Jtcase - портал о строительстве

Акростих

Акростих - это стихотворение, при написании которого первые слова строк подобраны таким образом, чтобы их начальные буквы, сложенные по порядку сверху вниз, образовывали какое-либо слово, реже - короткую фразу. Этот вариант стихосложения впервые начал применяться в Древней Греции, и только затем - в поэзии других стран. В русском стихосложении первые акростихи появились в 17 в.

Сложение таких стихотворений - довольно сложная задача. Многие авторы любят этот способ - с помощью первых букв можно передать некое послание или намекнуть на скрытый смысл всего стихотворения, хотя чаще всего из первых букв складывается имя человека, которому посвящен акростих. Для начинающих поэтов написание таких стихов может стать прекрасной тренировкой. Менее распространены мезостих и телестих - более сложные формы акростиха, когда слово или фраза составляется из средних или последних букв каждой строки.

Вольный стих

Вольный стих несколько отличается от привычных стихотворений, где соблюдены все требования ритмики и употребляется рифма. При написании вольного стиха количество стоп в строфах не должно быть одинаковым, важно только соблюдение ритма и рифмы. В результате получается поэтическое произведение, звучащее совершенно по-иному, нежели традиционные стихи.

Чаще всего вольный стих используется в баснях, раньше он был распространен в лирических стихах, эпиграммах и эпитафиях. Интересно, что рифма в вольном стихе появляется не в соответствии с некой закономерностью, а произвольно, то есть чередования групп рифмованных друг с другом строк могут быть абсолютно любыми, при этом их последовательность может изменяться в разных частях стихотворения.

При написании вольного стиха в распоряжении автора оказывается больше выразительных средств, ведь он оказывается почти свободен от рамок ритмики. Именно поэтому многие поэты очень любят писать именно в жанре вольного стиха.

Белый стих

Белый стих характеризуется полным отсутствием рифмы, окончания его строк не имеют созвучия, однако сами строфы пишутся с учетом требований метрики, то есть они имеют одинаковое количество стоп и выдержаны в одном размере. По сравнению с вольными стихами белый стих легче воспринимается на слух. Автор при написании белого стиха имеет большую свободу в использовании выразительных средств, поэтому такие стихотворения, как правило, очень эмоциональны.

Смешанный стих

Смешанный стих представляет собой поэтическое произведение, при сложении которого может варьироваться количество стоп (ритмических групп) в строфах, а также может изменяться сам размер стиха (например, ямб может чередоваться с хореем). При написании смешанных стихов автору проще передать настроение и скрытый смысл стиха. Именно поэтому вольные стихи обычно несут в себе сильную эмоциональную нагрузку.

Верлибр

Поэзия во все времена являлась наиболее емкой и точной формой выражения чувств, мыслей и эмоций. Вместе с тем, любой стих подпадает под определенные каноны как по форме, так и по содержанию. Техника стихосложения полна условностей, придерживаться которых обязан каждый автор, соблюдая при этом размер, рифму и определенное количество строк. Исключение составляет лишь верлибр – стих, который неподвластен литературным канонам.

Впервые этот термин появился в европейской поэзии 20 века благодаря сторонникам такого литературного течения, как имажизм. Его авторство принадлежит английскому писателю, поэту и литературному критику Ричарду Олдингтону, который в 1914 году охарактеризовал этим емким словом творчество таких европейских имажистов, как Хильда Дулитл, Фрэнсис Стюарт Флинт, Эзра Паунд и Томас Эрнст Хьюм. В частности, Ричард Олдингтон отметил, что верлибр (от французского vers libre – свободный стих) является одной из наивысших форм поэзии, так как позволяет автору максимально точно передать словами свои ощущения. Справедливости ради стоит отметить, что в сборник имажистов, к которому Ричард Олдингтон написал предисловие, также вошло и его 10 «свободных стихов». Поэтому европейские критики весьма прохладно приняли поэтическую антологию, а термин верлибр на многие годы стал синонимом безвкусицы и отсутствия поэтического дара. В частности, английский критик и поэт-модернист Томас Элиот охарактеризовал приверженцев этого поэтического жанра следующим образом: «Автор верлибра свободен во всем, если не считать необходимости создавать хорошие стихи».

