Jtcase - портал о строительстве

Итальянские археологи объявили о сенсационном открытии: найдена прекрасно сохранившаяся этрусская вилла. Сохранившаяся настолько прекрасно, что ученые назвали эту находку первой в своем роде за все время изучения этрусской цивилизации. По всем параметрам - датировка, место, насыщенность исторической информацией - археологи получили уникальный объект для исследований.

Вилла была обнаружена на территории этрусского полиса Ветулония (Ватлуна, Ватл), руины которого находятся возле современного городка Гроссето в Тоскане. Раскопки здесь возобновились в 2009 году. Ветулонию часто называют последним этрусским городом: из 12 общин Этрусского союза (знаменитого Двенадцатиградия), исчезавших одна за другой по мере экспансии Рима, Ветулония просуществовала на пару веков дольше остальных. Для сравнения, о захваченном римлянами этрусском никто не слышал с 280 года до н.э., тогда как Ветулония погибла после 80 года до нашей эры.

Известно, что римляне переняли у этрусков очень многое, от строительных и инженерных знаний до традиций и знаков отличия. Подобное «наследование интеллектуальной собственности» стало возможным, среди прочего, благодаря островкам этрусской цивилизации, не сразу уничтоженным Римом - таким как Ветулония.

Знаменитые атрибуты должностной власти, многие из которых прочно ассоциируются с Древним Римом, на самом деле имеют этрусское происхождение - об этом писали древние авторы, это подтверждают современные археологические находки. Ликторские фасции (связка перевязанных прутьев с закрепленной секирой, стилизованные изображения которой до сих пор фигурируют на многих государственных гербах и эмблемах), курульное кресло , тога претекста (белая тога с пурпурной каймой по борту) - это лишь часть культуры власти, которую римляне переняли у поверженных этрусков. В процессе «присвоения» Ветулония сыграла не последнюю роль.

Богатая вилла, найденная археологами, рассказывает историю сосуществования этрусков и римлян в одном городе. Особняк быстро получил прозвище Domus dei dolia, «дом долиев», по самой первой находке: исследователи сначала наткнулись на помещение, плотно заставленное долиями - большими сосудами для хранения оливкового масла.

Раскопки южной части Domus dei dolia. Фото: Marco Merola

«Это огромная вилла площадью не менее 400 кв. метров. Мы насчитали десять жилых помещений и несколько подсобных, хозяйственных. Судя по внутреннему убранству и расположению на холме с видом на окрестности, дом принадлежал зажиточному представителю этрусской знати», — рассказала итальянскому изданию National Geographic археолог Симона Рафанелли (Simona Rafanelli), работающая на раскопках в Ветулонии с 2015 года.

Примечательно, что на городском плане вилла располагалась посреди центральной улицы, связывавшей римские и этрусские районы Ветулонии. Рафанелли так объяснила соседство заклятых врагов: «С III века до нашей эры в Ветулонии начался период мирного сосуществования с Римом. Для города это было время экономического роста и процветания, что выразилось в обновлении культовых построек, строительстве новых особняков и увеличении городского населения».

Domus dei dolia - лишнее доказательство благополучия города и его жителей. Земля сохранила все детали строения, от фундамента до крыши.

Фрагменты терракотовой черепицы и пальметты, украшавшей крышу здания. Фото: Marco Merola

Стены из камня, великолепная отделка (одна из жилых комнат была изначально украшена фресками в раннем помпейском стиле, известном также же как «инкрустационный» или «структурный» — он придавал дому строгий благородный вид), терракотовая плитка и черепица, полы по технологии opus signinum (еще одна технология, перенятая римлянами у этрусков - в Италии она известна до сих пор под названием cocciopesto, по-русски — цемянка: известковый раствор с добавлением керамической крошки)… Археологи нашли даже железные гвозди, скреплявшие деревянные балки-перекрытия, и украшение-пальметту, венчавшую крышу здания.

Железные гвозди, скреплявшие деревянные перекрытия этрусской виллы. Фото: Marco Merola

В углублении под полом той самой комнаты с фресками археологи обнаружили несколько чрезвычайно ценных бронзовых фигурок. Одна из них - на заглавном фото: судя по остаткам руки, фигурка некогда изображала всадника на коне и служила декоративным навершием светильника. Фигурку датировали IV веком до нашей эры.

Среди артефактов, найденных за время раскопок, отдельный интерес представляют монеты, этрусские и римские. Независимость этрусков закончилась в III веке до нашей эры, однако два города, Ветулония и Вольтерра, еще пытались поддерживать свою этрусскую идентичность - в том числе путем чеканки собственной монеты с высочайшего дозволения победителя, Рима.

По мнению нумизматов, это любопытное явление продлилось недолго, возможно, несколько десятилетий - все найденные ранее монеты относятся к тому же III веку до нашей эры. Этрусские деньги циркулировали параллельно с римскими, но не наравне: ими могли расплачиваться только «этнические этруски» и только на территории выпустившего монеты города.

Ситуация кажется унизительной, однако этруски Ветулонии использовали монеты как своеобразный манифест или этническую декларацию: большой ценности серебряные и бронзовые монеты с невысоким номиналом не представляли, зато были насыщены символами и смыслами. Надпись на аверсе всех монет (Ватл или Ватлуна, этрусское имя Ветулонии) недвусмысленно сообщала, что древний город существует и процветает, раз имеет возможность чеканить собственные деньги.

Нумизматам известно четыре разновидности монет Ветулонии, но самая распространенная (до раскопок Domus dei dolia таких было найдено почти 300 экземпляров) - с изображением мужской головы на аверсе, возможно, водного божества Нетунса (Nethuns), этрусского предшественника Нептуна. На реверсе фигурирует изображение трезубца в окружении двух дельфинов - возможный намек на связь этрусской Ватлуны с морем и морской торговлей, поскольку город находится всего в 20 км от побережья Тирренского моря. Эти символы были понятны современникам, как и смысл послания: город не утратил свою этрусскую идентичность и не забыл свое славное прошлое, вопреки растущему могуществу Рима.

На раскопках Domus dei dolia археологи обнаружили множество монет, однако именно такой бронзовый сестерций, с трезубцем и дельфинами, ученые назвали наиболее ценным экземпляром.

Символично, что другая монета, римская, найденная археологами рядом с виллой, рассказывает свою историю - историю гибели Ветулонии и кровавого окончания «мирного сосуществования» двух великих культур.

Речь идет о серебряном денарии Луция Тория Бальба - то есть монете, выпущенной при монетарии (триумвире по чеканке монет), имя которого хорошо известно историкам и позволяет совершенно определенно датировать монету 105 годом до нашей эры.

Серебряный денарий Луция Тория Бальба (105 год до н.э.), найденный при раскопках этрусской виллы. Фото: Marco Merola

Некогда, где-то 3000 лет назад, в древней Италии процветала загадочная цивилизация. Эти люди были богатыми, элегантными и искушенными. Они пировали и пили дорогие вина, развлекали себя играми и спортивными состязаниями, тратили деньги на великолепные украшения и предметы искусства. Их называли этрусками, их мир казался раем, но он был обречен. Жрецы этрусков предсказали, что их цивилизация просуществует тысячу лет, так и случилось. За сто лет до рождения Христа этот невероятный мир исчез. Что же произошло с этой великой цивилизацией, проложившей путь могущественной Римской империи? Где этруски сейчас?

