Jtcase - портал о строительстве

Морфологические нормы деепричастий касаются особенностей образования и употребления деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Деепричастия совершенного вида.

Деепричастия совершенного вида обычно образовывают с помощью прибавления к основе инфинитива суффикса -в: разливать - разлив, сохранить - сохранив, поредеть - поредев.

  1. Есть глаголы совершенного вида , от которых деепричастия могут образовываться с помощью суффикса -а/-я или -ши,-вши : зайти - зайдя, глядеть - глядя, прислонять - прислонившись.
  2. Ещё в начале ХХ века употребление деепричастий совершенного вида с суффиксами -а,-я было скорее нормой, чем исключением. Такие формы часто можно встретить в произведениях русских классиков, например, М.Горького (подойдя, сойдя, наклоня ), но за столетие эта норма литературной речи изменилась.

Деепричастия несовершенного вида.

Деепричастия несовершенного вида образуются при помощи суффиксов -а/-я:

плакать - плача, скакать - скача, желать - желая .

  • Раньше глаголы несовершенного вида образовывались с помощью суффиксов -учи/-ючи, поэтому большинство таких форм деепричастий считаются устаревшими, но есть деепричастия, которые до сих пор сохранили такую форму: будучи, жалеючи, играючи, крадучись, едучи, идучи.
  • Не от каждого глагола несовершенного вида можно образовать деепричастие . Обычно это глаголы, у которых в инфинитивной основе нет гласных: бить, ткать, вить, жать, гнуть, врать, есть, жечь, ждать, пить, лить, мять, спать, рвать, лгать, шить, тереть.
  • Глаголы несовершенного вида , оканчивающиеся на -чь и -нуть , также не образуют деепричастий: мочь, печь, жечь, беречь, вянуть, стричься, сечь, стеречь, мёрзнуть, крепнуть, тянуть, пахнуть, мокнуть, глохнуть, гаснуть.
  • Следующие глаголы также не могут образовывать деепричастия несовершенного вида: пахать, петь, арестовать, колоть, бежать, родиться, хотеть, лезть, стыть , а также вязать, казаться, лизать, весить, резать, плясать, чесать.

Ошибки при образовании деепричастий обычно заключаются в том, что суффиксы, с помощью которых образуются деепричастия, часто путаются. В просторечии часто можно услышать следующие некорректные формы деепричастий : положа телефонную трубку, скакая, спася и др. В то же время, до сих пор сохранились фразеологизмы, в которых подобные устаревшие формы деепричастия ещё сохранились: очертя голову, положа руку на сердце.

Как и причастие, деепричастие может быть рассмотрено как самостоятельная часть речи или как особая форма глагола. Мы исходим из понимания причастия как глагольной формы.

Деепричастие - это особая форма глагола, которая обладает следующими признаками:

1. Обозначает добавочное действие , отвечает на вопросы что делая? или что сделав?.

2–3. Имеет грамматические признаки глагола и наречия .

К признакам глагола относятся вид ( читая - НСВ, прочитав - СВ), переходность ( читая книгу - переходн., сидя на стуле - непереходн.) и возвратность ( умывая - невозвратн., умываясь - возвратн.). Кроме того, деепричастию свойственно такое же управление , как и остальным глагольным формам: читая / читать / читал / читающий книгу, но чтение книги.

К наречным признакам деепричастия относятся неизменяемость (деепричастия не имеют морфологических признаков наклонения, времени, лица, рода, числа, свойственных спрягаемым формам глагола, и не склоняются, в отличие от причастий); синтаксическая функция деепричастия - обстоятельство ; в предложении деепричастие зависит от глагола.

Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос что делая? и обозначают действие, одновременное с другим действием (например, с тем, которое обозначено сказуемым): Стоя на табуретке, он доставал книги с верхней полки.

Деепричастия НСВ образуются от глаголов НСВ от основы настоящего времени с помощью формообразующего суффикса -а(-я).

