время, чтобы дать ребенку комфортно залезть. - совершенно уникальный снаряд, один из любимейших у нашей дрочери, как бы он не был подвешен.

Эта (расширяющаяся) лесенка крепится снизу и сверху. В нашем случае на небольшой веревочной петле через карабин она закреплена к нижней перекладине шведской стенки, хотя мы попробовали не менее пяти разных подвесов этой лесенки и все они были довольно удачны, прежде чем выбрать текущий. По ней сложно подниматься, потому что внизу лесенка довольно неустойчива и ее сильно болтает, но устойчивость возрастает кверху. Дочь любит не только лазить по ней вверх и вниз и использовать ее для переходов, но и висеть и кувыркаться на отдельных ее перекладинах (фотографии есть ниже).

Сложный и интересный снаряд (каучуковый жгут с арматурой внутри, устойчив к улице и растяжению, пружинит). К сожалению, очень мало распространен (вы замучаетесь искать ее в гугле), поэтому отсылаем все к тому же Олегу Скрипалеву (ссылка на его сайт была выше). Стоит тысячу с небольшим. Подвешивается лиана так, чтобы ребенок до нее едва доставал руками. Дальше варианты прыганья: держась широким хватом руками, подмышками, сидя. Дома у нас таких две (потолще и потоньше, для взрослых и детей), но работают они хуже, потому что подвешены как-то отдельно от других снарядов (будет повод переосмыслить это, когда вернемся с дачи). На даче мы повесили всего одну лиану, но обеспечили к ней доступный "подход" (с матросской лесенки). Сесть на лиану с земли ребенок сам не может (если подвесить так низко, то при раскачивании он будет садиться попой на землю), а прыгать сидя - самое интересное. Ребенок старается на нее попасть: или просит взрослого (мы обычно не ведемся, почему - читайте внизу). Или перелазит откуда-нибудь.


Вся конструкция динамична и требует ловкости. Она может подпружинить и "хлопнуть" по корпусу, если допустить неловкость (это огорчительно, но не опасно). Зато "бонус" за успешное лазанье - эффект обезьяны. В общем, 4-х летка справилась с освоением этого снаряда за 2-3 дня с минимальной страховкой, научилась перелазить на него без страховки и научилась проводить на нем какое-то время, прыгая, качаясь и вдохновляя других детей. Для гостей же снаряд оказался сложным: очевидно, чтобы наловчиться залазить на него требовалось немного потренироваться, а лазанье в режиме гостей всей компанией отвлекало внимание на снаряды, где что-то "изобразить" получалось сразу.

Еще один динамичный снаряд, который может использоваться и как турник (в случае виса), и как качель (если сесть на него сверху). Стоит этот снаряд буквально три копейки и в комплексе можно использовать его несколько раз (мы планируем добавить еще одну). Трапеция позволяет "перелететь" со снаряда на снаряд и этим ценна для включения в сложные маршруты лазанья. Повторения не будет, если повесить трапеции на разной высоте, трапеции тогда будут "работать" по разному. Мы повесили трапецию так, чтобы Забава не могла достать ее с земли, но могла легко с трапеции на землю спрыгнуть.


В нашем комплексе трапеция доступна с матросской лесенки, турника и шведской стенки, а также с одного из верхних рукоходов, а с трапеции доступна также дисковая качель. Дети постарше пытаются раскачаться на трепеции сильнее, чтобы дотянуться ногами до колец. Надо сказать, что подвеска снарядов зависит от роста и, конечно, сделана нами под нашего ребенка. Наблюдая детей разного роста (то как они используют наши снаряды) мы восхищаемся их фантазии: если то, что сложно для Забавы для них оказывается слишком просто, то они находят какой-то другой способ использования снаряда и задача в целом для них не упрощается.