Комментарии: 2 комментария

    Где этруски? Там же, где и были — в Италии, смешанные с латинами, которые пришли туда, как дикари, а затем стали князьями мира сего. Так же, как и везде. Для учёных поиск этрусков бесконечен, хотя нужно просто прочитать то, что они писали сами. Это пытались делать многие со времён Воланского, но оказалось. что всё проще — они писали по-русски и русскими рунами. Так кто же они тогда? Дурацкий вопрос, который задают только акадэмики. Следуя «научной» методике — если на заборе написано «здесь был Вася», это надо читать — «здесь был Генрих». Может быть, пора просто услышать язык, на котором мы все говорим? Он, не смотря на все усилия «цивилизаторов» (це-вылизация, то есть вылизанные дикари), содержит в своих корнях первоосновы, образы, от которых происходят все вторичные языки. А язык — это по-русски ещё и народ. Интерсеный материал на тему русских корней многих языков здесь:
    http://publikashka.com/blog/igra_slovami/2013-01-02-132
    и
    http://publikashka.com/blog/igra_slovami_2/2013-02-08-135

    Некогда, где-то 3000 лет назад, в древней Италии процветала загадочная цивилизация. Эти люди были богатыми, элегантными и искушенными. Они пировали и пили дорогие вина, развлекали себя играми и спортивными состязаниями, тратили деньги на великолепные украшения и предметы искусства. Их называли этрусками, их мир казался раем, но он был обречен. Жрецы этрусков предсказали, что их цивилизация просуществует тысячу лет, так и случилось. За сто лет до рождения Христа этот невероятный мир исчез. Что же произошло с этой великой цивилизацией, проложившей путь могущественной Римской империи? Где этруски сейчас?


Народ, населявший земли современной итальянской Тосканы чуть больше двух тысячелетий тому назад, называвший себя «расены», оставил следы удивительно быстрого расцвета, а еще – множество необъясненных загадок. Недостаток письменных и материальных исторических свидетельств, значительный временной период, отделяющий современность от эпохи этрусков не позволяют пока досконально изучить жизнь представителей этой цивилизации, но известно, что и на античные народы, да и на современный мир, этруски оказали весьма заметное влияние.

Возникновение и исчезновение цивилизации этрусков

Этруски появились на Апеннинском полуострове в IX веке до н.э. и уже через три столетия представляли собой развитую цивилизацию, которая могла гордиться высоким уровнем мастерства ремесленников, успешным земледелием, а также наличием металлургического производства.


Цивилизация Вилланова, первая из культур железного века на территории Италии, рядом ученых считается ранним этапом существования этрусков, другие же отрицают преемственность между двумя культурами, признавая версию об изгнании представителей Вилланова этрусками.
Происхождение этрусков – один из вопросов, вызывавших споры среди историков еще с античных времен. Так, Геродот утверждал, что этот народ пришел на Апеннины из Малой Азии – эта версия и сейчас имеет наибольшую популярность.


Тит Ливий предполагал, что родина этрусков – Альпы, и народ появился благодаря миграции племен с севера. Согласно же третьей версии, этруски ниоткуда не приходили, а жили на этой территории всегда. Четвертая версия – о связи этрусков со славянскими племенами – считается в настоящее время псевдонаучной, несмотря на свою популярность.
Интересно, что сами этруски предвидели закат и гибель своей цивилизации, о чем писали в своих книгах, позднее утерянных.


Причинами исчезновения народа называют как ассимиляцию с римлянами, так и воздействие внешних факторов – в частности, малярию, которая могла быть завезена в Этрурию путешественниками с Востока и распространялась благодаря комарам, во множестве населявших болотистые земли Италии.
Сами этруски молчат о своей истории – их язык несмотря на довольно успешную дешифровку надписей на надгробиях тем не менее продолжает оставаться неразгаданным.

Взаимодействие этрусков с другими народами

Как бы то ни было, около тысячи лет существования цивилизации этрусков оставили любопытные следы. Этрурия находилась в исключительно благоприятном с точки зрения природных ресурсов регионе. Здесь в изобилии встречались строительный камень, глина, олово, железо, росли леса, были разведаны залежи угля. Этруски, помимо высокого уровня развития земледелия и ремесел, преуспели и в пиратском деле – они слыли отличными кораблестроителями и держали в страхе суда других племен. Этому народу приписывают, помимо прочего, изобретение якоря со свинцовой перекладиной-штоком, а также медного морского тарана.


Однако взаимодействие этрусков с древними народами Средиземноморья не носило характер противостояний – напротив, жители Этрурии охотно перенимали ценности Древней Греции и особенности ведения быта. Известно, что древнегреческий алфавит был заимствован сначала этрусками, а от них – римлянами. Несмотря на то, что этрусский язык ученые пока не могут перевести, записан он тем не менее греческими буквами – как на табличках из города Кортоны, обнаруженных в 1992 году.


Считается, что ряд слов, употребляемых и современным человеком, имеют этрусское происхождение. Это, в частности, «персона», «арена», «антенна» (в значении «мачта»), «литера» и даже «сервис» (означало «раб, слуга»).
Этруски были большими любителями музыки – под звуки флейты, чаще всего двойной, они и готовили, и воевали, и отправлялись на охоту, и даже наказывали рабов, о чем пишет с некоторым возмущением греческий ученый и философ Аристотель.


Тоги, украшения, строительство городов и цирков

Вероятно, под музыку они и одевались – интересно, что знаменитая римская тога с пурпурной каймой ведет свою историю именно от этрусков. Этот большой кусок ткани, как правило, из шерсти, появился благодаря эволюции от украшенных орнаментом плащей этрусских вождей.


Женщины носили пышные юбки и лифы на шнуровке, а кроме того, очень любили украшения – впрочем, как и мужчины. Сохранились браслеты, кольца, ожерелья этрусков, сделанные из золота. Особого мастерства этрусские мастера добились в создании фибул – застежек из золота чрезвычайно тонкой работы, которыми скрепляли накидки.


Отдельного упоминания заслуживает этрусское искусства строительства городов, оказавшее большое влияние на архитектуру Рима и античности в целом. В VII веке до н.э. возникло явление Двенадцатиградия – союза крупнейших этрусских городов, среди них Вейи, Клузий, Перузия, Ватлуна и другие. Остальные города Этрурии подчинялись ближайшему из входивших в Двенадцатиградие.


Начало строительства города этруски начинали с символического обозначения границы – ее должны были очертить запряженные в плуг бык и телка. В городе обязательно размещались три улицы, трое врат, три храма – посвященные Юпитеру, Юноне, Минерве. Ритуалы строительства этрусских городов – Etrusco ritu – переняли римляне.


Есть также предположение, что знаменитые древнеримские дороги, существующие и поныне, например, Виа Аппиа, были построены не без участия этрусков.