У глагола быть деепричастие образуется с помощью суффикса -учи от основы будущего времени: буд-учи . Этот же суффикс используется для образования стилистически окрашенных вариантных форм деепричастий у некоторых других глаголов: игра-я - игра-ючи .

Деепричастия несовершенного вида есть не у всех глаголов НСВ; так, не образуются деепричастия НСВ:

- от глаголов на -чь: печь - пекя ( печа );

- от глаголов на -нуть: вянуть - вяня ,;

- от некоторых глаголов на шипящий в основе настоящего времени: писать , пишут - пиша , лижут - лижа (но наречие лёжа);

- от глаголов с основой настоящего времени, состоящей только из согласных, и производных от них: пить , пьют (пj-ут) -п ь я.

У глагола давать деепричастие образуется от особой основы: давая (даваj-а).

Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос что сделав? и обозначают действие, предшествовавшее действию основного глагола: Встав на табурет, он достал книгу с верхней полки.

Деепричастия СВ образуются от глаголов СВ от основы прошедшего времени с помощью суффиксов

В от глаголов с основой на гласный: сдела-в ,

Вши от возвратных глаголов с основой на гласный (либо устаревшие, стилистически не нейтральные деепричастия типа увидевши, поглядевши и т. д .): умы-вши-сь,

Ши от глаголов с основой на согласный : испёк-ши .

У некоторых глаголов существуют вариативные формы деепричастия СВ: одно образуется по описанной выше схеме, другое - прибавлением суффикса -а(-я) к основе будущего времени: нахмури-вши-сь - нахмур-я-сь .

Глаголы прочесть, обрести не имеют образованного стандартным способом деепричастий, вместо которых используются деепричастия прочт-я, обрет-я , образованные от основы простого будущего времени с помощью суффикса -я.

Двувидовые глаголы могут иметь два деепричастия, образованные по правилам образования деепричастий НСВ и СВ, например:

обещать: обеща-я - НСВ, обеща-в - СВ,

женить: жен-я - НСВ, жени-в - СВ.

Деепричастие должно указывать на действие того предмета (лица), который назван подлежащим, причем этот предмет (лицо) должен быть субъектом двух действий - названного в сказуемом и в деепричастии. Если эти требования не соблюдаются, получаются неправильные предложения типа:

? Выйдя из дома, у меня заболела голова (деепричастие и спрягаемая форма глагола обозначают действия разных субъектов).

? Потерявшись, щенок был вскоре найден хозяевами (существительное в подлежащем является субъектом действия, названного деепричастием, и объектом действия, названного сказуемым).

Деепричастие может называть дополнительное действие, относимое к главному члену односоставного предложения, а также и к другим членам предложения, выраженным инфинитивом, причастием или другим деепричастием. Предложение построено правильно, если дополнительное и основное действие имеют один и тот же субъект. Например: Переходя улицу, следует осмотреться по сторонам.

Морфологический разбор деепричастия

Морфологический разбор деепричастия проведем по следующему плану:

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано

II. Морфологические признаки: а) вид, б) возвратность, в) переходность.

III. Синтаксическая роль

Образец морфологического разбора деепричастия

Потягивая кислое вино, жмурясь от дыма трубки, он хмуро слушал, что говорила ему Зоя. Окончив, она хрустнула пальцами (А. Н. Толстой).

I. Потягивая (что делая?) - деепричастие;

II. Пост. признаки: НСВ, невозвр., перех., неизменяемое;

непост. признаки: нет;

III. Слушал (как?) потягивая (обстоятельство)

I. (что делая?) -деепричастие;

II. Пост. признаки: НСВ, возвр., неперех., неизменяемое;

непост. признаки: нет;

III. Слушал (как?) жмурясь (обстоятельство)

I. Окончив (что делая?) - деепричастие;

II . признаки: СВ, невозвр., перех., неизменяемое;

непост. признаки: нет;

III. Хрустнула (когда?) окончив (обстоятельство)

При образовании форм деепричастий необходимо учитывать следующие моменты.

1. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -а/-я :

брать - берут - беря; плакать - плачут - плача.

· Ряд глаголов несовершенного вида образует также деепричастия с помощью суффикса -учи/-ючи :

будучи, едучи, жалеючи, играючи, идучи, крадучись.

· Однако сколько-нибудь широкого распространения в литературном языке они не получили. Обычно формы на -учи/-ючи воспринимаются либо как устаревшие, либо как средство стилизации народной и старинной речи.

Обратите внимание на формы деепричастия от следующих глаголов: лазать - лазая, плыть - плывя, щипать - щипля, махать - маха (допустимо - маша ), страдать - страдая (в художественной речи можно встретить - страждя ), сыпать - сыпля (допустимо - сыпя ), внимать - внимая и внемля (устаревшее).

· Кроме того, не все глаголы несовершенного вида способны образовывать деепричастия. Как правило, не образуют деепричастий глаголы, не имеющие в основах настоящего времени гласных (ср.: ткать - ткут ):

бить, вить, врать, гнуть, есть, жать (руку), жать (рожь), ждать, жечь, лгать, лить, мять, пить, рвать, слать, спать, ткать, тереть, шить.

· Отсутствуют или не употребляются деепричастия от глаголов с чередованием в основах инфинитива и настоящего времени согласных з-ж, с-ш (ср.: вя з ать - вя ж ут, пля с ать - пля ш ут ):

весить, вязать, казаться, косить, лизать, плясать, резать, чесать.

· Не образуют деепричастий глаголы несовершенного вида на -чь, на -нуть :

беречь, жечь, мочь, печь, сечь, стеречь, стричься, течь, вянуть, гаснуть, глохнуть, крепнуть, мёрзнуть, мокнуть, пахнуть, тонуть, тянуть.

· Не употребляются деепричастия несовершенного вида от глаголов:

арестовать, бежать, колоть, лезть, пахать, петь, родиться, стыть, хотеть.

2. Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива (прошедшего времени) глаголов совершенного вида в основном с помощью суффикса :

купить - купив, решить - решив.

· От ряда глаголов совершенного вида деепричастия образуются с помощью суффикса -а/-я (войти - войдя, вычесть - вычтя и др.) или суффиксов -вши, -ши (обидевшись, огорчившись и др.).

· В подавляющем большинстве случаев употребляются формы с суффиксом : они более кратки и более благозвучны. Неблагозвучность форм типанаписавши особенно подчёркивал М. Горький. Но следует иметь в виду, что у возвратных глаголов обычно существует только одна форма -засмеявшись, закутавшись . Использование суффикса -ши вместо суффикса характерно и для многих глаголов с основой на согласную:вырасти - выросши; спасти - спасши .

· Употребление суффикса -а/-я при образовании деепричастий совершенного вида (ср.: положив - положа, услышав - услыша, заметив - заметя ) было достаточно распространённым явлением в ХIX-начале XX в. Например, такие формы широко использовались М. Горьким: наклоня, подойдя, сойдя и др. В настоящее время многие из этих форм вышли из употребления.

3. Основной ошибкой при образовании деепричастий является использование одного суффикса вместо другого.

Например, в предложении: Я набирала номер, положа трубку - ошибочно использована форма деепричастия с суффиксом . От глаголов с основой на шипящую деепричастия совершенного вида обычно образуются с помощью суффикса , но нормативным вариантом будет форма с суффиксом (положив трубку ).

Достаточно частотными являются ошибки такого рода при употреблении фразеологизмов. Во многих из них встречаются устаревшие формы деепричастий (полож а руку на сердце, очерт я голову ). Произвольная замена таких форм на современные

· формы в некоторых идиоматических выражениях (бросился вон очерти в голову ) является ошибкой!

