1. Раскрытие личностного потенциала участников группы.
2. Формирование представлений о лидерстве, осознание и проявление своих сильных сторон.
Тест “Лидер ли я?”
Инструкция к тесту: “Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите наиболее подходящий для вас ответ в буквенной форме. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голов”.
Тестовый материал
1. Что для вас важнее в игре?
А) Победа.
Б) Развлечение.
2. Что вы предпочитаете в общем разговоре?
А) Проявлять инициативу, предлагать что-либо.
Б) Слушать и критиковать то, что предлагают другие.
3. Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?
А) Да.
Б) Нет.
4. Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?
А) Да.
Б) Нет.
5. Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?
А) Да.
Б) Нет.
6. В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?
А) Да.
Б) Нет
7. Умете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?
А) Да.
Б) Нет.
8. Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?
А) Нет.
Б) Да.
9. Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
А) Да.
Б) Нет.
10. Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?
А) Да.
Б) Нет.
Обработка и интерпретация результатов теста:
Высокий уровень лидерства - А = 7-10 баллов.
Средний уровень лидерства - А = 4-6 баллов.
Низкий уровень лидерства - А = 1-3 балла.
Преобладание ответов “B” свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.
Тест «Я – лидер» для 5-8 кл.
Очень интересно и полезно было бы провести среди ребят тест на определение лидерских качеств. Пусть каждый из них сам попробует оценить свои способности, повести отряд за собой, стать организатором и вдохновителем жизни в коллективе.
Инструкция к этому тесту будет такова: «Если ты полностью согласен с приведённым утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставь цифру «4»; если скорее согласен, чем не согласен – цифру «3»; если трудно сказать – «2»; скорее не согласен, чем согласен – «1»; полностью не согласен – «0».
Вопросы к тесту «Я – лидер»
1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
2. Мои действия направлены на достижения понятной мне цели.
3. Я знаю, как преодолевать трудности.
4. Люблю искать и пробовать новое.
5. Я легко могу убедить в чём-то моих товарищей.
6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.
9. Я умею распределять свои силы в учёбе и труде.
10. Я могу чётко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.
11. Я хорошо планирую своё время и работу.
12.Я легко увлекаюсь новым делом.
13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.
14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
15. Ни один человек не является для меня загадкой.
16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.
17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.
18.Для меня важно достижение цели.
19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
22. У меня всегда всё получается.
23.Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
24. Я умею поднимать настроение в труппе своих товарищей.
25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.
28. Принимая решение, перебираю различные варианты.
29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
30. Я умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.
31.В отношении с людьми я достигаю взаимопонимания.
32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.
34. Я никогда не поступал так, как другие.
35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.
36. Я никогда не поступал так, как другие
37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.
38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.
39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.
40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
41. Никто и никогда не испортит мне настроение.
42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
43. Решая проблемы, использую опыт других.
44. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.
45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
46. Я умею контролировать работу моих товарищей.
47. Умею находить общий язык с людьми.
48 .Мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.
После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать количество очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41). Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:
А – умение управлять собой;
Б – осознание цели (знаю, чего хочу);
В – умение решать проблемы;
Г – наличие творческого подхода;
Д – влияние на окружающих;
Е – знание правил организаторской работы;
Ж – Организаторские способности;
З – умение работать с группой.
Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием, если больше 10, то это качество развито средне или сильно.
Но прежде, чем сделать заключение о том, лидер ли подросток, обратите внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, мы считаем, что ребенок был неискренним в самооценке.
27.05.2009 14:34
Средняя выраженность лидерства. Гармония и решительность, мудрость и расчет, умение дать добрый совет — вот ваши главные достоинства. Если необходимо — руководите, если нужно — уступите, всегда принимая во внимание чужое мнение и желание. Но только вам известно, всегда ли добиваетесь цели достойными средствами.
02.06.2009 22:57
Много, думаю, не очень нужных и важных вопросов.
06.09.2009 16:37
Спасибо, если можно по существу: какой вопрос и почему не важен.
06.09.2009 17:49
Есть вопросы,которые на первый взгляд стереотипны (например-выбор музыки; предпочтения детства относительно будущей профессии). На мой взгляд тест дихотомичен и не достоверен, там слишком много вопросов,ответы на которые человек может предугадать и попросту не знать, ввиду того,что мыслит от противного (если есть шкала лживости,то наверно было бы полезно продемонстрировать её наряду с результатами теста).