Канат в комплексе используется двумя тремя основными способами: как качель (для этого снизу каната надо завязать петлю), как путь наверх или вниз (к рукоходу или гнезду и, соответственно способ быстро "соскользнуть" с них вниз) или как промежуточный снаряд для перемещения по горизонтали (например, с колец на матросскую лесенку). Первоначально канат для ребенка сложен. Даже по шесту забраться наверх ребенок может только тогда, когда уже "наберется" некоторая ловкость и сила рук, а канат, в отличие от шеста, еще и динамичен.


Будет ли использован и любим канат ребенком зависит от нескольких параметров. Во-первых, материал, из которого канат сделан. В большинстве уличных игровых комплексов канаты синтетические - они не очень приятны для рук и не очень ухватисты (скользят). Как и матросские лестницы канаты имеют свои корни в корабельных снастях, где их делали из пеньки. В строительных магазинах нам удавалось найти пеньковую веревку большого диаметра - она жесткая, но не скользит и довольно ухватиста. Мы в своем комплексе использовали два каната, сделанных из хлопковой веревки большого диаметра, купленной также в строительном магазине. Соотношение цены к готовому канату примерно 1:4 (веревка очевидно дешевле готового изделия). Готовый канат для детских комплексов существует нашего диаметра (примерно около 30 мм), бывает толще (32-34 мм) и на наш взгляд потолще было бы лучше. Но, зная, что наш "домашний" готовый канат пока слабо используется, мы решили поэкспериментировать. Один из канатов мы завязали на конце петлей как качель, другой - узелками по длине для лазанья. Сама я против узелков, мне кажется, что они скорее мешают (ведь особенным удовольствием в использовании каната является скольжение по нему вниз), но мужчины нашего семейства меня переубедили. Еще один важный параметр: где конкретно подвешен канат. С моей точки зрения, поскольку снаряд сложный (требует освоения), его место должно быть незаменимым. То есть он должен быть включен в какой-нибудь маршрут, где его использование дает много преимуществ, а не использование создает трудности (заставляет лезть в обход). Логика очевидна: если канат есть чем заменить, то его заменят. У нас с одним из канатов так и получилось. Он висел на одной из сторон средней перекладины в качестве "дороги вниз" и, в качестве таковой, регулярно использовался. Но, стоило нам сделать на стоящем рядом брусе альтернативный путь - альпинистские зацепы - как канат перестал использоваться. По зацепам спуститься пусть не проще, но интереснее. Дети постарше стали использовать этот канат как опору для прыжков вниз. С перекладины 1,30 метра ребенку ростом около метра спрыгнуть было страшновато, а вот взяв в руки канат, он это легко делал. Наконец, в отношении каната как качели все еще более очевидно. Такой канат должен висеть подальше от столбов-опор, тогда его главное преимущество - возможность качаться на все 360 градусов - будет максимально использовано.

Наверху всей нашей конструкции навязана сеть-гнездо, которую мы тоже на заказ получили от Олега Скрипалева (под наши размеры). Источником идеи послужила небольшая сеть, натянутая у нас дома (там она размером с гамак, здесь - примерно 1,30 метр на 2,50 метра). Домашнее гнездо стало для нас любимым: дети (Забава с гостями) таскают в него игрушки, а Саша смотрит в нем фильмы. На даче задумка была аналогична, но воплотили мы ее, что называется, принципиально "на вырост".


Принципиальное назначение этой сети, подвешенной на высоте около 2,5 метров, очевидно: это путь назначения высотных снарядов. Попасть в гнездо можно через бортик со шведской стенки (путь для взрослых) или в одно из двух отверстий лазов с некоторых высотных снарядов: обеих матросских лесенок, короткого вспомогательного рукохода (сделанного специально для усложнения возможных путей), альпинистских зацепов на столбах. Потенциально добавится еще гладиаторская сеть и расширяющаяся веревочная лесенка, их мы ждем. В общем, чтобы было зачем лезть наверх. Второе назначение тоже понятно. Сеть большая (может залезть несколько детей или взрослый с ребенком), в ней можно устроиться (прихватить плед и подушку) и почитать книжку или поиграть. На высоте, наблюдая за округой и садом. Это, конечно, не "домик на дереве" (он нам предстоит), но тем не менее довольно удобное гнездо, в котором можно расслабиться и уединиться. В 4 года мы не провоцировали Забаву лезть туда, в то время ее ярус был средний и нижний. Она у нас осторожная и аккуратная, и мы это ценим. Некоторых детей родители подсаживают в сеть, но мы не торопились. Зато в 5 лет она стала залазить в гнездо всеми доступными способами (со всех веревочных лестниц, сетей и шведской стенки), даже теми, которые нам (взрослым) уже кажутся недоступными.