· Достаточно регулярно в речи наблюдается и так называемое заполнение «пустых клеток», то есть ошибочное образование деепричастий от глаголов, которые в литературном языке не могут иметь деепричастные формы вообще (например: Спя , он вздрагивал ).

Китадзё Мицуси

Деепричастия русского языка образуются от основ настоящего времени или прошедшего времени с помощью специальных суффиксов и не имеют флексий. Бывшие краткие причастия настоящего времени на -а/-я (редко на -учи) воспринимаются как деепричастия несовершенного вида и образуются, как правило, от основ настоящего времени глаголов несовершенного вида, а бывшие краткие причастия прошедшего времени на -в/-вши воспринимаются как деепричастия совершенного вида и образуются, как правило, от основ прошедшего времени глаголов совершенного вида.

Непоследовательность видовой дифференциации формообразующих суффиксов проявляется в том, что при помощи суффиксов -а/-я могут образовываться деепричастия от глаголов совершенного вида, а при помощи суффиксов -в/-вши — от глаголов несовершенного вида:

(1) Но, возвратясь домой, мне сказали ее приказ, что мне отведен угол в нижнем этаже (А. Н. Радищев).

(2) Она уже была от него далеко, как, услыша сей голос, бросилась к нему из всей силы (И. А. Крылов).

(3) Оба мы замолчали, погрузясь каждый в свои размышления (А. С. Пушкин).

(4) Я..., прислонясь к углу домика, стал рассматривать живописную окрестность, как вдруг слышу за собой знакомый голос... (М. Ю. Лермонтов).

(5) Не видав еще Парижа, не знаю, меньше ли в нем страждет обоняние... (Д. И. Фонвизин).

(6) Знав , что девка добродетельна и подарка из рук его не возьмет, положил он в сундук ее украденную вещь (Д. И. Фонвизин).

В современном русском языке эти вариантные формы представляют собой устаревшие формы и являются непродуктивными. Но в литературном языке XVIII — начала XIX в. данные формы имели довольно широкое распространение.

Мы проанализировали частотность употребления в литературных произведениях вариантных форм русских деепричастий и установили, что в отличие от вариантных форм совершенного вида (208), вариантные формы несовершенного вида употребляются очень редко (всего 10: видав — 1, слушав — 3, знав — 2, быв — 4).

Структура художественного текста не подчиняется тем общим логическим законам, которые характерны для научного текста. Художественная логика индивидуальна и определяется автором, для которого процесс создания произведения является и процессом самовыражения. Для автора художественного текста характерна высшая степень свободы языкового употребления.

При построении любого текста наблюдается два процесса: подбор языковых средств в зависимости от установок и интенций говорящего, с одной стороны, и модификации языковых средств в результате их взаимодействия с элементами контекста, с другой. Эти процессы постоянно прослеживаются при функционировании деепричастных форм. В деепричастных формах конденсируется весьма разнообразная семантическая и грамматическая информация, для выражения которой параллельно могут быть использованы различные языковые средства. Автор, предлагая свое видение явления, тяготеет к выбору вариантных форм, к наибольшему отходу от стандартного описания. Таким образом, наша цель состоит в исследовании особенностей употребления вариантных форм деепричастий совершенного вида в художественном тексте, выяснении разницы между деепричастием совершенного вида на -в/-вши (в дальнейшем ДСВВ) и деепричастием совершенного вида на -я/-а (в дальнейшем ДСВЯ) в плане текстовых характеристик.

Выбирая видовую форму глагола, пишущий сообщает о том, какой из семантических компонентов он включает в модальную рамку текста. Как правило, повествовательная функция осуществляется формами прошедшего времени совершенного вида, создающими первый план повествования и ведущими сюжет от завязки до развязки, а также формами прошедшего времени несовершенного вида с описательным значением, создающими фон повествования.