Этрусками был возведен самый большой ипподром Древнего Рима – Циркус Максимус, или Большой Цирк. По легенде, первые состязания в гонках на колесницах были проведены царем Тарквинием Приском, который был родом из этрусского города Тарквинии в VI веке до н.э.


Что же касается боев гладиаторов – это древняя традиция берет начало из этрусской культуры жертвоприношений, когда пленным воинам стали давать шанс выжить вместо того, чтобы принести их в жертву богам.


Смешение разных культур, взаимное влияние миров Древней Греции, Древнего Рима и Этрурии друг на друга приводили к обогащению опыта разных народов и одновременно к потере самобытности каждого из них. Этруски в античном мире – одна из важнейших составляющих, без них история человечества была бы иной.
Долгое время этрускам приписывали создание Капитолийской волчицы – знаменитой бронзовой скульптуры. Тем не менее, радиоуглеродный метод исследований показал, что произведение было создано не ранее XI века, а фигурки близнецов появились начиная с XV века. Впрочем, современными учеными развенчаны и

Название этого этапа развития римской культуры происходит от названия цивилизации, сформировавшейся на Апеннинском полуострове. Появление этрусской цивилизации относится к первому тысячелетию до новой эры. В это время на территории Древнего Рима появляются первые города-государства, которые объединяются в федерацию.
Этруски имели очень развитую культуру. Особенно это относилось к архитектуре. Археологические исследования показали, что архитектура этрусских городов была специфической. Для планировки городских улиц была очень характерна предельная четкость, геометрическая выдержанность форм, ориентация зданий в соответствии со сторонами света.
Еще одна архитектурная заслуга этрусской культуры – появившиеся здания с купольным сводом.
Велико значение этрусков и для мировой письменности. Именно в этрусский период появляется латинский алфавит, который, как известно, имел огромное распространение, а в эпоху средневековья и Нового времени вообще считался обязательным для любого образованного человека. Да и в современном мире, хотя и перестал использоваться как разговорный уже к IX в., он используется в медицине, биологии, других близких к ним науках и даже в юриспруденции, широко применяются латинские буквы для различных обозначений в физике, математике и т. д.
Широко применяются и по сегодняшний день изобретенные еще во времена этрусской цивилизации римские цифры.
Больших высот достигло прикладное искусствоэтрусков. Великолепные произведения искусства представляли собой изделия из керамики, особенно покрытые лаком таким образом, чтобы имитировать металлическую поверхность.
Археологами были обнаружены чудесные украшения, ювелирные изделия, скульптуры из бронзы и терракоты, свидетельствующие о высоком уровне тогдашних мастеров-ремесленников.
На мнение о совершенстве римского портрета заметно повлияла этрусская живопись с ее стремлением креалистичности. Не было привычной древним векам идеализации, произведения изобразительного искусства передавали все как есть.
На религиозные воззрения этрусков заметно повлияли верования Древней Греции. Этрусская культура переняла греческий пантеон богов, хотя поклонение им не было достаточно распространено, а в религии большое значение имели всевозможные гадания и толкования разных происходящих явлений.
Впитав различные культурные достижения соседних государств, этрусская цивилизация и сама была созидателем своей культуры, которая распространялась и перенималась другими цивилизациями.
Этрусская цивилизация как самостоятельная просуществовала до пятого века до новой эры. Постепенно она теряла свои владения в результате нашествий с соседних территорий. И уже к третьему веку до новой эры этрусская цивилизация была полностью покорена возникшим на территории Апеннинского полуострова городом Римом. Этим событием ознаменовались конец этрусской культуры и начало нового культурного этапа – царского периода.



Царский период.

Легенда о Ромуле и Реме.

Историю возникновения своего города сами римляне рассказывали так. После разрушения греками-ахейцами Трои - города на северо-западном побережье Малой Азии - некоторым её защитникам во главе с Энеем удалось бежать. Троянцы долго странствовали по чужим странам, но, наконец, прибыли в Лаций, царь которого принял их и отдал Энею в жёны свою дочь. Сын Энея - Аксаний Юл, бежавший с отцом из Трои, впоследствии основал в Лации новый город, получивший название Альба Лонга. 14-м царем этого города был потомок Энея - Нумитор. Его младший брат Амулий отстранил Нумитора от власти и воцарился сам. Через некоторого время после этого у дочери Нумитора Реи Сильвии родились два близнеца, отцом которых был бог войны Марс. Брат царя постарался избавиться от законных претендентов на престол и приказал бросить детей в воды реки Тибр. Однако близнецы не погибли: волны выбросили их на берег, здесь к ним подошла волчица, посланная на землю богом Марсом, и напоила их своим молоком. Затем детей подобрал царский пастух, давший им имена Ромул и Рем. Когда мальчики выросли и узнали тайну своего рождения, они вернули своему деду Нумитору царскую власть над Альбой Лонгой, а сами решили основать новый город на том месте, где были когда-то выброшены водами Тибра, - на Палатинском холме. Однако вскоре братья поссорились из-за того, чьим именем назвать город, кому в нем править, и Ромул убил Рема. Новый город стал называться Римом по имени Ромула, который стал его первым царём.

Временем основания Рима традиционно считается 753г. до н.э. С этого момента начинается первый, царский, период римской империи, к концу которого Рим сложился как город-государство греческого типа. По приданию, в Риме правили семь царей, причём трое последних были этрусского происхождения. При них город был обнесён каменной стеной, устроена канализация, возведён первый цирк для гладиаторских игр. От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, так называемые римские цифры, способы гадания. Заимствованы были и одеяния римлян - тога, форма дома с атрием - внутренним двориком - и т.д.

Религия.

Ранняя римская религия была анимистической, т.е. признавала существование всевозможных духов, ей были присущи и элементы тотемизма, сказавшиеся, в частности, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей Ромула и Рема. Постепенно под влиянием этрусков, представлявших, как и греки, богов в человеческом облике, римляне перешли к антропоморфизму. Первый в Риме храм - храм Юпитера на Капитолийском холме - был построен этрусскими мастерами.

Наряду с богами римляне продолжали почитать и безличные силы. Расположенными к людям считались маны - души умерших, гении - духи - покровители мужчин, лары - хранители домашнего очага и семьи, пенаты - покровители дома и всего города. Злыми духами считались лавры - души непогребенных покойников, лемуры - призраки мертвецов, преследующие людей, и др.

Уже в царскую эпоху можно заметить некоторый формализм в отношении римлян к религии. Все культовые функции были распределены между различными жрецами, объединёнными в коллегии. Верховными жрецами являлись понтифики, осуществлявшие надзор за другими жрецами, ведавшие обрядами, погребальным культом и пр. Одной из важных их обязанностей было составление календарей, в которых отмечались дни, благоприятные для проведения собраний, заключения договоров, начала военных действий и т.д. Существовали особые коллегии жрецов-предсказателей: авгуры гадали по полёту птиц, гаруспики - по внутренностям жертвенных животных. Жрецы-фламины обслуживали культы определённых богов, жрецы-фециалы следили за точным соблюдением принципов международного права. Как и в Греции, жрецы в Риме - не особая каста, а выборные должностные лица.