К середине 20 века литературный мир фактически был разделен на два противоборствующих лагеря, в которых находились сторонники и противники верлибра. Примечательно, что даже маститые поэты этого времени, строго придерживающиеся поэтических канонов, в конце концов, прибегали к помощи верлибра для того, чтобы более полно и емко донести до читателей свои идеи. При этом такие авторы, как Гийом Аполлинер, Поль Элюар, Мария Луиза Кашниц, Нелли Закс и Юрген Беккер апеллировали к тому, что верлибры – отнюдь не новая форма поэзии, и подобные стихи можно найти у авторов различных эпох. Классикой же верлибра по праву можно считать библейские заповеди , которые с детства хорошо известны каждому христианину:

«Не пожелай дома ближнего твоего;

Не желай жены ближнего твоего,

Ни поля его,

Ни раба его,

Ни рабыни его,

Ни вола его,

Ни осла его,

Ни всякого скота его,

Ничего, что у ближнего твоего».

Современные литературные критики едины во мнении, что сочинять по-настоящему образные и чувственные верлибры способны лишь люди, наделенные несомненным поэтическим даром . Именно поэтому рано или поздно приверженцы классического ямба и хорея обращаются к стихам в прозе. Но при этом работа над верлибром является гораздо более сложной, чем над обычным стихотворением. Все дело в том, что ставшие уже привычными рамки стихосложения в этом случае отсутствуют. Нет нужды тщательно рифмовать слова и соблюдать размер каждой строфы. Но при этом необходимо обладать поистине колоссальной внутренней свободой, чтобы из привычных слов создать тонкое поэтическое полотно, наполненное смыслов, чувствами и личными переживаниями.

«я смотрю на

один и тот же

абажур

уже

5 лет.

Он собрал

Пыль холостяка

И девушек, входивших сюда -

Слишком занятых,

Чтобы почистить его.

Но я не против:

Я был слишком занят,

Чтобы написать

Об этом раньше

Что лампочка светит паршиво

Все эти 5 лет» (Чарльз Буковский).

Благодаря тому, что верлибр начисто лишен каких-либо условностей и канонов, каждый автор вправе использовать те средства выражения мыслей, который в каждом конкретном случае кажутся для него наиболее приемлемыми. Поэтому в верлибрах нередко встречается рифма, которая применяется исключительно для того, чтобы правильно расставить акценты в поэтическом произведении. Данным приемом нередко пользовались русские поэты начала 20 века , среди которых – Марина Цветаева, Анна Ахматова, Александр Блок, Лев Гумилев.

«Приключилась с ним странная хворь,

И сладчайшая на него нашла оторопь.

Все стоит и смотрит ввысь,

И не видит ни звезд, ни зорь

Зорким оком своим - отрок.

А задремлет - к нему орлы

Шумнокрылые слетаются с клекотом,

И ведут о нем дивный спор.

И один - властелин скалы -

Клювом кудри ему треплет.

Но дремучие очи сомкнув,

Но уста полураскрыв - спит себе.

И не слышит ночных гостей,

И не видит, как зоркий клюв

Златоокая вострит птица» (Марина Цветаева).

Современным же идеологом российского верлибра по праву считается Арво Метс , который теоретически обосновал необходимость использование подобной поэтической формы для более емкого и полного создания образов. «Свободный стих представляет собой качественный скачок - переход от слогового стиля речи к новой стихии - к стихии полнозначного слова. Основой, единицей в свободном стихе становится любое значимое слово».

Квантемы, пунктиры, версеты, зномы

Искусство поэзии, знакомое человечеству с еще до библейских времен, постоянно развивается. Цель поэзии максимально полно осветить состояния человеческой души, не выходя при этом из строгих форм стихотворного жанра. Однако многие поэты ищут новые стихотворные формы, которые могли бы с неожиданной стороны раскрыть и их поэтический дар, и сам язык.

Классические стихотворные формы, такие как, например, сонеты, чаще всего определяются способом рифмования (чередования мужских и женских рифм) и их расстановкой (через строку, из строки в строку и т.д.). Новые же стихотворные формы не опираются только на рифму, они становятся более «концептуальными», то есть их формальность уступает место содержательной наполняемости.

Возьмем, к примеру, новую стихотворную форму «зном», которую ввел в поэтический оборот белорусский поэт Алесь Рязанов.

«Облака плывут над землей… Не принадлежат ей, не зависят от нее. Но вдруг проливаются на землю дождем и обрушиваются молнией.
Высотный житель - орел - величественно парит в небесах. Он не знает равных себе. Но вдруг срывается вниз, к добыче - в поле зрения все, что совершается на земле.
Такова поэзия, таково искусство, такова философия: должны парить высоко и заниматься «высокими» вещами, но в то же время должны соединяться с землей - дождем, молнией, хищностью орла».