Альпинистские зацепы

Идея "нецелевого" использования альпинистских зацепов пришла в голову моей маме (Забавиной бабушке), когда она наблюдала, как Забава держится за столб, стоя на перекладине, и пытается дотянуться до каната: вот если бы ей было за что дополнительно уцепиться... Как это не за что? Есть же специальные штучки для этого, устойчивые к влаге, зиме, перепадам погоды, сделанные, чтобы использоваться где угодно, в том числе на улице. Мы обалдели и решили идею воплотить.


Купили штук 20 зацепов и разместили их по столбам: тут и там. Где-то в помощь, где-то в усложнение маршрута. Мы смотрели туда, где дочь пылась оттолкнуться ногами от столбов или держаться за них руками: по пути к канату, гнезду или шесту. Вокруг столба у шведской стенки, который она пыталась "облезать" чтобы оказаться в другой ее плоскости. У колец, чтобы держась за них, переберая ногами по столбу, задирать на перекладину ноги, как альтернативную "тропу" на среднюю перекладину. В общем, мы экспериментировали. Пока "победили" снаряды по проще, но, то тут то там, то один ребенок, то другой да ухватится за эти зацепы. В целом, изучив рынок зацепов, мы поняли, что за близкую нашему комплексу цену (около 20 тысяч по нынешним временам) можно сделать отличный дачный скалодром своими руками, используя пустую стену дома (естественно, уличную). Тема прикольная, а производители зацепов консультируют по созданию собственных скалодромов, а не только продают готовые (цена готового и собственного скалодрома будет сопоставима, но свой сделать прикольнее). Мы решили, что это наша перспектива на пару лет вперед, когда Забава разовьет тело и освоит свой спортивный комплекс в совершенстве.

Нужны ли вообще спорткомплексу качели (как таковые)? Вопрос спорный, потому что любой ребенок старше двух лет будет склонен использовать как качель вообще все, что способно качаться. Любимыми "качелями" нашего спорткомплекса являются матросские лестницы, лианы, канат с завязанной петлей и даже кольца. Все, что угодно, все, что динамично подвешено. Дети очень любят качаться: у нас по всему саду развешены гамаки, на веранде никогда не простаивает без дела великолепная качель-тарелка диаметром около метра, когда-то давно купленная нами в ИКЕА (она развлекает нашу дочь, когда взрослые засиделись за обедом или за чаем, ей хочется быть рядом, но не хочется сидеть неподвижно) и, конечно, есть на чем покачаться на каждом этаже нашего дома (на случай плохой погоды). Ключевой момент: это все (для качания) висит у нас отдельно: дома или по саду. Зачем качели лепить в комплекс, если они прекрасно могут быть использованы отдельно (сами по себе), а в маршруты для лазанья их встроить сложно? Мы решили оставить в комплексе только две качели, нещадно выкинув из него излишек. Оставили мы обычную деревянную качель для "малышей" и дисковую качель. Зачем?


Назначение "малышковой" качели очевидно: она нужна большей частью для малышей (и у нас висит очень низко, чтобы ребенок Забавиного роста (93-94 см) сам мог на нее залезть и качаться, отталкиваясь от земли ногами). Аргумент понятен: многие наши гости приезжают с несколькими детьми, и, пока те, кто уже способен лазить, лазят по верхам комплекса, малышей надо занять чем-нибудь рядом и внизу. Развести, так сказать, разных детей по разным зонам. С дисковой качелью дело обстоит по другому.


