Jtcase - портал о строительстве

Мифы Древней Греции о героях складывались задолго до появления писаной истории. Это предания о древнейшем быте греков, причем достоверные сведения переплетаются в сказаниях о героях с вымыслом. Воспоминания о людях, совершивших гражданские подвиги, будучи полководцами или правителями народа, рассказы об их подвигах заставляют древнегреческий народ смотреть на этих своих предков как на людей, избранных богами и даже родственных богам. В воображении народа такие люди оказываются детьми богов, вступивших в брак со смертными.

Многие знатные греческие семьи возводили свой род к божественным прародителям, которые у древних назывались героями. Древнегреческие герои и их потомки считались посредниками между народом и его богами (первоначально «герой» – умерший, который может помочь или навредить живым).

В долитературный период Древней Греции повествования о подвигах, страданиях, странствованиях героев составляли устную традицию истории народа.

В соответствии со своим божественным происхождением герои мифов Древней Греции обладали силой, мужеством, красотой, мудростью. Но в отличие от богов герои были смертными, за исключением немногих, возвысившихся до уровня божеств (Геракл, Кастор, Полидевк и др.).

В древнейшие времена Греции считалось, что загробная жизнь героев ничем не отличается от загробной жизни простых смертных. Только немногие любимцы богов переселяются на острова блаженных. Позже греческие мифы стали говорить, что все герои наслаждаются благами «золотого века» под покровительством Кроноса и что дух их незримо присутствует на земле, защищая людей, отвращая от них бедствия. Эти представления вызвали к жизни культ героев. Появились жертвенники и даже храмы героев; объектом культа стали их гробницы.

Среди героев мифов Древней Греции встречаются имена богов крито-микенской эпохи, вытесненных олимпийской религией (Агамемнон, Елена и др.).

Легенды и мифы Древней Греции. Мультфильм

Историю героев, т. е. мифическую историю Древней Греции, можно начинать со времени создания людей. Родоначальником их явился сын Япета, титан Прометей , сделавший людей из глины. Эти первые люди были грубы и дики, у них не было огня, без которого невозможны ремесла, нельзя приготовить пищу. Бог Зевс не хотел дать людям огонь, так как предвидел, к какой заносчивости и нечестию приведет их просвещение и господство над природой. Прометей же, любя свои создания, не хотел оставить их в полной зависимости от богов. Похитив искру от молнии Зевса, Прометей, согласно мифам Древней Греции, передал огонь людям и за это был прикован по приказу Зевса к Кавказской скале, на которой пробыл несколько веков, причем ежедневно орел выклевывал его печень, выраставшую ночью заново. Герой Геракл , с согласия Зевса, убил орла и освободил Прометея. Хотя греки чтили Прометея как создателя людей и их помощника, Гесиод , первым донесший до нас миф о Прометее, оправдывает действия Зевса, потому что он уверен в постепенной нравственной деградации людей.

Прометей. Картина Г. Моро, 1868

Излагая мифическую традицию Древней Греции, Гесиод рассказывает, что со временем люди становились все заносчивее, все меньше и меньше почитали богов. Тогда Зевс решил послать им испытания, которые заставили бы их вспомнить о богах. По повелению Зевса бог Гефест создал из глины женскую статую необычайной красоты и оживил ее. Каждый из богов дал этой женщине какой-нибудь дар, увеличивающий ее привлекательность. Афродита наделила ее обаянием, Афина – мастерством рукоделия, Гермес – лукавством и вкрадчивой речью. Пандорой («всеми одаренной») назвали боги женщину и отправили ее на землю к Эпиметею, брату Прометея. Как ни предостерегал Прометей брата, Эпиметей, прельстившись красотой Пандоры, женился на ней. Пандора принесла в дом Эпиметея в качестве приданого большой закрытый сосуд, подаренный ей богами, но ей запрещено было в него заглядывать. Однажды, терзаемая любопытством, Пандора открыла сосуд, и оттуда вылетели все болезни и бедствия, которые терпит человечество. Испуганная Пандора захлопнула крышку сосуда: в нем осталась только надежда, которая могла бы служить людям утешением в бедствиях.

Девкалион и Пирра

Шло время, человечество училось преодолевать враждебные силы природы, но вместе с тем оно, по греческим мифам, все больше отворачивалось от богов, становилось все более самонадеянным и нечестивым. Тогда Зевс послал на землю потоп, после которого остались в живых лишь сын Прометея Девкалион и его жена Пирра, дочь Эпиметея.

Мифическим родоначальником греческих племен стал сын Девкалиона и Пирры, герой Эллин, которого иногда называют сыном Зевса (по его имени древние греки называли себя эллинами, а свою страну Элладой). Его сыновья Эол и Дор сделались прародителями греческих племен – эолийцев (населявших остров Лесбос и примыкающее к нему побережье Малой Азии) и дорийцев (острова Крит, Родос и юго-восточная часть Пелопоннеса). Внуки Эллина (от третьего сына, Ксуфа) Ион и Ахей стали прародителями ионян и ахейцев, населявших восточную часть материковой Греции, Аттику, центральную часть Пелопоннеса, юго-западную часть побережья Малой Азии и часть островов Эгейского моря.

Кроме общегреческих мифов о героях существовали местные, складывавшиеся в таких областях и городах Греции, как Арголида, Коринф, Беотия, Крит, Элида, Аттика и др.

Мифы о героях Арголиды – Ио и Данаиды

Родоначальником мифических героев Арголиды (страны, расположенной на полуострове Пелопоннес) являлся речной бог Инах, отец Ио, возлюбленной Зевса, о которой говорилось выше, в рассказе о Гермесе. После того как Гермес освободил ее от Аргуса, Ио скиталась по всей Греции, спасаясь от насланного богиней Герой овода, и только в Египте (в эпоху эллинизма Ио отождествлялась с египетской богиней Исидой) вновь обрела человеческий облик и родила сына Эпафа, к потомству которого принадлежат братья Египт и Данай, владевшие африканскими землями Египтом и находящейся к западу от Египта Ливией.