1. Деепричастия и действие персонажа

В художественном тексте деепричастия обозначают признаки действий. Автор часто акцентирует свое внимание на персонажах, играющих главную роль. При этом деепричастия употребляются как средство подробного описания действия и проявлений персонажей, окружающей их обстановки — они способствуют тому, что герои предстают перед читателем более наглядно, выпукло, ярко нарисованными. При чтении художественной литературы мы встречаемся с самыми разнообразными случаями употребления деепричастий:

1) деепричастия, обозначающие восприятие (увидев, взглянув, услышав, посмотрев, заметив, окинув взглядом и др. / увидя, услыша, завидя, очутясь и др.);

2) деепричастия, обозначающие мимику (вздохнув, усмехнувшись, устремив взгляд, вспыхнув и др. / потупя глаза, осклабясь, прищуря, насупясь бровями и др.);

3) деепричастия, обозначающие телодвижения (обратившись, кивнув, понурив, махнув рукою, закурив и др. / обратясь, оборотясь, отворотясь, поклонясь, облокотясь, перекрестясь, подбочась и др.);

4) деепричастия, обозначающие эмоции (обрадовавшись, испугавшись, заплакав / нет);

5) деепричастия, обозначающие мысль (подумав, вспомнив, решив, задумавшись / погрузясь в раздумья );

6) деепричастия, обозначающие познание (узнав, поняв, пережив и др. / нет);

7) деепричастия, обозначающие остановку движения (остановившись, помолчав / остановясь );

8) деепричастия, обозначающие возвращение (вернувшись, возвратившись, воротившись / возвратясь, воротясь );

9) деепричастия, обозначающие речь (сказав, приказав, шепнув, промолвив, вытвердив и др. / простясь, прибавя );

10) деепричастия, обозначающие движение: а) движение с помощью ног: подошедши, прошедши ; б) движение с помощью транспорта: проехав, подъехав, приехав и др. / подойдя, войдя, перейдя, дойдя, зайдя, сойдя и др.;

11) деепричастия, обозначающие непосредственное действие, которое переходит или переносится от агенса к пациенсу (взяв, схватив, отняв, стукнув, ударив, пожав, выдернувши, сняв, одев и др. / захватя ).

Доминирующее положение среди ДСВВ занимают деепричастия, обозначающие непосредственное действие, и, взяв под руку драгунского капитана, я вышел из комнаты (Лермонтов). Среди ДСВЯ чаще всего употребляются те, которые обозначают восприятие (40,9 %): Купцы изумились, видя, как несколько кусков материи... (Гоголь).

2. Деепричастия и изменение ситуации

Обратим особое внимание на «изменение ситуации». Развитие действия, сюжета осуществляется в художественном произведении во взаимоотношениях героев, находящихся каждый раз в определенных ситуациях. Однако не все ситуации равнозначны. Важнейшая роль принадлежит напряженной ситуации, обозначающей переломные, эмоционально окрашенные моменты в развитии действия.

Изменение, вносящее напряжение в ситуацию, характеризуется не только смысловым, но и эмоциональным единством, т. е. воздействием на чувства читателей в определенном плане.

В перфектном значении могут выступать глаголы совершенного вида в форме деепричастий. Деепричастие совершенного вида, примыкая к глаголу, обычно указывает на предшествование (Раздевшись, она села у окна в вольтеровы кресла (Пушкин). ), редко на одновременность (Она сидела неподвижно, опустив голову на грудь (Лермонтов). ) и реже на последовательность (...- прошептал Захар, вздохнув так, что у него приподнялись даже плечи (Гончаров). ) Таким образом, деепричастие совершенного вида может выступать в качестве итога предшествующего действия и являться средством перехода к следующему действию. Иначе говоря, оно участвует в изменении ситуации.

Художественное произведение состоит из ситуаций, в которых персонажи играют определенные автором роли и общаются со многими другими персонажами. Автор организует текст так, чтобы дать читателю возможность не только сопоставить полученные сведения с имеющимся у него опытом, субъективно толковать их, но и сопереживать события, испытывая эмоциональное напряжение. Исходя из этого, мы фокусируем внимание на изменении состояния, вводящем напряжение в ситуацию, в результате чего у читателей и возникает сильное впечатление.