По преданию, этрусское господство в Риме кончилось в 510г. до н.э. в результате восстания против последнего царя Тарквиния Гордого(534/533-510/509 до н.э.). Рим становится аристократической республикой.

Период Республики.

Ранняя Республика.

В эпоху ранней Республики (конец VI - начало III вв. до н.э.) Риму удаётся подчинить себе весь Апеннинский полуостров, причем большую роль в развитии его культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре. В IV в. до н.э., главным образом среди верхних слоёв римского общества, начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи, в частности, бритьё бороды и короткая стрижка волос. В это же время происходит замена старого этрусского алфавита греческим, более подходящим к звукам латинского языка. Тогда же вводится и медная монета по греческому образцу.

К IV в. до н.э. относится зарождение в Риме театра - по примеру этрусков были введении сценические игры, исполнявшиеся профессиональными артистами.

В середине V в. до н.э. в Риме были составлены «Законы 12 таблиц», ставшие основой дальнейшего развития римского права. В них нашли отражение особый строй римской семьи, связь гражданства и землевладения, утверждалось равенство граждан перед законом.

С образованием гражданской общины, республиканского строя связано возникновение римского ораторского искусства. Выступление сенаторов в сенате, должностных лиц - в комициях (народных собраниях) требовали знаний и искусства убеждать слушателей.

В эпоху ранней республики в основных чертах складывается организация римского войска с его прославленной дисциплиной, во многом обусловившей военные успехи Рима. Основной единицей римской армии был легион (от 3 до 6 тысяч пехотинцев), делившийся в разные периоды истории на манипулы, центурии, когорты. В состав легиона входили также конница и вспомогательные войска. Для размещения войск строились временные и постоянные укреплённые военные лагеря с чёткой и простой планировкой: две улицы, пересекавшиеся под прямым углом. Весь лагерь окружался рвом и валом, четверо ворот постоянно охранялись вооружёнными воинами. Дисциплина в войске поддерживалась с помощью суровых наказаний и наград. Высшими наградами были венок из дубовых листьев, дававшийся за спасение жизни римского гражданина, и золотой венец - тому, кто первым поднимался на стену вражеского города. Высшей наградой полководцу служил триумф - торжественный въезд на колеснице на вершину Капитолия. Перед триумфатором шли пленные и заложники, музыканты, замыкали процессию воины-победители.

Поздняя Республика.

С 60-х гг. III в. до н.э. Рим вел постоянные войны за господство во всём Средиземноморье. Решающими этапами этой борьбы было разрушение Карфагена (главного соперника Рима) и превращение Греции и Македонии в римские провинции. К середине II в. до н.э. Рим становится мощной средиземноморской державой, однако примерно в это же время в государстве изменяется внутриполитическая обстановка - начинаются гражданские войны, приведшие к падению Республики. Временная военная диктатура, например, Суллы (138-78 до н.э.) или Цезаря (100-44 до н.э.) к концу I в. до н.э. сменяется принципатом - наследственной диктатурой под республиканской оболочкой.

В связи с необходимостью идеологического обоснования широкомасштабных завоевательных волн в эпоху поздней Республики (начало III - конец I в. до н.э.) начинается складываться особое отношение к Риму как носителю предначертанной богами миссии владыки мира. В соответствии с этим римский народ считается избранным, наделённым особыми добродетелями: мужеством, верностью, стойкостью. Идеальный римский гражданин гордится своей принадлежностью к избранному народу, и в мирное время, и в дни войны с готовностью служит своему делу - республике.

Римская культура позднереспубликанской эпохи представляла собой соединение многих начал (этрусского, исконно римского, италийского, греческого), что обусловило эклектизм многих её сторон.

Начиная с III в. до н.э. особенно большое влияние на римскую религию начала оказывать греческая. Происходит отождествление римских богов с греческими: Юпитера - с Зевсом, Нептуна - с Посейдоном, Плутона - с Аидом, Марса - с Аресом, Юноны - с Герой, Минервы - с Афиной, Цереры - с Деметрой, Венеры - с Афродитой, Вулкана - с Гефестом, Меркурия - с Гермесом, Дианы - с Артемидой и т.д. Культ аполлона был заимствован ещё в V в. до н.э., аналога ему в римской религии не было. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами (одно обращено в прошлое, другое - в будущее), как божество входа и выхода, а затем - всякого начала. Следует отметить, что римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что новые боги усиливают мощь римлян. Интересно, что в отношении к богам сказался присущий римлянам дух практицизма. Религиозные обряды воспринимались как своеобразные юридические сделки: правильно, со всеми формальностями совершённый обряд считался гарантией выполнения богами просьбы молящегося.

Ещё одним характерным проявлением практического мышления римлян была их любовь к прикладным наукам, особую роль среди которых играла юриспруденция - наука о правде.

Уже с III в. до н.э. можно было получить консультацию профессионального юриста, во II в. до н.э. появляются первые правоведческие исследования, а в I в. до н.э. уже существовала обширная юридическая литература, представленная трудами таких авторов, как Муций Сцевола и Сервий Сульпиций Руф, которые занимались и практической деятельностью, выступая на судебных процессах.

Развивалось и красноречие (риторика), выдающимся представителем которого был Цицерон (106 - 43 до н.э.). О гениальном риторическом даровании его свидетельствуют не только более 50 полностью сохранившихся речей, но и его сочинения по теории риторики.

Практическим целям было подчинено и римское образование. Во II - I вв. до н.э. в Риме утверждается греческая система образования, но с некоторыми особенностями. Математические науки отходят на второй план, уступая место юридическим, языки и литература изучаются в тесной связи с римской историей, в которой особое внимание уделяется примерам достойного поведения предков. Уроки музыки и гимнастики заменяются более практичным обучением верховой езде, фехтованию. На высшей стадии обучения особое внимание, в отличие от Греции, уделяется не философии, а риторике. На завершающем этапе нередко предпринимались образовательные поездки в греческие культурные центры, особенно в Афины.

Наряду с народным италийским творчеством (культовые, обрядовые, свадебные и другие песни) на становление и развитие римской литературы сильное воздействие оказала греческая. Первые произведения на латыни были переводами с греческого. Первым римским поэтом был грек Ливий Андроник (III в. до н.э.), переводивший на латынь греческие трагедии и комедии, «Одиссею» Гомера. Его переводы были очень вольными, допускали включение новых отрывков, изменение имён и пр.

Крупнейшим писателем конца III - начала II вв. до н.э. был Плавт (ок. 250 - 184 до н.э.) - знаменитый комедиограф. В его комедиях нашли отражение римские реалии, хотя герои носят греческие имена, а действие происходит в греческих городах.

Плавту принадлежат слова:

Человек человеку - волк, до тех пор пока он не поймёт своей сущности.

Несколько позже писал свои комедии Теренций (190 - 159 до н.э.), который в отличие от Плавта старался не использовать римские сюжеты и ограничивался пересказом греческих авторов, особенно Менандра. Римская трагедия была ещё более подражательной, слабо вязанной с римской действительностью.