Но Данай покинул свои владения и вернулся в Арголиду со своими 50 дочерьми, которых он хотел избавить от брачных притязаний 50 сыновей своего брата Египта. Данай стал царем Арголиды. Когда же сыновья Египта, прибыв в его страну, силой заставили его отдать им в жены Данаид , Данай вручил своим дочерям по ножу, приказав им в первую брачную ночь убить своих мужей, что они и сделали. Ослушалась отца только одна из Данаид, Гипермнестра, полюбившая своего мужа Линкея. Все Данаиды вторично вышли замуж, и от этих браков явились поколения многих героических родов.

Герои Древней Греции – Персей

Что касается Линкея и Гипермнестры, то произошедшее от них потомство героев было особенно знаменито в мифах Древней Греции. Их внуку, Акрисию, было предсказано, что его дочь Даная родит сына, который погубит своего деда, Акрисия. Поэтому отец запер Данаю в подземном гроте, но Зевс, полюбивший ее, проник в подземелье в виде золотого дождя, и Даная родила сына, героя Персея .

Узнав о рождении внука, Акрисий, согласно мифу, повелел посадить Данаю с Персеем в деревянный ящик и бросить его в море. Однако Данае с сыном удалось спастись. Волны пригнали ящик к острову Серифу. В то время на берегу ловил рыбу рыбак Диктис. Ящик запутался в его сетях. Диктис вытащил его на берег, открыл его и отвел женщину и мальчика к своему брату, царю Серифа, Полидекту. Персей вырос при дворе царя, стал сильным и стройным юношей. Этот герой древнегреческих мифов прославился многими подвигами: обезглавил Медузу, одну из Горгон , обращавших всех, смотревших на них, в камень. Персей освободил прикованную к утесу на растерзание морскому чудовищу Андромеду , дочь Кефея и Кассиопеи, и сделал ее своей супругой.

Персей спасает Андромеду от морского чудовища. Древнегреческая амфора

Сломленный бедствиями, постигшими его семью, герой Кадм вместе с Гармонией покинул Фивы и переселился в Иллирию. В глубокой старости оба они были превращены в драконов, но после смерти Зевс поселил их в Елисейских полях .

Зет и Амфион

Близнецы-герои Зет и Амфион были, по мифам Древней Греции, рождены Антиопой , дочерью одного из последующих фиванских царей, возлюбленной Зевса. Они были воспитаны пастухами и ничего не знали о своем происхождении. Антиопа же, спасаясь от гнева отца, бежала в Сикион. Лишь после смерти отца Антиопа, наконец, вернулась на родину к своему брату Лику, ставшему фиванским царем. Но ревнивая жена Лика Дирка обратила ее в свою рабыню и так жестоко обращалась с ней, что Антиопа снова бежала из дома, на гору Киферон, где жили ее сыновья. Зет и Амфион приютили ее, не зная, что Антиопа их мать. Она тоже не узнала своих сыновей.

На празднике Диониса Антиопа и Дирка снова встретились, и Дирка решила предать Антиопу ужасной казни как свою беглую рабыню. Она приказала Зету и Амфиону привязать Антиопу к рогам дикого быка, чтобы он растерзал ее. Но, узнав от старого пастуха, что Аитиопа их мать, и услышав о перенесенных ею издевательствах со стороны царицы, близнецы-герои сделали с Диркой то, что она хотела сделать с Антиопой. После смерти Дирка превратилась в источник, названный ее именем.

Лай, сын Лабдака (внука Кадма), женившись на Иокасте, получил, согласно древнегреческим мифам, страшное пророчество: его сыну предназначено было убить своего отца и жениться на матери. Стремясь избавить себя от столь ужасной судьбы, Лай приказал рабу отнести родившегося мальчика на лесистый склон Киферона и оставить там на съедение диким зверям. Но раб пожалел младенца и отдал его коринфскому пастуху, который отнес его бездетному царю Коринфа Полибу, где мальчик, названный Эдипом, вырос, считая себя сыном Полиба и Меропы. Став юношей, он узнал от оракула о предназначенной ему страшной судьбе и, не желая совершить двойное преступление, покинул Коринф и отправился в Фивы. По дороге герой Эдип повстречался с Лаем, но не узнал в нем своего отца. Поссорившись с его приближенными, он всех перебил. В числе убитых был и Лай. Таким образом, первая часть пророчества сбылась.

Подойдя к Фивам, продолжает миф об Эдипе, герой повстречался с чудовищем Сфинксом (полуженщинои-полульвом), которое всем, проходящим мимо него, задавало загадку. Человек, не сумевший разгадать загадку Сфинкса, тут же погибал. Эдип разгадал загадку, и Сфинкс сам бросился в пропасть. Фиванские граждане, благодарные Эдипу за избавление от Сфинкса, женили его на вдовой царице Иокасте, и, таким образом, свершилась вторая часть оракула: Эдип сделался царем Фив и мужем своей матери.

О том, как Эдип узнал о случившемся и что за этим последовало, рассказывается в трагедии Софокла «Царь Эдип» .

Мифы о героях Крита

На Крите от союза Зевса с Европой родился герой Минос, прославившийся мудрым законодательством и правосудием, за что после смерти он стал наряду с Эаком и Радамантом (своим братом) одним из судей в царстве Аида.