(перевод В.И. Липневич)

Как отмечают критики и сам поэт, эти поэтические отрывки (зномы - слово придуманное автором) являются не только эстетическими, но и гносеологическими единицами, раскрывающими взгляд поэта на познание мира. Теперь творец не только тот, кто может выразить свое интимное ощущение мира, но и дать читателю способ понимания, с помощью которого он сам может придти к творческому озарению.

Иногда новая стихотворная форма появляется из переосмысления того, что уже когда-то было. Такой формой, например, является версет. В форме версета были написаны, наверное, самые первые стихи человечества - библейские вирши. Современные версеты - это вариация белых стихов, когда в одной строке умещается целый абзац смысла. Возьмем, к примеру версет Мальвины Марьяновой, поэтессы писавшей в 20-е годы прошлого века.

«Тоненькие, хрупкие ниточки наших сердец оборвались.
Мы бредем разными дорогами.
Если бы кто-нибудь соединил их, мы были бы вместе…
Мимо идут люди, не слыша твоего стона, моей жалобы.
И плачут разделенные души…»

В более современном образе версеты обнаруживают себя в поэзии того же Рязанова.

«ТАБЛИЧКИ

На деревьях – таблички.
На них написано, сколько каждому дереву лет, как оно называется, каковы его толщина и высота.
Люди проходят мимо деревьев, не замечая их, – они читают таблички.
А голоса деревьев так и остаются неуслышанными,
а письмена деревьев так и остаются непрочитанными».

(перевод В. Козаровецкого)

Версеты позволяют сегодняшним поэтам говорить языком притч, обращаясь к очень древним струнам нашей души.

Пунктиры - это краткие (4-6 строк), но емкие стихотворные формы, чем-то напоминающие традиционные японские хокку, но не имеющие строгих правил составления.

«Вербы
склонились над речкой:
как это -
на бегущей воде
неподвижные отражения?»

(перевод В. Липневича)

Квантемы же отличаются недосказанностью, обрывочностью, когда читатель должен сам домыслить за автором ход его образов и выстроить картину происходящего. Приведем стихотворение еще молодого поэта Антона Летова, который осваивает квантемы.

«Рай,
Ад.
Май, не зима.
Трава растет,
Трава не знает,
Кто посадил ее.
«Сама».

Стихи в прозе

На грани между прозой и поэзией расположился промежуточный стиль написания стихотворных произведений, а именно стихи в прозе. Еще в начале 20-го века их без колебаний причисляли к поэзии, однако сегодня стихи в прозе занимают пограничное положение. Этот жанр характеризуется поэтическим содержанием, часто выдержанным размером, однако сам способ их написания крайне близок к прозаической манере изложения - здесь нет ни рифмы, ни ритма, ни четкого деления на строфы.

Каждый литературный род делится на жанры, которые характеризуются общими для группы произведений признаками. Различают эпические, лирические, лироэпические жанры, жанры драматургии.