Дисковая качель - снаряд исключительно простой и дешевый в изготовлении. Это просто диск на веревке. Диск не очень большой (хотя я своей взрослой попой на него вполне уместилась и даже удивилась, что он вполне удобный). На веревке не очень толстой (она не должна заменять канат). Качание на такой качели оказалось ни на что не похоже. Во-первых, диск не устойчив - с нее можно слететь, хотя высота такая, что от падения вреда не будет, то есть надо балансировать и удерживаться ягодицами (в общем, развивается не только вестибулярка, но ноги и попа). Во-вторых, как и канат с петлей, эта штука имеет диапазон раскачивания 360 градусов - полная свобода для полетов. И в третьих, снаряд настолько минималистичен и висит так низко, что не пересекается в своем пути почти ни с чем: врезавшись в висящую веревку ее просто отклоняешь, не ударяешься, а диск остается ниже места столкновения. Повесить же дисковую качель в доме или на дереве сложнее: нужно, чтобы траектория не пересекалась ни сто стенами, ни со стволом. Понятно, что место такой качели - где-то по центру комплекса. Может ли она встроиться в маршруты лазанья? Сложно, но скорее да. Не то, чтобы на нее было удобно перебираться, но дети постоянно пытаются - это вызов.

Сложные маршруты лазанья

Мы столько уже здесь писали про сложные маршруты, что, я думаю, все итак стало понятно. Просто подведем итоги. Комплекс будет жить каждый день и не надоедать, если обеспечит высокую вариативность лазанья. Не только снаряды для рук и ног, но и "пищу для мозгов". Когда ребенок придумает план ("Мама, приходи смотреть как я перелезу с лесенки на трапецию, там покручусь, а потом, как обезьяна, перелезу на турник" - это уровень планирования, доступный уже 3-х летке). Такие маленькие победы, маленькие связки и элементы маршрутов со временем складываются в целостную систему, если обеспечить с каждого снаряда 3-4 возможных перехода, то такая система остается "открытой" - бесконечно вариативной, не замкнутой. Тогда лазить не надоедает, даже если ребенок на комплексе один. По мере роста ребенка (а комплекс, при модификации снарядов, высоты и расстояния их подвешивания, может оставаться актуальным вплоть до подросткового возраста), маршруты, конечно, будут меняться, обеспечивая необходимый вызов. Олег Скрипалев рассказывал про большое "Магелланово путешествие" своего детства: когда ему было нужно обойти все снаряды комплекса по кругу, ни разу не спускаясь на землю. Все эти задачи, которые сам себе ребенок ставит, становятся все более сложными. Это и развитие уровня притязаний и развитие ловкости и силы. В общем, чтобы создать такую систему надо подумать и тогда, когда ребенок будет ею пользоваться, у него будут развиваться не только мышцы, но и мышление, а также планирование и постановка адекватных задач. Надо ли говорить, что попытка просто повесить снаряды в ряд является в этой связи системной ошибкой: он упрощает всю идею, сводит ее на уровень простых повторений и двигательных навыков. Что больше всего притягивает нас в выступлениях и спортсменов-гимнастов и цирковых артистов? Конечно, поток движений, их связанность в единый номер, перетекание одних элементов в другие. Это же как танец! Всегда восхищает работа того, кто этот "танец" придумал. А где появляются такие выдумщики? Это умение сделать из злементов движений единый целостный "поток" не дается с рождения, его тоже нужно развивать. Конечно, в среде, допускающей вариативность.

Безопасность на комплексе

1. Когда начинать? Многие родители боятся падений и держат маленьких детей подальше от снарядов. На картинке снизу на наших колечках висит девочка 2-х лет, ее туда никто не подвешивал. Она сама подошла, сама достала кольца (встав на носочки с земли), сама повисла, сама подняла ножки к кольцам, повисела и опустила ножки вниз тоже сама, безопасно спустившись со снаряда. Сама повторила этот цикл десятки раз. Мама этой девочки позволила ей лазить так рано, как она сама захотела, а поскольку она растет с братом 4-х лет, то ей было за кем "тянуться". Если меня спросят: у кого выше шанс травматизма (не только на снарядях, но и по жизни), у этой девочки или у тех, кого мамы полазить самостоятельно не пускают, то ответ очевиден: эта девочка замечательно ловкая, знает свои силы, умеет правильно падать.