Царь-герой Минос был, по мифам Древней Греции, женат на Пасифае, которая наряду с другими детьми (в том числе Федрой и Ариадной) родила, влюбившись в быка, страшное чудовище Минотавра (миносова быка), пожиравшего людей. Чтобы отделить Минотавра от людей, Минос заказал афинскому зодчему Дедалу построить Лабиринт – здание, в котором были бы такие запутанные ходы, что ни Минотавр, ни кто-либо другой, попавший в него, не мог бы оттуда выйти. Лабиринт был построен, и Минотавра поместили в это здание вместе с зодчим – героем Дедалом и его сыном Икаром . Дедал был наказан за то, что помог убийце Минотавра, Тесею бежать с Крита. Но Дедал сделал себе и сыну крылья из перьев, скрепленных воском, и оба улетели из Лабиринта. По дороге в Сицилию Икар погиб: несмотря на предостережения отца, он подлетел слишком близко к солнцу. Воск, которым были скреплены крылья Икара, растаял, и мальчик упал в море.

Миф о Пелопсе

В мифах древнегреческой области Элиды (на полуострове Пелопоннес) почитался герой , сын Тантала. Тантал навлек на себя кару богов страшным злодеянием. Он задумал испытать всеведение богов и приготовил им ужасную трапезу. Согласно мифам, Тантал убил своего сына Пелопса и его мясо под видом изысканного блюда подал богам во время пира. Боги тотчас постигли злой умысел Тантала, и никто не коснулся ужасного блюда. Боги оживили мальчика. Он предстал перед богами еще прекраснее, чем был раньше. А Тантала боги низвергли в царство Аида , где он терпит страшые муки. Когда герой Пелопс стал царем Элиды, южную Грецию назвали в его честь Пелопоннесом. По мифам Древней Греции, Пелопс женился на Гипподамии, дочери местного царя Эномая, победив ее отца в состязании на колеснице с помощью Миртила, возницы Эномая, не закрепившего чеку на колеснице своего господина. Во время состязания колесница сломалась, и Эномай погиб. Чтобы не отдать Миртилу обещанной половины царства, Пелопс сбросил его со скалы в море.

Пелопс увозит Гипподамию

Атрей и Атриды

Перед смертью Миртил проклял дом Пелопса. Это проклятие принесло много бед роду Тантала, и в первую очередь сыновьям Пелопса, Атрею и Фиесту . Атрей сделался родоначальником новой династии царей в Аргосе и Микенах. Сыновья его Агамемнон и Менелай («Атриды», т. е. дети Атрея) стали героями Троянской войны. Фиест был изгнан братом из Микен за то, что тот обольстил его жену. Чтобы отомстить Атрею, Фиест хитростью заставил его убить собственного сына Плейсфена. Но Атрей превзошел Фиеста в злодействе. Притворившись, что не помнит зла, Атрей пригласил к себе брата вместе с тремя сыновьями, убил мальчиков и их мясом угостил Фиеста. После того как Фиест насытился, Атрей показал ему головы детей. Фиест в ужасе бежал из дома брата; впоследствии сын Фиеста Эгисф во время жертвоприношения, мстя за братьев, убил своего дядю.

После смерти Атрея аргосским царем стал его сын Агамемнон. Менелай же, вступив в брак с Еленой, получил во владение Спарту.

Мифы о подвигах Геракла

Геракл (в Риме – Геркулес) – в мифах Древней Греции один из любимейших героев.

Родителями героя Геракла были Зевс и Алкмена, супруга царя Амфитриона. Амфитрион же – внук Персея и сын Алкея, поэтому Геракла называют Алкидом.

По древнегреческим мифам, Зевс, предвидя рождение Геракла , поклялся, что тот, кто родится в назначенный им день, будет владеть окрестными народами. Узнав об этом и о связи Зевса с Алкменой, жена Зевса Гера задержала роды Алкмены и ускорила рождение Еврисфея, сына Сфенела. Тогда Зевс решил дать своему сыну бессмертие. По его повелению Гермес принес Гере младенца Геракла, не сказав ей, кто это. Восхищенная красотой ребенка, Гера поднесла его к груди, но, узнав, кого она кормит, богиня оторвала его от груди и отбросила в сторону. Брызнувшее из ее груди молоко образовало на небе Млечный Путь, а будущий герой обрел бессмертие: нескольких капель божественного напитка было для этого достаточно.

Мифы Древней Греции о героях повествуют, что Гера преследовала Геракла всю жизнь, начиная с младенческого возраста. Когда он с братом Ификлом, сыном Амфитриона, лежал в колыбели, Гера наслала на него двух змей: Ификл заплакал, а Геракл с улыбкой схватил их за шеи и сдавил с такой силой, что задушил.

Амфитрион, зная, что он воспитывает сына Зевса, пригласил к Гераклу наставников, чтобы они учили его воинскому делу и благородным искусствам. Горячность, с которой герой Геракл отдавался занятиям, привела к тому, что он убил своего учителя ударом кифары. Из боязни, как бы Геракл не сделал еще чего-то подобного, Амфитрион отослал его на Киферон пасти стада. Там Геракл убил киферонского льва, уничтожавшего стада царя Теспия. Шкуру льва главный герой древнегреческих мифов носил с тех пор в качестве одежды, а головой его пользовался как шлемом.

Узнав от оракула Аполлона, что ему суждено двенадцать лет служить Еврисфею, Геракл пришел в Тиринф, которым правил Еврисфей, и, следуя его приказам, совершил 12 подвигов.