Эпические жанры

Сказка (литературная) — произведение в прозаической или стихотворной форме, опирающееся на фольклорные традиции народной сказки (одна сюжетная линия, вымысел, изображение борьбы добра и зла, антитеза и повтор как ведущие принципы композиции). Например, сатирические сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Притча (от греческого parabole — «находящийся (помещенный) позади») — малый жанр эпоса, небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее нравственное или религиозное поучение, основанное на широком обобщении и использовании аллегорий. Русские писатели часто использовали притчу как вставной эпизод в своих произведениях, чтобы наполнить повествование глубоким смыслом. Вспомним калмыцкую сказку, рассказанную Пугачёвым Петру Гринёву (А. Пушкин «Капитанская дочка») — по сути, это кульминация в раскрытии образа Емельяна Пугачёва: «Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!». Сюжет притчи о воскрешении Лазаря, которую читала Сонечка Мармеладова Родиону Раскольникову, подсказывает читателю мысль о возможном духовном возрождении главного героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В пьесе М. Горького «На дне» странник Лука рассказывает притчу «о земле праведной», чтобы показать, как опасна бывает правда для слабых и отчаявшихся людей.
Басня — малый жанр эпоса; сюжетно законченная, имеющая аллегорический смысл, басня является иллюстрацией к известному житейскому или нравственному правилу. От притчи басня отличается законченностью сюжета, для басни характерны единство действия, сжатость изложения, отсутствие детальных характеристик и других элементов неповествовательного характера, тормозящих развитие фабулы. Обычно басня состоит из 2 частей: 1) рассказ о событии, конкретном, но легко поддающемся обобщению, 2) нравоучение, следующее за рассказом или ему предшествующее.
Очерк — жанр, отличительным признаком которого является «писание с натуры». В очерке ослаблена роль сюжета, т.к. вымысел здесь имеет несущественное значение. Автор очерка, как правило, ведёт повествование от первого лица, что позволяет ему включать в текст свои размышления, проводить сравнения и аналогии — т.е. пользоваться средствами публицистики и науки. Образцом использования в литературе жанра очерка являются «Записки охотника» И.С. Тургенева.
Новелла (итал. novella — новость) — это разновидность рассказа, эпическое остросюжетное произведение с неожиданной развязкой, отличающееся краткостью, нейтральным стилем изложения, отсутствием психологизма. Большую роль в развитии действия новеллы играет случай, вмешательство судьбы. Типичным примером русской новеллы является цикл рассказов И.А. Бунина «Тёмные аллеи»: автор психологически не прорисовывает характеры своих героев; прихоть судьбы, слепой случай сводит их на время и разлучает навсегда.
Рассказ — эпический жанр небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий. В центре повествования — изображение какого-либо события или жизненного явления. В русской классической литературе признанными мастерами рассказа были А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.А. Бунин, М. Горький, А.И. Куприн и др.
Повесть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом и новеллой с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. От рассказа и романа повесть отличается объёмом текста, количеством героев и поднятых проблем, сложностью конфликта и т.д. В повести важно не столько движение сюжета, сколько описания: героев, места действия, психологического состояния человека. Например: «Очарованный странник» Н.С. Лескова, «Степь» А.П. Чехова, «Деревня» И.А. Бунина. В повести эпизоды часто следуют один за другим по принципу хроники, внутренней связи между ними нет, или она ослаблена, поэтому повесть часто строится как биография или автобиография: «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н. Толстого, «Жизнь Арсеньева» И.А. Бунина и т.д. (Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / под ред. проф. А.П. Горкина. — М.: Росмэн, 2006.)
Роман (франц. roman — произведение, написанное на одном из «живых» романских языков, а не на «мёртвой» латыни) — эпический жанр, предметом изображения в котором является определённый период или целая жизнь человека; Роман что это? — роман характеризуется длительностью описываемых событий, наличием нескольких сюжетных линий и системы действующих лиц, в которую входят группы равнозначных персонажей (например: главные герои, второстепенные, эпизодические); произведение этого жанра охватывает большой круг жизненных явлений и широкий спектр общественно-значимых проблем. Существуют разные подходы к классификации романов: 1) по структурным особенностям (роман-притча, роман-миф, роман-антиутопия, роман-путешествие, роман в стихах и др.); 2) по проблематике (семейно-бытовой, социально-бытовой, социально-психологический, психологический, философский, исторический, авантюрный, фантастический, сентиментальный, сатирический и др.); 3) по эпохе, в которую господствовал тот или иной тип романа (рыцарский, просветительский, викторианский, готический, модернистский и др.). Следует отметить, что точная классификация жанровых разновидностей романа ещё не установлена. Существуют произведения, идейно-художественное своеобразие которых не укладывается в рамки какого-либо одного способа классификации. Например, произведение М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» содержит как остро-социальную, так и философскую проблематику, в нём параллельно развиваются события библейской истории (в авторской интерпретации) и современной автору московской жизни 20—30-х годов XX в., сцены, полные драматизма, перемежаются сатирическими. Исходя из этих особенностей произведения, его можно классифицировать как социально-философский сатирический роман-миф.
Роман-эпопея — это произведение, в котором предметом изображения является не история частной жизни, а судьба всего народа или целой социальной группы; сюжет строится на основе узлов — ключевых, переломных исторических событий. При этом в судьбах героев, как в капле воды, отражается судьба народа и, с другой стороны, картина народной жизни складывается из отдельных судеб, частных жизненных историй. Неотъемлемой принадлежностью эпопеи являются массовые сцены, благодаря которым автор создаёт обобщенную картину потока народной жизни, движения истории. При создании эпопеи от художника требуется высочайшее мастерство в сцеплении эпизодов (сцен частной жизни и массовых сцен), психологической достоверности в прорисовке характеров, историзма художественного мышления — всё это делает эпопею вершиной литературного творчества, на которую может взойти не каждый писатель. Именно поэтому в русской литературе известны всего два произведения, созданных в жанре эпопеи: «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Тихий Дон» М.А. Шолохова.