Псевдо-логичные суждения мам 2-х леток: "О, тут есть качель, это как раз для нас, остальное нам рано!", "А почему эта качель висит так низко? Ребенок же цепляется ногами?", "Моя дочь слишком тяжелая для этого лазанья (про массивного ребенка)". В этих суждениях скрыты противоречия. Во-первых, если сейчас рано, то как она узнает, что время пришло, если ребенок не будет развиваться постепенно? В 2 года начинать проще, чем в 6 (элементарно падать ниже). Во-вторых, если ребенка всегда только качать на качелях, то как он научиться качаться сам? Конечно, ребенка можно и нужно качать на качелях повыше. У нас для этого есть гамаки, в которых удобно и качаться самостоятельно, и качать их из вне. А вот навык качаться, отталкиваясь от земли, трудно получить на дворовой площадке, ведь качели должны быть отрегулированы под рост конкретного ребенка. Детям остается учиться качаться за счет перемещения центра тяжести (что прекрасно в летних условиях, но сложно выполнимо в объемной зимней одежде). В-третьих, если ребенок рыхлый и (или) тяжелый, то ему как раз надо лазить (и побольше двигаться), иначе как он станет сбалансированней и крепче? Заставить его двигаться в 3-4 года будет сложно, а вот в 1,5-2, когда ему все интересно, он мало расстраивается от падений (с высоты своего роста, конечно) и еще не отбито природное любопытство он воспринимает свой (возможно избыточный) вес как данность и пытается с ним совладать. Если дать ему такую возможность, то к 3-4 годам избыточного веса и рыхлости уже не останется или, если конституция все же такова, она будет сбалансирована набранной силой рук и ног. Производители комплексов "Ранний старт" предлагают начинать с 7-ми месяцев. Мы купили "ранний старт" в 8-мь месяцев и поняли, что они правы (можно было и раньше), притом, что мы вовсе не торопили дочку ходить рано, просто были некоторые снаряды (например, горка), по которым она очень любила ползать, а ручки хорошо тренировались на первых турниках. Вопрос в том, что к 2 годам она этот комплекс переросла. Менее, чем в 2 года (примерно в 1 год 8 месяцев) мы сделали полноростовой (в потолок) комплекс у нас в квартире . Конечно, в полный рост он стал использоваться годам к трем (у Забавы не было никаких ускоряющих провокаций), но к этому времени она уже хорошо освоила нижний ярус: руки были сильными, а мозги - осторожными. Итак, мы считаем, что начинать надо рано.

2. Поменьше провокаций взрослых и побольше хороших собственных примеров.
Второй принципиальный вопрос: надо ли ребенку на комплексе помогать? Ответ на него очень тонкий. Помогать немного можно, только нужно стараться при этом не провоцировать ребенка делать то, к чему он еще морально и физически не готов и не надо снимать с него ответственность за свою безопасность. Хороший пример: детям показали как виснуть на перекладине вниз ногами, держась руками.