22.12.2009 20:52
Тесто совершенно оторван от реальности. Начиная от того как определить слово «часто» например и заканчивая тем что здесь акцент делается на напор, а не умение зажигать ума других людей. Это больше тест на упертного менеждера.
12.04.2010 22:06
xaxax ya velikiy lider uminya vishlo(В управлении и руководстве людьми Вы склонны к диктату. Вы жёсткий, авторитарный руководитель.)
02.05.2010 14:55
05.07.2010 21:17
Посмотрим результаты
07.07.2010 13:01
Сильно наводящие вопросы,такого типа как «Кем вы мечтали стать?» и т.д..
Все что мне выдал результат я и так знала,т.к я верующая и я ЛИДЕР!!!
09.08.2010 21:29
04.01.2011 23:59
25.02.2011 18:58
01.03.2011 15:47
Средняя выраженность лидерства. Гармония и решительность, мудрость и расчет, умение дать добрый совет — вот ваши главные достоинства. Если необходимо — руководите, если нужно — уступите, всегда принимая во внимание чужое мнение и желание. Но только вам известно, всегда ли добиваетесь цели достойными средствами.
04.10.2012 19:28
Вы прирожденный Лидер.
Кто я? Каковы мои особенности? В чем я силен, что хочу изменить в себе? Как я себя позиционирую?
Тесты на лидерство применяются для выявления лидерских качеств и степени их выраженности. Даже если человек не стремится стать руководителем, систематическая работа по развитию лидерских способностей не будет напрасной, так как повысит влияние на окружающих
Хотя мне всего 10 лет…
13.12.2012 22:29
Хахаха я прераждённый лидер
10.01.2013 05:39
В управлении и руководстве людьми Вы склонны к диктату. Вы жёсткий, авторитарный руководитель.
))) что-то я перестарался
20.01.2013 17:58
ВОНА КАК))) Лидерство выражено слабо. Это означает, что слабо развиты такие навыки как: * ВОЛЯ - несомненное условие эффективного руководства * АДЕКВАТНОСТЬ САМООЦЕНКИ - определение собственных возможностей; планирование своих действий; правильное построение отношений с коллегами. * ВЛИЯНИЕ НА ОКРУЖАЮЩИХ * УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ * САМОКОНТРОЛЬ И УМЕНИЕ СДЕРЖИВАТЬ ИЗЛИШНИЕ ЭМОЦИИ * ХАРИЗМА - уверенность, динамичность; постановка глобальных целей перед собой; постановка реальных задач перед другими; умение прощать * ЗАБОТА ОБ ОКРУЖАЮЩИХ
26.01.2013 19:02
жду ответа
14.02.2013 23:34
Жду результат…
14.12.2013 15:05
26.01.2014 03:10
Средняя выраженность лидерства. Гармония и решительность, мудрость и расчет, умение дать добрый совет — вот ваши главные достоинства. Если необходимо — руководите, если нужно — уступите, всегда принимая во внимание чужое мнение и желание. Но только вам известно, всегда ли добиваетесь цели достойными средствами.
Кто я? Каковы мои особенности? В чем я силен, что хочу изменить в себе? Как я себя позиционирую?
Тесты на лидерство применяются для выявления лидерских качеств и степени их выраженности. Даже если человек не стремится стать руководителем, систематическая работа по развитию лидерских способностей не будет напрасной, так как повысит влияние на окружающих
11.12.2015 22:38
Лидерство выражено в сильной степени. Вы обладаете такими качествами, как ВОЛЯ, АДЕКВАТНОСТЬ САМООЦЕНКИ, ВЛИЯНИЕ НА ОКРУЖАЮЩИХ, УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ, САМОКОНТРОЛЬ И УМЕНИЕ СДЕРЖИВАТЬ ИЗЛИШНИЕ ЭМОЦИИ. А так же вам присуща ХАРИЗМА и ЗАБОТА ОБ ОКРУЖАЮЩИХ.
Вы прирожденный Лидер.
Кто я? Каковы мои особенности? В чем я силен, что хочу изменить в себе? Как я себя позиционирую?
Тесты на лидерство применяются для выявления лидерских качеств и степени их выраженности. Даже если человек не стремится стать руководителем, систематическая работа по развитию лидерских способностей не будет напрасной, так как повысит влияние на окружающих
Сборник «Тесты в детской организации. Тесты для лидера»
«ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО» САМОТЕСТИРОВАНИЯ: к итоговым результатам любого теста относиться следует МАКСИМАЛЬНО КРИТИЧНО
КАК РАБОТАТЬ С ТЕСТАМИ?