Жанры лирики

Песня — малый стихотворный лирический жанр, характеризующийся простотой музыкально-словесного построения.
Элегия (греч. elegeia, elegos — жалобная песня) — стихотворение медитативного или эмоционального содержания, посвящённое философским раздумьям, вызванным созерцанием природы или глубоко личными переживаниями о жизни и смерти, о неразделённой (как правило) любви; преобладающие настроения элегии — грусть, светлая печаль. Элегия — излюбленный жанр В.А. Жуковского («Море», «Вечер», «Певец» и др.).
Сонет (итал. sonetto, от итал. sonare — звучать) — лирическое стихотворение из 14 строк в виде сложной строфы. Строки сонета могут располагаться двояко: два катрена и два терцета или же три катрена и дистих. В катренах может быть всего две рифмы, а в терцетах — две или три.
Итальянский (петрарковский) сонет состоит из двух катренов с рифмовкой abba abba или abab abab и двух терцетов с рифмовкой cdc dcd или cde cde, реже cde edc. Французская форма сонета: abba abba ccd eed. Английский (шекспировский) — со схемой рифмовки abab cdcd efef gg.
Классический сонет предполагает определенную последовательность развития мысли: тезис — антитезис — синтез — развязка. Судя по названию этого жанра, особое значение придается музыкальности сонета, которая достигается чередованием мужских и женских рифм.
Европейские поэты разработали много оригинальных видов сонета, а также венок сонетов — одну из наиболее трудных литературных форм.
К жанру сонета обращались русские поэты: А.С. Пушкин («Сонет», «Поэту», «Мадонна» и др.), А.А. Фет («Сонет», «Свидание в лесу»), поэты Серебряного века (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А.А. Блок, И.А. Бунин).
Послание (греч. epistole — эпистола) — стихотворное письмо, во времена Горация — философского и дидактического содержания, позже — любого характера: повествовательного, сатирического, любовного, дружеского и т.д. Обязательный признак послания — наличие обращения к конкретному адресату, мотивы пожелания, просьбы. Например: «Мои пенаты» К.Н. Батюшкова, «Пущину», «Послание цензору» А.С.Пушкина и др.
Эпиграмма (греч. epgramma — надпись) — короткое сатирическое стихотворение, представляющее собой поучение, а также непосредственный отклик на злободневные события, часто политические. Например: эпиграммы А.С. Пушкина на А.А. Аракчеева, Ф.В. Булгарина, эпиграмма Саши Чёрного «В альбом Брюсову» и др.
Ода (от греч. ōdḗ, латин. ode, oda — песня) — торжественное, патетическое, прославляющее лирическое произведение, посвященное изображению крупных исторических событий или лиц, говорящее о значительных темах религиозно-философского содержания. Жанр оды был распространён в русской литературе XVIII — начала XIX вв. в творчестве М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, в раннем творчестве В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, но в конце 20-х годов XIX в. на смену оде пришли другие жанры. Отдельные попытки некоторых авторов создать оду не соответствуют канонам этого жанра («Ода революции» В.В. Маяковского и др.).
Лирическое стихотворение — небольшое поэтическое произведение, в котором отсутствует сюжет; в центре внимания автора — внутренний мир, интимные переживания, размышления, настроения лирического героя (автор лирического стихотворения и лирический герой — не одно и то же лицо).

Лироэпические жанры

Баллада (провансальское ballada, от ballar — плясать; итал. — ballata) — сюжетное стихотворение, то есть рассказ исторического, мифического или героического характера, изложенный в поэтической форме. Обычно баллада строится на основе диалога персонажей, при этом сюжет не имеет самостоятельного значения — это средство создания определённого настроения, подтекста. Так, «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина имеет философский подтекст, «Бородино» М.Ю. Лермонтова — социально-психологический.
Поэма (греч. poiein — "творить", "творение") — крупное или среднее стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом (например, «Медный всадник» А.С. Пушкина, «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, «Двенадцать» А.А. Блока и др.), в систему образов поэмы может входить лирический герой (например, «Реквием» А.А. Ахматовой).
Стихотворение в прозе — небольшое лирическое произведение в прозаической форме, отличающееся повышенной эмоциональностью, выражающее субъективные переживания, впечатления. Например: «Русский язык» И.С. Тургенева.