ДСВВ используется с почти одинаковой частотой как при описании действий персонажей, переживающих изменившиеся состояния (41,8 %), так и персонажей, их не переживающих (58,2 %), тогда как ДСВЯ авторы крайне часто используют при описании действий персонажей, переживающих изменившиеся состояния (92,8 %).

Литература

    Нiмчука В. В. Смотрицкий М. Грамматика. Пiдгот. Киiв, 1979.

    Никифоров С. Д. Глагол, его категории и формы в русской письменности второй половины XVI века. М., 1840

    Блумфилд Л. Язык / Пер. с англ. Благовещенск, 1999.

    Величук А. П. Деепричастие в современном русском языке / Русский язык в нерусской школе. Баку, 1958, с. 22–33.

    Самарина Г. Н. Деепричастные конструкции в русской прозе 2-й половины XVIII века. Автореф. дис... канд. филол. наук. Красноярск, 1962.

    Зелинская Г. Д. Причастие и деепричастие в поэтических произведения Г. Р. Державина. Автореф. дис... канд. филол. наук. Минск, 1966.

    Jakobson O. Shifters, verbal categories, and the Russian verb // Selected writings of Roman Jakobson II. The Hague. Mouton, 1971, pp. 140–141 (First published in 1957).

    Буланин Л. Л. Русский глагол. Л., 1967.

    Шведова Н. Ю. Деепричастные обороты // Русская грамматика II. М., 1980, с. 181–183.

    Шмелев Д. Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. М., 1977.

    Лыонг В. Т. Способы выражения орудийного значения в современном русском языке. Автореф. дис... канд. филол. наук. Минск, 1983.

    Ямшанова В. А. Инструментальность и субъектно-объектные отношения // Теория функциональной грамматики. СПб., 1992.

    Бахтин М. М. Проблема текста. Опыт философского анализа // Вопросы литературы. 1976, № 10, с. 137

    Бондарко А. В. Проблемы инвариантности/вариантности и маркированности / немаркированности в сфере аспектологии // Типология вида. М., 1998.

    Чернухина И. Я. Очерк стилистики художественного прозаического текста (факторы текстообразования). Воронеж, 1977.

    Гиро-Вебер М. Вид и семантика русского глагола // Вопросы языкознания. 1990, № 2, с. 102–112.

    Бондарко А. В. Глагольный вид в высказывании: признак "возникновение новой ситуации"// Russian lingustics, 1993, № 16.

    Аристотель. Поэтика / Пер. на русск. // Сочинения, в 4 т. М, 1984, с. 645–680.

    Hopper H. J. Some observation on typology of focus and aspect in narrative language // Studies in language. 1979, V. 3, № 1.

    Лайонз Д. Введение в теоретическую лингвистику / Пер. с англ. Благовещенск, 1999.

    Виноградов В. В. Очерки по истории русского литературного языка XVII–XIX веков. М., 1982.

Доцент университета Киото Сингеё, канд. филол. наук

Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -а/-я :

брать – берут – беря; плакать – плачут – плача.

· Ряд глаголов несовершенного вида образует также деепричастия с помощью суффикса -учи/-ючи :

будучи, едучи, жалеючи, играючи, идучи, крадучись.

· Однако сколько-нибудь широкого распространения в литературном языке они не получили. Обычно формы на -учи/-ючи воспринимаются либо как устаревшие, либо как средство стилизации народной и старинной речи.

Обратите внимание на формы деепричастия от следующих глаголов: лазать – лазая, плыть – плывя, щипать – щипля, махать – маха (допустимо – маша ), страдать – страдая (в художественной речи можно встретить – страждя ), сыпать – сыпля (допустимо – сыпя ), внимать – внимая и внемля (устаревшее).