Все тесты в этой книге описаны по единой схеме - в той последовательности, в которой следует над ними работать. После краткого введения и инструкции к выполнению теста идут вопросы, на которые вы должны ответить. Затем - объясняется, как именно нужно подсчитывать полученные результаты, дается так называемый «ключ», с которым следует сопоставить свои ответы и суммировать набранные вами баллы. В конце описания теста вы можете ознакомиться с психологическим диагнозом и рекомендациями психолога.
Если вы хотите получить достаточно правдивую информацию о себе, работайте «по всем правилам»!
Правило 1. Не спешите заглядывать в конец теста - в ключ ответов. Зачем искушать себя? Помните о феномене «социальной желательности»!
Правило 2. Внимательно прочтите инструкцию. Отвечая на вопросы теста, постарайтесь, как можно точнее понять их смысл.
Правило 3. Будьте искренни! Ведь кроме вас о результатах самотестирования знать никто не будет. Зачем обманывать самого себя? Не забывайте о психологических «ловушках» и «хитростях» нашего сознания. И опять же - помните о феномене «социальной желательности»!
Правило 4. Знакомясь со своим психологическим диагнозом, относитесь к нему в соответствии с золотым правилом самотестирования: к итоговым результатам любого теста относиться следует максимально критично! А во многих случаях - даже с изрядной дозой юмора. При «хороших» результатах не впадайте в эйфорию, при «плохих» - в уныние.
Правило 5. Для контроля над самим собой попросите ответить за вас на вопросы теста близкого человека, который вас хорошо знает.
Самооценка лидерства
Назначение. Данный экспресс-тест позволяет определить актуальный уровень проявления лидерства в совместной деятельности.
Инструкция. Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите наиболее подходящий для вас ответ в буквенной форме. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голову.
Опросник
1. Что для вас важнее в игре?
А. Победа. Б. Развлечение.
2. Что вы предпочитаете в общем разговоре?
А. Проявлять инициативу, предлагать что-либо. Б. Слушать и критиковать то, что предлагают другие.
3. Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?
А. Да. Б. Нет.
4. Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?
А. Да. Б. Нет.
5. Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?
А.Да. Б. Нет.
6. В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?
А.Да. Б. Нет
7. Умеете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?
А. Да. Б. Нет.
8. Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?
А. Нет. Б.Да
9. Удается ли вам в разговоре, дискуссии убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
А. Да. Б. Нет.
10. Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?
А. Да. Б. Нет.
Обработка и интерпретация данных
Подсчитать общее количество «А» и «Б» ответов. Высокий уровень лидерства А = 7-10 баллов. Средний уровень лидерства А = 4-6 баллов. Низкий уровень лидерства А = 1 -3 балла. Преобладание ответов «Б» свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.
Диагностика лидерских способностей
Инструкция. Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-»(«а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому вы больше всего склоняетесь.
Тест-опросник:
1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?
А) да; б) нет.
2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?
А) да; б) нет.
3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?
А) да; б) нет.
4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?
А) да; б) нет.
5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-либо?
А) да; б) нет.
6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?
А) да; б) нет.
7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?
А) да; б) нет.
8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?
А) да; б) нет.
9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?
А) да; б) нет.
10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?
А) да; б) нет.
11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?
А) да; б) нет.
12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?
А) да; б) нет.
13. Считаете ли вы себя мечтателем?
А) да; б) нет.
14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?
А) да; б) нет.
15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых, спортивных и других команд и коллективов?
А) да; б) нет.
16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:
А) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого; б) возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.
17. Какое из двух мнений вам ближе?
А) настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем; б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.
18. С кем вы предпочитаете работать?
А) с покорными людьми; б) с независимыми и самостоятельными людьми.
19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?
А) да; б) нет.
20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?
А) да; б) нет.
21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
А) да; б) нет.
22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как вы поступите?
А) предоставите принятие решения наиболее компетентному из вас; б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.
23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?
А) да; б) нет.
24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?
А) да; б) нет.
25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?
А) да; б) нет.
26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?
А) самый компетентный человек; б) тот, у кого самый сильный характер.
27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?
А) да; б) нет.