Еще до службы у Омфалы Геракл в другой раз женился на Деянире , дочери калидонского царя. Однажды, отправившисьПерсей спасает Андромеду в поход на своего врага Еврита, он взял в плен дочь Еврита Иолу и с ней возвращался домой, в Трахин, где оставалась Деянира с детьми. Узнав о взятой им в плен Иоле, Деянира решила, что Геракл изменил ей и послала ему плащ, пропитанный, как она думала, приворотным зельем. В действительности это был яд, подаренный Деянире под видом любовного зелья кентавром Нессом, которого когда-то убил Геракл. Надев отравленную одежду, Геракл почувствовал невыносимую боль. Поняв, что это смерть, Геракл приказал перенести себя на гору Эту и соорудить костер. Свои стрелы, разящие насмерть, он передал своему другу Филоктету, а сам взошел на костер и, охваченный огнем, вознесся на небо. Деянира же, узнав о своей ошибке и о смерти мужа, покончила с собой. Этот древнегреческий миф положен в основу трагедии Софокла «Трахинянки» .

После смерти, когда Гера примирилась с ним, Геракл в древнегреческих мифах приобщился к сонму богов, став супругом вечно юной Гебы.

Главный герой мифов, Геракл почитался в Древней Греции повсеместно, но более всего в Аргосе и в Фивах.

Тесей и Афины

По древнегреческому мифу, Ясон и Медея за это преступление были изгнаны из Иолка и десять лет прожили в Коринфе. Но, когда царь Коринфа изъявил согласие выдать за Ясона свою дочь Главку (по другой версии мифа Креусу), Ясон покинул Медею и вступил в новый брак.

После событий, о которых рассказано в трагедиях Еврипида и Сенеки, Медея прожила некоторое время в Афинах, затем она возвратилась на родину, где вернула власть своему отцу, убив его брата, узурпатора Перса. Ясон же однажды проходил через Истм мимо того места, где стоял корабль «Арго», посвященный богу моря Посейдону . Усталый, прилег он в тени «Арго» под его кормой отдохнуть и заснул. Когда Ясон спал, обрушилась корма пришедшего в ветхость «Арго» и похоронила под своими обломками героя Ясона.

Поход Семерых против Фив

К концу героического периода мифы Древней Греции приурочивают два величайших цикла мифов: фиванский и троянский. В основе обоих преданий лежат исторические факты, расцвеченные мифическим вымыслом.

Первые удивительные события в доме фиванских царей были уже изложены – это мифическая история и его дочерей и трагическая история царя Эдипа . После добровольного изгнания Эдипа сыновья его Этеокл и Полиник остались в Фивах, где до наступления их совершеннолетия правил Креонт, брат Иокасты. Став взрослыми, братья решили царствовать поочередно, по одному году. Первым на престол вступил Этеокл, но по истечении срока он не передал власти Полинику.

Согласно мифам, оскорбленный герой Полиник, ставший к тому времени зятем сикионского царя Адраста, собрал большое войско с тем, чтобы идти войной на брата. Сам Адраст согласился принять участие в походе. Вместе с Тидеем, наследником аргосского престола, Полиник объехал всю Грецию, приглашая в свое войско героев, желающих участвовать в походе против Фив. На его зов отозвались кроме Адраста и Тидея Капаней, Гиппомедонт, Парфенопей и Амфиарай. Всего, включая Полиника, войско возглавили семь полководцев (по другому мифу о Походе семерых против Фив в это число вместо Адраста вошел Этеокл, сын Ифиса из Аргоса). В то время как войско готовилось к походу, слепой Эдип, сопровождаемый своей дочерью Антигоной , странствовал по Греции. Когда он был в Аттике, оракул возвестил ему близкий конец страданий. Полиник тоже обратился к оракулу с вопросом об исходе борьбы с братом; оракул ответил, что победит тот, на чьей стороне будет Эдип и к кому он явится в Фивы. Тогда Полиник сам разыскал отца и попросил его вместе с его войсками отправиться в Фивы. Но Эдип проклял братоубийственную войну, задуманную Полиником, и отказался идти в Фивы. Этеокл, узнав о предсказании оракула, послал к Эдипу дядю своего Креонта с поручением любой ценой привести отца в Фивы. Но афинский царь Тесей вступился за Эдипа, прогнав посольство из своего города. Эдип проклял обоих сыновей и предрек им гибель в междоусобной войне. Сам он удалился в рощу Эвменид близ Колона, недалеко от Афин, и там умер . Антигона же вернулась в Фивы.

Между тем, продолжает древнегреческий миф, войско семерых героев подошло к Фивам. К Этеоклу был отправлен Тидей, сделавший попытку мирным путем погасить конфликт между братьями. Не вняв голосу разума, Этеокл заключил Тидея в темницу. Однако герой перебил свою стражу из 50 человек (только один из них спасся) и вернулся к своему войску. Семь героев расположились, каждый со своими воинами, у семи фиванских ворот. Начались сражения. Нападающим вначале сопутствовала удача; доблестный аргивянин Капаней уже взобрался на городскую стену, но в этот момент его поразила молния Зевса.

Эпизод штурма Фив Семерыми: Капаней влезает по лестнице на городские стены. Античная амфора, ок. 340 до Р. Х.

Осаждавших героев охватило смятение. Фиванцы, ободренные знамением, бросились в атаку. Согласно мифам Древней Греции, Этеокл вступил в поединок с Полиником, но, хотя оба они были смертельно ранены и погибли, фиванцы не потеряли присутствия духа и продолжали наступать, пока не рассеяли войска семи полководцев, из которых в живых остался только Адраст. Власть в Фивах перешла к Креонту, который считал Полиника изменником и запретил предавать его тело погребению.

Лег в основу гомеровских поэм. В Илионе, или Трое, главном городе Троады, расположенной у Геллеспонта, царствовали Приам и Гекуба . Перед рождением младшего сына Париса они получили пророчество, что этот их сын погубит родной город. Чтобы избежать беды, Париса унесли из дома и бросили на склоне горы Иды на съедение диким зверям. Пастухи нашли и воспитали его. Герой Парис вырос на Иде и сам стал пастухом. Уже в молодости он проявил такое мужество, что его назвали Александром – защитником мужей.