Больших успехов достигла римская поэзия в I в. до н.э. Среди многих поэтов того времени следует отметить Лукреция (ок. 96 - 55 до н.э.). Лукрецию принадлежит замечательная философская поэма «О природе вещей», представляющая мир комбинацией атомов и дающая понятие теории эволюции. Поэма насыщена аморфизмами, например:

Что пища для одного, отрава для другого.

Катулл был мастером лирической поэзии, в его произведениях воспевается дружба, тонко передаются настроения и размышления самого автора. Особой популярностью пользовались страстные и выразительные любовные стихотворения Катулла.

Первым прозаическим произведением на латинском языке был труд Катона Старшего (234 - 149 до н.э.) «О сельском хозяйстве». Выдающимися позднереспубликанскими писателями были Варрон (116 - 27 до н.э.) и Цицерон. Главное произведение Варрона «Древности дел божеских и человеческих» - своеобразная историческая, географическая и религиозная энциклопедия. Его перу принадлежат также многочисленные грамматические, историко-литературные произведения, биографии выдающихся граждан, философские произведения. Цицерон был не только замечательным писателем и выдающимся оратором, но и видным государственным деятелем, юристом, знатоком философии. Его творчество открыло в римской литературе эпоху «золотой латыни», считавшейся образцом прозы.

Историки римской историографии восходят ещё к календарям жрецов-понтификов. В республиканскую эпоху наибольший вклад в её развитие внесли Саллюстий (86 - 35 до н.э.): «Заговор Катилины», «Югуртинская война», а также великий полководец, диктатор Гай Юлий Цезарь, оставивший потомкам «Записки о Галльской войне». Главными задачами римской историографии были политическая пропаганда, разъяснение и оправдание внешней и внутренней политики государства.

На развитие римской философии оказала влияние греческая культура - наиболее распространены были учения эпикурейцев, стоиков. Самостоятельные философские системы в Риме не были созданы.

Римская архитектура испытала сильное влияние этрусской и особенно греческой архитектуры. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть идею силы, мощи, величия, для них характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд.

Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли арки, соды, купола, наряду с колонами использовали столбы и пилястры. Во II - I вв. до н.э. начинают широко применяться бетон, сводчатые конструкции. Появляются новые типы зданий, например, базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои, цирки, где происходили соревнования колесниц, термы - сложный, окружённый парком комплекс, включавший банные помещения, библиотеки, места для игр и прогулок.

Возникает новый тип монументального сооружения - триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению мостов, акведуков (от лат. aqua - вода и duco - веду).

Завоевание Римом Греции, эллинистических государств сопровождалось грабежом городов. Наряду с рабами, различными материальными ценностями в Рим в огромном количестве ввозились греческие статуи и картины. Так, были перевезены в Рим произведения Скопаса, Праксителя, Лисиппа, Апеллеса и других видных греческих мастеров. Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. Массовое копирование тормозило развитие собственно римской скульптуры, но в то же время способствовало сохранению греческой, многие произведения которой дошли до нас только в римских копиях.

Свой вклад в развитие скульптуры римляне, используя этрусские традиции, внесли в области реалистического портрета. Портретные статуи получают доминирующее значение в римской скульптуре, именно в них проявляется её своеобразие. Римлянами были созданы тип статуи тогатус, изображавший оратора в тоге, и бюсты, отличавшиеся суровой простотой и отточенной правдивостью образов. Во II - I вв. до н.э. были созданы такие превосходные работы, как «Брут», «Оратор», бюсты Цицерона и Цезаря.

Период империи.

Ранняя империя.

Эпоха ранней империи - принципата (конец I в. до н.э. - II в. н.э.) - время расцвета римского государства, которое превращается в огромную империю, включавшую Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы.

Центром изучения философии в Римской империи (как и в классической Греции, так и в эпоху эллинизма) оставались Афины. В I - II вв. н.э. у римлян по-прежнему были распространены стоицизм и эпикурейство. Среди знати особенно популярен был стоицизм, основными представителями которого в это время были Сенека (ок. 4г. до н.э. - 65 н.э.) и император Марк Аврелий (121 - 180 н.э.). Низшие слои общества особенно почитали бродячих философов-киников.

Для религии эпохи принципата характерно установление новых культов - почитание императоров, объявлявшихся после смерти божественными, и богини Ромы как покровительницы всей Римской империи. Очень популярны были культы богов-спасителей, победивших смерть и нашедших способы даровать верящим в них бессмертие в загробном мире.

Центрами научной деятельности Римской империи были крупнейшие города: Рим, Александрия, Афины, Карфаген и др. Большое значение в I - II вв. н.э. придавалось географическим знаниям - появляются трактаты Страбона (64/63 до н.э. - 23/24 н.э.), Птолемея (после 83-после161). «Естественную историю», являвшуюся энциклопедией по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии, создал Плиний Старший (23/24 -79). Больших успехов достигла медицина: врач Гален (129 - 199) проводил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга. В классическом труде «О частях человеческого тела» он дал первое анатомо-физическое описание целостного организма. В этот период были созданы школы для подготовки врачей. Однако наряду с достижениями естественных наук уже во II в. н.э. стали заметны признаки регресса. В астрономии происходит отказ от предложенной Аристархом Самосским ещё в III в. до н.э. гелиоцентрической системы, принимается предложенная Птолемеем геоцентрическая теория, согласно которой центром солнечной системы является Земля. Кроме того, особой популярностью в эпоху принципата пользуется астрология.

Во II - III вв. н.э. высшего расцвета достигает римская юриспруденция. Создаются многочисленные теоретические сочинения, юристы активно участвуют в управлении государством, занимают высокие государственные должности, являются экспертами и советниками императоров. Наиболее известными юристами того времени были Гай (2-я пол. II в.), Юлиан (II в.), Папиниан (ок. 146 - 212), Ульпиан (? - 228) и др.

Одно из величайших достижений римской культуры - литература эпохи ранней империи. Особого расцвета она достигает в правление первого римского императора Августа (63 до н.э. - 14 н.э.). Стремясь укрепить свой авторитет, он активно привлекал ко двору писателей, поэтов, художников. Многим из них покровительствовал и оказывал материальную помощь приближённый Августа - Гай Цильний Меценат (? - 8 до н.э.), чьё имя стало нарицательным. Среди пользовавшихся поддержкой Мецената - замечательные поэты Вергилий (70 - 19 до н.э.), перу которого принадлежит знаменитая поэма «Энеида», и Гораций (65 - 8 до н.э.), поэзия которого стала образцом для европейской лирики.

Немного позже творил ещё один знаменитый римский поэт - Овидий (43 до н.э. - 18 н.э.). Особой известностью среди его произведений пользуются «Метаморфозы» - поэма, в которой излагаются греческие мифы о превращениях богов и героев. Умная, ироничная, полная горьких упрёков судьбе поэзия Овидия оказала большое влияние на литературу Средневековья и Возрождения:

Нужда часто порождает изобретательность.

Римская литература I - II вв. н.э. представлена целым созвездием имён: писателями Апулей (II в.), автор авантюрно-аллегорического романа «Метаморфозы, или Золотой осёл»; Плутарх (ок. 46 - ок. 119), знаменитый «Сравнительными жизнеописаниями» выдающихся греков и римлян; сатирики Ювенал (ок. 60 - ок.127), Петроний (? - 66), Лукиан (ок. 120 - ок. 190).