Жанры драматургии

Трагедия — драматическое произведение, основной конфликт которого вызван исключительными обстоятельствами и неразрешимыми противоречиями, приводящими героя к гибели.
Драма — пьеса, содержание которой связано с изображением обыденной жизни; несмотря на глубину и серьёзность, конфликт, как правило, касается частной жизни и может быть разрешён без трагического исхода.
Комедия — драматическое произведение, в котором действие и характеры представлены в смешных формах; комедия отличается стремительным развитием действия, наличием сложных, запутанных сюжетных ходов, благополучной концовкой и простотой стиля. Различают комедии положений, основанные на хитроумной интриге, особом стечении обстоятельств, и комедии нравов (характеров), основанные на осмеянии человеческих пороков и недостатков, высокую комедию, бытовую, сатирическую и т.д. Например, «Горе от ума» А.С. Грибоедова — высокая комедия, «Недоросль» Д.И. Фонвизина — сатирическая.

Жанр в переводе с французского (genre) - род, вид. В художественной литературе различают три жанра: драма, эпос и лирика. К эпическим жанрам относятся не только про­заические произведения (эпопея, сказка, роман, повесть, но­велла, рассказ, очерк и т. п.), но и стихотворные, такие, как басня, былина, поэма, роман, сказка в стихах. К лирическим жанрам поэзии относят оду, балладу, элегию, песню, не­большое стихотворение и т. д.

Лирическое произведение - произведение музыкальное, волнующее. Именно в лирике воплощаются самые сокровен­ные, глубокие переживания поэта как гражданина страны, передающего свое отношение к обществу и к миру в целом. На каждом стихотворении лежит печать индивидуальности поэта со своими пристрастиями и нравственными оценками. «Самонаблюдение и глубоко личная трактовка переживания становятся у лирика основным методом художественной вы­разительности». 16

Лирику разделяют на четыре основные тематические ка­тегорий: философскую, гражданскую, любовную и пейзаж­ную. Сейчас наблюдается смещение жанров, взаимопроник­новение их. Произведения, в которых соединены лирическое и эпическое начала, называют лиро-эпической поэзией. Ро­мантические поэмы Пушкина, Лермонтова, поэмы В. Мая­ковского, А. Вознесенского и других относятся к этому виду поэзии. (44)

К гражданской лирике относится публицистическая поэ­зия, которая откликается на важные явления общественно-политической жизни страны, на события в мире. Мы знаем публицистическую поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасо­ва. Огромным публицистическим накалом пронизаны стихо­творные произведения М. Горького «Песня о Соколе» и «Пе­сня о Буревестнике». Со «всей своей звонкою силой поэта» В. Маяковский утверждал публицистическую поэзию:

скривится горько,

хлыстиком выстегать:

А где же душа?!

Да это ж -

риторика!

Поэзия где ж?

Одна публицистика?!

Капитализм -

неизящное слово,

куда изящней звучит -

«соловей»,

возвращусь к нему

снова и снова.

агитаторским лозунгом взвей!

(из поэмы «В. И. Ленин»).

Такие лирические стихи, как элегия, проникнуты раз­думьем, размышлением поэта; пронизаны чувством грусти и надежды, печали и радости. Элегии пишутся преимущест­венно пятистопным ямбом:

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...

Одной из разновидностей лирического стиха является со­нет. Сонет - от итальянского слова sonare - звучать, зве­неть. Его родина - Италия XIII века. Сонеты писали Пет­рарка, Данте, Микеланджело, Шекспир; в России - Державин, Пушкин, Лермонтов, Блок, Брюсов, Ахматова... К сонетам обращаются и многие современные поэты.

Сонет - это строгая форма четырнадцатистишия, обычно состоящая из двух четверостиший и двух трехстиший. У Шекспира иная конструкция сонета: три четверостишия и заключительное двустишие. (45)

Сонеты пишутся пятистопным ямбом. Рифмы у сонетов звучные, богатые. Каждая строфа представляет законченное целое. Обычно в первом четверостишии, которое восприни­мается как экспозиция, утверждается основная тема сонета. Во втором - идет развитие положений, выдвинутых в на­чале; в третьем - происходит развязка. И самые сильные по мысли, образности и чувствам - последние две строчки (у Шекспира) или последняя строка в трехстишии. Эти Строчки называют «сонетным замком». На «сонетный замок» и надо обращать внимание при изучении материала и при исполнении сонетов.