В это самое время Зевсу стало известно, что ему нельзя вступать в любовный союз с морской богиней Фетидой, так как от этого союза может родиться сын, который могуществом превзойдет своего отца. На совете богов было принято решение выдать Фетиду замуж за смертного. Выбор богов пал на царя фессалийского города Фтии Пелея, известного своим благочестием.

По мифам Древней Греции, на свадьбу Пелея и Фетиды собрались все боги, кроме богини раздора Эриды, которую забыли пригласить. Эрида отомстила за пренебрежение тем, что во время пира подбросила на стол золотое яблоко с надписью «прекраснейшей», из-за которого немедленно разгорелся спор между тремя богинями: Герой, Афиной и Афродитой . Чтобы разрешить этот спор, Зевс послал богинь на Иду к Парису. Каждая из них тайно пыталась склонить его на свою сторону: Гера обещала ему власть и могущество, Афина – военную славу, а Афродита – обладание прекраснейшей из женщин. Парис присудил «яблоко раздора» Афродите, за что Гера и Афина навсегда возненавидели и его самого, и его родной город Трою .

Вскоре после этого Парис пришел в Трою за ягнятами, взятыми из его стада старшими сыновьями Приама Гектором и Геленом. Париса узнала его сестра, пророчица Кассандра . Приам и Гекуба были рады встрече с сыном, забыли роковое предсказание, и Парис стал жить в царском доме.

Афродита, выполняя свое обещание, повелела Парису снарядить корабль и отправиться в Грецию к царю греческой Спарты, герою Менелаю.

Леда. Работа, условно приписываемая Леонардо да Винчи, 1508-1515

Согласно мифам, Менелай был женат на Елене, дочери Зевса и Леды , жены спартанского царя Тиндарея. Зевс явился к Леде в облике лебедя, и она родила ему Елену и Полидевка, одновременно с которыми у нее родились дети от Тиндарея Клитемнестра и Кастор (по позднейшим мифам Елена и Диоскуры – Кастор и Полидевк вылупились из яиц, снесенных Ледой). Елена отличалась столь необыкновенной красотой, что самые славные герои Древней Греции сватались к ней. Тиндарей отдал предпочтение Менелаю, заранее взяв с остальных клятву не только не мстить его избраннику, но и оказать помощь, если будущих супругов постигнет какая-нибудь беда.

Менелай встретил троянца Париса радушно, но Парис, охваченный страстью к его жене Елене, употребил во зло доверие гостеприимного хозяина: обольстив Елену и похитив часть сокровищ Менелая, он тайно, ночью сел на корабль и отплыл в Трою вместе с похищенной Еленой , увозя и богатства царя.

Похищение Елены. Краснофигурная аттическая амфора конца VI в. до Р. Х.

Вся Древняя Греция была оскорблена поступком троянского царевича. Выполняя данную Тиндарею клятву, все герои – бывшие женихи Елены – собрались со своими войсками в гавани Авлиде , портовом городе, откуда под командованием аргосского царя Агамемнона, брата Менелая, отправились в поход против Трои – Троянскую войну.

По рассказу древнегреческих мифов, греки (в «Илиаде» они называются ахейцами, данайцами или аргивянами) девять лет осаждали Трою , и лишь на десятый год им удалось овладеть городом, благодаря хитроумию одного из доблестнейших греческих героев Одиссея , царя Итаки. По совету Одиссея греки соорудили огромного деревянного коня , спрятали в нем своих воинов и, оставив его у стен Трои, сделали вид, что снимают осаду и отплывают на родину. Родственник Одиссея Синон под видом перебежчика явился в город и сказал троянцам, что греки потеряли надежду на победу в Троянской войне и прекращают борьбу, а деревянный конь – это дар богине Афине, разгневанной на Одиссея и Диомеда за похищение из Трои «Палладиума» – некогда упавшей с неба статуи Афины-Паллады, святыни, защищавшей город. Синон советовал ввести в Трою коня как надежнейшую охрану богов.

В повествовании греческих мифов, Лаокоон , жрец Аполлона, предостерегал троянцев от принятия сомнительного дара. Афина, стоявшая на стороне греков, наслала на Лаокоона двух огромных змей. Змеи бросились на Лаокоона и двух его сыновей и задушили всех троих.

В смерти Лаокоона и его сыновей троянцы усмотрели проявление недовольства богов словами Лаокоона и ввели коня в город, для чего понадобилось разобрать часть троянской стены. Весь остаток дня троянцы пировали и веселились, празднуя прекращение десятилетней осады города. Когда же город погрузился в сон, греческие герои вышли из деревянного коня; к этому времени греческое войско по сигнальному огню Синона сошло с кораблей на берег и ворвалось в город. Началось невиданное кровопролитие. Греки подожгли Трою , напали на спящих, перебили мужчин, а женщин обратили в рабство.

В эту ночь, согласно мифам Древней Греции, погиб старец Приам, убитый рукой Неоптолема , сына Ахилла. Был сброшен греками с троянской стены маленький Астианакс, сын Гектора, предводителя троянского войска: греки боялись, что он будет мстить им за своих родных, когда станет взрослым. Парис был ранен отравленной стрелой Филоктета и умер от этой раны. Храбрейший из греческих воинов Ахилл погиб еще до взятия Трои от руки Париса. Только Эней , сын Афродиты и Анхиса, спасся на горе Иде, унеся на плечах и престарелого отца. С Энеем ушел из города и сын его Асканий. После окончания похода Менелай возвратился с Еленой в Спарту, Агамемнон – в Аргос, где он погиб от руки своей жены , изменившей ему с его двоюродным братом Эгисфом. Неоптолем вернулся во Фтию, увозя в качестве пленницы вдову Гектора Андромаху .