В эпоху ранней империи расцвета достигает римская историография. Титу Ливию (59 до н.э. - 17 н.э.) принадлежит труд «История Рима» от основания города до 9г. н.э. Крупный римский историк Тацит (ок. 55 - ок. 120) - автор работ «Анналы», «История», «Германия». В этот период были созданы фундаментальные труды по римской и всемирной истории, однако крупный недостаток историографии этого времени - её явная ориентация на прославление империи.

В период принципата во многих городах империи развивается крупное строительство - создаются новые храмы, дворцы, театры, цирки, термы и т.д. В I - II вв. н.э. появляются два самых известных римских архитектурных памятника: Колизей - самый большой амфитеатр Античного мира, вмещавший около 50 тысяч зрителей, наблюдавших за травлей зверей и гладиаторскими боями, и Пантеон (храм во имя всех богов) - самое знаменитое античное купольное сооружение высотой 43 м. Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью и мозаикой. Прекрасные образцы римской живописи сохранились в Помпеях, Геркулануме и Стабиях, засыпанных пеплом во время извержения Везувия в 79 г. н.э.

В конце II в. н.э. в Римской империи начинается кризис, который в III в. охватывает всё государство и носит всеобъемлющий характер. Его наиболее ярким проявлением были частая смена императоров, отпадение провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей. Характерными признаками кризиса античной культуры являются низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, широкое распространение христианства.

С III в. античное направление в архитектуре не создаёт уже ничего нового, совершенная портретная скульптура сменяется более грубой, снижается техническое мастерство.

Поздняя империя.

В период поздней империи (конец III - конец V вв.) изменяется форма римского государства: принципат уступает место доминату - неограниченной монархии восточного типа, лишённой всяких республиканских признаков. С установлением домината ситуация в империи несколько нормализуется, однако центробежные силы продолжают действовать, и в 395 г. империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе (греческий Византий).

История культуры позднего античного периода проходит в борьбе разлагающейся античной традиции с новыми, христианскими, принципами.

Христианство возникает на основе распространённой в восточных провинциях римской империи идеи ожидания мессии - спасителя. В своём дальнейшем развитии оно воспринимает элементы восточных религий и культов, эллинистической философии и социальных утопий. В центре христианской системы находилось убеждение, что в лице Иисуса Христа сын божий воплотился в человеке. Образ мессии - Христа первоначально упоминался в самой общей форме и лишь несколько позже, в конце I в. и в первой половине II в. н.э., появились жизнеописания основоположника новой религии - Евангелия. В этот, первый, период своего существования христианство вызывало лишь подозрение и неприязненное отношение со стороны имперских властей, в середине III в. оно было запрещено, начались преследования христиан по всей Римской империи. Однако уже в 313 г. император Константин (272 - 337) издал в Медиолане (современный Милан) эдикт, который разрешил христианам свободно исповедовать свою религию, строить храмы, занимать общественные должности. Таким образом, христианство было признано равноправной религией и постепенно превратилось в государственную. В 325 г. Константин созвал в Нике первый Вселенский собор, принявший христианский символ веры. Во второй половине IV в. был окончательно сформирован Новый завет, в состав которого вошли четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), деяния апостолов, Послания, а также Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Тогда же начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры. Особо следует отметить, что торжество христианской религии сопровождалось гибелью многих памятников античной культуры.

В эпоху поздней античности христианская литература, расширяя и усложняя христианское вероучение, закладывала основы средневековой схоластики и богословия. И хотя в это время ещё творили такие поэты, как Авзоний (ок. 310 - ок. 395) и Клавдиан (ок. 375 - после 404), и такой выдающийся историк, как Аммиан Марцеллин (ок. 330 - ок. 400), но они всё же подражали старым образцам и чрезмерно увлекались внешней формой.

В IV в. начинают строить христианские храмы - базилики. Форма и название их были заимствованы от более ранних античных базилик, являвшихся административными и судебными здания. Наряду с базиликами в раннехристианское время сооружались культовые здания центрического типа, в которых нашли своё дальнейшее развитие античные традиции круглого храма.

Новые художественные черты яснее всего выступают в христианской живописи. В росписях катакомб наглядность изображения, стремление донести до зрителя содержания становится важнее, чем пропорциональная разработка фигур, соблюдение масштабности.

Восточная Римская империя продолжала существовать до 1453 г. как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западная Римская империя прекратила своё существование в 476 г., когда был низложен последний император. Этот год традиционно считается концом Древнего мира, Античности, началом Средневековья.

этрусская цивилизация римская культура

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ОБ ЭТРУССКОМ ВЛИЯНИИ

Римская историография в лице Тита Ливия признавала, что этруски обосновались в Риме, а некоторые из них попали в правящую верхушку государства. С трудом приняв Сервия Туллия, которому была приписана латинская генеалогия, античные авторы были вынуждены оставить двух этрусских Тарквиниев в списке семи царей. Археология полностью подтверждает этрусское присутствие в Риме, в какой бы форме оно ни проявлялось. Многочисленные фрагменты керамики буккеро были обнаружены в различных частях Рима, и не только в центре, на Форуме или в Боариуме. Например, можно обратить внимание на удивительную керамику, выполненную техникой тонкого буккеро, обнаруженную близ Сен-Жан-де-Латран. Однако обнаружение этрусской или греческой керамики, даже в большом количестве, не достаточно, чтобы в точности говорить об этрусском или греческом присутствии на римской территории: всегда можно предположить, что это был всего лишь импорт. Но также верно то, что это свидетельствует об активной торговой деятельности.

Найденные этрусские надписи не оставляют никаких сомнений в том, что на римской территории присутствовали носители этрусского языка. Итак, в Риме было найдено порядка десяти надписей, выгравированных на керамике буккеро. Например, имя «Uqnus» можно прочесть на фрагменте буккеро из Форума Боариум, и в этом имени можно узнать латинское имя Окнус, который считался основателем Болоньи (этрусской Фелсины).

Но самая длинная и показательная этрусская надпись выгравирована на небольшой фигурке льва из слоновой кости: она была обнаружена в ходе раскопок в Сант Омобоно, на Форуме Боариум, в месте рыночной торговли на берегу Тибра. На этом изделии второй половины VI в. до н. э. выгравированы три имени -- «araz silqetenas spurinas». Первое из них -- хорошо известное этрусское имя Арат, а замена придыхательного t на z в конечной позиции очень характерно для римского варианта этрусского языка. Третье имя «spurinas» -- также очень известно и принадлежит аристократическому роду города Тарквинии. Эта фамилия встречается в надписях множество раз, в этой форме или же в форме «spurinna», более известной в латинском языке. Намного позднее, в I в. н. э., латинские надписи дают нам сведения о деяниях, свершенных, быть может, в V или IV вв. до н. э. представителями рода Спуринна. Один из них принимал участие в экспедиции на Сицилию, в ходе которой этруски оказали помощь Алкивиаду. Эта крупная этрусская семья из Тарквиниев не исчезла вместе с независимостью Этрурии: Цезарь избрал своим личным гаруспиком именно выходца из рода Спуринна, ведь для выполнения этой роли необходим был этруск знатного происхождения. Позднее с еще одним выходцем из этого рода -- военачальником Вестрицием Спуринной -- состоял в переписке Плиний Младший .