28. Уважаете ли вы дисциплину?
А) да; б) нет.
29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?
А) тот, который все решает сам; б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.
30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?
31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?
А) да; б) нет.
32. Какой из следующих портретов больше напоминает вас?
33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с вами не согласны?
А) промолчите; б) будете отстаивать свое мнение.
34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?
А) да; б) нет.
35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?
А) да; б) нет.
36. Что бы вы предпочли?
А) работать под руководством хорошего человека; б) работать самостоятельно, без руководителей.
37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов?
А) согласен; б) не согласен.
38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?
А) да; б) нет.
39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими?
А) да; б) нет.
40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?
А) опускаете руки; б) появляется сильное желание их преодолеть.
41. Упрекаете ли вы людей людям, если они этого заслуживают?
А) да; б) нет.
42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?
А) да; б) нет.
43. Как вы поступите, если вам предложат реорганизовать ваше учреждение или организацию?
А) введу нужные изменения немедленно; б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.
44. Сумете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?
А) да; б) нет.
45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?
А) да; б) нет.
46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?
А) да; б) нет.
47. Кем бы вы предпочли стать?
А) художником, поэтом, композитором, ученым; б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.
48. Какую музыку вам приятнее слушать?
А) могучую и торжественную; б) тихую и лирическую.
49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?
А) да; б) нет.
50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?
А) да; б) нет.
Оценка результатов тестирования
Сумма баллов за ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику.
Ключ к опроснику
1а, 2а, 36, 4а, 5а, 66, 7а, 86, 9б,10а, 11 а, 12а, 136, 146, 15а, 166, 17а, 186, 196, 20а, 21 а, 22а, 23а, 24а, 256, 26а, 276, 28а, 296, 306, 31 а, 32а, 336, 34а, 356, 366, 37а, 386, 39а, 406, 41 а, 42а, 43а, 44а, 456, 46а, 476, 48а, 496, 506.
За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает один балл, в ином случае - 0 баллов.
Оценка лидерства
Если сумма баллов оказалась менее 25, то качества лидера выражены слабо. Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне. Если сумма баллов оказалась от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно. Если сумма баллов более 40, то данный человек как лидер склонен к диктату.
Интерпретация
Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими чертами личности должен обладать настоящий лидер? Такими признаками, как отмечают Е. Жариков и Е. Крушельницкий, могут служить следующие проявления:
Представленная методика позволяет оценить способность человека быть лидером.
ТЕСТ «ВАШ ХАРАКТЕР»
На вопросы отвечай либо «да», либо «нет».
Теперь подсчитай набранные очки и смотри на результаты теста.
СВЫШЕ 6 ОЧКОВ.
Ты уравновешенный человек. У тебя легкий характер.
ОТ 3 ДО 6 ОЧКОВ.
Твой характер не назовешь легким. Твое хорошее настроение быстро может превратиться в плохое.
МЕНЕЕ 3 ОЧКОВ.
Почему не веришь в свои силы? Надо больше доверять людям!
Экспресс-диагностика организаторских способностей
Назначение. Предлагаемая методика дает возможность более глубоко разобраться в структуре организаторских способностей и одновременно выявить уровень владения ими.
Инструкция. Перед вами 20 вопросов, требующих однозначного ответа «да» или «нет». В бланке ответов необходимо рядом с номером вопроса проставить соответствующий для вас ответ.
Опросник
Обработка и интерпретация результатов
Анализ результатов начинается с сопоставления полученных ответов с приведенным ниже ключом.
«да»: 1,3,5,7,9,11, 13,17, 18, 19,20. «нет»: 2, 4, 6, 8, 10,12, 14, 15, 16.
Критерии для выводов:
До 40% - уровень организаторских способностей низкий; 40-70% - средний; Свыше 70% - высокий.
ТЕСТ «КТО ВЫ?»
Из фигур выберите одну, которая вам больше понравилась: круг, квадрат, прямоугольник, зигзаг, треугольник.