Так закончилась Троянская война. После неё герои Греции испытали невиданные труды по пути в Элладу. Дольше всех не мог вернуться на родину Одиссей. Ему пришлось пережить множество приключений, и его возвращение затянулось на десять лет, так как его преследовал гнев Посейдона, отца циклопа Полифема, ослепленного Одиссеем. Повесть о странствиях этого многострадального героя составляет содержание гомеровской «Одиссеи» .

Спасшийся из Трои Эней тоже претерпел много бедствий и приключений в своих морских странствиях, пока не достиг берегов Италии. Его потомки стали потом основателями Рима. История Энея легла в основу сюжета героической поэмы Вергилия "Энеида "

Мы кратко охарактеризовали здесь только главные фигуры мифов Древней Греции о героях и кратко изложили наиболее популярные легенды.

Мифы - это древние предания и рассказы, в которых отражено представление народа об устройстве мира и всех происходящих в природе процессах. В 5 классе история Древней Греции изучалась очень подробно, поэтому стоит вспомнить мифы древних греков как отражение их культуры.

Космогонические Мифы Древней Греции

Если говорить кратко о мифологических сюжетах, следует отметить, что большинство из них рассказывает о пантеоне богов, о жизни титанов и гигантов, о подвигах мифических и исторических героев. Выделяется два типа мифов и легенд Древней Греции - героические и космогонические.

Космогония начинается с того, что вначале всего был Хаос. Из Хаоса появились два бога - Уран (небо) и Гея (земля).

Они сотворили существующий мир. Дети Урана и Геи были обезображены и свирепы, за что отец каждого выбрасывал в бездну подземного Тартара. Гея слышала крики титанов, их детей, и уговорила младшего из них, Кроноса, напасть на Урана.

Кронос смог свергнуть отца и захватить власть в мире. Он женился на Рее, но боялся, что и его дети отнимут у него власть, поэтому каждого ребенка он съедал.

Лишь одного из детей Рея смогла уберечь от участи остальных - Зевса. Его спрятали на Земле, где он вырос и возмужал.

Рис. 1. Статуя Зевса.

Зевс устроил так, что Кронос выпил рвотного зелья, после чего изрыгнул своих детей - Геру, Деметру, Гестию, Аида и Посейдона. Кронос вступил в битву с детьми и на его стороне выступили остальные титаны. Зевс же освободил из Тартара циклопов, которые решили исход десятилетней битвы. Свергнув отца, Зевс стал верховным богом над другими и все они поселились на вершине горы Олимп. Но недолго пировал Зевс. Против них восстали гиганты, сыны Геи. Ни молнии Зевса, ни оружие других богов не могло победить гигантов, которые бросали огромные камни в богов. Камни, отскакивая в море, образовывали острова. Вскоре Зевсу удалось узнать, что их может поразить смертный человек и тогда Афина привела Геракла. Благодаря ему была одержана победа, и на Олимпе снова был восстановлен мир.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Согласно греческой мифологии, у Зевса очень долго и мучительно болела голова. Чтобы избавить его от постоянных страданий, Зевс упросил Гефеста расколоть ему голову кузнечным молотом. Когда дело было сделано, из головы выбралась богиня мудрости - Афина. Так произошло ее рождение.

Боги стали править на Олимпе, а также следить за людьми. Например, известен миф о том, что Афина и Посейдон решили побороться за покровительство над главным городом Эллады. Бог моря ударил трезубцем в землю и оттуда потекла вода, что понравилось людям, но она оказалась соленой. Тогда Афина ударила в землю ногой и на том месте выросло оливковое дерево. Горожане выбрали Афину своей покровительницей, а город называли Афины.

Рис. 2. Рождение Афины.

Мифы о героях

Люди появились на Земле уже в то время, когда на Олимпе правил Зевс. Согласно одним мифам, человеческий род вышел прямо из лона земли, а согласно другим - людей создали леса и горы. Была и версия того, что люди произошли от богов.

Была также легенда о четырех веках человечества. Согласно этому мифу люди появились в годы правления Кроноса и это был их золотой век. Они не старели, а жизнь проводили в трудов и забот. Но Кронос пал и люди вступили в серебряный век. Люди медленно развивались в это время. Их детство составляло 100 лет, а зрелая жизнь была слишком короткой. За то, что люди были злы и не приносили жертвы богам, Зевс убил их.
Грубое и любящее войну людское племя жило в бронзовом веке. У людей была сила гигантов и каменное сердце. Именно в эти годы на Земле случилась Троянская война, жили Тезей и Персей, а также были совершены 12 подвигов Геракла. Только людям бронзового века было под силу совершать нечеловеческие подвиги. И вот наступил железный век, который продолжается и поныне. Уже нет великих героев, таких как Гектор и Ахилл.

Мифы и религия древней Греции кратко

Читайте так же еще статьи по разделу:

- Природа и население древней Греции

Мифы Древней Греции кратко

В своих сказаниях — мифах — греки пытались объяснить происхождение всего, что окружало человека: явления природы , отношения между людьми. В мифах вымысел теснейшим образом переплетался с действительностью. Мифы — творчество народа той эпохи, когда не существовало письменности и художественной литературы. Изучая мифы, мы проникаем в отдаленнейшие времена человеческой истории, знакомимся с представлениями и верованиями древних людей.
Мифы легли в основу произведений греческих поэтов, художников, скульпторов. Они пленяют своей поэтичностью, непосредственностью, богатой фантазией и являются достоянием всего человечества.
Многие греческие мифы повествуют о подвигах героев, отличавшихся необыкновенной силой, отвагой, мужеством.
Одним из любимейших народом героев был Геракл. Греки рассказывали о двенадцати совершенных им подвигах. Геракл боролся с хищниками, нападавшими на людей, сражался с великанами, выполнял самые тяжелые работы, совершал странствия В неведомые страны. Геракл отличался не только огромной силой, мужеством, но и умом, позволявшим ему побеждать более сильных противников.
Уже в то время были люди, понимавшие, что победам над природой человек обязан не богам, а самому себе. Так появился миф о титане Прометее. В этом мифе главный греческий бог Зевс
изображается жестоким и властным царем, стремящимся сохранить свое господство и поэтому заинтересованным в том, чтобы люди всегда находились в темноте и невежестве.
Освободителем и другом человечества выступает Прометей. Он похитил у богов огонь и принес, его людям. Прометей научил людей ремеслам и земледелию. Люди стали меньше зависеть от природы. Жестокий бог покарал Прометея, повелев приковать его цепями к скале на Кавказе. Каждый день орел прилетал к Прометею и выклевывал у него печень, а ночью она снова вырастала. Несмотря на муки, мужественный Прометей не смирился перед богом.
В мифе о Прометее греки прославили стремление человечества к свободе и знанию, стойкость и мужество героев, которые страдают и борются за народ.

Религия Древней Греции кратко

Многие непонятные явления греки объясняли вмешательством богов. Они представляли их себе подобными людям, но сильными и бессмертными, живущими на вершине высокой горы Олимп (в Северной Греции). Оттуда боги, как думали греки, правят миром.

«Владыкой богов и людей» считался Зевс. В горах молния часто убивала пастухов и скот. Не понимая причин молнии, греки приписывали ее гневу Зевса, поражающего своими огненными стрелами. Зевса называли Громовержцем и Тучегонителем.
Грозное море, перед которым часто были бессильны моряки, греки отдали во власть брата Зевса — Посейдона. Другому брату Зевса — Айду предоставлено было царство мертвых. Вход

в это мрачное царство охранял страшный трехглавый пес Кёрбер
Любимой дочерью Зевса считалась Афина. Она вступила в соперничество с Посейдоном за обладание Аттикой. Победа должна была принадлежать тому, кто даст людям более ценный подарок. Афина дала жителям Аттики оливковое дерево и победила.
Богом огня и кузнечного ремесла считался хромоногий Гефест, Аполлон — богом солнца, света, поэзии и музыки.
Кроме этих главных олимпийских богов, в каждой области Греции имелись свои Каждый ручеек, каждое явление природы обожествлялись греками. Божественными считались и ветры, приносящие зной и холод.
Греческая религия, как и другие религии, внушала человеку, что он во всем зависит от богов, милости которых можно добиться при помощи богатых подарков и жертвоприношений. В храмах, у жертвенников закалывали скот; сюда верующие приносили хлеб, вино, овощи, фрукты. Жрецы распространяли слухи о якобы чудесных исцелениях больных по воле богов, и люди жертвовали храму изображения больных частей тела, отлитые из драгоценных металлов.

В некоторых греческих храмах жрецы будто бы узнавали волю богов и предсказывали будущее по разным приметам. Места, где давались предсказания, и самих предсказателей называли оракулами. Особенно славился оракул Аполлона в Цель- фах (Средняя Греция). Здесь в пещере имелась расщелина, из которой выходили ядовитые газы. Жрица с завязанными глазами садилась у расщелины. От действия газов у нее помрачалось сознание. Она выкрикивала бессвязные слова, а жрецы выдавали их за прорицания Аполлона и толковали сообразно своим интересам. За предсказания дельфийские жрецы получали богатые подарки. Они наживались на суевериях людей.
Религия — искаженное отражение действительности . В религии отражается жизнь
людей. Когда греки начали обрабатывать металл, они сложили миф о боге-кузнеце Гефесте. Отношения между богами на Олимпе греки представляли себе такими же, как отношения между людьми. Зевс деспотически управлял богами. Когда однажды провинилась жена Зевса Гёра, он приказал ее подвесить за руки к небу и подвязать к ногам тяжелые наковальни. В этом мифе отразилось бесправное положение женщины, целиком зависящей от главы семьи. Верующие наделили Зевса чертами жестокого, властного, несправедливого басилея.
Образ бога-кузнеца Гефеста символизирует переход греков к обработке металлов, но мифы приписали богу такие чудесные изделия, которые не могли создать кузнецы: невидимые сети, самодвижущиеся повозки и пр.
Мифы древних греков , их религия передают действительность искаженно.

Поэмы «Илиада» и «Одиссея»

У греков сохранились сказания о войне Микен с Троей. Эти сказания легли в основу больших поэм «Илиада» и «Одиссея». Автором их называют древнего поэта Гомера. Никто не знает, где и когда он родился. Стихи из поэм Гомера сначала передавались из уст в уста, а затем были записаны. Они рисуют жизнь Греции в XI—IX вв. до н. э. Это время называется гомеровским.
«Илиада» — это рассказ о десятом годе войны греков с Троей или Илионом, как ее иначе называли греки.
Верховным предводителем греческого войска был микенский царь Агамемнон. С обеих сторон в войне участвовали могучие и славные герои: Ахилл — у греков, Гектор—у троянцев.

В первые годы войны греки побеждали. Но однажды Агамемнон поссорился с Ахиллом. Греческий герой отказался сражаться, и троянцы стали теснить греков. Друг Ахилла, Патрбкл, зная, что враги боятся одного вида Ахилла, надел Ахилловы доспехи и повел греков за собой. Троянцы, приняв Патрокла за его друга, обратились в бегство. Но у ворот Трои против Патрокла выступил Гектор. Он убил Патрокла и забрал доспехи Ахилла.
Узнав о смерти друга, греческий герой решил отомстить троянцам. В новых доспехах, выкованных для него богом кузнечного ремесла, на боевой колеснице он ринулся в бой. Троянцы скрылись за стенами города . Только один Гектор не отступил. Отчаянно сражался он с Ахиллом, но пал в бою.