Мы хотим закончить раздел, посвященный законам сти­хосложения, словами Л. Н. Толстого: «Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как легкие и сердце, так что если один орган извращен, то и другой не может пра­вильно действовать». Однако, не изжита еще неверная точ­ка зрения некоторых режиссеров, актеров, руководителей самодеятельных коллективов, которые утверждают приори­тет интуиции, импровизации над законами творчества; Нель­зя забывать главный принцип системы К. С. Станиславского «От сознательного к подсознательному»; забывать о том, что актер, чтец может импровизировать лишь тогда, когда все тщательно продумано, до мельчайшей подробности отрабо­тано. Известно, что «интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо дока­зательство». 17 Но чтобы доказывать другим, руководитель самодеятельной студии обязан, быть сведущим во всех во­просах искусства, умеющим постигать законы творчества. Только так обеспечивается эффективность конечного резуль­тата работы и руководителя, и коллектива, и каждого его участника.

СЛОВЕСНОЕ ДЕЙСТВИЕ В ЗВУЧАЩЕЙ ПОЭЗИИ

Мы не хотим великолепно декламировать,

То есть только говорить монолог. Мы хотим

Им действовать, житьим во всеобъемлющем

понятии этого слова!

К. С. Станиславский.

Не декламировать, а действовать, жить в материале не­обходимо и при исполнении стихов. Ведь стихи, особенно ли­рические, по сути. своей есть монолог, в котором раскрыва­ется сложный внутренний мир лирического героя. В работе над любым литературным произведением должна соблюдать­ся определенная последовательность, которая позволяет ор­ганичнее овладевать искусством словесного действия. Како­ва же последовательность работы над стихотворным мате­риалом? |

Режиссерско-исполнительскую работу над поэтическим произведением можно условно разделить на пять этапов. 18

1. Выбор материала.

2. Познание характеристических особенностей выбранно­го материала.

4. Творческий акт исполнения.

5. Анализ выступления.

Выбор материала

При выборе исполнительского материала необходимо со­блюдать определенные условия.Первое условие - актуаль­ность материала, его высокое идейно-художественное звуча­ние. При этом не следует понимать под актуальным материа­лом лишь советскую поэзию, да еще непременно последних лет. Актуальность проблем, которые нас волнуют, мы нахо­дим во многих классических произведениях поэзии. Взяв в работу стихи наших классиков, надо уметь прочесть их с по­зиции современности. Для этого следует точно определить: на изменение какой ситуации в жизни нашего общества, ми­ра может быть направлено классическое произведение.

Возьмем к примеру лирическое стихотворение Пушкина «Я вас любил».

«Я вас любил так искренне, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим» (47)

Вот главная мысль этого стихотворения. Человек все­гда должен оставаться человеком и быть благодарным тому, кто зажег огонь любви - чувство, которое не всем дано ис­пытать.

Исполняя эти стихи Пушкина, мы совершаем речевое дей­ствие: предостеречь от мелкого чувства злобы и собственни­чества, напомнить человеку о том, что он - высшее сущест­во, обладающее добрым сердцем и мудрым разумом. «Мне дорого любви моей мученье. Пускай умру, но пусть умру любя» - говорит поэт в других своих стихах.

Второе условие верного выбора материала заключается в том, чтобы он нравился исполнителю, волновал его, вызы­вая желание работать над ним. Лучше, если участники кол­лектива сами его отыскивают. И не надо сразу разочаровы­вать их, если предложенный ими материал по каким-либо соображениям не стоит брать в работу. Можно тактично за­менить его другим на ту же тему, взволновавшую чтеца, но более качественным. Либо посоветовать отложить на неко­торое время работу над ним и, как ступеньку к мастерству стиходействия, предложить сделать другое стихотворение, ко­торое обогатит исполнителя необходимыми технологически­ми умениями и навыками.

Третье условие, обеспечивающее успех в работе, - это соответствие материала творческим способностям чтеца-лю­бителя и степени его подготовленности к выступлениям: ведь часты случаи (в этом убеждают итоги конкурсов, смотров, творческих отчетов коллективов художественного слова), ко­гда исполняются материалы, явно непосильные для чтеца. Это особенно видно, когда неправомерно большое место в программах чтецов-любителей занимают стихи поэтов А. Ах­матовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака с их очень личност­ным содержанием, усложненным ходом мысли. Стихи этих поэтов требуют высочайшего мастерства исполнения.