Характеристики типов личностей
«КВАДРАТ»
Отличается трудолюбием, усердием, терпением, методичностью и аккуратностью. Обычно высококлассный специалист в своей области. При восприятии информации ориентирован на детали и подробности, на цифры и факты. Сильная сторона -мыслительный анализ. Никогда не угадывает результата, но вычисляет его. Действует при этом весьма логично и последовательно. При принятии решения подробнейшим образом рассматривает нее варианты. Серьезен, практичен и экономен. Предпочитает жизнь, распланированную и упорядоченную до предела. Все должно лежать на своих местах, всё должно происходить в свое время", - таково представление "квадрата" о порядке. Точно соблюдает все правила и инструкции. Часто из-за чрезмерного пристрастия к анализу всех деталей проблемы неоперативен в решениях. Не любит идти на риск. Зато все свои решения выполняет досконально точно. Подчас характерна излишняя педантичносгь и рациональность. В общении избегает ситуаций, связанных с бурными проявлениями эмоций. Сухость и холодность мешают быстрому установлению личных контактов. Внешний вид консервативен, опрятен. Одежда, что называется, "типичная" для человека его положения и профессии. Речь "квадрата" медленная, обстоятельная, логичная. Жесты точные, скупые. Позы нередко скованные, напряжённые.
«ТРЕУГОЛЬНИК»
Характерна тенденция к лидерству. Склонен к соперничеству, конкурентности. Уверен в себе, решителен, нетерпелив, подчас нетерпим и категоричен. С большим трудом признается в своих ошибках. Импульсивен, охотно идет на риск. Честолюбив. Ориентирован на карьеру, успех в обществе. Если для "квадрата" дело чести - сделать свою работу наилучшим образом, то для треугольника" главное - превзойти других, добиться высокого статуса н связанных с ним преимуществ.
Отличительной особенностью мышления является умение сконцентрироваться на главном, на сути проблемы. Детального анализа всевозможных вариантов, как предыдущий знак, не производит. Поиск наиболее; эффективного решения ограничивается выбором наилучшего из двух-трех перспективных вариантов.
Прагматик. В любом деле прежде всего думает о личной выгоде, кстати, не обязательно материальной. Доминирующая установка - на победу, выигрыш, успех. Склонен увлекаться до стремления к победе "любой ценой". Азартен. Весьма эгоцентричен, ярко выражена направленность на себя.
Энергичен. Остроумен. Великолепный оратор. Имеет высокую работоспособность. Общителен. Имидж преуспевающего человека. Внешний вид модный, элегантный, строгий. Речь "треугольника" ясная, краткая, быстрая, логичная. Позы ненапряженные. Жесты широкие, выразительные, уверенные.
Прежде всего заинтересован в хороших межличностных отношениях с окружающими. Доброжелателен. Высшая ценность для него - люди, их благополучие. Организовывает свою жизнь в полном соответствии с девизом Кота Леопольда из детского мультфильма.
Великолепный коммуникатор. Обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией. Способен ощущать чужую радость и боль как собственные. В общении склонен стирать грань между деловыми и личными отношениями. Уверен в том, что коллег надо превратить в друзей.
В конфликтах уступчив, податлив. В поведении нерешителен. Весьма эмоционален. Сентиментален. Склонен подчас к меланхолии, обвиняет себя в несчастьях окружающих. Гораздо чаще беспечно весел, чем уныл и задумчив. Щедр, охотно делает подарки, заботлив. Твёрд в вопросах морали. Крайне чувствителен к нарушениям принципа справедливости. Обладает способностью уговаривать, убеждать. Болтлив.
Мышление "круга" образно, интуитивно, эмоционально окрашено.
Внешний вид неофициален, небрежен. Свитеры и джемперы предпочитает строгим костюмам с галстуками. Речь успокаивающая, расслабляющая, содержит непоследовательные уклонения от главного. Любимый жанр "кругов" - "рассказ в рассказе". Приветствие подчеркнуто доброжелательно. Частая улыбка. Нередко комплименты. Последние, в отличие от " треугольников", не ориентированы обычно на достижение личной выгоды и не демонстрируют то, "какие фразы он умеет придумывать"... Позы расслабленные. Жесты свободные, плавные.
«ЗИГЗАГ»
Ярко выражена креативность, стремление к творчеству. Устремлен в будущее. Мечтателен. Одержим своими идеями. Энтузиаст. Часто интеллектуал. Восприимчив ко всему новому, склонен видеть мир постоянно меняющимся.
Мышление предельно образно, интуитивно, мозаично. "Зигзагам" нравится комбинировать абсолютно различные идеи и создавать на этой основе нечто новое, оригинальное, его мысль совершает отчаянные прыжки. Характерна концептуальность. Если другие знаки живут в мире людей и вещей, то "зигзаг" в мире идей и концепций.