· Кроме того, не все глаголы несовершенного вида способны образовывать деепричастия. Как правило, не образуют деепричастий глаголы, не имеющие в основах настоящего времени гласных (ср.: ткать – ткут ):

бить, вить, врать, гнуть, есть, жать (руку), жать (рожь), ждать, жечь, лгать, лить, мять, пить, рвать, слать, спать, ткать, тереть, шить.

· Отсутствуют или не употребляются деепричастия от глаголов с чередованием в основах инфинитива и настоящего времени согласных з–ж, с–ш (ср.: вя з ать – вя ж ут, пля с ать – пля ш ут ):

весить, вязать, казаться, косить, лизать, плясать, резать, чесать.

· Не образуют деепричастий глаголы несовершенного вида на -чь, на -нуть :

беречь, жечь, мочь, печь, сечь, стеречь, стричься, течь, вянуть, гаснуть, глохнуть, крепнуть, мёрзнуть, мокнуть, пахнуть, тонуть, тянуть.

· Не употребляются деепричастия несовершенного вида от глаголов:

арестовать, бежать, колоть, лезть, пахать, петь, родиться, стыть, хотеть.

2. Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива (прошедшего времени) глаголов совершенного вида в основном с помощью суффикса :

купить – купив, решить – решив.

· От ряда глаголов совершенного вида деепричастия образуются с помощью суффикса -а/-я (войти – войдя, вычесть – вычтя и др.) или суффиксов -вши, -ши (обидевшись, огорчившись и др.).

· В подавляющем большинстве случаев употребляются формы с суффиксом : они более кратки и более благозвучны. Неблагозвучность форм типа написавши особенно подчёркивал М. Горький. Но следует иметь в виду, что у возвратных глаголов обычно существует только одна форма – засмеявшись, закутавшись . Использование суффикса -ши вместо суффикса характерно и для многих глаголов с основой на согласную: вырасти – выросши; спасти – спасши .

· Употребление суффикса -а/-я при образовании деепричастий совершенного вида (ср.: положив – положа, услышав – услыша, заметив – заметя ) было достаточно распространённым явлением в ХIX–начале XX в. Например, такие формы широко использовались М. Горьким: наклоня, подойдя, сойдя и др. В настоящее время многие из этих форм вышли из употребления.

3. Основной ошибкой при образовании деепричастий является использование одного суффикса вместо другого.

Например, в предложении: Я набирала номер, положа трубку – ошибочно использована форма деепричастия с суффиксом . От глаголов с основой на шипящую деепричастия совершенного вида обычно образуются с помощью суффикса , но нормативным вариантом будет форма с суффиксом (положив трубку ).

Достаточно частотными являются ошибки такого рода при употреблении фразеологизмов. Во многих из них встречаются устаревшие формы деепричастий (полож а руку на сердце, очерт я голову ). Произвольная замена таких форм на современные формы в некоторых идиоматических выражениях (бросился вон очерти в голову ) является ошибкой!

остаточно регулярно в речи наблюдается и так называемое заполнение «пустых клеток», то есть ошибочное образование деепричастий от глаголов, которые в литературном языке не могут иметь деепричастные формы вообще (например: Спя , он вздрагивал ).

4. И, конечно, нельзя забыть о теме использования деепричастного оборота в речи.

Сколько уже было написано о том, что деепричастие обозначает добавочное действие, значит, основное и добавочное действие должен совершать один и тот же объект , но ошибки все равно встречаются с пугающей регулярностью.

· Читая, мне было интересно. (Кто читал? В предложении нет местоимения «я», а форма «мне» не является действующим лицом)

· Сидя у окна, в комнату влетел воробей. (Воробей сидел у окна?)

· Занимаясь с учителем, ему очень хотелось есть (Кто занимался? В предложении нет местоимения «он», а форма «ему» не является действующим лицом)

· Спеша домой, у него потерялась варежка. (Варежка спешила домой?)

· Работая на станке, у него болела голова. (Голова работала на станке?)



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Jtcase - портал о строительстве