Результатом стало поголовное освоение этого приема Забавой и ее гостями, многократно показанной выше в разделе о турниках. Плохой пример: при этом же висе спровоцировали ребенка раньше времени (пока сам не понял, что это возможно и сам не понял как фиксировать ноги) отпускать руки. Результатом стало падение при попытке их отпустить самостоятельно (хорошо, если ребенок тренированный, то он успевает вывернуться в этом падении и приземлиться на корточки, а не на спину или голову). Во избежание такой "неготовности" и "спровоцированных падений" я вообще избегаю помогать ребенку физически. В крайнем случае (в случае прямой настойчивой просьбы ребенка, который сам этот элемент заранее придумал) стою и страхую рядом (не трогая ребенка) или подставляю свое плечо или руку в качестве дополнительной опоры, не принимая на себя центр тяжести (вес) ребенка. Лучший способ показать новый прием - это вообще-то сделать его самим - как в примере с тремя турниками Никитиных (или чтобы прием сделали более старшие дети). Дети перенимают друг у друга приемы очень быстро, но, когда они делают это сами (без провокации), то они обычно чувствуют свои ограничения и возможности. Точнее изначально дети способны их чувствовать, если эту чуйку не сбить.


Как же можно эту природную чуйку своих сил и возможностей сбить? Элементарно. Все мы постоянно видим на площадках мамочек, которые поднимают на руках своего годовасика на двухметровую горку, а потом с улюлюканьем ловят его внизу. Это принято повсеместно. Когда ребенка как вещь поднимают, катают и ловят он привыкает, что его поймают всегда, ломается инстинкт самосохранения. Если ребенок в год учится потихоньку залазить по ступенькам на эту самую горку самостоятельно (две ступеньки вверх - одна вниз, часто он просто лазит вверх-вниз бесконечно), то он в каждый момент времени чувствует, что ему доступно. Забава, таким образом, к катанию с высоких горок пришла к 2-м годам, и никогда я не засовывала ее наверх, я ждала, когда подъем и спуск с лестницы станет для нее доступным и когда она сама захочет скатиться. Несколько раз я ловила себя на зависти, когда видела что Забавина ровестница смело лезет куда-нибудь вверх. И сразу понимала свою ошибку, когда эта же ровестница на спуске падала с высоты и, например, подворачивала ногу. Тогда я радовалась, что моя дочь не "без тормозов", хотя тормоза ее были внутренние: мы не только не провоцировали ее лезть на высоту, но и не "осекали", когда она, наконец, на это решалась.


Таким образом, мы не снимали с дочери ответственность за безопасность. Сейчас она осторожнее большинства детей, например, в нашем комплексе она не лазит в гнездо и на рукоходы. Мы и не провоцируем: настанет время, залезет сама, пусть сначала натренируется по низам.


Этот принцип, казалось бы очевиден. Качель не должна врезаться во что-нибудь жесткое. По возможности нужно допустить, чтобы несколько раскачивающихся снарядов были использованы одновременно. Видимо об этом думали те, кто проектировал линейные комплексы (дети не будут врезаться), но они недооценили потребности ребенка и возможности комплексов. Не нужно загоняться тем, чтобы траектории снарядов не пересекались никогда, нужно подумать о том, где 3-4 детей смогут лазить или качаться одновременно, не врезаясь друг в друга, пока другие снаряды (требующие места) дождутся своей очереди.


Многие вещи, например, будет ли траектория движения раскачивания лианы пересекаться с подвешенной диагонально матросской лесенкой, видны по месту лучше, чем на эскизе. У нас проектирование было трехэтапным: эскиз, воплощение (проверка), корректировка. Несколько снарядов по мере использования были нами сдвинуты.


Больше все это касается, конечно, обуви, чем одежды, детская дачная одежда как правило достаточно удобна. Наверху есть фотографии, где Забава качается на дисковой качели в резиновых сапогах. Это исключение, безусловно. Был дождливый день и Забава просто покачалась, проходя мимо. На домашнем комплексе принцип "лазить босиком" очевиден. На 99% случаев мы придерживаемся этого принципа и на даче. Если дети пришли в сандалиях на плотных ремешках, это еще допустимо, но, конечно, никаких каучуковых тапочек типа "Кроксов" или сланцев. Говорить об этом, кстати, почти никогда не приходится: как правило дети сами скидывают тапочки и бегут лазить. Им сложнее, если погода на улице холодная и дождливая и под сапогами еще одеты носки и колготки. В этом случае, конечно, лучше кроссовки или ботинки, чем резиновые сапоги (мы стрижем траву под комплексом пониже). Ребенок должен хорошо чувствовать свою стопу и обувь не должна скользить по снаряду. Ну а в нормальный теплый летний день удобная одежда на дачном спорткомплексе минимальна. Как говорит наша Забава: "Сегодня цирковистка забыла одеть костюм, но ничего, представление все равно состоится!"