Нередко пренебрегает в своих рассуждениях деталями. Цифры и факты необходимы ему только как скачок к новой идее. Часто поверхностен. Склонен выстраивать упрощенные картины мира. Вследствие этого подчас ошибается и в людях и в делах. Интересы крайне разбросаны. Недисциплинирован. Предпочитает работать в одиночку. Непрактичен. Отличается безалаберностью в финансовых вопросах.
"Зигзагу" иной раз не хватает "политичности". Готов "резать правду в глаза", точнее, говорить то, что ему кажется правдой. Остроумен. Язвителен. В общении охотно проявляет "философию бунтаря".
Внешний вид небрежен, подчас неряшлив. Иногда - экстравагантен и супермоден. Речь непоследовательна с точки зрения других (имеет внутреннюю последовательность, понятную лишь этому "зигзагу"). Говорит ярко, образно, увлекательно о том, что для него интересно. Позы быстро меняющиеся, ненапряженные. Оживленная жестикуляция.
«ПРЯМОУГОЛЬНИК»
В отличие от всех других знаков принадлежность к "прямоугольнику" менее стабильна. Это временная форма личности, возникающая в кризисные периоды человека. Резкое изменение профессионального статуса, крайняя напряженность в семейных отношениях, обострение болезни, длительный стресс, проблемы личной жизни способны превратить любого из нас в "прямоугольника" на срок от нескольких часов до нескольких месяцев. Какими же мы становимся при этом?
Основным психическим состоянием этого знака является состояние замешательства, запутанности, неопределенности. Как следствие, заметно выражено внутреннее напряжение, эмоциональное возбуждение. Поступки весьма непоследовательны и непредсказуемы. Явным образом ощущается неуверенность в себе. Доверчив, внушаем, иной раз наивен.
Максимально открыт для всего нового. Любознателен, пытлив в тех ситуациях, где надеется найти выход из создавшегося положения дел. Подчас смел до безрассудства.
Забывчив. Склонен терять вещи. Непунктуален. В большей степени, чем другие, "прямоугольник" подвержен простудам, травмам. Становится невольным участником разного рода инцидентов. В работе быстро утомляется. Часто принимает решения поспешные или, напротив, запоздалые. Готов перекладывать свою вину на других, необоснованно критиковать их. Единственный, пожалуй, знак, который предпочитает новых друзей старым (они как бы "лучше знают его"). В общении склонен имитировать поведение других ("примеривание ролей").
Внешний вид изменчивый, небрежный, не в тон ситуации. На рабочем место обычен беспорядок. Речь неуверенная, сбивчивая, неритмичная. Часто неуклюж. Жесты резкие, отрывистые, нервные, незаконченные. Бегающий взгляд.
«КТО ТЫ – ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО ИЛИ ИСПОЛНИТЕЛЬ?»
Шекспир сказал: «весь мир - театр, а люди в нем - актеры». В этой фразе - бездна смысла. А там, где театр, там есть действующие лица и исполнители. И каждый определяет сам, кем ему быть, как жить - действовать самому или исполнять роли, предназначенные ему другими. Чтобы понять это, можно использовать данный тест, искренне ответив на 15 вопросов.
причинами моих неудач. Да - 1 балл. Нет - 0. Когда как - 0,5.
какие-то жизненные трудности. Да - 1. Нет - 0. Когда как - 0,5.
ТЕСТ «ЛИДЕРЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ»
Попробуй проэкзаменовать себя и на этот счет. Возможные варианты ответов: «да», «нет», «не знаю».
«Да» - 10 баллов, «Нет» - 0 баллов, «Не знаю» - 5 баллов.
Эта методика предназначена для того, чтобы оценить способность человека быть лидером. В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру.
Инструкция : Вам будет предложено 50 вопросов, к каждому из которых дано два варианта ответов. Выберите, пожалуйста, один из вариантов и пометьте его.
Опросник
1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих? а) да, б) нет.
2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы? а) да, б) нет.
3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо? а) да, б) нет.
4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам руководить играми ваших маленьких друзей? а) да, б) нет.
5. Испытываете ли вы большое удовольствие, когда вам удается убедить кого-то кто вам до этого возражал? а) да, б) нет.
6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком? а) да, б) нет.
7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть творение небольшого числа выдающихся людей»? а) да, б) нет.
8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность? а) да, б) нет.