Второе слово в надписи из Сант Омобоно, «silqetenas», хоть ничего нам не напоминает на первый взгляд, но по суффиксу -nas можно определить, что это имя собственное. Было предположение, что это слово как-то связано с географическим названием, в данном случае -- с городом Сульчи в Сардинии. Действительно, этруски имели торговые отношения с этим крупным островом, находившимся напротив их основной территории. Что же касается имени Арат Спуринна, то исследование небольшой фигурки льва из слоновой кости, от которой до нас дошла лишь одна половина, приводит к выводу, что этот предмет был своего рода «паспортом», позволяющим идентифицировать его владельца за границей: вторая половина фигурки льва должна была прикладываться к первой, словно банкнота, разорванная пополам. Нам известен и другой пример такого этрусского «удостоверения личности» из Карфагена, также часто посещаемого этрусскими купцами, которые привозили туда множество изделий из керамики. Во всяком случае, небольшая фигурка из слоновой кости с надписью из Форума Боариум прекрасно показывает, что Рим был весьма интересен для одной из самых крупных этрусских семей.

Что касается Тарквиниев, необходимо процитировать последнюю надпись, хоть она была выполнена на латинском, а не на этрусском языке. На дне чаши в стиле буккеро, датируемой последней третью VI в. до н. э., была сделана надпись «гех». Исключительное положение надписи указывало на то, что этот предмет не использовался в быту, а был предназначен для ритуального действа, возможно, имевшего отношение к жрецам начала Республики. Однако нельзя исключать тот факт, что речь могла идти и о самом царе.

Спуринна, очевидно, был в Риме не единственным этруском. Их именем в Риме названа одна из улиц, расположенная между храмом Диоскуров и базиликой Юлия. Эта узкая улица -- всего лишь 4 метра в ширину, как и все улицы Форума, -- начиная с республиканской эпохи, имела дурную славу, поскольку, по словам Платона, именно там можно было встретить мужчин-проституток. Но там были также и лавки парфюмеров, а Гораций сообщает нам что там находилась знаменитая книжная лавка Сосиев. На этой улице также возвышалась статуя Вертумны, бога фруктовых садов и фруктов, о котором Варрон говорил как о главном боге Этрурии, а Проперций пространно описывал его в одной из своих элегий .

Влияние этрусков на римскую цивилизацию, согласно античным источникам, было многочисленным и разнообразным -- ив политической, и в религиозной, и в культурной жизни. Достаточно один раз почитать Тита Ливия, чтобы осознать размах градостроительных работ, предпринятых этрусскими царями и прежде всего Тарквинием Приском. Римский историк выделяет три крупных вида работ: осушение низин и болотистых местностей Рима, строительство храма Юпитера Капитолийского и сооружение Большого цирка (ипподрома).

Что касается первого пункта, то уже в Античности бытовало единогласное мнение, что этруски были «мастерами гидравлики». Они установили в своих городах целую сеть водостоков и канализационных канав. Больше всего впечатляют водостоки Марцаботто, идущие вдоль основных осей города. Этруски также сумели дренировать вулканические и непроницаемые для воды почвы Южной Этрурии с помощью сети подземных каналов. Именно таким образом они смогли противостоять эпидемии малярии, опустошившей окрестности Рима, -- эта болезнь вновь и вновь возобновлялась вплоть до новейшего времени. Нельзя сомневаться в этрусском происхождении восхитительного колодца в Перудже, имеющего глубину 37 м и ширину 5,6 м. После некоторых споров теперь считается, что «Понте Содо» («Крепкий Мост») в Вейях также был этрусским: этот туннель, вырытый в туфе, позволял откачивать воды с территории Вальчетты, часть земель которой была постоянно затоплена и, следовательно, непригодна для земледелия.

В Вейях и во многих других городах Южной Этрурии нет никаких сомнений в том, что куникулы, подземные каналы (1,70 м в высоту и 60 см в ширину), через которые откачивалась стоячая вода, поступавшая из вертикальных колодцев, были созданы в этрусскую эпоху. Известно, что римляне во время осады Вейев воспользовались одним из этих куникулов, чтобы проникнуть в этрусский город. Во время той же осады этруски сумели создать водоотводный канал из озера Албен, чтобы избежать затопления прилегающих территорий во время паводка. Не будем покидать территорию города Вейи, не отметив наличие огромного водоема архаического периода на акрополе Пьяцца д"Армии, который находился под открытым небом. Необходимо уточнить, что туф в этом регионе было весьма просто копать, и можно было сопоставить эти дренажные работы с дорожными: во многих городах к западу от озера Больсена этруски вырыли в туфе на многометровой высоте очень живописные дороги .

Однако форум не был единственной болотистой низиной в Риме. Та же проблема была и в долине Мурчи, что между Палатином и Авентином, где протекал ручей. Для строительства здесь Большого цирка необходимо было провести осушительные работы, чтобы вывести стоячую воду в Тибр. Именно этруски смогли это осуществить. Описание этого архаического цирка с его деревянными трибунами для знати, покрытыми тентом, данное Титом Ливием и Дионисием Галикарнасским, полностью подтверждаются этрусскими фресками из Тарквиниев. Их можно увидеть в гробнице Колесниц (рис. 14), датируемой примерно 500 г. до н. э.: зрители сидят на высоких скамейках, наблюдая за разными атлетическими соревнованиями и за гонками на колесницах (последние и дали название этой гробнице, обнаруженной в XIX в.). На этой этрусской фреске на почетных местах иногда фигурируют зрительницы, и нельзя не отметить разношерстный характер публики, что свойственно Риму, во всяком случае, в цирке. Для Овидия, в эпоху Августа, цирк оставался идеальным местом для попыток соблазна. У греков было другое отношение к атлетическим и конным состязаниям, и, вероятно, этруски были причастны к тому привилегированному положению, которое было даровано римской женщине, во всяком случае, в том, что касается спектаклей.

Этрусское влияние на римские игры и культурную жизнь не ограничивалось одними лишь постройками и оборудованием. Вся программа и технические элементы конных скачек были заслугой этрусков, и все это -- уже в эпоху царей. И когда Тарквиний Старший, по словам Тита Ливия, организует роскошные игрища в Риме после победы над латинскими народами, он велит доставить кулачных бойцов и лошадей главным образом из Этрурии. Весьма любопытно, что одна из расписных гробниц Тарквиниев, гробница Олимпиады (ок. 530 г. до н. э.), кажется, иллюстрирует это событие: на одной стене показаны боксерский поединок и скачки на колесницах. Однако детали еще более показательны: техника этрусских и римских возничих одинакова, они завязывали узлом вожжи вокруг талии, чтоб не выронить их во время скачек. Очень опасная техника при падении (поломке), которая совсем не использовалась греческими возничими. Снаряжение этрусских и римских возничих также очень сходно -- короткая туника, отличавшаяся от длинной тоги, которую носили их греческие коллеги, в частности возничий из Дельф. Естественно, цирковые выступления не были единственными, носившими этрусский отпечаток: считалось, что сценические представления также появились в Риме с приходом этрусских гистрионов, которые были в большинстве своем танцорами. Однако это происходило, вероятно, около 367 г. до н. э., то есть уже не в эпоху этрусских царей, как в случае с конными состязаниями.