Часто исполнители «тонут» в огромных по времени. (20- 25 минут) поэтических композициях, плохо выстроенных сценарно. При исполнении таких материалов не раскрываются творческие способности, а, наоборот, перечеркиваются. А у зрителей такие выступления вызывают недоумение, досаду. Однако из снисхождения к чтецам-непрофессионалам их да­же хвалят. Это-то и наносит вред развитию творческой ин­дивидуальности. Теряются эстетические критерии искусства, задерживается творческий рост исполнителя, воспитывается дурной вкус и легкомысленное отношение к одному из самых трудных видов искусства - чтецкому искусству. (48)

Второй этап работы над стихами: изучение всех особен­ностей формы выбранного к исполнению стихотворения. * (* Предполагается знание чтецом основных законов стихосложения. Постижение формы стиха осуществляется в неразрывной связи с идей­но-действенным его анализом. Поэтому мы и говорим об условности эта­пов работы. Один этап вплетается в другой. Но миновать их нельзя.)

Чтобы верно прочесть лирическое стихотворение, надо за­жить высокими чувствами поэта, услышать поэтическую ин­тонацию, тон целенаправленного действия; Этому способст­вуют внимательное ознакомление с творчеством поэта, а так­же изучение «биографии» исполняемого стихотворения. Что же значит такая «биография»?

Стихотворения рождаются от пережитых событий, встреч, воспоминаний, нахлынувших чувств, соприкосновений с при­родой и т. д. Подробно изученная «биография» стихов долж­на как бы гарантировать более верное раскрытие замысла поэта, мир его чувств и мыслей. Вот пример «биографии» стихотворения А. С. Пушкина «И. И. Пущину». Напомним его содержание:

Поэзия является одним из самых древних литературным жанром. Еще не зная письменности, люди увидели, что хоть какой рассказ легче уяснить, ежели выложить его рифмованными стихами.

Поэты придают звучанию слова не наименьшее значение, чем его содержанию. Стихи, сложенные поэтами, просто ложатся на музыку и преобразуются в красивые песни.

Стихи, обычно, пишутся в рифму. Это значит, что окончания крайних слов в 2-ух либо наиболее строчках должны быть созвучны друг дружке. Однако рифма не неотклонима для поэта, и время от времени они пишут так именуемые «белые стихи», лишенные рифмы.

Большие стихотворения, либо поэмы, разделяются на части - главы либо куплеты. Каждая строчка стихотворения обязана иметь точный, циклический ритм, который именуют стихотворным размером. Ритм - это чередование ударных и безударных слогов в стихе.

Существует много видов поэзии - она быть может повествовательной, лирической либо драматической.
В повествовательном стихотворении рассказывается какая-нибудь история. Лирическое стихотворение передает мысли и чувства поэта. В драматической поэме имеются действующие лица, и она сродни театральной пьесе.
Самым известным драматургом, писавшим свои пьесы стихами, был Вильям Шекспир.

Инструкция

Если стихотворение написано в возвышенном силе, в нем прославляются деяния какого-либо или воспевается величие , то это либо ода, либо гимн. Отличить их можно тем, что гимн - это жанр песенный, как правило, в качестве именно текста встречается редко. К тому же, гимны обычно не обращены к конкретной личности. В одах присутствует более возвышенная и устаревшая лексика, ведь это очень старый, еще классицистический жанр. Гимны же актуальны и сейчас.

Отсутствие строгой композиции (нет деления на строфы), повествования, грусть, тягучесть - это все признаки элегии. В элегиях очень важно авторское "я", поэтому повествование часто идет от первого лица.

Их Европы к нам такой жанр как сонет. Определить сонет можно по форме. Традиционно он состоит из четырнадцати строк, скомпонованных особым образом. Выделяется три вида сонетов: французский (abba abba ccd eed (или ccd ede)), итальянский (abab abab cdc dcd (или cde cde)), английский сонет (abab cdcd efef gg).

Если вы видите короткое стихотворение (не более двух четверостиший, как правило), в котором остроумно высмеивается какой-то человек, то перед вами жанр эпиграммы. Важная оставляющая эпиграммы - это комизм. Порой это бывает добрый юмор, а порой - злая сатира.

Если стихотворное произведение, которое вы видите, имеет сюжет и большой объем, то это баллада. В балладах всегда есть главный герой, вокруг которого развиваются события. События, описанные в балладах, всегда необычны, в них есть элементы волшебства, действие очень драматично. Изначально баллады были песенным жанром, поэтому отличить их можно еще и по напевному ритму. В центре баллады всегда лежит какой-то конфликт, главные герои разнополярны, одни представляют сторону добра, а другие - зла.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Jtcase - портал о строительстве