9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в беседе с людьми? а) да, б) нет.
10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас? а) да, б) нет.
11. Во всех обстоятельствах (на собрании, в компании и т.п.) стараетесь ли вы занять свое место за столом, расположенное таким образом чтобы оно позволяло вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию? а) да, б) нет.
12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление? а) да, б) нет.
13. Считаете ли вы себя мечтателем? а) да, б) нет.
14. Легко ли вы теряетесь, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами? а) да, б) нет.
15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов? а) да, б) нет.
16. Если мероприятие, которое вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы: а) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого; б) возьмете на себя всю ответственность за решение, которое было принято.
17. Какое из этих двух мнений вам ближе: а) настоящий руководитель должен уметь сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем; б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.
18. С кем вы предпочитаете работать? а) с покорными людьми, б) со строптивыми людьми.
19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий? а) да, б) нет.
20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца? а) да, б) нет.
21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен? а) да, б) нет.
22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер, и нужно принимать решение. Как вы поступите? а) дадите возможность принять решение наиболее компетентному из вас; б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.
23. Есть пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе». Справедлива ли она? а) да, б) нет.
24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других? а) да, б) нет.
25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать? а) да, б) нет.
26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер? а) самый компетентный человек; б) тот, у кого самый сильный характер.
27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей? а) да, б) нет.
28. Уважаете ли вы дисциплину? а) да, б) нет.
29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее? а) тот, который все решает сам; б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.
30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете? а) коллегиальный, б) авторитарный.
31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами? а)да, б) нет.
32. Какой из следующих двух «портретов» больше напоминает вас? а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет; б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый, неторопливый.
33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете ваше мнение единственно правильным, но остальные с ним не согласны? а) промолчу, б) буду отстаивать свое мнение.
34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь? а) да, б) нет.
35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело? а) да, б) нет.
36. Что бы вы предпочли в своей профессиональной деятельности? а) работать под руководством хорошего человека; б) работать независимо.
37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была удачной, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов»? а) согласен, б) не согласен.
38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а, не исходя из собственной потребности? а) да, б) нет.
39. Считаете ли вы свои организаторские способности выше средних? а) да, б) нет.
40. Как вы обычно ведете себя, столкнувшись с трудностями? а) трудности обескураживают; б) у меня появляется сильное желание их преодолеть.
41. Делаете ли вы резкие упреки людям, если они этого заслуживают? а) да, б) нет.
42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки? а) да, б) нет.
43. Как вы поступите, если вам предложат произвести реорганизацию вашего учреждения? а) введу нужные изменения немедленно; б) предложу медленные, эволюционные изменения.
44. Сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо? а) да, б) нет.
45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»? а) да, б) нет.
46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся? а) да, б) нет.
47. Кем (из предложенных профессий) вы предпочли бы стать? а) художником, поэтом, композитором, ученым; б) руководителем коллектива.
48. Какую музыку вам приятнее слушать? а) могучую и торжественную, б) тихую и лирическую.
49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными людьми? а) да, б) нет.
50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша? а) да, б) нет.
Оценка результатов и выводы
В соответствии со следующим ключом определяется сумма баллов, полученных испытуемым.
Ключ : 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17б, 18б, 19б, 20а, 21а, 22б, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33а, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44б, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.
За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает 1 балл, в другом случае - 0 баллов.
Если сумма баллов оказалась
до 25 баллов , то качества лидера выражены слабо.
от 26 до 35 , то качества лидера выражены средне.
от 36 до 40 , то лидерские качества выражены сильно.
свыше 40 , то данный человек, как лидер, склонен к диктату.
Тесты на лидерство применяются для выявления лидерских качеств и степени их выраженности. Испытуемым, имеющим довольно низкие оценки тестирования, целесообразно подумать над своими индивидуальными качествами, определить пути развития лидерских способностей и использовать соответствующие упражнения и тренинги. Даже если Вы не стремитесь стать руководителем, систематическая работа по развитию лидерских способностей не будет напрасной, так как повысит Ваше влияние на окружающих.
Источник : Психологические тесты / сост. С. Касьянов. - М. : Эксмо, 2006. - 608 с. (с. 153-161). Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учеб. для студентов вузов. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 285с. (с. 132-138). Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации. Учебное пособие. - М.: Экзамен, 2003. - 368 с. (с. 138-143)