6. Если начались капризки, лучше поменять занятие. Все родители знают, что иногда дети играют, а иногда - заигрываются. Особенно это видно, когда несколько детей играют одновременно. Любой родитель чувствует, что довольные крики сменились истеричными: еще чуть-чуть и начнут набивать себе и друг другу шишки. В этот момент детей нужно отвлечь от комплекса и переключить на другое занятие, для нас это очевидно.

7. Учимся падать. Про это так хорошо написано у Никитиных , что не хочется даже повторять. Когда ребенок лучше всего приспособлен к падению (с высоты своего роста)? Как ни странно, в возрасте около года, когда учится ходить. Его тело настроено на то, что ему придется падать каждый день по много раз и переносит падения без травм, его психика тоже на это настроена, он почти не расстраивается, просто встает и идет дальше. Аналогично с низкими снарядами, вроде низких турников или подвешенных низко колечек: когда ребенку 1,5-2 года и он делает только то, что ему по силам, он будет падать, но не будет травмироваться (я не рассматриваю случаи, когда ребенок "улетает" с горки, на которую его на 80% подсаживала мама). Ребенок сам по себе будет открывать высоту постепенно и постепенно тренироваться в правильных падениях. Если моя дочь срывается с турника в 4 года (со среднего, на высокий она не лазит), то она изгибается в воздухе и приземляется как кошка. После этого могут последовать слезы, но это слезы досады, а не боли: она не любит, когда что-нибудь у нее не получается (конечно, 3-4 летки в этом отношении уже очень мнительны). Аналогично высотам очень медленно и постепенно прирастают скорости. Когда ребенок учится падать он только ходит, когда он прыгает, носится и бегает, его падения как правило уже физиологичны. Тем более - прыжки с высоты, которые так любят старшие дети. Мы не можем изолировать, защитить или запретить (некоторые родители могут - мы не можем, мне было бы страшно, тогда он не будет подготовлен к амплитудам взрослых движений и падений со взрослого роста). Но мы можем позволить потренироваться "с нуля". Очевидно ли это? К сожалению, нет. Иначе мы бы не видели на детских площадках детей, которых водят за капюшон (чтобы не упали) или постоянно тягают за руку (не ребенок держит маму за руку или палец, а мама крепко держит его обхватом, чтобы не оступался и подскальзывался). Про это у Никитиных ("Мы, наши дети и внуки") тоже очень много, но нам все это было понятно и без Никитиных. Нужен ли в спорткомплекс мягкий мат? Спорный вопрос, но ответ аналогичен: "Как правило, нет". Идеальным покрытием для дачных спорткомплексов и их "рабочего радиуса" является трава или песок. Естественно, это не камень, щебенка или бетон. Покрытие, о которое не зацепишься и не прокарябаешься. Покрытие городских детских площадок нам не кажется идеальным для дачи: в городе оно выполняет другие функции, там нужно сохранить оазис чистоты в грязный и слякотные сезон. Дачный сезон, как правило, кончается задолго до осенней грязи и зимней слякоти. Мы выбрали траву.

Детский сад у нас на даче

Конечно, комплекс притянул к нам на дачу соседей и друзей. "Детский сад" в нашем случае понятие фигуральное, ведь на спорткомплексе с большим удовольствием лазят и школьники, расширяя, таким образом, социальное окружение нашей Забавы.


Что до меня, мне кажется, что дачные дети, носящиеся по территории и с участка на участок: тут песочница, там - "лазилка" (так они сами называют спорткомплекс), тут домик, там - пруд или батут, - это и есть детство. Так что приезжайте, друзья, пока еще не кончились летние теплые дни, покажем, расскажем, просто отдохнем вместе и дадим детям полазить! Мы с Забавой будем в восторге!