В ряду масштабных работ царя Тарквиния не последнее место занимало строительство храма Юпитера на Капитолийском холме. Храм по своим внушительным размерам и убранству был крупнейшим в Центральной Италии в свою эпоху. Он был возрожден во всем своем величии благодаря современным раскопкам, проводимым вследствие реконструкции капитолийских музеев. Любопытно, что долгое время наиболее «этрусской» чертой являлась та, которую в настоящее время мы, скорее, назовем «римской»: этот храм, посвященный триаде Юпитера, Юноны и Минервы, характеризуется наличием трехнефной целлы, расположенной позади пронаоса, фронтальной колоннады. Витрувий, архитектор августовской эпохи, описал эту тройную целлу как типичную для тосканского храма. Однако теперь исследователи прекрасно осознают, что мало этрусских храмов имеют эту характерную черту. Она встречена только в храме Бельведера в Орвието и в храме А в Пирги (ок. 470 г. до н. э.).

Однако нельзя отрицать существование такого типа планировки в Этрурии. Тройные элементы можно обнаружить и в погребальной архитектуре (Цере -- гробница Кресел и Щитов, гробница Греческих Ваз), а также в домашней архитектуре (Акваросса). Что же до этрусских триад в религии и культуре, то исследователи часто хотят видеть их повсеместно, даже там, где их может не быть. Например, в Поджо Чивитат (Мурло), где американским археологам на терракотовых архитектонических плитах привиделась не одна, а целых две божественные триады: небесная триада, в которую входили Тиния (Юпитер), Юни (Юнона) и Менерва (Минерва), и хтоническая триада, состоящая из Цереса, Либера и Либеры. Коль скоро этот вопрос, архитектурный и религиозный одновременно, остается открытым, неоспоримо, что архаический римский храм хранил в себе отпечаток этрусской культуры в своей общей планировке, подиуме и, в частности, отделке. Внушительные размеры капитолийского храма Юпитера доказывают, кстати, что Рим в VI в. до н. э. ни в чем не уступал другим этрусским городам. Можно предположить, что Рим не просто был этрусским городом, но одним из крупнейших этрусских городов .

Общественная и сакральная архитектура не была единственной сферой, где вклад этрусков был подчеркнут традицией. Эта тенденция распространилась и на частное жилище: широко распространенные в италийском домостроительстве атриумы считаются этрусскими по происхождению. Само слово было сопоставлено Варроном с портом Адрией: определенно известный топоним, поскольку он подарил название Адриатике. Известно, что древние обожали слова фантастического происхождения, и все же странно, что атриум сопоставлялся, в общем то, со второстепенным и отдаленным от центра городом паданской Этрурии. Существует также понятие «тосканский атриум», в котором отсутствуют колонны. Отсутствие в ряде случаев центрального водоема заставляет некоторых современных исследователей полагать, что это был просто крытый двор, а не настоящий атриум. В настоящее время жилище, раскопанное на южном склоне Палатина, подарило нам прекрасный пример аристократического жилища с атриумом последней трети VI в. до н. э.

Культурные влияния на Рим со стороны этрусков этим не ограничиваются. Многие античные авторы считали сами символы римской власти (insignia imperii) этрусскими. Об этом вполне определенно пишет Страбон: «Говорят, что победные символы, знаки отличия консулов, и в целом знаки отличия магистратов были принесены в Рим из Тарквиниев вместе с фасциями, секирами, трубами, религиозными церемониями, искусством гадания и музыкальным сопровождением римских публичных мероприятий». К этому списку можно отнести скипетр, курульное кресло, пурпурную мантию и один из важнейших символов власти -- фасции (перевязанные пучки прутьев-розг, являвшиеся изначально непременным атрибутом высших магистратов).

В одном из произведений латинского поэта III в. до н. э. Силиуса Италикуса утверждается, что именно в Ветулонии впервые появились фасции. В одной из гробниц VII в. до н. э., открытой в 1898 г., была обнаружена фасция, или ее модель, из железных прутьев и двойной секиры. Этот тип секиры очень часто встречается в Этрурии, например, обоюдоострые топоры найдены в Тарквиниях, а в Ветулонии на знаменитой стеле изображен силуэт воина Авела Фелуске, держащего двойную секиру в правой руке. Гробница Ликтора в Ветулонии, похоже, подтверждает неожиданное утверждение латинского писателя; но иногда реальность этого открытия подвергается сомнению, поскольку во время открытия этой гробницы еще не осуществлялась настоящая научная фиксация находок. Кстати, в Этрурии практически нигде не были найдены фасции, сочетающие прутья и секиры, ни среди археологических источников, ни среди иконографических: каждый раз два этих символа власти были обнаружены отдельно и не составляли фасцию в римском значении. Если отвлечься от этрусского влияния на Рим, необходимо отметить, что помимо выше указанных примеров мы обнаружили множество символов власти в собственно этрусских погребениях. Можно упомянуть потрясающие бронзовые секиры, найденные в царских погребениях Казале Мариттимо, близ Вольтерры, а в иконографии погребальных фресок, в особенности в Тарквиниях, зачастую изображены символы власти, секиры, копья, жезлы, музыкальные инструменты и многочисленные кортежи, сопровождавшие покойных магистратов .

Согласно одной из современных теорий, этруски фактически были наставниками римлян в гоплитской тактике, этом революционном изобретении в военном искусстве, которое положило конец гомеровским аристократическим боям на колесницах. Но особое внимание уделяется военной музыке, которая в Риме также считалась музыкой этрусского происхождения. Это касалось рога и трубы. Этрускам были известны два типа последнего инструмента: прямая труба, по-латински «tuba», и труба с загнутым концом и расширяющимся мундштуком, которую по-латински называли «lituus». Бронзовая труба такой формы была найдена в Черветери. Во время раскопок, проводимых недавно в наиболее древнем поселении Тарквиниев, на плато Чивита, в погребении начала VII в. до н. э. была обнаружена очень красивая бронзовая «lituus», согнутая втрое. Она располагалась на бронзовой секире и щите -- совокупность предметов, несомненно, имела сакральный характер. Наиболее часто изображаемым инструментом был, несомненно, греческий «авлои» или латинский «tibiae», с двумя трубами, который мы зачастую переводим как «флейта», поскольку речь идет о язычковом инструменте, более близком к габою или кларнету. Кажется, что невелик список дел, которые этруски делали без музыкального сопровождения, в частности без этих «tibiae», будто тишина была самым редким явлением в этрусском городе! Некоторые греческие авторы, в том числе великий Аристотель, например, с удивлением (а иногда и с возмущением) констатировали, что этруски делали хлеб, били и стегали их рабов под музыку (изображения подтверждают первые два вида деятельности) .



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Jtcase - портал о строительстве