Греческий герой привязал тело побежденного к колеснице и
поволок в лагерь греков.
Другие мифы рассказывают о смерти Ахилла и об окончании Троянской войны. Ахилла убил брат Гектора. Он попал стрелой в единственно уязвимое место героя — пяту. Отсюда пошло выражение «ахиллесова пята», т. е. уязвимое место.
Трою греки взяли хитростью. Один из греческих вождей Одиссей предложил построить огромного деревянного коня и посадить в него воинов Троянцы, приняв удивительного коня за дар богов, втащили его в город. Ночью, выбравшись из коня, греки перебили стражу и открыли ворота Трои.
После падения Трои Одиссей отправился к берегам родного острова Итаки. «Одиссея» — рассказ о странствиях Одиссея, о его возвращении на горячо любимую родину.
Поэмы «Илиада» и «Одиссея» — замечательный памятник художественной литературы; народ полюбил и сохранил эти поэмы. В них воспеты мужество, отвага, изобретательность в борьбе с трудностями.
В звучных стихах Гомер прославил дружбу, товарищество, любовь к родине. По поэмам Гомера мы знакомимся с жизнью греков гомеровской эпохи. «Илиада» и «Одиссея» являются ценнейшим источником исторических знаний о древнейшей Греции . В них отразился общественный строй греков на протяжении ряда столетий.

Нет ни одного народа, который не имел бы своего представления о мироздании, богах, которые управляют жизнью, а также об их борьбе за власть и влияние. Мифы Древней Греции, краткое содержание которых мы рассмотрим в нашей статье, особенные еще и тем, что много внимания уделяют человеку. Могущественные герои имеют божественное происхождение, но остаются людьми - смертными и уязвимыми, нуждаются в помощи. И ничто человеческое им не чуждо.

Что такое миф?

Прежде чем изучить мифы Древней Греции (краткое содержание - большее нам недоступно в связи с объемами статьи), стоит разобраться, что это такое - «миф». По сути, это рассказ, который отображает представления людей о мире и порядке в нем, а также о роли человека во Вселенной. Если верить античным авторам, то люди были активными участниками, а не просто толпой, которая ожидала милости от бессмертных небожителей. Но обо всем по порядку.

Еще одной особенностью греческих мифов является их высокий уровень упорядоченности и культуры. Кроме того, характер их изменялся в зависимости от региона страны, так как в каждом полисе имели своих, более почитаемых богов и героев, от которых, как верили греки, произошло население. Конечно, со временем предания изменялись, приобретали иной смысл. Но самое главное в них - это содержание, которое рассказывает о жизни общества в первобытной эпохе не только на территории Греции. Исследователи отмечают, что многие рассказы перекликаются с мифами других народов, живших в те времена, что может говорить о том, что они создавались параллельно и несут в себе зерно истины. Мифы Древней Греции, краткое содержание которых мы рассматриваем, - это попытка объяснить окружающий мир и передать потомкам взгляды на мораль и отношения в обществе.

О чем рассказывают древнегреческие легенды?

Мы будем говорить очень кратко о сути старинных преданий, так как к нам дошли многие древние мифы Греции. Краткое содержание их может занять целую книгу. Например, Николай Кун, известнейший исследователь античного наследия, собрал, упорядочил и перевел более двух сотен сказаний. Многие из них поданы в виде циклов. Мы попробуем их разделить на несколько групп. Это:

  • мифы о происхождении мира и богов;
  • рассказы о титанах и битве богов с титанами;
  • мифы о богах, живших на Олимпе;
  • подвиги Геракла;
  • истории о людях и героях (Персей, Тесей, Ясон); цикл о Троянской войне, ее причинах, ходе и окончании, а также о возвращении героев битвы домой (главные персонажи мифов - Парис, Менелай, Елена, Ахилл, Одиссей, Гектор, Агамемнон);
  • мифы об исследовании мира и колонизации (Аргонавты).

Мифы Древней Греции (краткое содержание). Про Зевса Громовержца

Главному богу Олимпа греки уделяли много внимания. Не мудрено, ведь разгневанный Громовержец мог и молнией наказать за неуважительное отношение или наслать другое горе, а еще отвернуться от человека, что было еще хуже. Зевс считался младшим сыном титанов Кроноса и Реи - времени и богини-матери. Рея спасла его от поглощения, поскольку Кронос глотал всех своих детей, опасаясь за свою власть.

Возмужав, он свергает отца-тирана и возвращает к жизни всех своих братьев и сестер, еще и распределяет между ними власть. Сам он отвечал за ветер, облака, гром и молнию, шторм и ураган. Зевс мог успокоить стихию или наслать ее, помогал обиженным и наказывал тех, кто этого заслуживал. Однако он не мог распоряжаться судьбой.

Любовные интриги Зевса также описывают мифы Древней Греции, краткое содержание каковых мы изучаем. Бог испытывал страсть к красивым девушкам и богиням и всячески их соблазнял. От них у него было много детей - богов и богинь, героев, царей. Многих из них не любила Гера, законная супруга Громовержца, часто преследовала их и вредила им.

Вместо эпилога

В пантеоне древних греков было много богов, отвечающих за все отрасли их жизни - земледелие, мореплавание, торговлю, войну, ремесла, потусторонний мир. Однако были и существа, полубоги, которые покровительствовали науке и искусству, следили за справедливостью и нравственностью. Это значит, что и этим аспектам уделялось огромное внимание.

Каждый культурный человек должен знать, о чем рассказывают нам старинные мифы Эллады, поэтому стоит их прочитать хотя бы вкратце. Но чтение их целиком позволяет окунуться в удивительный мир, полный интересного и необычного.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Jtcase - портал о строительстве