Спорткомплекс на даче: второй сезон (продолжение, лето 2018)

Прошел год. Снаряды, упакованные на зиму в контейнер, были снова вынуты и повешены на спорткомплекс. Мы докупили еще трапецию, кольца, расширяющуюся лесенку и гладиаторскую сеть. Оптимизировали подвес. Добавили сбоку (не внутри конструкции) родительский гамак, чтобы проводить рядом время, пока дети лазят.


В результате у нас получилась конструкция на 24 снаряда минимум (если считать разбросанные по опорам альпинистские зацепы за один снаряд, а каждую прекладину или шест отдельно). Итого теперь у нас: пять перекладин, два шеста, два рукохода, одна гладиаторская сеть, одна шведская стенка, два рукохода, два каната, две трапеции, двое колец, двое качелей, одна расширяющаяся лесенка, одна большая сеть-гнездо, не менее 20 штук альпинистских зацепов и сбоку гамак. Нашей дочери "стукнуло" пять, родился сын. Усложнились и игры. На сегодняшний день дочь освоила все снаряды и полную высоту комплекса, за исключением рукоходов (она на них висит, но проходить рукоходы пока опасается, хотя на детских площадках рукоходы уже стала проходить - ей хватает силы рук, но наш висит выше и она осторожничает).

Любимых "долгоиграющих" игр сейчас у нас две:
1. Путешествие Магеллана. В одиночестве и в компании. Это "кругосветное путешествие" во время которого нужно пройти все снаряды, ни разу не спустившись на землю. Сложность заключается в том, что комплекс в принципе лучше проходим для того ребенка, которому сняряды подходят по росту, а более высоким детям сложно пройти колечки, например, которые подвешены ниже и "провоцируют" их коснуться земли. То есть Забава легко справляется с этой задачей (но только после того, как смогла подняться на максимальную высоту других снарядов), а старшие дети на том же самом деле прокалываются, хотя какие-то другие снаряды им пройти легче. Решение заключается либо в том, чтобы подвешивать сняряды на компромиссную высоту, либо в том, чтобы заканчивать малопроходимым снярядом. Усложнять задачу можно бесконечно, например, вводя условия, что нельзя использовать повторно снаряд более двух раз, или повторно можно использовать не более 5-ти снярядов, или повторно нельзя использовать ничего. Или что с каждого снаряда нужно уходить не тем же путем, что пришел. Возможно в каком-то из этих видов задача окажется не решаема, ну да дети найдут свои лазейки или оптимизируют ее правила.
2. Цирк. Можно играть в одиночестве со зрителями. Продаются билеты, готовятся зрительские места, десерты. Мы сидим и смотрим как лазит дочь, которая должна продержаться определенное время, не слазя на землю и не останавливаясь. Ей почему-то нравится время "час". Удивительно, но для нее этот час проходит вполне незаметно, а мы успеваем спокойно рядом попить чай, если припасли его заранее. У дочери есть излюбленные пути и есть новые номера (вызов), о чем она не ленится заранее прокричать, чтобы привлечь наше внимание. Если надо "добавить куража", то я включаю режим комментатора (как и в Магеллановом путешествии). Можно вместо "комментатора" включить музыку для двигательной импровизации, это у нас хорошо идет после танцевальных занятий. В целом есть ощущение, что дочь сделала в своей ловкости и лазучести кардинальный скачок и что есть еще много куда расти. И, чтобы было куда расти бесконечно, мы время от времени ходим в настоящий цирк и показываем ей настоящих гимнастов и акробатов.

Ссылки

  1. Скрипалев В.С. Наш семейный стадион
  2. Павлова Е.Н. Домашний спорткомплекс своими руками или на заказ
  3. Спорткомплексы Скрипалева. Спорткомплексы по индивидуальному проекту. Своими руками и на заказ

Индивидуальные консультации



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Jtcase - портал о строительстве